Роль музыки в жизни человека
1.Возникновение музыкальных инструментов.
Одним из биологических неконтакных ощущений, которым одарен человек является слух. Слух одно из пяти чувств, называемое также акустическим восприятием. Человек способен слышать звук в пределах от 16 гц до 20 кгц. Эти волны имеют важнейшее биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 300—4000 гц соответствуют человеческому голосу. С его помощи мы слышим разнообразные звуки, которые окружают нас повсюду. Пение птиц, шум дождя, грохот машин и, конечно же, музыка. Жизнь без звуков попросту невозможно себе представить. Среди этих звуков самым приятным для человека являются музыка. Но в тоже время мало кто задумывается о том, каково влияние музыки на людей. Ведь все мы замечаем, что одна мелодия может бодрить, а другая, наоборот, - угнетать или даже раздражать. Отчего же так происходит?
По мнению историков возникновения музыкальных инструментов, начинается порядка 50-ти тысяч лет назад. Известно, что индивидуальные проявления музыки имеются абсолютно у всех народов. Поэтому этнографы приходят к выводу, что до своего расселения, древние люди, уже имели минимальное музыкальное знание. Отсюда следует, что музыка сопровождает человека с первых дней его существования, навсегда войдя в его культуру и став неотъемлемой частью социальной жизни. Самый древний музыкальный экземпляр был найден на юге Германии, в пещере Холи Фелс, где проводились раскопки доисторического поселения людей. Всего в этом месте нашли три флейты, вырезанные из бивня мамонта и имеющие несколько отверстий. Также археологи обнаружили обломки, принадлежавшие, по-видимому, таким же флейтам. Радиоуглеродный анализ помог определить возраст этих инструментов, и самый старый был датирован 40 тысячелетием до нашей эры. Хотя пока флейта считается самым древним музыкальным инструментом, но на самом деле первым был изготовлен барабан. Например, австралийские аборигены уверены, что их национальный инструмент под названием диджериду является древнейшим, его история уходит в глубину истории коренного населения этого материка, которая, по подсчетам ученых, насчитывает от 40 до 70 тысяч лет.1
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки, которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии. Древние люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака).2
2.Музыка в библейском богослужении.
Масштабное развитие, музыка приобрела в период оформления библейских Книг, где богослужения сопровождались музыкальными инструментами. В книгах Библии можно встретит много призывов славить Бога на различных музыкальных инструментах. Какие музыкальные инструменты использовали сыны Израиля, чтобы славить Бога? Давайте попытаемся разобраться в этом, посмотрев, что кроется за названиями музыкальных инструментов в Библии. Тимпан, то есть бубен, или ручной барабан (евр. Тоф), разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлическую раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок (Исх 15:20; Суд 11:34; 1Цар 18:6), использовали его главным образом во время народных увеселений (Быт 31:27; Иов 21:12; Ис 5:12; 24:8; Иер 31:4). Реже—храмовые музыканты при богослужении (Пс 80:3; 149:3; 150:4; 1Цар 10:5; 2Цар 6:5). На небольших тимпанах играли большей частью женщины (Пс 67:26), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами. Систры (евр. менааним, «потрясаемые») — инструмент, заимствованный у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки (2Цар 6:5). Систры представляли собой снабженную ручкой деревянную или металлическую раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки. В1 Цар 18:6 упоминается инструмент (евр. шалишим, «тройные», или «треугольные»; в синодальном переводе — «кимвалы»), представлявшие собой, вероятно, некую разновидность «триангела» (музыкального «треугольника»). Струнные музыкальные инструменты делали из кипарисового или сандалового дерева (3Цар 10:12: др.-евр. альмугим, «сандал»; в синодальном переводе—«красное дерево»). Струны изготовляли, как правило, из овечьих кишок. Исследователи предполагают, что под упомянутыми струнными инструментами подразумеваются арфа, или цитра (евр. киннор; греч. китара, «кифара»; в синодальном переводе—«гусли», «арфа» или «цитра»). На кинноре играл Давид пред Саулом (1Цар 16:23) в синодальном переводе — гусли. Она представляет собой похожий на лиру инструмент, у которого дуга расположена косо. В Пс 32:2 упоминается псалтирь с десятью струнами. Наиболее часто в Библии упоминается угав (флейта) (Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31; в синодальном переводе - «свирель»; Пс 150:4 в синодальном переводе – «орган»).
С другой стороны возникновение музыкальных инструментов в Библии связано с Иувал. “Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены; имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала; он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема”. (Быт: 4: 21-21). Иувал был изобретателем струнных и духовых музы¬кальных орудий и игры на них. Музыка употребительна была при ветхозаветном богослужении и Псалмопевец приглашает хвалить Бога игрою на разных музыкальных орудиях (Пс. 150). Но потомки Каина употребляли музыку, без сомнения, не для хвалы Господу, а для одного чувственного веселия. (Толк. Еп. Виссарион). А в своем толковании Святой Филарет пишет, что сей Иувал был отец всех играющих на гуслях и органе. Что и о сем изобретении Моисей упоминает не в похвалу изобретателя, то можно заключить из его молчания о других важнейших и полезнейших изобретениях. Уже первое слово Торы –брейшит – Зогар истолковывает следующим образом: Пресвятой, благословен Он, сотворил этот мир, чтобы тот воспел Ему песнь (путем перестановки букв образуется словосочетание шир таав, вожделенная песнь). Там же сказано: Исток и начало каждой мелодии коренятся в глубине души, на уровне йехида, связующем ее с Источником и находящемся в недрах самого сердца, где не властвует рассудок. (В терминологии каббалы душа подразделяется на пять уровней: нефеш, руах, нешама, хая, йехида, и мелодия, согласно Зогару, рождается на самом высоком.) Зогар повествует нам и о Моше-рабейну, который пел во время молитвы, ведь он молил за шестьсот тысяч евреев, а у каждой души есть собственный неповторимый мотив. Из Танаха мы узнаем, что пророческое откровение часто сопровождалось музыкой, как например, в эпизодах с пророком Элишей (IV Царств, 3:15): И когда заиграл музыкант, снизошел на него [на Элишу] дух Господень [дар пророческий] и с царем Саулом (I Царств, 10:5), который, войдя в город, встретил сонм пророков, сходящих с высоты, и впереди них арфа, и тимпан, и свирель, и кинор; и они пророчествуют. После счастливого Исхода из Египта Моисей и сыны Израилевы запели Всевышнему ликующую хвалебную песнь (Исход, 15). После победы над ханаанцами пропела гимн пророчица Дебора (Судьи, 5). Победителя филистимлян, судью Йифтаха, встречала дочь с бубнами и танцами, и навстречу царю Саулу с пением и плясками, с тимпанами и кимвалами выходили женщины всех городов Израилевых - славить царя и Давида, победившего врагов (I Царств, 18:6). А рядом с ликованием - и оплакивания, как сказано: и оплакал Давид Саула и сына его Ионатана такою плачевною песнью (II Царств,1:17). Библия сообщает, что царь Давид, хоть и не удостоился построить Храм, начал собирать средства на его строительство и реформировал порядок музыкального сопровождения храмовой службы: Давид состарился... и собрал всех... левитов... Из них для дела в доме Господнем... четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных инструментах, которые он сделал для прославления (I Хроник, 23:1-5). Так мы узнаем, что царь Давид не только создал образцы лирических религиозных песнопений, но и упорядочил литургические функции музыкальных инструментов. Пророк Давид и его сын Соломон заложили структуру еврейского царства и отвели музыке почетное место в ее культуре. Однако, не смотря на их нежелательности пения вне храма, пастухи все таки же играли на своих незатейливых дудочках. Девушки по-прежнему плясали под ритм бубнов и колокольчиков.3
Обычно женщины не участвовали в храмовом служении, но выступали в музыкальных представлениях светского характера. В особенности о певицах упоминается после возвращения евреев из вавилонского пленения. В книге Эздры, упомянуты певцы и певицы числом двести (Эздра, 2:65). И это говорит о том, что после благополучия которое получили сыны Израиля, они вновь удалились от Господних наставлений. О чем напоминает следующее откровение Корана: “Потом (после вашего покаяния) Мы вернули вам (о, потомки Исраила) поворот (успеха) против них [против ваших врагов] и поддержали вас имуществом и детьми [увеличили их] и сделали вас более многочисленными (чем ваши враги). (И все это из-за вашей искренности по отношению к Аллаху и смирения пред Ним). Если вы (о, потомки Исраила) творите добро, то вы творите для самих себя (так как за это будет дана вам награда), а если вы творите зло, то для себя же [итог этого зла вернется вам самим же]. А когда пришло обещание о последнем [пришло наказание за совершения второго беспорядка], (то Мы наслали на вас ваших врагов еще раз) чтобы они причинили зло вашим ликам [чтобы они победили и унизили вас и тем самым это выразилось на ваших лицах] и чтобы вошли они (к вам) в мечеть [в Иерусалимский храм], как они вошли в первый раз, и полностью разрушили все, над чем они оказывались [все, что попадалось им в руки].” (сура 17:6). Поэтому Аллах сказал Сатане: Ты станешь испытанием для людей и будешь для них явным врагом, призывая их ослушаться Аллаха словом и делом. Ты будешь соучастником всех грехов, связанных с их богатством и детьми. Следуя твоим советам, они будут скупиться раздавать закят и обязательные пожертвования, будут избегать выполнения своих материальных обязанностей, не будут следить за воспитанием своих детей, не будут учить их совершать добро и избегать зла, будут несправедливо присваивать чужую собственность, неправильно расходовать собственное богатство и зарабатывать грязные деньги. Наряду с этим сатане позволено давать людям красивые, но лживые обещания. Эти обещания не имеют ничего общего с действительностью. Сатана использует их для того, чтобы приукрасить в глазах своих последователей грехи и порочные воззрения. Они полагают, что исповедуют истину, и поэтому он обещает им, что они получат за это вознаграждение. Всевышний сказал: «Дьявол угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (сура 2:268).
