Непорочное зачатие и табу девственности

Иллюстрации по ссылке: https://dzen.ru/a/ZynfLtETZUjx26qW

Бытует устойчивое мнение, что сохранение девственности до брака является непременным условием непорочного зачатия. Но под пороком понимается любое нарушение целостности плоти, всё то, что связано с бытовым и производственным травматизмом, медицинским и оперативным вмешательством, а также инвалидностью. Таким образом, ссадины, порезы и ранения, удаление гланд, аденоидов, татуировки, лечение зубов, и многое другое определяется как порок тела. И, естественно, что неизбежное лишение девственности при первом сексуальном контакте также приводит к нарушению данной от рождения целостности плоти, то есть к повреждению тела, а значит, к его пороку.

Вопрос о непорочном зачатии вот уже несколько тысяч лет беспокоит умы человеческие. И хоть возник он задолго до появления христианства, а единого мнения так и нет. Размышления богословов и философов по этому поводу не отличаются конкретностью, а потому будут мало полезны, в то же время, история развития человечества содержит достаточно фактического материала, анализируя который возможно сделать кое-какие выводы.

Преобладающее большинство учёных считают, что девственная плева – гимен, лат. hymen[1], никаких как-нибудь выраженных положительных биологических, или защитных функций не несет. В то же время, существует мнение о так называемой барьерной функции – у девочек-подростков собственная микрофлора еще недостаточно развита, вследствие чего гимен служит своеобразным защитным барьером от инфицирования патогенной микрофлорой, что вызывает сомнения. Также полагают, что появлению этого признака способствовали мутации в генах, которые были связаны с каким-то полезным признаком, который действительно способствовал выживанию, и таким образом эти мутации, эти аллели генов закрепились в популяции, и признак остался. Но в таком случае, нарушение правил гигиены женщиной должно было привести к существенным патологиям, и, в конечном итоге, к вырождению человеческого рода, чего не наблюдаем. И по этой причине считается, что гимен – это нейтральный признак, а его появление наукой никак не может быть объяснено.

Согласно теории, выдвинутой в начале XIX века Жаном Батистом Ламарком в трактате «Философия зоологии», если какой-то организм много тренирует какой-то признак, то в ходе эволюции этот признак закрепляется и передается по наследству. Но, несмотря на стремление каждого организма к совершенству в ходе наследственной обучаемости, продолжающееся сотни тысяч лет нарушение целостности девственной плевы не ведёт к приобретению нового признака, и девочки продолжают рождаться с ней. А значит дело не в эволюционном совершенствовании, или генных мутациях. И, в таком случае, речь должна идти о не изменяемом на протяжении всего существования человека, законе формировании в течение беременности плода и законе его развития. Следствием этого закона, его производным, являются определённые нормы, правила, обряд и традиция, в основе которых лежат различные запреты и табу[2], а их нарушение рассматривается как угроза обществу.

Прежде всего, следует заметить, что девственная плева существует не только у женской половины человечества, но и у наших ближайших родственников: приматов, а также у некоторых млекопитающих. Носителями этого, так называемого рудиментарного признака, кроме людей, являются шимпанзе, лошади, слоны, а также морские животные – ламантины и киты[3]. А о наличии у них какого-либо запрета, или табу в отношении его лишения нам ничего не известно.

Как таковое, табу девственности основано на принципе, сформулированном в известной русской сказке в следующем виде: «не тобой, Иван, кожа лягушачья надёвана, не тебе и снимать». Запрет, принуждал человека с почтением относиться к трудам Творца. И вот парадокс: плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю – говорит Господь, а с другой стороны – табу. Но человек хитёр! А найденный выход был до удивления прост: свидетельница – подруга невесты, как правило, зрелого возраста, в первую брачную ночь принимала ртом семя молодого супруга и через соломинку впрыскивала его in vagina, не нарушая целостности девственной плевы! То есть без порока, – по крайней мере, так поступают, по сей день, в некоторых племенах африканских народов. Более того, рождающийся ребёнок лишает мать девственности и, как нарушитель табу подлежит наказанию, называемому «молк», или «молёк». Наказание состояло в акте сожжения, как правило, умерщвлённого заранее ребёнка, на руках бронзовой статуи бога. Отсюда употребление слова «молох»[4] в качестве имени бога-пожирателя, или губителя человеческих жизней, которого, в отличие от обряда, не существовало в древних культах, впрочем, как и бронзовой статуи, появляющейся в более позднее время, у ведущих оседлый образ жизни, народов. Хоть и дикими были наши предки, а детей жалели, и, снова схитрили: стали замещать первородное чадо животным. Об этом событии свидетельствует история о принесении в жертву библейским Авраамом своего сына Исаака, чудесно замещённого бараном[5]. А сам акт замещения ребёнка животным называется «молхомор».

