Европа и душа Востока Вальтера Шубарта
(философский опыт осмысления наследия Вальтера Шубарта - продолжателя идей Н. Я. Данилевского)
"Русский всечеловек, как носитель нового солидаризма, единственный, кто может освободить человечество от индивидуализма сверхчеловека и коллективизма массового человека... русский не хочет ... ближнего превращать в средство. В этом суть русской идеи братства, и в этом заключается Евангелие будущего."
(В. Шубарт. "Европа и душа Востока")
***
Книга Вальтера Шубарта "Европа и душа Востока" представляет собой историософский опыт, вполне сравнимый с "Россией и Европой" Данилевского и "Закатом Европы" Шпенглера.
Аполлоническая, фаустовская и магическая душа Шпенглера претерпевают трансформацию у Шубарта в "гармонического, героического, аскетического и мессианского человека." Его учение об эонах (эпохах, квантах космического времени) внесло неоценимый вклад в развитие идеи "живого цикла", сформулированной Данилевским, однако, своими корнями уходящей в глубь веков.
Учение Шубарта об эонах, по всей видимости, открывает новый этап философских исследований в русле культурно-исторической традиции, знаменующийся не только рассмотрением всего многообразия культур в социально-пространственном измерении, по горизонтали, но и попытке учитывать временной фактор эпох, по вертикали развития, выдвигающий каждый раз на историческую арену все новые и новые культуры, удовлетворяющие его требованиям.
Почему цивилизации Данилевского или культуры Шпенглера "ждут своего часа", до поры до времени находятся в "исторической спячке" а в определенный исторический момент выходят из нее, демонстрируя свой расцвет и превосходство, в то же самое время случайно ли гибель цивилизаций также, в свою очередь, сопряженная с определенными моментами времени?
На эти вопросы у Данилевского и Шпенглера, по всей вероятности, не было ответов (в силу ряда причин). Для В. Шубарта ответы на них лежат в русле его "эонического учения":
"Персы и иудеи с верной интуицией ограничили возрасты мира четырьмя. Действительно имеются четыре сменяющие один другого прототипа. Они создают во времена своего господства гармонического, героического, аскетического и мессианского человека, которые отличаются друг от друга своим основным поведением в противопоставлении себя Вселенной."
Что представляет собой это "основное поведение"?
"Гармонический человек переживает Вселенную как космос, одушевленный внутренней гармонией, не подлежащий ни человеческому водительству, ни оформлению, а долженствующий быть лишь созерцаемым и любимым." Так, по мнению Шубарта воспринимали мир гомеровские греки, китайцы эпохи Конфуция, христиане готики.
"Героический человек видит в мире хаос, который он должен оформить своей организующей силой. Здесь все в движении. Миру ставятся цели, определяемые человеком." Подобное мироощущение свойственно античному Риму, романским и германским народам современности.
"Аскетический человек ощущает бытие, как заблуждение, от которого он бежит в мистическую суть вещей. Он покидает мир без желания и надежды его улучшить." Так себя чувствовали , - утверждает Шубарт,- индусы или греки неоплатоники.
Наконец, "мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, чей образ он на себе роковым образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, которую он чувствует в себе." Это, по мнению Шубарта, свойственно первым христианам и большинству славян.
В самой краткой форме парадигмы мышления этих четырех типов Шубарт выражает следующими словами:
"созвучие с миром, господство над миром, бегство от мира и освящение мира."
Выделение эонических состояний мира по Шубарту является следствием воздействия некоего космического ритма, причем все эоны равнозначны, "равны перед Богом", как "светлые"- мессианский и гармонический, так и "темные"- героический и аскетический:
"Также, как пауза в мелодии, так и в космическом ритме - безбожные эпохи имеют свою функцию. Именно, рядом с темными эонами, вырисовываются светлые во всей их сияющей полноте."
Чрезвычайный интерес представляет выделение Шубартом кульминационных пунктов космического ритма, как существенных моментов его ритмического мировоззрения: история представляет собой наиболее захватывающую картину как раз в тот момент, "когда одна эпоха меркнет и за ней уже начинают вырисовываться очертания новой, когда линия ритмической волны меняет свое направление, когда она, достигая своей низшей точки, прекращает движение вниз и начинает двигаться вверх, к новому гребню."
Это, по мнению Шубарта, "междувременье, апокалиптические моменты человечества." Появляется ощущение, что все существующее рушится. "К этому междувременью принадлежит и ХХ-е столетие".
В приведенном теоретическом блоке просматривается взаимосвязь концептуальных положений "эонологии" Шубарта с основными положениями русского космизма и его естественно-научной проблематики, связанной с воздействием космических ритмов на социальные процессы. В выделении Шубартом четырех кульминационных пунктов космического ритма не трудно увидеть четыре стадии известного ритмического процесса - суточное, месячное или годичное движение Солнца и Луны (восход-полдень-закат-полночь, или новолуние-первая четверть-полнолуние-последняя четверть).
Общность и даже полная тождественность взглядов Шубарта и Данилевского просматриваются в положении первого о грядущем наступлении "мессианской эпохи",что позволило ему сформулировать вывод о торжестве "славянской души" в конкретных исторических условиях ХХ-го века и на рубеже ХXI-го :
"Не европеец, а русский занимает ту основную позицию, с которой человек может оправдать свое извечное назначение. Русский направлен на абсолютное, на чувство всеобщности, на мессианскую душу. Поэтому и утверждаем мы с полной решительностью - в основных вопросах бытия европеец должен брать себе в пример русского, а не наоборот. Если он хочет вернуться к вечным целям человека, он должен исповедовать русско-восточную оценку мира."
Философское творчество Шубарта пришлось на период "большевистского эксперимента", тем не менее, это не дало ему повод пересмотреть отношение к России и "славянской душе": "Русские переняли атеизм из Европы. Он был лейтмотивом современной европейской цивилизации... Максималистский дух русских довел эти идеи до крайних следствий и тем самым опроверг их. Большевистское безбожие раскрыло своим кровавым языком внутреннюю гнилость Европы, и скрытые в ней зародыши смерти. Оно показывает куда должен был бы зайти Запад, если бы он был честен."
"Телесно" являясь западным человеком, душой В. Шубарт был с Востоком, а именно с Россией, которой отводил главнейшую роль в будущем:
"Русский всечеловек, как носитель нового солидаризма, единственный, кто может освободить человечество от индивидуализма сверхчеловека и коллективизма массового человека." Особый психический склад русских проявляется в представленном Шубартом сравнительном ряду:
"Англичанин жаждет прибыли, француз- славы, немец - власти, русский же - жертвы.
Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз хочет ему импонировать, немец - им командовать и лишь русский не хочет ничего. Он не хочет ближнего превращать в средство. В этом суть русской идеи братства, и в этом заключается Евангелие будущего. В нем заключается великая нравственная сила, направленная против латинских идей человека и государства насилия."
***
Свидетельство о публикации №225011001882
Ник Иванов 10.01.2025 21:52 Заявить о нарушении