Если во времена пророка Давида и Соломона существовала только храмовая музыка, то во времена Второго Храма у евреев оформились три типа музыки: храмовая, дворцовая и народная, сопровождавшая труд и отдых. До наших дней дошла - со всеми позднейшими наслоениями - лишь литургическая музыка, которая сохранилась на юге Аравийского полуострова среди йеменских евреев, а также в Вавилоне, где евреи живут с 6 века до н.э., и в некоторых областях Италии, Сирии, Северной Африки. Лишенные Храма и государственности, евреи освятили многие обычаи народов среди которых они жили, прежде всего, обычаи не относившиеся к собственно религиозной сфере. Так в синагоге, наряду с отдельными храмовыми мелодиями и песнопениями, нашли себе место любимые мелодии и пастухов и царедворцев. А игра на музыкальных инструментах, гораздо менее ценимая в литургии Храма, осталась вне музыкальной традиции, потому что синагога собирала евреев в основном по субботам и в праздники - дни, когда игра на музыкальных инструментах была запрещена Галахой.4
3.Влияние музыки на жизнь человека.
Следует признать, что музыка играла и играет исключительную роль в жизни человека, и это является неоспоримым фактом. Относительно её значимости в жизни очень трудно дать полное разъяснение. К примеру, Пифагор считал музыку точной наукой, основал науку о гармонии сфер. Важность исследований Пифагора заключается в том, что это была первая дошедшая до нас научно – обоснованная теория музыкальной гармонии. Восприняв высшую истинность и красоту музыки, древнегреческий мыслитель распространил её на космологию. Пифагорийцы были уверены, что музыка благотворно влияет на интеллект и занятия математикой под сопровождения музыки, поэтому они с большим рвением изучали науки, используя специальные мелодии. С помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, утверждал Аристотель, он считал, что музыка в большой степени воздействует на этическую сторону души. От депрессии, переживаний, тоски лечили музыкой в специальном музыкально-медицинском центре в Парфянском царстве. Ибн Сина или Авициенна, великий врачеватель древности, называл мелодию «не лекарственным» методом лечения наряду с лечением смехом, запахами и диетой. Музыкой можно стимулировать выполнение различных физических упражнений и трудовую деятельность. Это понимали ещё в античной Греции. Интерес к музыке проявляли все греческие философы, так как считали её составной частью философии. Большое значение древние греки придавали развитию моральных и духовных качеств, наряду с физическим развитием. В этом социальном процессе музыке отводилась важная роль. Она воспитывала, облегчала жизнь, успокаивал душу на отдыхе, помогала в труде, способствовала улучшению спортивных показателей. Они считали музыку одним из обязательных общеобразовательных предметов, наряду с чтением, письмом, гимнастикой.5
Современные ученые и исследователи установили, что в музыке кроется много полезного, но наравне с этим она может оказать огромный вред. Из медицины нам известно, что здоровье человека в большой степени зависит от эмоций. Есть тип музыки, которая способна гармонизировать эмоциональную сферу человека, а значит, и улучшить здоровье. Музыка даже может действовать как болеутоляющее средство. К таким выводам пришли ученые из Шотландского университета в Глазго, а ученые с медицинского факультета Стэнфордского университета в Калифорнии установили, что музыка самым прямым образом влияет на деятельность человеческого мозга. Мудрецы древности считали, что музыка родилась одновременно с творением мира. Сила воздействия музыки оказывается не только на человека, но и на растения и животных, о чем имеются заметки в учениях древнейших земных цивилизаций. Музыка снижает уровень заболеваемости, активнее идут восстановительные процессы, улучшается обмен веществ. Музыка воздействует на частоту сердечных сокращений, способна изменить кровяного давления, ритм и глубину дыхания. Учёные это доказали экспериментально, в ходе многочисленных исследований. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фототерапией и артетерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкальную терапию можно использовать для лечения сахарного диабета. Эксперименты показали, что психическое состояние человека влияет на уровень сахара в крови. А звуки природы – пение птиц, шуршание рек, шум дождя, положительно действуют на психическое состояние человека. Музыка стимулирует кровообращение, улучшает работу щитовидной железы, благотворно влияет на костную структуру. Во время прослушивания некоторых музыкальных произведений повышается способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.6
Мы познакомились о пользе музыки, а теперь рассмотрим о ее вредоносном влиянии на общество. Мы убедились, что еще древние времена и в современной медицинской практике встречается применение метода лечения музыкой. Наравне с этим есть значительное количество врачей, которые скептически относятся к терапии музыкой. К примеру, рок музыка является мощным инструментом негативного воздействия на человека. По мнению ученых, периодически повторяющиеся низкочастотные звуки в состоянии не только вынужденно удерживать клетку на определённом качественном уровне, но могут вызывать и частичное разрушение её качественных структур, и эволюционную блокировку. Если новый фронт низкочастотной звуковой волны настигает клетку в фазе завершения возвращения к исходному состоянию, то она вновь будет возвращена в вынужденное состояние. И если этот процесс будет повторяться с одним и тем же периодом, чувственные клетки тела будет раскачиваться, как маятник. Естественно, это приводит к дестабилизации клетки в целом и частичному разрушению всего тела. Таким образом, подсунув в виде приманки молодому поколению определённого типа музыку, от которой последняя будет получать удовольствие, можно очень легко и надёжно уничтожить не только ее настоящую, но будущую жизнь. Не смотря на это, современный мир преподносит рок и поп музыку в истории человечества, как нравственно-духовную революцию. И эта революция является частью значительно более обширного проекта, задуманного и финансируемого иллюминатами. Иллюминаты — это старый мистический орден, основанный 1 мая 1776 г. несколькими отступниками, в частности, каноником Рокка, английским епископом Альбертом Пайком. Это посвященное Сатане общество ставит своей целью всемирный захват всех экономических, политических, военных, религиозных и других сил с целью основания одного единственного мирового правительства. Для полного обладания молодежью, безразличной к политике и обществу, иллюминаты в массовом масштабе стали распространять рок-продукцию с тем, чтобы обеспечить всемирное распространение наиболее агрессивных групп.7 Они пропагандируют рок и поп музыку, потому что она насаждает в сердце и уме материалистические воззрения. Почти смысл всех современных песен сводится к темам любви, прелюбодеяния и полной свободы. И за всеми этими оккультными феноменами стоит Сатана. Потому вступить в связь с оккультным — значит повернуться спиной к Богу и встать на сторону Сатаны. Слово Божье занятию оккультным твердо говорит: "Нет!" Моисей повелевает израильскому народу: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь, Бог твой" (Втор.18:9-14). Прискорбно, что в наше «просвещенное» время эти запреты, данные 3400 лет назад, также необходимы, как и тогда. Генри Дж. Бош пишет: “Сатанизм, демоны и оккультные силы — это не фокусы, а темные, зловещие реалии. Одним из знамений приближения конца времен служит широко распространившийся интерес к магии, астрологии и другим проявлениям оккультизма...Тысячи людей ежедневно консультируются со своими гороскопами, посещают спиритические сеансы или пытаются вступить в общение с духами усопших людей. Возрастает интерес к сатанизму и демонам. Библия неоднократно предостерегает против подобных действий (Левит 19:31, 20:27; 2Пар 33:6; Иер 10:2; Гал 5:19;20).8
О большой опасности, которой подвергаются рок-музыканты, предавая себя демоническим силам и попадая под их воздействие, говорится в журнале «Рок и черная магия». Также там говорится, что творческое эмоциональное выхождение из себя, взрывающаяся энергия, транс и полная отдача себя — вот атрибуты, господствующие в любом рок-выступлении, которыми побеждается каждый рок-музыкант и которые являются принадлежностью магии. И только небольшой шаг остается сделать артистам и музыкантам, чтобы встретиться с темными силами, вызвать их и воспользоваться их услугами.
