Советские скрепы

Условная политическая идеология (например, патриотизм) по своей направленности отлична от религиозных закрытых форм. Она призвана объединять представителей всех этносов и признанных конфессиональных объединений. Безусловно, православие для Русского Мира представляет собой внутреннее содержание, духовный код. Однако, религией мы не можем объединить остальные группы: будь то мусульман, иудеев, буддистов, представителей других конфессиональных течений или светских людей.

Условная идеология (если таковая необходима) стоит барьером между религией как духовным бытием общества и радикальными формами фанатизма. Чтобы не быть голословными, приведем пример.

Когда мы говорим о традициях, то следует понимать, что многие давно уже утеряны, при этом сформировались другие. Например, отмечание таких праздников как Новый год и День Победы (9 мая). Эти две даты не являются религиозными, но играют существенную роль в скреплении духовных и культурных основ нашего народа.

Православные догматики часто критикуют отмечание Нового года и требуют чуть ли не отмены его, поскольку он представляет собой светский праздник, имитирующий, по их мнению, Рождество. Отчасти они правы и не правы в тоже самое время. Да, это светский праздник, но он глубоко вошел в культурную сущность нашего многоэтнического народа.

Нам приходилось на Ближнем Востоке сталкиваться с радикальными мусульманами, осуждающими других за отмечание не религиозных торжеств. Они обвиняли своих братьев по вере в предательстве, поскольку те вместе с христианами празднуют Рождество и Новый год.

Понятно, что Рождество – это часть христианского самосознания. Мусульмане признают непорочное зачатие Девы Марии, но они не могут отмечать совместно с христианами эту дату, потому что не признают божественную сущность Христа.

Например, алавиты в Сирии отмечают Рождество 25 декабря. Здесь следует указать на то, что истоки самого праздника восходят в глубокую древность, задолго до появления христианства. Он связан с культом Митры в Персии, а до этого в Индии. Догматические христиане не могут признать связи христианского праздника с древними аналогами. Однако для людей, принимающих материально-духовное единство мира – эта связь очевидна.
Новый год одновременно и является имитацией Рождества, но в тоже самое время имеет более давние корни. Это окончание одного цикла и переход к другому. В Средней Азии и Персии отмечают Новый год в день весеннего равноденствия – пробуждения Природы. Для нас же перерождение связано с Пасхой – воскрешением из мертвых.

Новый год – это своего рода нулевая точка перехода от старого состояния к новому. Так сложилось что атеистическая власть большевиков сначала отказалась от празднования Рождества, а потом предложила отмечать НГ. И самое интересное, что в советский период, по сути, сформировалась новая традиция, объединяющая как православных, так и мусульман, иудеев, буддистов, верующих и неверующих, гностиков и агностиков, платоников и материалистов.

Если все традиционные религии пустить на самотек, не создав единых точек пересечения, так сказать скреп, то рано или поздно вспыхнут этноконфессиональные конфликты.

Советский период истории создал множество дат, объединяющих народы. Многие из них остались частью «красной эпохи» (такие даты как 7 ноября, 30 декабря и другие коммунистические даты), но две скрепы точно необходимо сохранить в качестве уже состоявшихся живых традиций Русского Мира – празднование Нового года и Дня Победы.

В Новогоднюю ночь и дети, и взрослые ждут перемен, чудес, переживают мистерию духовного обновления. Сначала проводится старый год, потом встречается новый. Вместе со старым отпускаются обиды, неудачи и многие другие материальные и нематериальные вещи, которые должны остаться в прошлом. Открывается душа для новых возможностей. Люди живут одним общим новогодним духом, независимо от того, православные они или мусульмане, буддисты или иудеи.

Если не будет общих скреп, а только упование на взаимопонимание представителей традиционных религий, то они разойдутся по разным направлениям. А это в свою очередь приведет к подрыву общества изнутри. Поэтому мы должны бережно хранить оставленные советские скрепы.

Санкт-Петербург, 13-12-2022 г.


Рецензии