Мысли о разном 2

- «Ты сам делаешься священником Христа, когда подаешь чашу воды или кусок хлеба» (Свт. Иоанн Златоуст). Терпение необходимо для спасения души, поскольку благодать действует на душу, постепенно ее исцеляя, и необходимо немалое время, чтобы душа хотя бы приблизилась к своему первозданному виду. По мере воздействия благодати, усиливается противоположное воздействие плоти, которая не хочет отпускать своего. Борьба постоянно усиливается и наступает такой критический момент, когда от человека требуется все мужество и сила воли, чтобы противостоять давлению плоти и остаться на стороне благодати. Если человек переселит себя, то благодать возобладает, и плоть отступит. Если он не выдержит и поддастся плотским искушениям, то падение его будет тяжелым и трагичным. Эта борьба проявляется в умении терпеть и ждать. Плоть будет всячески внушать мысли посредством малодушия, уныния, мечтаний и страхов оставить борьбу и жить по велению похотливых страстей. В ходе борьбы благодать будет периодически отходить от человека, чтобы, с одной стороны, усиливалось давление плоти, а с другой через это давление более сильным и опытным становился борец. Слова Спасителя «Претерпевший же до конца спасется» говорят о том, что выстоявший в борьбе с самим собой получает в награду еще здесь на земле бесценные дары Святого Духа, делающие его способными противостоять искушениям и напастям плоти до последнего вздоха, как бы сильны они не были. Кроме того, он получает бесценный дар рассудительности, по сказанному «долготерпеливе муж мног в разуме» (Притч.14:29). Само по себе долготерпение – есть дар духа и плод любви, как сказал Ап. Павел, и обладающий им, равно как и другими плодами духа, под законом не состоит. Терпение для души подобно цепям, которые ее связывает, и тем самым, делают способной принять целительную силу благодати. Как метущийся в горячке человек не дает врачам его лечить, так и метущаяся душа не в состоянии принять врачевство благодати.  Задача плоти в том и состоит, чтобы заставить душу под любыми предлогами метаться во все стороны, и не позволить ей сделаться способной к принятию исцеляющих даров Святого Духа. По мере усиления борьбы, сначала будет нарастать сила плоти, а затем, ослабевая, она начнет уступать благодати. Каждая победа человека над собой будет усиливать воздействие благодати и обессиливать нападки плоти. Вкусивший первые плоды победы над собой, будет желать продолжения и усиления борьбы, видя в ней  повод для получения больших и лучших венцов и наград, испытывая ни с чем несравнимое особое наслаждение, становясь  при этом искуснее и мудрее. И тогда по словам прп. Исаака Сирина: « И тогда обретешь таки скорби, которые сладостнее меда».

- Господь дважды отказал хананеянке в исцелении беснующейся дочери, и только на третий раз   
  отозвался на ее мольбу. Это учит нас не отступать в просьбах к Господу, даже если Он и не сразу 
  исполняет их. Он не сразу дает нам, что мы просим для того, чтобы испытать наше терпение и наградить 
  за твердость и веру. Чем больше мы терпим и молим Его, тем большую награду Господь нам готовит.

- Оказывать благотворительность не во имя Христа – значит торговать милосердием.  «Не будем наживаться за счет чужих несчастий и торговать милосердием» (Ин. Златоуст).
- Птица летит по небу белая, но отражение на земле имеет черное. Наверное, поэтому, Ангелы тени не имеют.
- Как сказал свт. Иоанн Златоуст: "Мы не можем подняться до погрешностей апостолов: они спрашивали Христа о том, кто будет велий в Царствие Небесном, а мы – кто в царствии земном".

- Неверующего чудо удивит, а верующего умудрит. Чудо - только от Бога, а все остальное – фокусы или галлюцинации.

- Овцы идут к своему пастырю, которого знают и голос которого узнают. А если пастырь им не знаком или голос у него чужой, то они к нему не идут. Св. Ин. Златоуст сказал: «Пастырь присутствует своей паствой». Поэтому, если среди даже множества священников, собранных в одном месте есть пастырь (истинный), то овцы узнают его и придут на его голос, и тогда пастырь будет присутствовать своей паствой. Но если у пастыря нет паствы, то он и не пастырь. Как достоинство сына познается через достоинство отца, так достоинство пастыря познается через достоинство паствы. Можно быть священником и не быть пастырем, а можно быть пастырем и не быть священником. Священники, не имеющие паствы – не пастыри. А раз пастырь не имеет паствы, то он пасет не паству, а себя, т.е. в основу пастырского служения положили личные интересы и пристрастия. Про них Бог через пророка Иеремею сказал: «Горе вам пастыри израильские, которые пасут сами себя».

- Порочному человеку богатство многократно усиливает пороки.
- Высшая форма бытия – это пребывание в одиночестве в миру, или «внутрь пребывание», как определял этот состояние Свт. Феофан Затворник.
- Избрание человека от мира можно сравнить с операцией по разделению сиамских близнецов без наркоза, но только во много раз сложнее и болезненнее. В первом случае разделяется плоть от плоти, а во втором – душа от плоти.