Музыка и магия во всех культурах издавна были близкими соседями. Музыка, которая обращается не столько к разуму, сколько ко всей эмоциональной сфере человека, граничащей с подсознанием, является как бы замочной скважиной, через которую можно в самом себе «увидеть» часть другой действительности. Композиторам электронной музыки, таким как Карлхайнц Штокхаузен, эта взаимосвязь давно была известна. Но более всего культурные круги Запада постигали магию, используя ее в рок-музыке.9
Марк Болан, ведущий гитарист и автор песен группы «Т-Рекс», признался, что в течение двух лет жил в Париже с одним черным магом, от которого он научился магии, действию которой и приписывает успех некоторых своих пластинок. Болан привел молодежь Англии в ажиотаж; за полтора года было продано восемнадцать миллионов пластинок. Дневные газеты сообщали о том, что во время концертов «Т-Рекс» OWSL половина женской публики находилась в глубоком обмороке, а другая половина корчилась в судорожном крике. Марк Болан погиб в загадочной автомобильной катастрофе в Англии. Но самое большое влияние на рок-музыку оказали, несомненно, «Битлз». Тони Шеридан, в 1962 году игравший вместе с битлами в клубе звезд в Гамбурге, отчасти отрыл причину громадного успеха этой группы. Он рассказал, что Джон Леннон в 1962 году очень интересовался оккультными верованиями и что он вместе с «Битлз» был участником спиритического сеанса в Гамбурге. Джон Леннон сказал ему тогда: "Я знаю, что «Битлз» будет иметь такой успех, какого не имела ни одна группа. Я точно знаю это, потому что ради этого успеха я продал дьяволу свою душу".10
В книге Джона Коулмана «Комитет 300» говорится, что марксистский философ-музыковед Теодор Адорно является автором музыки и песен группы «Битлз». Его музыкой открылся широкий путь дьявольского совращения. Это произошло благодаря появлению техники подсознательного сообщения, а также посвящению самих рок-певцов Сатане и финансовой поддержке мощных чёрно-оккультных лож, в частности, Иллюминантов, Всемирного Агентства колдунов IССА, Уэльского общества ведьм. Но и это ещё не предел! Развитие рок-эпидемии входит в четвертую фазу – в 80-х годах появляется панк-рок (в Англии словом «панк» изначально называли проститутку обоих полов). Философия и цель панк-рока заключены в том, чтобы непосредственно привести слушателей к самоубийству, коллективному насилию и систематическим преступлениям. Высшим «достижением» панка является нанесение кровавой раны лезвием бритвы, вшитой в джинсы или рубашку, и избиение раненого браслетом, покрытым шипами и гвоздями. В настоящее время весь мир одержим идеей о неограниченной свободе, то есть о свободе слова, желания и т. п. Такое представление о свободе, «это моя жизнь – делаю, что хочу», превалирует в современной музыке. Оно используется как средство навязывания нашему разуму и сердцу западных идеологий, которые полностью противоречат общечеловеческим ценностям.11 Такого рода представления вредна в том смысле, что она отвлекает человека от поклонения Единому Богу. Она служит временным источником наслаждения и удовлетворения, заставляя человека забыть, кто он такой и зачем он был создан. Вот почему в арабском языке музыкальные инструменты называют словом «малаахи», что означает инструменты, отвлекающие человека от поминания Всемогущего Творца. Одним словом музыка это преходящее развлечение, которая погружает человека в мир физических удовольствий, предотвращая тем самым его духовный рост. Поэтому иллюминатами музыке отведена огромная роль, чтобы не дать человеку осознать смысл его сотворения.
4.Музыка в исламе.
Перед тем как приступить к анализу относительно музыки в исламе, познакомимся с историей развития искусства в Аравии. В ранний период развития Аравии, музыка характеризуется единством с поэзией. В особенности огромное значение придавалось поэзии. Каждое племя имело своего поэта (шаира), которому приписывалась магическая сила, и их прочитанные стихи в музыкальном ритме считались пророческими. Широко были распространены эпические сказания, восхвалявшие доблесть предков-героев, а также песенные жанры: марсийа (траурная элегия), маратхи (похоронная песня), cap (песня мести), урджуза (вызов на бой), хиджа (сатира), мадх (хвала), хида (караванная песня погонщиков верблюдов), хабаб (песни конников) и др. По этому поводу имам аш-Шатыби говорил: “У арабов не было мелодичного пения подобно тому, как это делают люди в наши дни. Они выразительно читали стихи, и не обучались пению подобно сегодняшнему, которое появилось после них. Они смягчали голос и тянули его так, как это подобало необразованным арабам, не знавшим музыку. И не было в таком голосе того, от чего испытывалось удовольствие и то, что возбуждало. Присутствовало же в их голосе бодрость, активность, как это делал ’Абдуллах ибн Рауаха, подгоняя пением верблюдов, возле посланника Аллаха (с.а.с.)” (См. “аль-И’тисам” 1/368.12).
