Типы мышления

Опыт проживания в Ливане окончательно убедил меня, что все попытки организовать диалоги культур или конфессий – это часто притворное дело, отдающее фарисейством. Представители различных религий могут находить сходства и различия, но исходят в своих побуждениях из определенных политических обстоятельств, не преследуя цели прийти к понятному общему объединяющему знаменателю. Все же красноречивые лозунги о единстве высших духовных инстанций легко утопают в море манипулятивных дуспутов и схоластических полемик.

При всей запутанности разношерстной сектантсткой матрицы Леванта, в каждой конфессии можно найти людей, имеющих разные типы мышления, определяющие психотипы. Граждане со схожими психотипами, даже если они представляют совсем разные конфессии, часто находят общий язык.

Опираясь на наблюдение живой реальности и эмпирический опыт, я выделил 7 типов мышления:

1. Животный тип мышления. Этот тип мышления основан на рефлексиях и инстинктах, в особенности страхе и желаниях.
2. Традиционно-религиозный тип мышления. Человеку с этим типом мышления свойственна жесткая догматическая религиозность.
3. Манипулятивный тип мышления. Люди с этим типом мышления используют религиозные догмы и цитаты для удовлетворения своих желаний, умело манипулируя религиозностью окружающих.
4. Аналитический тип мышления. Люди с таким типом мышления обычно читают, думают и рассуждают, но не рискуют идти открыто против религиозных догм. Обычно они избегают критики конфессиональных верований и устоев.
5. Диалектический тип мышления. Этот тип мышления свойственен интеллектуально развитым людям, часто имеющим хорошее образование.
6. Творческий тип мышления. Подобный тип мышления, как говорится, представляет собой дар. Человек с творческим мышлением нестандартно мыслит и видит то, чего другие не видят.
7. Духовное зрение или антимышление. Такой тип восприятия мира связан с длительными периодами изоляции, медитацией и развитием навыков восприятия, основанного на отрицании цели как основополагающего фактора мышления и восприятия мира.


Следует указать на то, что каждому человеку могут быть свойственны все 7 типов мышления. Каждый из них может доминировать в зависимости от умственного развития и переживаемого периода жизни. Можно наблюдать у одного человека как переход от первого к седьмому уровню, так и наоборот.

Приведу пример. Омар Шекуш хорошо учился в ливанской школе, был послушным и религиозным мальчиком, слушался родителей и 5 раз в день совершал намаз. Когда он окончил школу, к нему приехал родной дядя Абу Ахмед и предложил помочь приобрести бесплатный грант для обучения в институте. Омару нужно выбрать специальность. Он может поступить учиться на инженера в казанский ВУЗ или на врача в ростовский университет. Он выбирает путь медицинского работника, потому что у него перед глазами пример соседа, уважаемого всеми доктора Абу Али Салима.

Если бы он поехал в Казань, то может быть, продолжил бы ходить каждую пятницу в мечеть. Но он предпочитает в Ростов, где тоже есть мусульмане. Но вместе с ним по такому же гранту отправляется соотечественник христианин Джордж Гандура. Их поселяют вместе в одной комнате в общежитии. Несмотря на религиозные различия, на чужбине они становятся друзьями. Однако плутоватый Джордж любит выпить и приобщает к таинству водки своего правоверного сокурсника.

Удивительным образом, скромный Омар на глазах меняется и становится душой компании. В нем просыпается творческое мышление, и он даже участвует в местной команде КВН. Это в Ростове он творческая личность, а когда возвращается в Ливан, снова становится религиозным послушным молодым человеком – прекрасным женихом для своей кузины Нисрин, такой же воспитанной и набожной.

Омар получает диплом врача и возвращается на родину кедров, где его ждет черноокая невеста. Но сначала выпускник российского ВУЗа должен устроиться на работу и построить дом. В глазах окружающих он уже дипломированный доктор, так что проблем с заработком не должно быть. Однако, будучи просто ординатором, а не специалистом, его не берут на хорошую хлебную позицию. Денег на продолжение обучения нет. Он устраивается в больницу врачом скорой помощи с окладом ниже медбрата. Такое условие выдвинул директор больницы, списывающий половину зарплаты себе в карман. Если Омар не согласится, то вообще окажется без работы.

