Ранние портреты композитора Ференца Листа
1. Александр Варнек. Портрет композитора Ференца Листа (1811 – 1886). Бумага, свинцовый карандаш. 1832. 22,5х19. Государственный Русский музей. (Датировка автора миниатюры – см. текст). Возраст музыканта на портрете - 21 год.
2. Ари Шеффер. Портрет композитора Ференца Листа. Холст, масло.1837. 17х11,5. Российский национальный музей музыки. Возраст музыканта на портрете - 26 лет.
3. Анри Леман. Портрет композитора Ференца Листа. Холст, масло.1839. 152х125. Музей Карнавале в Париже (на иллюстрации приведен фрагмент портрета). Возраст музыканта на портрете - 28 лет. Прическа за 7 лет, как видно, не изменилась.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ : «Ференц Лист (22 октября 1811, Доборьян, Венгрия - 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма.
В 9 лет начал публично выступать, в 1822 году занимался в Вене у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). После успешных концертов в Вене и Пеште (1822–1823) Ференц Лист переехал в Париж.
Как композитор, Лист сделал открытия в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма) и основал Веймарскую (новонемецкую) школу.
Лист вошёл в историю музыки как смелый новатор в области музыкальной формы. В инструментальную музыку ввёл принцип монотематизма.
Творческое наследие Листа составляет около 1200 сочинений - опера, многочисленные поэмы и оратории, фортепианные сочинения, сольные песни, хоры».
Дополнительно к этому обращу внимание на миниатюру Людмилы Каштановой о композиторе-музыканте, опубликованную на сайте «проза.ру» в начале 2024 года и получившую целый ряд хвалебных отзывов [1]. //////////////////////////////////.
Приложив к миниатюре три ранних портрета знаменитого композитора, замечу, что известными из них являются лишь второй и третий портреты, тогда как его самый первый портрет, выполненный художником-портретистом Александром Григорьевичем Варнеком (1782 – 1843) , согласно моей версии, в 1832 году (доказательство см. ниже), можно назвать малоизвестным. Хотя находится он в собрании Государственного Русского музея.
Считая его малоизвестным, думаю, что о существовании данного портрета осведомлены были в прошлые годы XX столетия лишь специалисты-искусствоведы.
К ним относится, прежде всего, Магдалина Михайловна Ракова - российский искусствовед, автор книг по искусству, в том числе «Русская историческая живопись середины девятнадцатого века» (1979) и «Русский натюрморт конца XIX - начала XX века» (1970), а также автор самого первого списка портретов работы А.Г. Варнека [2].
Полный список произведений А.Г. (по состоянию на 1985 год) был подготовлен впоследствии доктором искусствоведения Семеновой Натальей Юрьевной [3].
Замечу теперь, что в Списке произведений А.Г. Варнека, опубликованном в монографии В.С. Турчина [3], приведены не одна, а якобы две работы художника, связанные с одним и тем же изображением. Объяснить этот артефакт на словах не просто, но попытаюсь это сделать.
Так, листая Список, встречаем на стр. 148 под номером 263 «Портрет молодого человека» (без указания имени), воспроизведенный в малом формате здесь же. Забегая вперед, сообщу, что этот портрет идентичен самому левому портрету, приложенному к миниатюре и найденному в интернете по ключевым словам.
Думаю, что даже один этот факт позволяет заключить, что на Портрете под номером 263 запечатлен А.Г. Варнеком композитор Ференц Лист. Именно под этой иллюстрацией и приведены все те сведения о портрете, которые продублированы выше в миниатюре под первым портретом, включая размер и местонахождение. Более полная запись выглядит так: «Портрет молодого человека. Б.,св. кар. 22,5х19. Собрание Е.Е. Рейтерна до 1918 г., ГРМ [Р-13197]».
Выше под номером 262 в книге В.С. Турчина приводится графический портрет художника Павла Николаевича Михайлова (1786 -1840), академика живописи, также находивший в собрании Е.Е. Рейтерна и имеющий реквизиты ГРМ [Р-13196]. Как видно, оба портрета с близкими номерами поступили в музей одновременно.