Многие музыкальные инструменты Ближнего Востока (лютни – мизхар, барбат; арфа – чанг; флейты – куссаба, най; гобой – мизмар; бубен – дуфф; цимбалы – сандж) были известны арабам в доисламский период. У самих арабов не было музыкальных инструментов и большая часть их, как и новых видов музицирования проникали на родину ислама, в Хиджаз, с северо-востока с Неджда, где находилось подвластное Древнему Ирану государство Лахмидов с центром в городе Хира, который располагался юго-западнее столицы Древнего Ирана – Ктесифона. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды пророк (с.а.с.), воскликнул: «О Аллах, благослови нас в нашем Шаме и в нашем Йемене!» Люди спросили: «И в нашем Неджде?» (Не ответив, он ещё раз) воскликнул: «О Аллах, благослови нас в нашем Шаме и в нашем Йемене!» (Люди снова) спросили: «И в нашем Неджде?» Тогда пророк (с.а.с.), сказал: «Там будут землетрясения и испытания и оттуда поднимется край головы шайтана». На рубеже 6–7 вв., именно в Неджде начинает свое развитие арабских и персидских музыкально-поэтических традиций. Известно, что еще в 5 в. персидский царь Бахрам Гур обучался в Хире и сочинял стихи на арабском, а вернувшись на родину, первым утвердил при дворе Сасанидов статус придворного музыканта. Во времена Сасанидов многие арабы восхищались как красотой персидских песен, так и увеселениями персов – их пышными пирами, на которых непременно звучала музыка, и было вино. Неслучайно новый литературный жанр (хамрийят), воспевающий вино и винопитие. Этот жанр появился в арабской литературе под влиянием образа жизни персов, противопоставляя две столь различные культуры: кочевую и оседлую. Но с приходом ислама всему этому был наложен запрет…Время правления мусульманской династии Омейядов (661–750) отмечено рождением нового музыкального профессионализма, появлением первых музыкантов-мастеров при дворе в Дамаске. Халифы этой династии снискали порицание у мусульман, поскольку, будучи выходцами из Хиджаза, а не из Сирии, они следовали образу жизни христиан, окружив себя «мирскими» удовольствиями, в особенности танцы и музыку. Большинство певцов, участвовавших в создании нового стиля художественного пения (гина) были вольноотпущенными рабами (мавали) и принадлежали к новому классу певцов-мужчин (муханатх), которые подражали женщинам. Таким первым профессиональным певцом среди арабов стал Тувайс (ум. 710). Его прозвище означало «Маленький павлин». Он был выходцем из Медины, где в детстве учился подражать пению рабов, и где потом оказался гонимым, как все певцы-муханатх и певицы-муганнийа. Высокочтимый певец нашел убежище в Сирии, где обучил своему искусству немало музыкантов. Арабы активно впитывали неарабские музыкальные элементы в последующие годы. Так два знаменитых певца Ибн Мисджах (ум. ок. 710) и Ибн Мухриз (ум. 715), чтобы научится искусству пения совершили путешествия по территориям Персии, Сирии и Византии. Вернувшийся на свою родину, в Мекку, Ибн Мисджах стал основателем профессионального «певческого искусства арабов» (ас-сана’а л-гина), которое отличалось новизной стиля, высоко ценившегося современниками сознательным отбором чужеродных музыкальных элементов, подходивших именно арабам. Известно также, что другой прославленный певец Дамаска Ибн Сурайдж (ум. 714) играл на лютне, которую он заимствовал у персов, и создал ряд произведений, среди которых выделялись Семь песен, отличавшиеся ладовыми интонациями старо-персидской песенной традиции. Представителем последней был знаменитый придворный музыкант персидского царя Хосрова II Парвиза (591–628) – певец Барбад, который сопровождал свое пение на щипковой лютне барбат. Арабы заимствовали эту лютню и назвали ал-’уд (в латинской Европе – «лют», «лаут» и пр.). Уд сохранял все признаки барбата: большой круглый корпус, короткую шейку и откинутую назад головку, четыре струны, настроенные в кварту, и деревянный плектр, но сверху покрывался не кожей, а деревом (араб. ал-’уд – букв. «дерево»). А в эпоху Аббасидов (750-1258) музыка завоёвывает всё более прочное положение при дворе в Багдаде, а чуть позднее – в повседневной жизни городских и сельских жителей халифата. Именно в это время музыкальное исполнительство достигает высокого уровня, огромный штат придворных музыкантов занимался вопросами композиции, вокала, музыкальной педагогики. Складывается теория арабской музыки: изучаются проблемы акустики, лада, метроритмики и музыкальной эстетики. Следует отметить, что большинство певцов, участвовавших в создании нового стиля художественного пения (гина) были вольноотпущенными рабами (мавали) и принадлежали к новому классу певцов-мужчин (муханатх), которые даже подражали женщинам.13 По этому поводу Ибн Таймия сказал: “Никто во времена трех лучших поколений из праведных мусульман Хиджаза, Шама, Йемена, Египта, Магриба, Ирака, Хорасана не слушал подобные свисты, хлопанья в ладони или бубны. Поистине, это было внесено после них, в конце второго столетия. Когда же имамы увидели это, они стали запрещать подобное”. (См. “ Маджму’уль-фатауа” 11/569).
С первых дней существования ислама музыка чаще всего выполняла функцию фона, усиливая сакральное значение слова в мелодической декламации Корана. При этом в богослужении мусульман отсутствовала инструментальная музыка, а господствующее положение занимала вокальные формы, мелодический язык которой тесно связана с понятием лада. Такого рода звукоряд лада называется мугам или макам, который отличался от развлекательных мелодий. Следует отметить, что происхождение арабского и турецкого макама, азербайджанского мугама, таджикской и узбекской шашмаком, иранской дестгях, уйгурской мукам исходят из одного источника. Совокупность этих локально-исторических восточных музыкальных традиций — при всём различии частных и специфических особенностей каждой — обобщённо называют «макамо-мугамной традицией» или «макаматом». Основу музыки мусульманского Востока составляют двенадцать макамов, или же ладов. Эти макамы, как различные стили исполнения, жанры и звукоряды, существовали с древних времен. Однако их систематизация и теоретическое обоснование произошло лишь в середине XIII века. Этим полезным трудом занялся один из величайших азербайджанских композиторов, теоретиков и каллиграфов древности Сафиуддин Абдулмумин ибн Юсиф ибн Фахир аль-Урмави (1216–1294), который в своих трактатах «Китаб аль-адвар» (1251) и «Рисалат аш-шарафийя» (1267) систематизировал звуковые комплексы, лежащие в основе музыки Ближнего Востока. На основе этой системы Урмави создал совершенную табулатуру, определил звукоряды двенадцати макамов и шести авазов. Также в «Китаб аль-адвар» он записал четыре музыкальных произведения в разработанной им систематике…Макамы, систематизированные Урмави названы следующим образом: Ушшак, Нава, Бусалик, Раст, Ирак, Исфахан, Зирафканд, Бузург, Зангула, Рахави, Хусайни, Хиджази. Он разделил эти лады на три группы, в соответствии с теми эмоциями, которые они могут вызывать у человека: первые три – силу, смелость и радость; следующие три – восторг и утонченную радость; три оставшихся – печаль и томление.14
Чтение Корана нараспев с красивым голосом разрешается если строго придерживаться таджвида. Таджвид - это не правило чтения Корана, а это общие правила всей арабской грамматики. А что касается музыкального лада чтения Корана, то об этом в ниспосланных откровениях ничего не говорится, поэтому мы должны полагаться на достоверные хадисы. Абу Хурайра (р.а.), передает: “Я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Аллах ничему не внимает так, как внимает Он обладающему красивым голосом посланнику, который читает Коран вслух и нараспев!” (см.: Аль-Бухари, 5024, Муслим, 789).15 От Ма’авии ибн Карра (р.а.), передаётся: “Я слышал, как ‘Абдулла ибн Мугафаль сказал, что в день завоевания Мекки, сидя верхом на своей верблюдице, посланник Аллаха (c.а.c.), нараспев читал суру Аль-Фатх”. Передатчик этого хадиса Му’авия ибн Карра сказал: “Я бы прочёл нараспев, как читал он, но боюсь, что вокруг нас соберутся люди”.16 (Бухари, 4281; Муслим, 794).
Макама или мугамы, дошедшие до нас сквозь столетия, исполнялись в виде музыкальных напевов в старой одноголосной форме. О связи мугамов с древним шумерским периодом свидетельствуют немало научных фактов и книжных изданий. В результате исследований выявлены новые материалы, подтверждающие историческое рождение мугамов в период даже более ранний, чем 12 тысячелетие до н.э. В данном случае следует обратить внимание на корень слова мугам, который по мнению исследователей исходит от слова муг-маг. Мугами – магами назывались племена, являющиеся древними этническими корнями Мидии. Смысловое значение этого слово означает огонь, пламя. И они исповедовали религию Единобожия пророка Зороастра. Более вероятнее название «мугам» взято от названия местности Мугань в Азербайджане, где проживали племена арран создавший этот вид искусства, которые до принятия ислама исповедовали религию зороастризма.
