Рождество

Рождество в последнее время какое-то невнятное. Впрочем, раньше вообще его не было. Вместо него Новый год был, хоть праздник исторически слабо обоснованный, но зато совершенно конкретный и отчётливый, как полосатый шлагбаум поперёк дороги. Советский Новый год впитал в себя большинство зимних языческих традиций, дошедших до нашего человека от древней Руси, разбавив их газированным сладким вином, салатом оливье и мандаринами. Всё это придавало празднику ореол неведомой магии и сдержанной доступной роскоши, что делало событие интересным и желанным. А потом появилось Рождество и сразу стало заявлять о своих правах. То есть оказалось, что оно как бы исподволь таилось где-то в густой тени советского Нового года, и теперь хочет обратно в праздничный календарь, и даже в двух экземплярах.
А мы-то про это ничего не знали. Для нас все эти старые праздники стали сюрпризом, который непонятно куда воткнуть и что с ним там делать. С другой стороны время выделено, выходные объявлены, по телевизору какие-то специальные люди улыбаются, нужно, наверное, и нам от чего-то радоваться. Понять бы ещё чему радоваться, хоть научил бы кто…
Наше, русское Рождество ознаменовалось церковными службами, роскошными застольями в фильмах Михалкова и рассказами телеведущих о особенностях святочных гаданий столетней давности. Сначала это вселяло надежду, а потом обратилось в разочарование и грусть по безвозвратно потерянному. Это так бывает, когда смотришь какой-нибудь хороший документальный фильм от BBC про недавно вымершую где-нибудь на Мадагаскаре зверюшку. Вреде в первый раз о ней узнал, и жил всегда без неё спокойно, и не нужна она вообще ни сейчас ни в будущем, но само понимание что её больше вообще никогда на свете уже не будет, вызывает необъяснимую печаль. Так что русское рождество не смогло потеснить Новый год с его живой, хоть и исторически совершенно нелепой традицией.
Но есть ещё Рождество западное, достаточно назойливое и вполне жизнеспособное. Оно крепко стоит на ногах, имеет серьёзный финансовый базис, мощные традиции и бодро эволюционирует в современном, стремительно меняющемся мире. Их Санта Клаус переместился из Мир ликийских куда-то в Лапландию, сменил митру на дурацкий колпак, и обернулся из епископа в разжиревшего пьяницу, которого всерьёз подозревают в склонности к педофилии. В компании у него почему-то довольно странные персонажи, это олени-мутанты неясной породы и карлики-уродцы, напоминающие хтонических существ, гномов или троллей. Жизнь всего этого паноптикума регулярно обрастает сказочными подробностями, суть которых вращается вокруг незаконного проникновения вышеупомянутого Клауса в частную собственность спящих граждан через каминную трубу и передачи несовершеннолетним ценных предметов в обход товарно-денежных отношений и налоговых служб. Единственное рождественское существо, вызывающее неподдельную симпатию у населения это зелёный Гринч, который выступает антагонистом плюшевого добра, и не имеет совершенно никакого отношение к рождению младенца Иисуса.
Праздники в западном мире начинаются с самой святой даты – с Чёрной пятницы. Этот день никак не связан ни с вальпургиевой ночью, ни даже с Хэллоуином, когда положено переодеваться чертями, тут дело куда серьёзней, речь идёт о скидках в магазине. И не надо смеяться, скидки, это важно! Для современного общества благополучия и потребления деньги подобны крови, а мы помним, как в Библии упоминалось, что в крови содержится душа. Вот деньги и являются символической душой нашего общества, поэтому ритуальное кровопускание, когда жаждущие потребители могут присосаться к дешёвому товару, является сакральной жертвой общества богам капитализма.
И ничего не «ха-ха», ничего я не выдумываю. Это символика наших с вами верований, наши Ваал и Астарта, пусть даже неназванные по именам и не зафиксированные догматически. Мы имеем дело с сакральным таинством, это культ до ритуала, икона до изображения, поклонение до обряда, искреннее и чистосердечное, вера не просто всем сердцем, а прямо позвоночным столбом, порождающая все остальные смыслы современного человека. И не нужно называть это потре****ством! Таинство купли-продажи так де священно, как уплата налогов, выгодные инвестиций и биржевой курс.
