Философия как рабочий инструмент. Часть шестая

 
Алкоголь –  наркотик!
Этот набивший оскомину слоган сегодня никто всерьёз не воспринимает. Наряду с каплей никотина, способной убить лошадь, сей расхожий штамп, уместен скорее на устах полусумасшедших городских моралистов, чем адекватных, трезво  -простите за каламбур! - смотрящих на жизнь людей.
Тем не менее, мы рискнём заявить, что алкоголь самый обыкновенный наркотик: ничем не лучше и не хуже героина, кокаина, гашиша.
В европейской культуре употребление алкоголесодержащих растворов не просто привычно и обыденно. Оно освящено традициями, устоями, даже религиозными канонами.
Шампанское: всё красиво, празднично. «Лимонад» алкогольный, жажду утолить. А в том «лимонаде» градусов десять спирта! Кагор, священное вино, важнейший атрибут богослужения.


 Все эти ментальные наслоения устойчиво преследуют одну цель: аккуратно скрыть основное назначение   алкоголя. Разнообразнейшие напитки, начиная от чистого спирта и заканчивая изготовленным из молока кумысом, нужны только для одного: войти в состояние опьянения, «догнаться», «поймать кайф» и т.д.
 Но говорить об этом,  прямо и открыто  ни в коем случае нельзя. Мы же не наркоманы какие-нибудь! А пьём для общения, уважения окружающих, для порядка, в конце концов, в форме поддержания общепринятых обычаев.
 Ну, а то, что фундаментом всего этого служит наркотическое опьянение алкоголем, необходимое лишь для выведения сознания из состояния психической устойчивости, так это ж от пращуров завещано.



Это там, где-то в параллельном мире живут мерзкие наркоманы. Они «торчат на игле», убивая себя «герычем». Идут не по той «дорожке», отупляя мозги «коксом». В любой момент готовы «пыхнуть тягу» забористой «травы».
А вот на краю пешеходной тропинки валяется абсолютно невменяемый субъект. Он не способен контролировать ни одного  из своих действий. Даже позыва к мочеиспусканию, что подтверждается большим мокрым пятном на брюках.
Он лежит на спине и рвотный рефлекс едва не привёл к удушению. Человек даже не осознает, как его зовут, и где он находится. По сути, это кусок биомассы на грани жизни и смерти.
«Ну, выпил мужик, перебрал малость, - скажут многие, - а с кем не бывает? Не зарекайтесь!» Мы и не зарекаемся.
 Необходимо лишь констатировать, что «передоз» социально допустимого наркотика алкоголя ведёт к тем же последствиям, что и употребление неприемлемых в нашей культуре, так называемых, тяжёлых наркотиков.
Не упустим из виду  и алкогольный делирий, иными словами, белую горячку. «Белочка» возникает у алкашей в период прекращения пьянства. Выражается бредом,    обусловленным зрительными, слуховыми и  тактильными галлюцинациями.  «Галюны» обычно носят угрожающий характер, часто представлены в образе мелких ужасных существ:  насекомых, чертей и т.д.   
Основную опасность при делирии представляет риск самоповреждения.
И чем, хотелось бы спросить, всё это отличается от классической «ломки» героинового наркомана, который, по тем или иным причинам,  лишён «дозы»? Чем?!




Ещё раз заметим, в общественном сознании алкоголь вообще не считается наркотиком, даже наилегчайшим. А таковым его классифицируют «зануды» специалисты.
Как аргумент в споре могут использовать постулат о том, что наркоманами становятся с первого шприца, а спиваются годами. Но и здесь всё не столь однозначно.
В отличие от христианства, буддизм, индуизм и ислам категорически против алкоголя. И если две первых религии настойчиво рекомендуют, то в третьей всё совсем «не по-детски».  В Иране, например, не так давно одного алкаша, который всех уже достал, за пьянство казнили.
В смысловом переводе запрет для мусульман близок к фразе «запрещено употребление любого вещества, находящегося в любом из   трёх агрегатных состояний – твёрдом, жидком и газообразном – способного в той или иной степени воздействовать на сознание».
Как видим, запрет тотальный. Но едва просохли чернила на страницах священного текста, лицемеры всё свели к алкоголю.
Заметим, именно этот наркотик был выбран как наиболее опасный. Тут же по единой территории исламской культуры от Марокко до Индонезии почти мгновенно расползлись опиаты и каннабиноиды.
С точки зрения потягивающего пивко европейца, цивилизация, плотно «подсевшая» на тяжёлые наркотики, обречена. Но, как мы видим, ни о какой катастрофе нет и речи.  Великолепные рубаи, в которых восхвалял вино пьяница Омар Хайям, просто меркнут на фоне закулисных достижений обкурившихся анаши ассасинов.