Среди последователей «нетрадиционного» ислама пристальный интерес к музыке проявляли суфии. Музыка, пение и танец для последователей суфизма являются средствами духовного совершенствования человека, и исходя из этих соображений, они активно использовали элементы музыкального искусства в своей культовой практике. Цель суфийского обряда – достижение божественного начала через экстаз, который часто достигался путём мистического слушания определенного мелодичного такта. Состояние необыкновенного психоэмоционального возбуждения достигалось путём длительных темброво-звуковых упражнений. Суфийская поэзия ярка и многообразна. Через глубокий символизм она выражает духовный Путь суфия. Величайший поэт-суфий, «танцующий поэт» Джалаладдин Руми писал:
…Когда твоё знание погружено в Свет веры,
люди, сбившиеся с Пути, обретут с его помощью Свет.
Всё, что ты говоришь, будет светоносно,
Ведь небо не проливает ничего, кроме чистой воды.
Стань подобен небу...
(Джалаладдин Мухаммад Руми «Сокровища вспомининия»).
В отличие от других религий, музыка в исламе является один из спорных вопросов, ответы на которого окончательно не решен. Да, действительно, положение музыки в исламе достаточно спорное. Одни говорят, что любая музыка, помимо ад-даффа (маленького барабана) на свадьбах, считается запрещенным, другие же настроены менее категорично – по их мнению, отношение ислама к музыке положительное, и вся та музыка, которая не содержит порочные мотивы или подтекст, может считаться разрешенной. В принципе, с тем, что музыка, включающая языческие, вульгарные и призывающие к грехам тексты, является недопустимой, согласны абсолютно все. Однако некоторые полагают, что запрет музыки не вписывается в провозглашенный гармоничный подход ислама к жизни и даже составили свод правил, на основании которого музыка должна соответствовать учению религии, а самое главное, чтобы не позволяла отвлекать верующих от поклонения Аллаху и от реальной жизни. Поэтому ислам предпринимает предупредительные меры, чтобы не допустить последствий ведущее человечество к безнравственности. Это один из принципов исламского права, называемый «преграждение путей» (садд аль-зарай). Этот принцип основан на идее предотвращения зла до того, как оно произойдёт, и взят из сердца наставлений Корана и Сунны: «Предотвращение вреда является приоритетным по отношению к получению пользы».
5.Воздержание от музыки.
Современная музыка - это забава иудейского и христианского мира, а также других конфессий культовых религий, которая главным образом служит дурным наклонностям Сатаны. А в исламском мире одна из главных причин упадка мусульман заключена в подражании представителям этих религий. Мы должны понимать, что Всемогущий Создатель не запретил ничего, кроме того, что приносит вред отдельным людям и в целом обществу. В особенности тогда, когда музыка переходит границы своего предназначения, и становится источником серьёзного и пагубного влияния. Взгляды ученых богословов едины в том, что музыка и пение, имеющие непристойное содержание, побуждающие к греху, разврату, помрачающие благочестивые намерения и вводящие в искушение, являются запретными (харам), а также любое слово, противоречащее религиозной этике, тоже является запретным. Степень запретности ужесточается, если непристойные слова обретают музыкальное сопровождение, способствующее запоминанию их людьми и усиливающее их воздействие. Музыка и пение, которое не относятся к вышеупомянутой категории, являются разрешенными в дни религиозных праздников и других торжеств. Таковыми могут быть бракосочетание, рождение ребенка и другие праздники. По мнению некоторых богословов однозначным доказательством из Корана о запретности музыки и песен является известное откровение из суры Лукман 31:6, где Аллах (хвала Ему!), предает забвению и лишает Своей божественной помощи всякого, кто расходует свое состояние на праздные речи, которые занимают человеческие сердца и отвлекают людей от важнейшей цели. Это относится ко всем запрещенным речам, праздным беседам, лживым речам и проповедям, которые подталкивают людей к неверию, разврату и ослушанию. Это также относится к речам тех, кто пытается опровергнуть истину и пользуется для этого лживыми доводами, злословит за спиной своих братьев и клевещет на них, обманывает окружающих и бранится., а также ко всему, что занимает человека, которая не приносит пользы ни для веры, ни для мирской жизни. “Но есть среди людей и тот, кто, никаким познанием не обладая, пустые небылицы покупает, чтоб ими уклонить с Господнего пути и обратить в забаву (заповеданное Богом). Бесчестие их (ждет) и унизительная кара”.(Лукман, 31:6). Этот айат был ниспослал по поводу Надр бин Хариса, который купил себе рабыню-певицу, чтобы удерживать людей от пророка Мухаммада (с.а.с.). Когда кто-либо хотел пойти к пророку (с.а.с.), чтобы узнать что-либо об Истине Аллаха (хвала Ему!), Надр ибн Харис говорил своей рабыне: «Накорми и напои этого человека, и затем спой ему. Это лучше чем то, к чему призывает Мухаммад». В особенности это откровение относится к тем, кто покупает забавную историю (все, что отвлекает человека от повиновения Аллаху), чтобы сбить (людей) с пути Аллаха без всякого знания, и обращает знамения и слова Аллаха в насмешку. Такие – это те, для которых (уготовано) унизительное наказание.18
Что касается тех, кто говорит, что в этом айате речь идёт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, и не о музыке, то это мнение не противоречит приведённому выше комментарию. Толкование строк «пустые небылицы покупает. Чтоб ими уклонить с Господнего пути» – это более общее толкование, в котором среди прочего подразумеваются музыка и песни, ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха.
Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения и танцев для людей искушенной земной страстью являются источником зла. Поэтому их запрещено использовать при любых обстоятельствах. Сюда относятся барабан, скрипки, гитара, флейта, лютня, мандолина, фисгармония, фортепиано и т. д. Ссылаясь на суру 31:6 большинство богословов также считают, что ради развлечения нельзя нанимать певцов или певиц и платить им деньги. Под запрет также попадает покупка и продажа музыкальных инструментов, так как Аллах если доводит до нас о нежелательности применения их, то соответственно нежелательно его изготовление. Пример тому спиртные напитки. Такого же мнения придерживались Икрима, Макхуль.Хасан добавил (…свирель) Аль Уахиди в своем тафсире «Аль-Васит» (3/441) писал: “Большинство толкователей Корана сказали о том, что под словосочетанием «бессмысленные слова» подразумевается «песня»”. Так как Всевышний Аллах говорит: “Соблазняй кого ты можешь твоим голосом и введи против них твою конницу и пехоту, соучаствуй в их богатствах и детях и и обещай им. Поистине, Сатана обещает только заманчивые обещания!” (сура 17:64). В тафсире Джаляляйн говорится: “Голос шайтана-песни и свирель”. Также Всевышний Аллах сказал в Коране: “Неужели же вы дивитесь этому рассказу, смеетесь и не плачете и вы развлекаетесь”. (сура 53: 61). По словам ибн Аббаса слово «развлекаетесь» (ас самидун) означает поющие. Икрима рассказывал, что, когда многобожники слышали Коран, начинали петь, чтобы люди не слушали его.
В настоящее время среди людей есть такие, которые покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания. Таким уготованы унизительные мучения, Аллах (хвала Ему!), предает забвению и лишает Своей божественной помощи всякого, кто расходует свое состояние на развлечения и праздные речи, которые занимают человеческие сердца и отвлекают людей от важнейшей цели. Это относится ко всем запрещенным речам, праздным беседам, лживым речам и проповедям, которые подталкивают людей к неверию, разврату и ослушанию. Это также относится к речам тех, кто пытается опровергнуть истину и пользуется для этого лживыми доводами, злословит за спиной своих братьев и клевещет на них, обманывает окружающих и бранится. А исходом их заблуждения, насмешек над кораническими айатами и отвращения к бесспорной истине будет унизительное наказание, и поэтому Всевышний Аллах сказал:
Когда читаются ему знаменья Наши,
Он отвращается надменно,
Как будто бы не слыша их,
Как будто б глухотой закрыты его уши.