Дальше следует подготовка к рождественской неделе, в течении которой принято заранее поедать пищу, предназначенную к празднику и бегать по магазинам в поиске заведомо ненужных вещей для подарков. Видимо поэтому Гринч так мил сердцу западного обывателя, что заблаговременно помогает избавиться от кучи ненужного хлама, производимого криворукими лапландскими гномами на китайских заводах. Затем все разъезжаются по родственникам или гостиницам, начинают жрать как не в себя и упиваться алкоголем за закрытыми дверями. Это называется «семейный праздник», хотя по мне так куда веселее праздновать что-либо в компании. Из каждого утюга орут звонкие рождественские мелодии, магазины и развлекательные учреждения закрыты, в церквях уныло поют чьи-то дети и профессиональные сборщики денег из телевизора пытаются продавить вас на жалость и чувство вины.
Возможно, когда-то праздник Рождества был действительно светлым и добрым, но сейчас это продукт переваренный западным культурогенезом до калейдоскопа символов разных эпох, культур и религиозных традиций. Дошло до того, что в Лондоне в этом году Рождество вообще отменили, заменив его «днями зимы». Вот так, и ни тебе волхвов, ни младенца Иисуса в яслях, ни святого семейства. Вместо их всех жирный пьяница в колпаке с кока-колой в руках. Рождества нет, но праздновать продолжаем.
После того, как я перестал регулярно посещать церковь, празднование рождества понемногу сошло на нет. Для нас, православных, это не такой уж праздник, во всяком случае не главный. Для европейских язычников начало года, смерть и рождение бога плодородия, встреча с умершими на зимнее солнцестояние были значимыми, а для восточного православия Пасха больше. Не рождением же Христос нас спасает, а воскресением, что куда более важно. Первые христиане больше пятидесятницу почитали, как день рождения новой религии и начало духовного обновления каждого верующего, так что рождество не самый почитаемый день.
А от церкви я отдалился из-за бешеных фанатиков. Ну, знаете, которые верят, что на тучке сидит въедливый старикашка, тот самый, что дурацких правил напридумывал, типа как сидеть, как стоять, с каким выражением физиономии по улице ходить и что пукать нельзя, и теперь за всеми подглядывает, кого за нарушение какого правила наказать получится. А если не наказывает, так это ещё хуже, так как на кого он злобу затаил, так того после смерти схватит, и уже от души вечно мучать будет. Сам-то я в ересь такую не верю, но когда все вокруг сто раз скажут что ты свинья, тут поневоле хрюкнешь. А без безумцев в церкви хорошо и радостно: Христос рождается – славите, Христос с небес срящите… да, и почему фанатики там с ума сходят?
Но рождество праздновать я не отказываюсь, во всяком случае, когда приглашают. Государственные выходные, все устали за год, хотят встретиться, пообщаться, от рутины хоть ненадолго отдохнуть. Все это моя семья. Ну как семья? Зовём всех, а приезжает кто сможет и кто хочет, может даже не из родственников, а просто знакомые. Молодёжи скучно с нами, они друзей зовут, а нам скучно без них, мы тоже в общении участвуем. Не знаю, как там с семейным праздником, а компанией как-то веселей. Обычно мы стараемся куда-нибудь за город выехать, дом снять, и чтобы развлекухи какие-нибудь рядом были: лыжи, например, или горки с санями. А по вечерам все вместе играми себя развлекаем, или кино какое смотрим.
В этом году было как-то скучновато – может от того, что поехать не все смогли, а может молодёжь повзрослела и приосанилась. Снежные склоны, в виду затянувшейся тёплой осени, только начали открывать, и кататься оказалось, собственно, негде. После бани, салатиков и мандаринов решили посмотреть что-нибудь весёлое, рождественское, атмосферное. Что? – правильно, какие-нибудь классические фильмы для детей плюс всей семьи. Для меня такого кино просто не существует, но мировая тенденция утверждает обратное, и за три вечера через наши умы последовательно прошли фильмы: Плохой Санта, и первые две части Один дома. Что сказать? – Ну да, как бы классика, как бы смешно и как бы про рождество, но мне как-то не зашло. То есть не смешно, невесело и никакого отношения к Рождеству. Не хочу заниматься огульным критиканством, фильмы, и вправду, признанные и культовые, и сделаны неплохо в своём жанре, но я про другое.