К слову напомним, что индейцы тысячелетиями жевали листья коки, из которых изготавливается кокаин, тяжёлый наркотик. Кокаиновыми наркоманами являлись все представители знати в империи инков, включая жречество. Как видим, ни продукты опийного мака опиаты, ни препараты конопли каннабиноиды, ни производное листьев коки психостимулятор кокаин не смогли уничтожить ни одной из цивилизаций, даже ни одного малочисленного народа.   
В этом плане история даёт нам ещё один пример, подтверждающий выдвинутый тезис.  Европа вела активную торговлю с Китаем после захвата римлянами Египта (первый век нашей эры).  Но европейские товары, ввиду их низкого качества, не интересовали жителей Поднебесной. И до начала 19 века,  в течение почти двух тысяч лет, приходилось возить в Китай деньги, то есть, банально, золото и серебро.
 Но англичане всё-таки нашли востребованный товар. Это был опий! Производили его из мака, выращиваемого на индийских плантациях.
 Маньчжурское правительство империи Цин опомнилось, когда до десяти процентов подданных уже являлись наркоманами, а правящая элита поголовно. Власти запретили ввоз наркотика в страну.
   Но не тут-то было!  Англичане провели две победоносных войны, более похожих на карательные экспедиции, и окончательно «подсадили»  почти все слои населения на опиум. Но нация не погибла.
Впрочем,   колонизаторы такой задачи перед собой и не ставили. А кто будет производить высококачественные товары для неэквивалентного обмена?! Себестоимость опиума – копейки. А когда ломка начнётся, отдашь за «дозу» не только чай,   шёлк,   фарфор, но и мать родную.
 Если упоминание матери скорее метафора, то детей меняли на наркотик, не задумываясь. Китай впал в наркотический бред более  чем на столетие. Окончательно избавиться от напасти удалось лишь к началу 21 века, когда стали расстреливать не за производство, продажу и хранение, а просто за употребление зелья.  Из глубин, не затронутых эпидемией, народных масс выдвинулись новые таланты и успехи современного Китая в экономике,    культуре и спорте однозначно говорят: катастрофа не произошла.


 Существует убеждение, что  на героин «подсядешь» с первой дозы, а спиться не так-то просто. Это верно в отношении лишь тех народов, которые знакомы с алкоголем уже тысячелетия.
 Дурманящие вещества использовали все жители земли от Аляски до Патагонии, и от Чукотки до Новой Зеландии.  К началу Великих географических открытий многие народы были совершенно незнакомы с алкоголем. И оказались беззащитны перед этим страшным оружием колонизаторов.
Этиловый спирт очищал территории от туземцев для будущих поселений пришельцев с не меньшей эффективностью, чем оспа. В полную зависимость аборигены впадали с первого же стакана!
Представители белой расы, европеоиды, столь же беззащитны перед опиатами. Но между потенциальным потребителем и наркотиком стоит колоссальный репрессивный аппарат государства, которое делает всё возможное, чтобы наркоманов было как можно меньше.  История с туземцами куда печальней. До начала 19 века у европейцев в Северной Америке не было задачи тотального уничтожения аборигенов. Местные племена являлись вершиной пищевой цепи сложившегося биоценоза, и эффективно собирали природную ренту в виде шкурок пушных зверей.
 На международном рынке цена на меха была баснословной, а платили за них индейцам тем же  алкоголем, на местном жаргоне «огненной водой».
Краснокожие даже вели между собой «Бобровые войны» за монопольное право на меховой бизнес. Когда встал вопрос об уничтожении туземцев, воевать уже было, особо и не с кем. Они просто самоликвидировались.
 Заметим, во многом не благодаря, а вопреки проводимой этнической политике.
Ещё больший диссонанс случился в России. Правительство изначально проявляло заботу о сохранении местных народов на Русском Севере. В общем, исходя из меркантилизма.
Пушнина в те годы заменяла нынешнюю нефть в плане наполнения бюджета. Местные народы расплачивались мехами за право жить спокойно по законам предков. Такой статус-кво был выгоден всем. Но завозимый даже контрабандой алкоголь делал своё дело. Туземное население спивалось и вымирало, несмотря на реальные усилия властей.