Благовести ж ему мучительную кару!
(Лукман, сура 31:7).
Если такому человеку читают кораническое откровение и предлагают уверовать в истину и покориться ей, он надменно отворачивается от этих проповедей. Суть коранических айатов не проникают в его душу, и не заставляют его задуматься, и поэтому он отворачивается от них, словно он никогда не слышал назиданий. Более того, он ведет себя так, словно глухота мешает ему внимать человеческим речам. У такого человека нет шансов встать на прямой путь, и поэтому ему следует сообщить весть, которая заставит его опечалиться и принесет ему много страданий, потому что она станет предвозвещением наказания, которое будет мучительным как для человеческой души, так и для человеческого тела. И это наказание настолько мучительно, что люди не способны оценить его тяжесть или хотя бы представить его. Вот какой вестью следует увещевать грешников, и как же неприятна эта весть! А что касается праведников, то Всевышний Аллах обрадовал их вестью о райском вознаграждении и сказал: “Воистину, тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Сады блаженства. Такие люди поклоняются Аллаху как душой, так и телом, потому что они исповедуют правильные воззрения и совершают праведные деяния. Им обещаны благодатные сады, и это обещание является благой вестью и вознаграждением, которые они заслужили своими деяниями. В этих благодатных садах они будут наслаждаться душой и телом, и это удовольствие будет вечным”.(сура 31:8). А теперь рассмотрим высказывание авторитетных лиц исламского мира. Как было указано выше, мнения ученых богословов не совсем однозначны. Имеются различные мнения, но они едины в том, что не всякая музыка запретна. В первые и последующие века от Хиджры некоторые ученые богословы цитировали данный айат в качестве аргумента в пользу запрещенности пения, однако далеко не все были согласны с таким толкованием. Так как большинство известных богословов считали, что в этом айате нет конкретной запретности на музыку. Контекст айата и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение айата раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь». Отсюда понятно, что описанное действие относится к неверным, которые сбивают других с истинного пути. Сподвижники (сахабы), их последователи (табиины), знатоки фикха (факихи) и другие учёные, в целом, всегда единодушно высказывались по данному вопросу. Один из лучших знатоков Корана и сподвижников пророка (с.а.с.) Ибн Аббас сказал: “Этот айат ниспослан о песнях и о том, что связано с этим”. (аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 786; Ибн Абу Шайба 6/310). Шейх Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. Также такое толкование этого айата передается от Ибн Умара. См. «Тафсир аль-Куъртуби» 5/349, «Игъасату-лляхфан» 1/258. А также от Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сказал: “В этом айате речь идет о песнях и тех, кто их слушает”. (ат-Табари 21356). Даже если и принять во внимание, что слова «праздные речи» в айате имеют самый широкий смыл, то все равно они не исключают песни и музыку. Ибн Джарир ат-Табари, приведя мнение всех имамов, кто высказывался в отношении данного айата, сказал: “Правильными в отношении данного айата, являются слова тех, кто говорил, что сюда относятся любые праздные речи, сбивающие с пути Аллаха, которые запретили слушать Аллах и Его посланник. Всевышний Аллах сказал обобщенно: «праздные речи» и не сделал каких-либо ограничений, поэтому данный айат является обобщенным, пока не будет доказательства на то, что он является конкретным. И к этому айату также относится и пение и слова многобожия!” (См. “Тафсир ат-Табари” 7/249)…Прекрасный ответ на этот сомнительный аргумент дал шейх Ибн Баз, который сказал: “Это противоречит тому, как поняли саляфы из числа сподвижников и их последователей (таби’ун) этот аят! Поистине, они опирались на этот айат в запрещении песен и музыки и предостережении от них и не связали запрет с таким условием, а они лучше всех знают о смысле слов Аллаха и Его посланника (с.а.с.)!” Он также сказал: “Такое понимание противоречит, если поразмышлять, и внешнему смыслу айата: «чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания». В этом айате указание на то, что эти люди, заслужившие упрек, покупали праздные речи и сбивали с пути Аллаха сами того не зная! Ведь если бы они делали это сознательно, чтобы сбивать с пути Аллаха, то Аллах не сказал бы «безо всякого знания». Ведь относительно того, кто делает что-то сознательно, не говорят: «поистине, он не знает!»” (См. «Тахримуль-агъани уаль-маляхи») 27-31.19
По мнению богословов продолжением запрета суры 31:6 является следующее откровение, где Великий и Мудрый Аллах, давая Иблису отсрочку до Судного дня, сказал: “Введи в соблазн тех из них, кого (сумеет) совратить твой голос, и направляй на них все воинства твои, и соучаствуй с ними в их добре и детях, давай (заманчивые) обещанья – ведь Сатана умеет обещать лишь для обмана,” (Аль-Исра 17:64). О значении данного откровения Абу Адель пишет: “Побуждай (к грехам), кого ты можешь из них, твоим голосом и собирай против них твою конницу и пехоту, и стань соучастником с ними в их богатствах (когда они зарабатывают запретным путем и тратят на запретное) и детях (когда дети рождаются от прелюбодеяния) и обещай им (своим последователям) ложь, – и (ведь) сатана обещает им только обольщение!” Ибн Аббас и Муджахид сказали: “Это песни и музыкальные инструменты”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 13/118, “Тафсир аль-Багъауи” 3/129.20
Другим айатом, используемый в пользу запрещенности пения: является следующее откровение: “Едва услышав речь пустую, они от этого уходят, говоря: «У нас — свои дела, у вас — свои. Мир вам! В нас нет стремленья находиться среди невежд (в Господнем Слове)»” (Аль Касас 28:55). Комментируя данное откровение Абу Абдель отмечает: “А когда они (мусульмане) слышат праздное (такие слова, которые не ведут к довольству Аллаха), то отворачиваются от этого Когда некоторые из людей Писания приняли ислам, их начали ругать многобожники, говоря: “Горе вам, вы оставили свою веру». На что мусульмане ссылаясь на суру Кафирун отвечают: “У нас свои дела (и мы не отклоняемся от них), а у вас свои дела (за которые вы сами будете отвечать). Мир вам! Досвидание! Мы не желаем (себе) (веры) невежд (которой вы придерживаетесь)!””21
Если услышат верующие аль-лягв (то есть, то, что заслуживает устранения из речи, подобно пустой болтовне и пошлым, бессмысленным словам), то отвернутся от этого. Относительно музыка и пение, имеющие непристойное содержание имам Абу Ханифа говорит: “Это грех, а тот кто ее слушает развратник, у которого не принимается свидетельство”. Так же сказал: “Слушание музыки является развратом, а наслаждение слушанием является неверием”. Имам Малик: “Развлекательную музыку слушает только Развратник”. Имам Шафии писал: “Это порочное дело, и является вздором, и тот кто слушает её является неразумным, и у него не принимается свидетельство”. Говоря о песне имам Ахмад отмечал: “Это грязь и запрещено сидеть там где поют песни”. Имам Ибн аль-Джаузи писал: “Первые поколения ученых-шафиитов считали песни запретным, а что касается их дозволения, то это стали говорить их более поздние последователи по причине отсутствия знания и следования за своими страстями!” См. «Тальбису Иблис» 245.22
И все же, все ли песни являются запрещенными? Ответ: конечно нет! Песни разрешены только в семи случаях при соблюдении строгих условий: Свадьба. Праздник. Джихад. Поэзия. Касады о набожности. При сожалении. При одиночестве. И на все это существует доказательство из сунны. Пророк (с.а.с.) сказал: “Поистине в поэзии есть мудрость”. Но не следует увлекаться поэзией до такой степени, чтобы это мешало человеку поминать Аллаха. Передают со слов Ибн Умара (р.а.), что пророк (с.а.с.), сказал: “Лучше болеть, чем чрезмерно увлекаться поэзией”.23
Однако о какой поэзии говорил пророк (с.а.с.)? Ответом этому является его же слова в одном из хадисов, когда его спросили о поэзии, он ответил: “Эти слова, если они хорошие, то это хорошо, а если они скверны, то это скверно”. Например, запрещается описание женщины, описание ее волос, лица, тела. Также является запрещенным ложь в поэзии, клятва не Аллахом, отстранение от пути Аллаха. Песни разрешены на свадьбах в трех условиях: Песни разрешаются только девушкам чисто женскому кругу, без мужчин. Чтобы в содержании не было такого, что являлось бы запретным по Шариату. И чтобы исполнялись без музыкальных инструментов. Пение разрешено на свадьбе с условием, если они отвечают требованиям хадиса приведенный Ахмадом (3/391), Ибн Маджа (1900), в книге Аль-Ирва под номером 1995…Также разрешены нашиды (поэмы) на праздниках с вышеуказанными условиями т.е. чтобы в словах не было ни чего противоречащего шариату и чтобы не использовались музыкальные инструменты.24 Разрешалась пение гимна, помогающий во время работы, особенно если в нем есть молитва. Посланник (с.а.с.), поощрял копающих ров, произнося нараспев слова Ибн Раввахи:
«Нет жизни, кроме загробной жизни.