Как говорилось штампом советской эпохи – фильмы изображают жизнь простых американцев. Понятно, что события представлены несколько гротескно и с элементом клоунады, но, чтобы приём сработал, фон должен быть обыденно-достоверным. Перед нами Америка, самая богатая страна в мире и, по мнению самих американцев, самая религиозная. События нас относят к периоду относительного экономического благополучия государства, и происходят они в среде представителей среднего класса населения, то есть зритель не погружается ни в мир нищих, ни в мир богатых. И какими мы видим будничный мир главного героя? Мы видим абсолютный агностицизм и духовное опустошение, у главных действующих лиц нет ничего святого. В обществе яркое социальное расслоение, чувство неравенства, культурный упадок и общая одержимость деньгами. И всё это в богатой, эталонной стране без войны и признаков кризиса. Для меня Плохой Санта фильм про цинизм и предательство, Один дома про глупость и жестокость. В первом речь идёт о двух социальных паразитах, и о их стратегии выживания в обществе – кто кого подставит. Выигрывает тот, кто хитрее всех обманул и оставил с носом, сам выкрутившись из ситуации и оставшись в стороне. Эдакий Робин Худ наоборот: пропил и прогулял всё награбленное, после чего сдал своих подельников лорду шерифу, за что получил помилование. В группе поддержки главного героя ещё парочка неудачников, это умственно отсталый сирота и, почему-то, вполне симпатичная официантка, непонятно по какой такой надобности цепляющаяся за стремительно разрушающего свою жизнь алкоголика. Понятно, что фильм – сатира на современный мир и насмешка над культурными стереотипами духовной нищеты и мещанства среднего обывателя. Авторы показывают неприглядную изнанку жизни, то, о чём говорить не принято и судя по тому, как зло и жестоко они это делают, считают себя в праве на столь решительный тон. Если допустить, что искусство должно чему-то учить зрителя, то единственным положительным качеством, отличающим главного героя от остальных, является его честность перед самим собой и непосредственность в реакциях. Деградирующий вор и паразит, играющий роль сказочного добряка, выступает гротескной карикатурой приличного человека. То есть для правдоподобия у него должно быть всё то же, что и у обычных граждан, кроме лицемерия, поэтому его образ принят в качестве положительного героя, а не маргинального выродка. В противном случае фильм просто бы не пошёл.
Второй причиной, почему фильм мог бы провалиться в прокате является отрицательный персонаж карлик-негр, над которым по сюжету положено смеяться. Как-то не вяжется выбранный образ с уважением к инаковым и нестандартным. Кстати, на мой взгляд уродец выступает единственным вменяемым персонажем, который тащил на себе весь их легальный бизнес, львиную долю криминального, берёт на себя ответственность и риски, и вообще вытягивает своей игрой всю невнятную комедийную часть картины.
Реализацией «рождественского чуда» стала нелогичная и неправдоподобная концовка, в стиле балаганной морали. Ну, знаете, когда шут оказывается умнее короля, принцесса сбегает с нищим трубадуром, лентяй и бездельник становится сказочно богат и так далее. Протагонисту чудесным образом помогает юный олигофрен, за него впрягается симпатичная барышня, пули врага пролетают мимо, полиция отпускает его на свободу без наказания, множественные ранения не причиняют вреда, и даже идиотская выходка с доносом на самого себя приносит неожиданную пользу. Видимо американскому зрителю такое зашло, а я разочарованно пошёл спать, с чувством, что зря потратил пару часов своей оставшейся жизни.   
Два следующих вечера семейство посвятило просмотру уже проверенного хита Один дома, первая и вторая части. Но вы понимаете, что настроение было подпорчено предыдущим вечером, и ожидания были уже соответствующие. Может поэтому оба фильма косились на меня с голубого экрана обнажив звериный оскал капитализма. Скажете, что я зануда и параноик, так откройте глаза. Во всей дилогии только один герой не заражён общей враждебностью, да и тот сумасшедший. Я имею в виду бабу с голубями, которая вообще ни с кем не общается, потому что никому не доверяет. Остальные просто заряжены агрессией, как батарейки электричеством, и это подаётся как общая норма.