Невольно мы приходим к выводу, что алкоголь самый страшный наркотик. Получается, как в том анекдоте «ты, отрок, так всю науку к одному месту сведёшь». Заметим, что ко вполне объективным выводам о пользе малых доз алкоголя приходят те учёные, которые сами не дураки выпить. И, соответственно, наоборот, у трезвенников, не менее объективно получаются противоположные результаты.  Мы вовсе не хотим аберрации предвзятостью. Наша задача  донести мысль: алкоголь -  это наркотик. Просто наркотик, не лёгкий и не тяжёлый, обыкновенный, такой, как и другие.
У европейской, христианской цивилизации особое отношение с этиловым спиртом. Христианство единственная религия, которая не только не порицает алкоголь,  но и возводит его на сакральный уровень.
Кагор, церковное вино, символизирует единение с Богом.
На Тайной Вечере   Христос подал ученикам чашу вина со словами: "Пейте из нее все. В чаше сей кровь моя, которая изливается во оставление грехов ваших. Сие творите в воспоминание обо мне". Данная сцена стала прообразом Таинства причащения. Сакрализация алкоголя проходила в течение долгих веков. И чем заменить кагор, если вопрос станет в повестку дня? Не компотом же!


Однако у человечества уже есть опыт решения глобальных задач, которые в принципе казались не решаемыми.
Декларация равноправия рас, полов, меньшинств, включая сексуальные, стала венцом многовековой, даже  много тысячелетней борьбы. И так ли уж непобедим алкоголь?!
Если бы наши предки красиво курили Священные Трубки Мира или в прекрасных храмах ритуально поедали мухоморы, как бы мы  относились к бытовому пьянству и, тем более, ничем не прикрытому алкоголизму?!
               


Рецензии
Впервые не соглашусь с написанным Вами.

Пью вино ежедневно. Сухое. Не пьянея. К ужину. Вкусно.
Пью пиво. Раз в неделю. Не пьянея. В бане. Для компании и водяного баланса🫣

Непьющий опасен!


Юрий Игнатюгин   10.01.2025 09:34     Заявить о нарушении
Юрий, ну если Вам удалось овладеть секретами употребления АЛКОСОДЕКРЖАЩИХ РАСТВОРОВ для «К ужину. Вкусно» и «водяного баланса», то это полностью меняет СУТЬ ДЕЛА.
ЧТО МЫ ВИДИМ: основное предназначение этих растворов ИСЧЕЗАЕТ, то есть Вы пьёте «Не пьянея. К ужину. Вкусно».
Однако объективно созревает вопрос: возможна ли замена этих растворов другими растворами, допустим, чаем, кофе, какао, мате, минеральной водой и т.д.
И если нет, то по какой причине?!
Ваше, практически ПОЛИТИЧЕСКОЕ заявление «Непьющий опасен!» переводит дискурс в совершенно иную плоскость. Речь идёт не менее чем об ОСКОРБЛЕНИИ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ.
Вы безусловно верите в алкоголь и готовы ПРЕСЛЕДОВАТЬ сторонников ИНОЙ ВЕРЫ.
Ведьм на всякий случай надо сжечь, а протестанты однозначно заслуживают Варфоломеевской ночи.
Я, может быть и к сожалению, таких крепких убеждений не имею. И если передо мной встанет дилемма «Пей, сука, или получишь пулю в лоб», я конечно же, выпью. Но вовсе не уверен, что, следуя за Вами, смогу овладеть ВЕЛИКИМ ИСКУССТВОМ пить не пьянея.
С улыбкой, ЛЕВ!

Лев Хазарский   10.01.2025 12:49   Заявить о нарушении
Я даже музыку сочинил. Гимн почти-

http://suno.com/song/e90052d3-c76b-4054-813f-9152c2ec70ad
И👌🍺

Юрий Игнатюгин   11.01.2025 00:12   Заявить о нарушении
"Я даже музыку сочинил. Гимн почти".
Юрий, это всё очень серьёзно. Я ведь сразу точно определил данные убеждения как РЕЛИГИОЗНЫЕ.
У меня такой уверенности в собственной правоте нет: "расколюсь на первом же скачке".
С улыбкой, ЛЕВ!

Лев Хазарский   11.01.2025 00:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.