Молодой мужчина соглашается. Каждый день он проводит по 10 часов в больнице за гроши. Родители его требуют, чтобы он начал зарабатывать лучше. Невеста все пишет по Ватсапу , интересуется, когда же будет построен дом. Проходит год, другой. К негодующей и раздосадованной Нисрин приезжает с родителями свататься другой жених, и она, чтобы не остаться старой девой, соглашается выйти замуж.

Омар не знает, как построить свою карьеру или продолжить образование и стать специалистом. Выпить спиртного, чтобы расслабиться, тоже не может, т.к. не хочет расстроить родителей, которые им гордятся. Да и все вокруг говорят, что он порядочный человек и каждую пятницу ходит в мечеть.

Творческое мышление у Омара подавляется желанием быть порядочным и успешным, т.е. религиозным и богатым. Ко всему прочему он испытывает постоянное чувство сексуальной неудовлетворенности, вернее задавленности. Последний раз у него была девушка, его подруга однокурсница, более двух лет назад. По телевидению и Интернету везде мелькают красивые полуобнаженные девушки, образы роскошной жизни и успешные богатые бизнесмены в дорогих костюмах и золотых часах.

Омар с каждым днем чувствует, как его переполняет агрессия и раздраженность, с которыми он не может совладать. С родителями ежедневно ссорится, т.к. они требуют от него, чтобы он жил по их разумению. К ним стал заходить шейх Зубейр и учить медика как правильно жить, потому что уже целый месяц доктор Шекуш не посещал мечеть. Каждый разговор молодого мужчины с родителями заканчивается ссорой. Шейх Зубейр стал вызывать отторжение на инстинктивном уровне. Омар все больше скатывается к животному типу мышления.

В таком состоянии человек становится легкой добычей для вербовщиков ИГИЛ (запрещённой в РФ террористической организации) . Один из таких шакалов, Абу Джумджума, стал посещать ежедневно больницу, где работает доктор Шекуш. Он рассказывает о том, какая интересная жизнь у «воинов Аллаха» в Биляд аш-Шам . Они там женятся и могут иметь наложниц. Медики там всегда нужны, и им хорошо платят. Главное, чтобы врач был правоверным мусульманином и совершал намаз.

У Омара еще как-то проявляет себя аналитическое мышление, и он медлит с ответом, но чувствует, что с каждым днем теряет самообладание и готов не сегодня завтра отправиться на войну в Сирию... Хоть куда, лишь бы вырваться из пут реальности, сдавившей его со всех сторон и загнавшей в угол отчаяния и безысходности.

В последний момент происходит неожиданное. В гости к погрязшему в безнадежности молодому мужчине приезжает сокурсник и редкостный хулиган Джордж, ставший специалистом анестезиологом. Он забирает Омара, и они едут в ресторан, где добрый христианин достает из сумки русскую водку и предлагает своему правоверному другу дерябнуть, как в старые добрые времена. Доктор Шекуш все не соглашается, боится прийти пьяным домой, где родители сразу учуют запах запретного напитка.

Анастезиолог насильно вливает в ординатора рюмку огненного напитка, после чего они начинают задушевный разговор. Ощутив потоки тепла в груди и расслабление, Омар усаживается вальяжно на стуле и рассказывает доктору Гандура свою историю с невестой Нисрин, больницей, родителями, шейхом Зубейром, вербовщиком ИГИЛ (запрещённой в РФ террористической организации)  по прозвищу Абу Джумджума.... В ходе разговора у обоих товарищей просыпается диалектический тип мышления, и они раскладывают ситуацию по полочкам. Сопоставив факты, они устанавливают связь между шейхом Зубейром и Абу Джумджума. Жених же, опередивший медика, никто иной как сын директора больницы.

У охваченных пылом возмездия друзей просыпается творческое мышление. Они многому научились в России. Теперь это помогает им решить сразу несколько проблем. Хитрый лис Джордж подсказывает пробудившемуся от летаргического состояния Омару имя своего родственника, работающего заведующим в военном госпитале. Через него предлагается раскрыть сеть террористов в обмен на вознаграждение и трудоустройство. 

Когда армия разоблачила заговор шейха Зубейра и вербовщика Абу Джумджума, то наткнулась на широкую подпольную сеть. Террористы привозили лечить своих раненных в больницу, а клирик помогал наводить вербовщиков на потенциальных моджахедов.

История доктора Омара Шекуш является художественным вымыслом, хотя и основана на похожих ситуациях, которые довелось слышать во время своего пребывания в царстве наследников Финикии.


Рецензии