На переднем плане кинокартины выступают два антигероя, оба грабители и оба умственно отсталы. Видимо это то, чем средний класс пугает своих деток, отбросы общества, антипод эталонных гражданин, примером которых является семья Маккалистеров. Злодеи тупые, полуграмотные, невежественные, беспардонные, но при этом настоящие американцы, то есть предприимчивы, решительны и по-своему амбициозны. Всё вроде нормально, Том и Джерри, волк и заяц, глупый злодей и ловкий ребёнок, чем не история про рождественские приключения со счастливым концом?  Да я и не против сюжета и истории, меня угнетает общая атмосфера в которой разворачиваются действия. Представьте, что человек живущий в степи начнёт смотреть фильм о жизни таёжников. Очень скоро он устанет от обилия деревьев на заднем плане, которых обычный зритель даже не заметит. Такими же деревьями для меня служит всеобщая атмосфера недоверия и мстительности в фильме. Вот почему злодеи гонялись за мальчишкой? В норме преступник заметил свидетеля и должен уйти с награбленным. Ладно в первом фильме не разобрались, увлеклись, но во втором-то всё понятно. Сбежали из тюрьмы, сняли кассу в магазине, узнали вредоносного шпанёнка, так зачем за ним бегать? Бежать нужно в другую сторону, подальше от неприятностей. Ответ один – желание отомстить. Весь фильм пронизан этим общим желанием кому-нибудь отомстить. Работники магазинов, служащие гостиниц, даже прохожая мамзель, готовая врезать по морде мужчине за комплимент. Кто там не таков? Старик-сосед с лопатой? Тот который пособачился с собственным сыном и годами с ним не разговаривал? Да я вас умоляю… Кто там ещё был? Трамп, хозяин магазина игрушек, алчная старушка, набивающая цену на билет в аэропорту? Образы этих героев совершенно не раскрыты, они скорее статисты. Музыкантов, играющих польку, смело можно отнести к той же когорте, что и бабу с голубями – изгои-неудачники, потерявшие надежду на место под солнцем. Скорее всего это ими стоит пугать стандартного американского ребёнка, а не харизматичными жуликами, потому как подобные существа вызывают лишь жалость и ощущение тоскливой безысходности. Это даже не антигерои, это унылое говно, неспособное ни с кем сражаться, ничего добиться, и оно же, по совместительству, хороший человек. Разве не так? Мать Кевина получает свой шанс как альтернативу продажи души диаволу, вероятно, нахождение в одном автобусе с неудачниками и участие в их репетиции, это такой позор, что должно вызывать у зрителя комический эффект. Автор накручивает трагизм ситуации: вместо самолёта автобус полный лузеров. Говоря языком русской гопоты, это зашквар, как вору зайти в петушатник. Конечно, на западе всё ни так брутально, и вроде все люди, но аналогия напрашивается. 
Зрителю может показаться, что приятным исключением выступают родители Кевина? Ну давайте посмотрим. Мамаша его связана с пошивом одежды, но явно не швея-мотористка, а папаша непонятно кто, но точно не ремесленник. По виду вероятно дантист, юрист или чиновник, одевается и ведёт себя стандартно, как канцелярская крыса средней руки со стабильным заработком. Большой дом, благополучный район, отдых в Европе, путешествие первым классом. В то же время жрут пиццу на заказ, в доме суета и беспорядок, при внешнем благополучии напряжение в семье такое, что родители легко могут забыть собственного ребёнка. Очевидно, что при внешнем успехе люди живут в сильнейшем стрессе и постоянно чего-то боятся. Почему? Посмотрите на панические реакции Кевина и на истерики его матери. Бояться неприятностей у этих благополучных людей привычка. Как общаются взрослые в семье мы не очень хорошо видим, но если дети, это зеркало семейных отношений, то дела идут не очень. Авторы приводят в пример самого старшего и самого младшего, первый жестокий дебил с садистскими шутками и социопатическими замашками, по второму делается намёк на то, что он не прочь доставить кому-нибудь неприятности своим энурезом. Когда Кевин заявляет, что его никто не любит, в этом есть его правда. Родители по пустякам проводят публичный суд и выносят несправедливые решения, требуя соблюдения внешних приличий. Конечно, семья, а особенно родители, это святое, но душевности и взаимопонимания мы в семье Маккалистеров мы не видим. Вы скажете, что так живёт любая нормальная большая семья – что ж, я не против, семья сплочённая, достаточно интеллигентная и вполне цивилизованная. Я говорю о духе, общей атмосфере, негласных правилах по которым существуют эти люди.