- Тому, у кого Бог в сердце не нужно ездить за Ним. Паломничество необходимо на этапе становления верующего, как начало и необходимое условие его воцерковления. По мере духовного возрастания, следует вести богообщение в сердце, а не во вне, не прибегая к видимым, чувственным образам присутствия Божия на земле. Свт. Иоанн Златоуст писал: "Мы должны стремиться к пустынножительству не столько в поисках каких-либо пустынных мест, но и в самом произволении, искать главное, другое – душу свою свести в самую необитаемую пустыню". Паломничество ради паломничества приводит к взращиванию тщеславия и удаляет человека от Бога. В исламе мусульманин, который совершил паломничество в Мекку (хадж), получает почетное прозвище "хаджа", что дает ему право на особое почитание среди единоверцев. Слава Богу, что такого нет в Православии.

- У древне-греческого скульптура Праксителя спросили, как ему удается творить такие прекрасные статуи, на что он ответил: "Я просто беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее". Так и Дух Святой искушениями, постигающими нас, отсекает,  как инструментом, от нашей души все лишнее, приводя ее в первозданное прекрасное состояние.
- Истинное покаяние возникает, когда человек осознает милость, любовь неисчислимые дары благодати, которые Бог изливает на нас грешных. Душа видит, что она недостойна такой божественной любви и начинает скорбеть от осознания своей греховности и ничтожности перед милостью и любовью Бога. Тогда возникает подлинное чувство смирения, уничижения и покаяния. Просто так покаяние возникнуть не может. И тот, кто не видит милость и любовь Бога, изливаемые непрестанно на нас, не может иметь истинного покаяния, а чувства, которые он приписывают этому состоянию – есть обман лукавого, т.е. прелесть.
- При искушениях ищи утешение в скорбях, а не в удовольствиях.
- Не надо становиться лучше. Нужно приложить все усилия, чтобы не стать хуже. И тогда Бог, видя твои старания, Сам, Духом Святым сделает тебя лучше настолько и таким образом, насколько это предусмотрено Его промыслом, в соответствии с устроением твоей души и твоими способностями. Дух Святый ведет свою работу в человеке незримо.
- Борись с врагами внутренними, и тогда Бог поборит всех твоих врагов внешних.
- Все наши привязанности: быт, заботы, работа, семья, дети и пр. есть ни что иное, как декорации на сцене, которыми Творец обставляет человека, чтобы он хорошо сыграл свою роль в спектакле, под названием «Жизнь». Поэтому, наша привязанность к работе, родным, деньгам, удовольствиям, власти и пр. – это привязанность к пустому, не имеющему никакой ценности, изношенному театральному реквизиту. Любить эту жизнь, любить деньги, почет и славу – это все равно, что любить старую мебель и потертые фигуры из папье-маше, которые к тому же никогда не были и не будут нашими.  Они все равно останутся в театре покрываться пылью, когда спектакль закончится и актер покинет свою сцену навсегда.
- Обычно человек благодарит другого человека, когда от него что-то получает. Человеку приятно делать  добро и получать за это благодарность. У Бога все не так. Для Него наша благодарность состоит в том, когда мы даем Богу повод дать нам что-либо. Бог любит быть нашим должником, а не заимодавцем.  Более того, за то, что мы позволяем Ему быть нашим должником Он нас еще и щедро вознаграждает. Поэтому, Бог часто не исполняет наши просьбы, поскольку Он хочет дать нам не меньшее, чего мы просим, а большее, в чем мы нуждаемся.
- Господь находит человека и через него свидетельствует о Себе.
- Поступающий правильно, никогда не опоздает.


Рецензии
Доступная для понимания, мудрая, благословенная статья! О работе Святого Духа над сердцем человека, работе незримой, но очень серьезной, - так всё верно сказано со ссылками на святых отцов. Как Святой Дух меняет греховную природу сердца "каменного" и делает его сердцем "платяным", как внешне порядочный человек вдруг осознает себя грешником и достигает зрелости к покаянию, - всё доходчиво пояснено. Истинное покаяние невозможно без осознания себя грешником! О борьбе плоти и духа - простое и понятное объяснение. О милосердии, которое должно быть бескорыстным, иначе милостыня и якобы благодетель становятся пороками.
"Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая"- говорил Христос.
Да, земная наша жизнь - спектакль, в котором мы играем роли, как актеры на сцене.
Спектакль раньше или позже заканчивается и занавес опускается... А потом - частный Суд над каждой душой, ещё до Втотрого Пришествия.
Спасибо, Игорь, за порцию духовной пищи.
С наступающим праздником Крещения Вас!
Мира, здоровья, Божьей благодати!
С уважением,

Вера Шляховер   18.01.2025 10:50     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отзыв! И Вас с Праздником!

Игорь Устичев   18.01.2025 11:00   Заявить о нарушении