Что Есть Литература...
Литература – слово неоднозначное, оно насильственно составленое, без соединительных гласных: из литера+тура, – где литера <лат. Littera – буква + тура <лат. Turris – башня... Как действуют они в таком «единстве»?..
Но, прежде, литера – от <лат. Littera – буква, есть чудесная композита греческого образца: littera соединяет lit – лит <гр. Lithos – камень + tera – тера <гр. Teras – чудовище, она же тера – измерение 10 в 12 степени, не менее «грозная» величина. Их греко-латинская перекличка сближает глубинное значение слов без видимых противоречий. В littera слияние слов оказывается неприхотливым и ясным указанием на естественные истоки и необходимость этой противоречивой природы. Некогда, оно так и входило в «Литтературу», сохраняя двойную «т»...
Литтера – Слово-«буква», в сущности, есть «каменное чудовище», невиданное и устрашающее. На камне вырубались невероятные образы-линии в которые зримо «сворачивали» внутренние представления и понимание вещей. И это отдаленное подобие ощущаемого, «видимого» или «мыслимого» пространства жизни запечатлевалось «печатанием» на камне образов, которые становилось актом рождения и утверждения первобытного, а затем – традиционного духа.
Такая «фиксация» дала возможность перейти от бытовавшего прежде запоминания, всегда с долей фантазийности или упущений, к точной, независимой, безутратной или безупречной памяти о слове в камне. Каменная «скрижаль» долговечней и неизменней человеческой памяти, живущей в бурлящей ауре эмоций и чувств.
Когда знаки-письмена стали понятны «массовому» сознанию, они начали не только устрашать, но хранить былые истории и восхищать их «носителей».
Возвращаясь к «полноте» Литтературы, обратимся к последней значимой «т» – Тура <лат. Turris – башня. Литтера+тура превращается в нечто несоединимое – «буква» + «башня», которые языковая воля сближает с «Башней Букв», или «Башней из Букв». Памятуя связи «букв» со словом, – Лит-Тера-Тура преображается в «Башню из Слова-Камня».
Утрачивая одну букву «т» (t), Литература припрятала свои «каменные страшилки» в гущу повествований, выдавая лишь внешние очертания жизни...
ЛИТТЕРАТУРА – это Камень! + Чудовище! + Башня! – вот с чем мы имеем дело... Невольно сделаешь несколько шагов назад – обозреть, восхититься, задуматься...
С началом новой Эры…
Слово обретает плоть «камня», оно прирастет силой изменяемости обработанного «камня-слова». Совершенство строения или способность построения «образов» приобретает возможность соответствовать форме замысла, где краеугольность Слова-Камня приносит необходимую законченность в образах и смыслах.
В сущности, «краеугольность» камня – есть глубинное значение и качество слова, собирающего биение жизни со всей широты расходящихся сторон угла в его крайность, в точку-угол камня-слова. Краеугольность – есть неизменная ответственность слова вносящее в место повествования правдивое свидетельство, точное описание видимого и духовное прозрение хода событий.
Порой, краеугольность приобретает особую степень выражения Слова-Камня – это пророческое слово, столь привлекательное и «таинственное» в «Заветных» текстах...
Незыблемость «камня» придает твердость и неуничтожимость слову. Слово превращается в опору, в основу, в нерушимую ценность, в доверие и веру. Но из «веры слову», вдруг, намеренно или случайно, вырастает игра на этой вере, то есть, зарождается – ложь... Вместо силы слова, основанной на чистом взаимодействии с миром, возникает сила лжи или – Власть Лжи, то есть, слово поражается отсутствием свободы и правды. В мир входит Унижение, Вражда, Борьба, Война и Власть над Миром. Всё пронзает власть Зла... Или как говорили прежде: «Сеющий ложь взращивает Беду»...
Но «каменная» природа Литтературы, в основе своей, открывает совершенное строение из Слов, она приобретает чудесный образ Туры – Башни.
Литтература, в удивлении и смирении, «затихает», – она Архитектурная!
Она имеет выверенное соотношение частей, сторон, объемов формы, то есть, приобретает замысловатый рисунок в пространстве и неповторимое «внутреннее» убранство...
Её основание выдерживает мощь строения, что не допускает перекосов стен, трещин или обрушений. Эта Башня точного, правдивого Слово-Смысла, и неизменно твердой «каменной» образности. Башня открыта общению, она неподражаема и существует независимо от восприятия неискушенного созерцателя или искажаюшего истину...
Образ «Башни»-Литтературы может состоять из нескольких Башен, различного размера и конфигураций, то есть – жанровых форм произведений.
Строители-Литтераторы не всегда озабочены правом «возводить» совершенные, а не полуразрушенные или искореженные Башни, без особого на то замысла... И тут, возникает непредсказуемая природа ЛИТЕРАТОРА...
Каков Он на фоне ЛИТТЕРАТУРЫ?.. Чем ответит?..
Совсем недавно Слово "Литтература" можно было прочитать на обложке первого номера пушкинского журнала "Современник" 1836 года, то есть на пороге исхода «Золотого века»...
Свидетельство о публикации №225011001532