Как следствие не выраженных тенденций проявляется тяга главного героя к насилию.
Фабула фильма сводится к тому, что ребёнок обижается на своих родных за непонимание и несправедливое отношение и отыгрывается на посторонних людях. Он не сообщает в полицию, не пытается скрыться, не ищет знакомых, как поступил бы любой вменяемый ребёнок, а следует общей логике мира в котором живёт: затаиться, как следует подготовиться и наделать побольше пакостей тому, кто попадётся под раздачу. При этом важно самому остаться как бы в стороне, попользоваться всеми полюшками не привлекая внимания, гульнуть за чужой счёт. То есть ребёнок не атипичный, скорее наоборот, он совершенно адекватный тому миру, в котором обитает, где даже зубная щётка там должна быть сертифицирована, иначе кинут, подсунут какую-нибудь дрянь и отыграются уже на нём. Популярность героя была настолько высока, что в Америке до сих пор Кевинов не берут на работу, так как каждая мать-неудачница хотела дать сыну имя успешного героя-победителя из любимого кинофильма.
Все персонажи истории заражены общим безумием, все друг с другом борются и в этом своём состоянии лезут напролом не считаясь со средствами.  Получив кирпичом по голове человек встаёт и пытается снова кому-то мстить, а ребёнок, Ребёнок!, снова и снова пытается его добить. Вот вам и рождественская сказка. Понятно, что это гротеск, гипертрофированная пародия на общественные ценности и интересы, но по тому, что вызывает смех можно понять, а чем собственно живёт это общество и какие задачи оно решает. 
Невозможно себе представить советского пионера, кидающего с крыши кирпичи в людей, пусть даже в очень плохих. Наш человек фашиста не может убить без веских причин и оснований, делать же из чужих страданий комедию просто невообразимо и кощунственно. В то же время американское кино наполнено скрытыми смыслами, играющими только в их локальном смысловом поле. Например, во вселенной Кевина Маккалистера не существует негров и латиносов. Роль опереточного злодея играет еврей, и тех кто не догадался по его горбатому носу и выпученным глазам, он поздравляет с Ханукой. Покопавшись, можно найти целый ряд таких нюансов, которые указывают что картина тонко продумана и мастерски выполнена. То есть к фильму претензий нет, но сам быт американцев внушает ужас.
До недавних пор я мог смотреть это фильм как мультик про кролика Роджерса, то есть без привязки к какой-либо реальности, но сейчас в моду входит американская система ценностей, и весь тот ужас, в котором жили его герои воплощается в реальной жизни. Похоже, совсем скоро мы вынуждены будем ходить с пластмассовыми улыбками на лицах, держа за спиной наготове кирпич, и в роли рождественского чуда будет возможность безнаказанно приложить по кумпалу означенным предметом какого-нибудь бедолагу-иноверца. 
В общем новогоднее настроение после просмотра комедий было смазано, мандарины и салатики съедены, вино выпито. Святой младенец Иисус безропотно уступил место суетливым озлобленным прощелыгам, за окном накрапывал мелкий дождик, и молодёжь засобиралась домой, не желая задерживаться на прогулку по городу. В городе и правда, оказалось совсем грустно и бесснежно, дело не выручала даже нарядная иллюминация. Единственным развлечением для досужего туриста оказались городские бани с открытым бассейном, да и те переполнены.
В надежде как-то скрасить праздничное уныние я окунулся в морской прорубь, после чего несколько дней пролежал с температурой. Благо дни были выходные, и на работу идти не надо, а то цепкая лапа капитализма отыгралась бы и на мне бессердечной карой уготовленной слабым и больным. Прямо рождественское чудо какое-то – переболеть в праздник и не остаться без работы. 

Андрей Попов                9.1.2025
 


Рецензии