О снятии атеизма

О СНЯТИИ АТЕИЗМА.

С философской позиции Маркса причина религиозности в мире это избыток зла и поиск опоры, надежды в потустороннем мире. Со слов Вольтера – этот же самый избыток горя и несправедливости есть, в то же время – причина сомнения и атеизма:

«Какова причина, порождающая стольких атеистов? Причина эта — созерцание наших человеческих зол и преступлений.» (III Письмо Мемия к Цицерону)

Перед нами противоположность. Одно и то же явление порождает и верующих и атеистов. Однако если вы держитесь только одной из сторон и утверждаете, что необходимо всего лишь восстановить справедливость и прекратить горе, чтобы исчезла религиозность, то «лодка действительности» перевернётся в какой-то момент на вас.

Ибо подобно тому как наличие зла может служить и к усилению религиозности и к усилению атеизма, так и преодоление зла – восстановление справедливости может служить к обращению бывшего атеиста к вере, а религиозного индивида к сомнению. Первый нам скажет, что если великое зло было обращено в добро то это значит, что есть высшая сила, а засомневавшийся в вере может сказать, что явное чудо преодоления зла есть результат веры людей в собственные возможности.

Однако же если, не понимая роста религиозности в тех политических объединениях, где уменьшается зло и возрастает добро, вы в то же время начнете в виду своей плоской логики, требовать уменьшения веры и уничтожения религиозности, то вы обличите себя, как таких индивидов, которые не понимают ни разума, ни свободы. Вы станете ограничивать индивида в росте тех мыслей и чувств, которые удовлетворяют его, которые делают его жизнь примиренной с действительностью и с существующей идеологий. Вы отсекаете в нем право на мысль, на внутреннюю свободу и таким образом - перестаёте быть ориентиром разума в таком обществе. Вы обличаете сами себя как рассудок, не научившийся видеть необходимость живого единства противоположностей. А потому именно ваш атеизм и становиться тем, что перед лицом всякой реальной свободы есть только ничтожество, и именно тот, худший из догматизмов, который в своём несознавании интеллектуальных тенденций в пространстве реального общества, но требующий соблюдения буквы теории и ограничения права на мысль, - должен быть снят.

И если такой догматизм не понимает необходимости этого снятия или ограничения собственного радикализма то в силу растущего напряжения между самим собой и возрастающим интересом к религии, он лишь расширяет шансы на то что это снятие осуществиться с великим позором и треском.


Рецензии