Замечу, что ряд миниатюр о художнике Михайлове - приятеле А.Г. Варнека и человеке фантастической судьбы - был написан в числе первых моих миниатюр на прозе.ру. Еще замечу, что оба портрета (Михайлова и Ференца Листа), перед тем, как они оказались в Русском музее, находились в собрании Е.Е. Рейтерна. Подробные сведения о знаменитом коллекционере я привел в самой первой миниатюре о художнике Михайлове.
Перелистнув две страницы цитируемой книги [3], встретим на стр.152 информацию о портрете под номером 291 (картинки нет). Его название «Портрет композитора Ференца Листа». Подпись под портретом гласит: «Ф. Лист (1811 -1866), один из крупнейших европейских композиторов и пианистов XIX века». Далее идут слова:
«Бумага, свинцовый карандаш.22,5х19. Ракова, №10, раздел «Приписываемые произведения». Собрание: ГРМ. Примечание: вероятно, работа А.А. Варнека (старшего сына А.Г. Варнека), родившегося в 1815 году».
Сопоставляя подписи на двух портретах из Списка (262 и 291), видим, прежде всего, идентичность техники исполнения и их размеров, а с учетом доказательства того, что на предыдущем портрете запечатлен Ференц Лист, приходим к заключению, что в реальности в ГРМ поступил один единственный портрет (левый на приведенных выше иллюстрациях).
Именно этот портрет искусствовед Ракова М.М. атрибутировала как портрет Ференца Листа, и с этим названием включила его в свой собственный Список, помещенный затем в Список произведений А.Г. Варнека, приведенный в монографии В.С. Турчина.
Позже искусствовед Семенова Н.Ю., готовя окончательный Список, включила в него дополнительно этот же портрет как «Портрет молодого человека» из собрания ГРМ. Такова моя версия вхождения единственного на самом деле портрета в итоговый Список произведений А.Г. Варнека.
Однако это не все, т.к. у меня имеется еще три вопроса, требующих обсуждения. Это вопросы, касающиеся указанной выше датировки портрета Ференца Листа работы А.Г. Варнека и места его выполнения, а также версии, согласно которой автором портрета является, вероятно, не А.Г. Варнек, а его сын Александр [3].
При поиске ответа на первый вопрос я предварительно задался такими вопросами, как приезжал ли Ференц Лист в Россию, и если да, то когда? Из интернета узнал, что приезжал единственный раз в 1842 году, в Санкт-Петербург, причем публика приветствовала его здесь с большим восторгом. Однако в этом году ему исполнилось ок. 31 года, и он выглядел постарше, чем на всех трех приложенных к миниатюре портретах.
Жизнь А.Г. Варнека, к тому же, была уже на исходе, и он вряд ли еще выполнял в это время портреты в связи с длительной и изнурительной болезнью [3]. Тогда возникает единственный возможный вариант исполнения портрета, в котором художник мог выполнить его, находясь в 1832 году в длительной командировке в Варшаве [3].
Как оказалось, именно в этом году в Варшаве находился и Ференц Лист. Очевидно, что в этом году художник и музыкант встретились, и был выполнен искомый портрет, а скорее всего, два портрета, один из которых был выполнен для заказчика, а второй портрет художник выполнил для себя и привез его в Петербург. В 1918 году он и поступил в Русский музей вместе с другими картинами коллекционера Е.Е. Рейтерна.
На нем молодой Лист изображен в профиль, и «почерк» Варнека в нем однозначно угадывается. Он проявляется, прежде всего, в том, как художник «завязывал» шейные галстуки на портретах молодых людей - с огромным и расслабленным узлом на шее. Определенный шарм портрету придает свободная накинутая на плечи модели мягкая и дорогая куртка.
Приведенная в [3] версия автора книги, согласно которой обсуждаемый портрет мог выполнить старший сын А.Г. Варнека, Александр, не выдерживает критики, по ряду причин. За рубежом он не бывал, а в 1842 году приехавший в Петербург Ференц Лист был уже довольно «взрослым», да и в числе выполненных им работ отсутствуют графические портреты, выполненные свинцовым карандашом.
В итоге можно заключить, что именно А.Г. Варнек выполнил самый ранний портрет знаменитого венгерского композитора, пианиста и режиссера.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Людмила Каштанова. Великие маэстро. Ференц Лист. Проза.ру.
2. Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
3. В.С. Турчин. Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. - М.: Искусство, 1985. - 168 с. 10.01.2025.
Свидетельство о публикации №225011000331