Прости ансарам и мухаджирам!»
А ансары и мухаджиры отвечали:
«Мы — те, кто присягнул Мухаммаду
На войну за веру, пока живы.»
«Клянусь Аллахом! Если бы не Аллах, не стали бы мы на верный путь,
Не постились бы и не молились бы.
Ниспошли нам покой и укрепи нас в борьбе.
Многобожники притеснили нас.
Если же попытаются нас соблазнить, мы отвергнем их».
Если пение, которое провоцирует грех, в исламе однозначно являются запрещенным, так как они приводят к оставлению обязательных предписаний (фард и ваджиб). Также любое пение, сопровождаемое грехами, например, песни запретного, безнравственного или развратного содержания или песни в исполнении женщины также запретны. Это тоже является единодушным запретом. Что касается еще нескольких айатов, на которых ссылаются относительна запрета, то ни в одном из них не говорится о музыке прямым текстом. В этих айатах порицается различные формы применения действий и речей, а также всего того, что может усиливать его влияние опорочить веру в Священное Писание (см. сура 53:59–61), или предостерегает от сатанинских нашептываний, побуждающих к греху и преступлению (см. сура 17:63–65). Касательно того, что некоторые комментаторы оговаривали в данном контексте и песню, не является чем-то странным, ведь и песню, и стихотворение, и повесть, и красноречивое публичное выступление можно применить в достижение упомянутых греховных целей.
6. Отношение мазхабов к музыке.
Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит: “Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то сам с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного. Также видный богослов Ибн Хумам в книге «Фатх аль-Кадир» пишет: “Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, описывается красота или качества реального человека, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес”. Относительно песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения. Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать, что, если инструменты не входят в число запрещённых, например, бамбук или бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких, как лютня и так далее, то человек, использую их впадает в грех. Имам ан-Навави, великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал: «Запрещено использование и слушание музыкальных инструментов, которые обычно ассоциируются с пьяницами, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (даф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе, широкий барабан с узкой средней частью, тоже запрещено».26
К категориям песен, которые запрещены среди арабов, относятся: 1. Песни в сопровождении любых музыкальных инструментов (исключением является бубен для женщин, о чем было сказано выше) во время праздников и свадеб; 2. Песни, в которых описывается запретное и греховное, как например алкоголь, прелюбодеяние и т.д., даже если они без сопровождения музыкальных инструментов; 3. Песни, которые поются хором и на распев (ляхн), поскольку арабы произносили песни подобные стихотворному чтению. Таким образом, нам стало известно, что прямого канонического текста, запрещающего музыку, нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне, а потому музыка остается быть тем, запрет или разрешение чего зависит от формы применения и намерения. В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: все то, что не запрещено, является разрешенным. Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно случаю с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. Музыка и пение не противоречащих исламским традициям, по мнению всех богословов, являются разрешенными в дни религиозных праздников, торжественных празднеств. Это может быть бракосочетание, рождение ребенка, возвращение длительное время отсутствовавшего человека. Доказательством тому являются достоверные хадисы. Сообщается, что Аиша (р.а.), сказала: “Однажды посланник Аллаха (с.а.с.), вошел ко мне в то время, когда у меня находилась две девушки, певшие песни о Буасе. Он лег в постель и отвернулся. А через некоторое время в мою комнату вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Как может свирель шайтана звучать у пророка?!” Тогда посланник Аллаха (с.а.с.), повернулся к нему и сказал: “Оставь их”, когда же Абу Бакр отвлекся я сделала девушкам знак и они удалились”.27 Буас – название урочища в двух милях от Медины, где в 620 г. произошло сражение между отрядами племен аус и хазрадж, в котором победили ауситы. И Аиша (р.а.), с девушками воспевали эту победу.
В ответ тем, кто однозначно запрещает пение и музыкальные инструменты, очень уместно привести еще одно высказывание Ибн Хазма из книги «Аль-мухалля»: «И объясняют они запретность пения, говоря: «Пение является одним из двух: или истиной (аль-хак), или ложью (аль-батыль). Ведь третьему не быть?!» И это потому, что Господь сказал: «Нет ничего после Истины (аль-хак), кроме как схождение с правильного пути (ад-даляль)» (сура 10:32). А ответом нашим, с надеждой на согласие Господа, является следующее: “Пророк сказал (с.а.с.): «Поистине, дела - по намерениям. И поистине, каждый получит то, что намеревался (получить)…” Приведем полезный богословский комментарий из книги «Энциклопедия хадисов. Шесть сводов достоверных хадисов»: “Звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия”. Всевышний и Мудрый Аллах сказал: “Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное” (сура 7: 157). Имам аш-Ша’би говорил: “Поистине, пение взращивает в душе лицемерие подобно тому, как вода взращивает посевы, и поистине, поминание Аллаха взращивает в душе веру, подобно тому, как вода взращивает посевы!” Ибн Наср 2/152. В особенности порицаемым является исполнение песен женщинами. Если даже, когда тема песни в исполнении певицы безобидна, но ее поведение или же постановка их голоса влияют на человеческое благонравие, пробуждая в слушателе низменные чувства, то в этом случае музыка переходит из области дозволенного в область запретного. Вспомним слова Всевышнего Творца, обращенные к женам пророка Мухаммада (с.а.с.): “Не проявляйте покорность словами своими [наполняя речь женственностью и мягкостью при общении с посторонними мужчинами], ведь это пробудит желание того, в чьем сердце болезнь (слабость веры, лицемерие или склонность к разврату)” (сура 33:32). В мусульманском обществе женщине дозволено разговаривать с мужчиной из числа не махрамов (не дозволенных) по необходимости и наоборот. Но при этом запрещено растягивать слова, смягчать или повышать голос на манер мелодии». Так же женщине запрещено слушать голос мужчины из числа не махрамов с вожделением и страстью. Посланник Аллаха (с.а.с.), обращал внимание на это факт, когда говорил своему сподвижнику Баре ибн Малику: “О Бара! Не позволяй женщинам слушать твой голос». Один из великих западных мыслителей сказал: “Голос – это один из кратчайших путей заставить женщину влюбиться в мужчину. Вот почему многие женщины так любят певцов”. Женщина-певица одинаково легко может соблазнять слушателей своей внешностью и голосом. Любезное общение и уединение с мужчинами будут противоречить законам Шариата, а общение с женщинами, жизненные принципы и поведение которых далеки от исламского идеала, лишит ее принципов религиозной этики. Ведь жизнью доказано, что человек невольно перенимает многое из поведения и привычек того, с кем часто общается. Как говорится в пословице: «С кем поведешься, от того и наберешься». Мы должны понимать, что Всемогущий Создатель не запретил ничего, кроме того, что приносит вред мусульманам и в целом обществу. Музыка – источник пагубного влияния. Хвала Аллаху, который сказал в своей Книге: “И что принес вам посланник, то берите, а что он вам запретил от того удерживайтесь” (Аль-Хашр, 7) и также Он говорит: “Пусть берегутся те, которые, нарушают его приказание /т.е. посланника/, чтобы их не постигла смута или не постигло их мучительное наказание” (Аль-Нур, 63). Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Люди много говорили относительно пения, некоторые из них запрещали это, некоторые дозволяли, а некоторые считали порицаемым, но дозволенным. Мы же говорим: Следует сначала изучить исследуемую вещь, и только затем выносить решение относительно нее: запрет, дозволенность или же порицание. Так, например, песнями называют пение паломников в дороге. Иностранцы, которые едут на Хадж декламируют стихи, в которых они описывают Ка’бу, источник Зам-Зам и место стояния Ибрахима. Слушание этих стихов является дозволенным (мубах) В подобном пении нет того, что бы возбуждало и выходило бы за рамки приличного.
