Нохчи-Солчи и Монголия. Две версии

Bild: Китайская принцесса и шаньюй Hsiong-nu. У последнего нет сколько-нибудь явных признаков монголоидности. Он ближе к уйгурам.

Нохчи-Солчи и Монголия. Две версии

Наша тема - кавказско-монгольских многочисленных лексических совпадения до нас абсолютно никем не поднималась. Здесь мы первые.

До нас на это явление обращали внимание Омельян Прицак и Карл Менгес. Оба были убеждены в том, что "протомонголы" оставили свои языковые следы в Дагъестане. Омельян Прицак считал этнонимы Kumo, Awar, Qay (Qaylan) из Внутренней Монголии.

Но развёрнутой доказательной базы ни тот, ни другой не привели.

Американский лингвист Александр Вовин несколько изменил монголоведение. Он утверждает, что те кого раньше называли "протомонголами" следует всё же обозначать как "парамонголы". Это означает, что их языки не произошли от средневекового монгольского, они просто типа монгольских, их напоминают, схожи с ними.

Таким образом, наиболее вероятной версией представляется связь нахско-дагъестанских языков с парамонгольскими. Они могли являться отдельной ветвью внутри парамонгольских языков. Мы не рассматриваем генетику, хотя и здесь есть интересные моменты связей, как минимум, трёх дагъестанских популяций с уйгъурами, хазара и узбеками Афгъанистана.

Кроме гаплогруппы
J1, которая совсем не семитская, а Прикаспийская (Vercanian), можно ещё обнаружить гаплогруппу G2 среди аварцев, которой у других дагъестанцев нет совсем. В эту же экзотику можно добавить R1b среди даргинцев, гаплогруппы L и   Q среди чеченцев.

Для нас оказалась недоступной информация о казахском клане Ысты — 50 000 (45 000) /225 000/, представители которых считают себя связанными с нирун-монголами. У них очень высокий показатель наличия гаплогруппы J1.

Среди самих монголов ( включая тех, кто перешёл на язык дари) мы видим, что Внутренняя Монголия в генетическом плане ближе не бурятам и внешним монголам, а уйгурам и хазара.

Больше по генетике у нас данных нет. Да, на генетических картах заметна полоса носителей гаплогруппы J1 по Сев. Казахстану до Китайского Синцзяна включительно. Видим и накопление данной гаплогруппы в Синцзяне.

В связи с этими данными вполне могло быть так, что носители парамонгольских языков или конкретно какой-то одной из её ветвей находилась вблизи от енисейских народов ( кеты, вымершие пумпокольцы и др.). Далее, имели место события, приведшие к миграции их на запад.

Гаплогруппа E (североафриканцы) есть у всех кавказцев, включая адыгов и далее украинцев, но среди Чечни и Дагъестана - провал, резкий обрыв её распространения. Она на уровне басков и скандинавов.

2. Вторая версия -это то, что языковые связи очень древние. Так сказать, один из компонентов монгольских языков.

Последняя версия и малоубедительная и бездоказательная. Здесь мы попадаем в зону фантастических предположений.

Больше похоже на связь с Синцзяном и прилегающими к нему территориями.

Языковые параллели с монгольскими языками качественные. И из них лишь некоторые имеют соответствия с тюркскими языками. Большинство из них не имеют.

Много совпадений с кетским и индоевропейскими языками. Так что и здесь заметен общий контур пространства Синцзян- Южная Сибирь- Сев. Казахстан и далее на Запад к берегам сев. Каспия. Временами неожиданно всплывают  параллели с японским и корейскими языками. Эта география накладывается на "хорскую" ( сяньбийско-ухуаньскую) Жужань.

Для того, чтобы постоянно не нырять то в Монголию, то в Сибирь, то в сев. Прикаспий, мы для себя обозначили эту лексику как "Горский каганат". Этого вполне достаточно. По крайней мере, ошибок и неверных расчётов станет меньше. Горский каганат соответствует арабским источникам X века, всё остальное лишь предположения, опирающиеся исключительно на языковые данные, но не на исторические источники. Среди письменных источников мы имеем лишь "бесчисленный народ хонов" армянских источников по Кавказской Албании и арабские упоминания о Земле Трона, она же "Каганат гор" ( араб. "Хакан аль- Джебель"). Термин "къагъан" (халха-мнг. ХААН) до Жужани не существовал, хунны называли своих правителей "шаньюй"). 


Рецензии