Последний мутазилит

Я прожил 6 лет в Ливане в условиях квази-изоляции. Много времени проводил за чтением книг и письменным трудом. Порою по несколько дней к ряду работал над художественным романом, выходя только на веранду попить кофе и подышать свежим воздухом. За мой такой образ жизни один из знакомых прозвал меня последователем мутазилитского мазхаба.

Мне совсем не было обидно. Даже понравилось шуточное прозвище. Мутазилиты в исламе – это апологеты разума. Они считали Коран сотворенным и верили в приоритет рационального мышления над догмой. Их расцвет пришелся на правление аббасидского халифа аль-Мамуна (IX век от Р.Х.). Данный период вошел в историю как эпоха научно-культурного подъема, ознаменованная строительством Дома Мудрости (Байт аль-Хикма) в Багдаде. Мутазилиты проповедовали толерантное отношение к христианам, получившим покровительство аббасидского халифа.

Аль-Мамун прославился своими научно-духовными поисками. Он открыл врата знаниям и греческой философии в культуру ислама. Это привело к ярости радикальных салафитов, воспринимавших все отличное от их догматических представлений в качестве безусловного зла. Аль-Мамун же в свою очередь воспринимался как настоящий философ на троне. Он даже отправился в экспедицию в Египет для изучения пирамиды Хеопса. Правитель надеялся найти вход внутрь, где предполагаемо находился клад с золотом. Его скорее интересовал сам процесс постижения неведомых ранее истин, чем добыча мифического драгоценного металла.

При халифе Аль-Мутаваккиле взбешенные салафиты нанесли сокрушительный удар по мутазилитам, после которого те уже не оправились. Историк ислама Ахмад аль-Амин написал в этой связи: «Наибольшей трагедией в исламе стала смерть мутазилитов ». Салафизм превратился  в основную доктрину в исламе, а о мутазилизме теперь принято говорить только как о ереси.

Мусульмане арабы в ходе развития исторического процесса проявляли себя часто поборниками радикальных догматических принципов салафизма. Апологет истребления христиан, алавитов и друзов, Ибн Таймийе пользуется глубочайшим уважением среди защитников шариата. Салах ад-Дин аль-Аюби, лично издавший ряд фетв, призывающих казнить ученых, разрушил целую пирамиду, чтобы из ее камня построить себе резиденцию.

В арабо-исламской истории Салах ад-Дин является безусловным героем, т.к. ему приписывается освобождение Иерусалима от крестоносцев, но напрочь забывается его необузданный кровавый террор против любых проявлений культуры, противоречащих салафизму. Стоит ли говорить, что аюбитский правитель не только пирамиду разрушил, но и прекрасную архитектуру славных фатимидов сравнял с землей?

Устремляя взгляд вглубь истории, я понимаю, что мудрых и славных правителей и фигур арабской истории преднамеренно очерняют или забывают, тогда как героями становятся деспоты, выступающие под лозунгами салафизма и радикальных форм ислама. Что тогда говорить о средневековых ученых и мыслителях, которых при жизни преследовали, обвиняли в ереси и убивали, а потом приписывали их достижения исламской культуре!

Таких известных мыслителей как аль-Фараби, Ибн Сина (Авиценна), ар-Рази, аль-Бируни, аль-Кинди, Ибн Баджа и многих других, при жизни и после обвиняли в ереси и уходе от религии. Когда же их труды получали признание в Европе, то исламские историки записывали их в ряды выдающихся исламских деятелей. 

Необходимо определиться, можно ли считать средневековых философов неоплатоников (как аль-Фараби или аль-Кинди) мусульманами ? Ведь философия, которую они исповедовали, является чуждой догмам шариата. И до сих пор, в самых продвинутых арабских и исламских странах ученые и мыслители не смеют открыто заявлять о своих воззрениях, опасаясь преследований и расправ.

В этой связи неизбежно встает вопрос: как может развиваться общество, в котором преследуют философов и исследователей? И могут ли народы, подавляющие творческий потенциал своих пассионариев, создать суверенные национальные государства?


Рецензии