Также под пением именуются стихи, которые произносили для побуждения к выходу в военный поход”. (См. “Таблису Иблис” 237-238). Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-Араби в своей книге «Ахкям аль-Куран», а также богословы Ибн ан-Нахва, имам аль-Газали, Ибн Хазм, как и многие другие считают, что все хадисы, упоминающие однозначную запретность песен, или недостоверны, или выдуманы…Подводя итог вышеизложенным заявлениям, познакомимся с высказыванием Вахба аз-Зухайли: “Поистине, народные песни, призывающие к благородству и усердности, не могут быть запретными при условии раздельного пребывания мужчин и женщин, при соблюдении определенных норм во внешнем виде женщин (покрытие всех частей тела, кроме лица и кистей рук). Что же касается песен, побуждающих к греховному и низменному, то нет сомнений в их запретности. Даже те, кто считает пение разрешенным, согласны с последним. А ведь насколько много мерзкого и непристойного встречается нам сегодня по радио и телевидению…!” При объективном и рациональном взгляде невозможно сказать о том, что хадисы, явно повествующие о дозволенности ее, несут иной смысл (та’виль), а также невозможно сказать, что они появились раньше хадисов запрещающих музыку (насих ва мансух). С другой стороны, невозможно не видеть слабость и недостоверность хадисов, говорящих о запретности музыки. В тоже время, мы знаем, что хадисоведение (‘ильм аль-хадис) имеет следующее правило: если на одну тему есть более одного недостоверного хадиса, то они подкрепляют друг друга и при значительном их количестве могут приблизиться к степени частичной достоверности (хасан ли гайрихи). Музыка играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, музыка способна удалить человека от духовного мира и лишает его от поминания Аллаха, а в конечном итоге ведет человека к безнравственности.28
Если содержание песен христианское, а мелодия вдохновлена иным духом, то такие песни не принесут духовного благословения, какими бы религиозными они ни казались. Достоевский, живя в христианском мире отмечал: сегодня человечество зашло в экологический и духовно-нравственный тупик, чреватый торжеством биоробота, «недочеловека». А что касается настоящего времени, то христианские государства Запада и другие страны наводнены рок и поп музыкой. И это потому что, одним из самых сильных оружий Сатаны сегодня является рок и поп музыка. Спросите почему? То знайте, в Библии, в книге Иезекииля говорится, что Люцифер был первым лидером поклонения. Потом Люцифера стали называть дьяволом. В книге Иезекииля, в 28-й главе говорится о том, каким был Люцифер, когда он был музыкантом. О чем признается христианский певец и гитарист Боб Ларсон: “Рок и ролл-музыка — больше, чем просто музыка. Это утонченная, морально-разрушительная сила...Своими звуками она косвенно ломает всякие нравственные барьеры в душе человека; она ошеломляет разум и вводит в состояние забвения и разнузданности. Звучание электрогитар, сопровождаемое нервным боем барабанов, срывает покрывало запретов. Но хуже всего, когда эта музыка становится религией. Исполнение рок и поп-музыки — антихристианское по своему содержанию и противоположно истинно библейскому определению нравственности”.29
Учеными исламской общины, будь то предшествующими или современными, было написано множество трудов, в которых они подробно освещали тему музыки и песен, приводя доводы и указывая на то, что это запрещено. Среди этих трудов можно выделить следующие: «Замм аль-маляхи» Ибн Аби ад-Дунья; «Тальбису Иблис» Ибн аль-Джаузи; «аль-Мадхаль» Ибн Хадж аль-Малики; «ас-Сама’» и «Игъасату-лляхфан» Ибн аль-Кайим: «аль-Амр билль-иттиба’ уа-ннахий ‘аниль-ибтида’» ас-Суюты; «Тахриму алят ат-тараб» аль-Альбани; «аль-И’лям би накъд китаб аль-Халяль уаль-харам» Салих аль-Фаузан; «аль-И’лян би анна аль-‘азф харам» Абу Бакр аль-Джазаири. Но, тем не менее, в наши дни появляются люди, одни из которых заявляют, что музыка дозволена, или максимум, что можно сказать о ней, так это то, что она нежелательна, но ни в коем случае не запретна.
Рафик шейх Гюльбала оглы.
г. Ширван, май 2017 г.
Список литературы:
1.Александр Марков. «Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные
инструменты», _muzykalnye_instrumenty#:~:text=.
2.Самые древние музыкальные инструменты. https://jamschool.ru/samye-drevnie-
muzykalnye-instrumen/.
3.МУЗЫКА В ИЗРАИЛЕ БИБЛЕЙСКИХ ВРЕМЕН. http://orpheusmusic.ru/publ/344-1-0-5.
4.Петер Граденвиц. Музыка народа Израиля.
http://www.judaicaru.org/music/avot_father_main1.html.
5.Тюлькина Ангелина, «Как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное
состояние учащихся». Глава I. Сила музыки,
raboty/7723-kak-muzyka-vliyaet-na-uchebnuyu-deyatelynosty-
emocionalynoe-sostoyanie-uchaschihsya.
6.Музыка помогает переносить физическую боль.
https://absite.ru/txt/science/642.html.
7.Влияние рок музыки на физическое, психическое и духовное состояние человека.
8.Библия. Второзаконие18:9-14. Комментарии Мак Дональда
https://bible.by/mcdonald/5/18/.
9.У. Боймер. «Нам нужна только твоя душа (рок-сцена и оккультизм)».
10.Вызывание темных сил - игра с огнем.;;
11.Рок-музыка на службе у сатаны.
12.А. Виноградова. Арабская музыка. https://www.belcanto.ru/arab.html.
13.Музыка в культуре ислама. https://infoglaz.ru/27037-muzika-v-kulture-
islama.html.
14.Макамы – музыкальные ступеньки на пути к Божественному: Ч. 1. Ушшак.
1-ushshak/.
15.Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 339. Сахмхм Муслим, хадис № 789
16.Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 339.
17.Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 339.
18.Абу Адель. https://quran-online.ru/31:6.
19.Решающее слово в споре относительно музыки и песен в Исламе.
https://toislam.ws/fiqh_ibadat/175-muzika.
20.Абу Адель. https://quran-online.ru/17:64.
21.Абу Адель. https://quran-online.ru/28:55 .
22.ФЕТВА О СООТВЕТСТВИИ КАНОНАМ ИСЛАМА МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И
ПЕСЕН. https://mumtahana.1bb.ru/viewtopic.php?id=441.
23.Сахихи аль-Бухари, хадис № 6154.
24.О музыке. https://k-assir.livejournal.com/12613.html.
25.Почему в Исламе нельзя слушать музыку? Музыка в исламе Аргументы тех, кто
разрешает музыку.
26.Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари. Положение музыки в Исламе.
27.Аль Бухари. Мухтусар, хадис № 498.
28.О соответствии канонам Ислама музыки, музыкальных инструментов и песен.
https://dumso.ru/f10.
29.П.Ю. Болохов. «В узах рок музыки», http://www.word4you.ru/publications/7617/.
30.Решающее слово в споре относительно музыки и песен в Исламе. https://asar-
forum.com/viewtopic.php?t=59
Свидетельство о публикации №225011000673