Таким способом древние разрешили дилемму продолжения рода человеческого, не нарушая табу, поскольку нарушитель наказан, а девица, родив, почему-то лишалась невинности, а значит и запрет снят!

Ритуальный фаллоимитатор IV - III в.в. до н.э. Ольвия. Серебро. Частная коллекция.
В Вавилоне к решению этого вопроса подошли с несколько иной стороны: каждая особа женского пола по достижении половой зрелости должна была прийти в храм ассирийской Венеры для публичного проституирования, как пишет П. А. Гольбах в своём «Карманном богословии»[6]. Нечто подобное желающим предлагают и в наши дни в некоторых храмах Индии. Девица усаживается на колени статуи Будды, соскальзывает по его бёдрам, и уходит утратившей девичью честь. Вроде и без греха. Но Вавилонские жрецы решили, что нехорошо столь ответственное дело возлагать на каменного идола, когда каждый из них в состоянии решить этот вопрос. И, видимо понравилось на столько, что в законодательном порядке за царствующими жрецами было закреплено право первой брачной ночи с супругами своих подданных, а Великий жрец Калькутты и по сей день, имеет право на первую ночь с женой своего государя. На реализации подобного права настаивал и один из российских государей, восхищённый красотою невесты графа Безобразова. За что, тут же, публично, получил пощёчину, о чём свидетельствует А. С. Пушкин[7].

В то же время, у целого ряда народов, преимущественно ведущих общинный образ жизни, или придерживающихся полигамии, а также и в матриархальных сообществах, девственность считается недостатком, и чем больший сексуальный опыт имеет женщина, тем выше её социальная и семейная ценность.

Столь неоднозначное отношение к обсуждаемому предмету заставляет искать иные, отличные от морально-этических, объяснения табуирования дефлорации, или лишения девственности вне брака.

Прежде всего, обратимся к содержащемуся в Библии так называемому жреческому кодексу. В тексте содержатся довольно жёсткие требования к духовенству, чтобы, священники, будучи сами святы, они вели к этой святости и народ[8]. Закон требовал от жрецов не только безупречности во всех сторонах жизни, но и не допускал к богослужению имевших телесные физические недостатки. Также закон, запрещал священнику жениться на отверженной женщине и блуднице, а позволял брать женою только девицу:

И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им:
Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы [Господу] Богу своему[9].

В книге пророка Иезекииля произведена иная редакция закона:
Ни вдовы, ни разведенной с мужем они не должны брать себе в жены, а только могут брать себе девиц из племени дома Израилева и вдову, оставшуюся вдовою от священника[10].

Не смотря на то, что девственность высоко ценилась в древней ближневосточной культуре как признак чистоты и необходимое условие для вступления в брак, Библия даёт ряд прямых определений того, что представляет собой потеря девственности. А излагаемые принципы указывают на сексуальную чистоту и секс для брака. При этом соблюдение девственности не является самоцелью, и не только физические действия, но даже само вожделение порицаются как аморальные:
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем[11].

И далее:

18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
(1Кор.6:18-20)

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
(1Фесс.4:3-7)

Мудрое и любящее применение библейской сексуальной этики требует понимания, как древней культуры, так и современного контекста. Девственник – это тот, у кого никогда не было секса, но это не так просто, как кажется. Это потому, что секс означает разные вещи для разных людей; Точно так же девственность может иметь разное значение. Поэтому, когда мы говорим о девственницах, мы имеем в виду тех христиан, которые живут целомудрием из любви к Царству Небесному, следуя примеру Христа. «Девственность» исповедовали как мужчины, так и женщины, хотя исторически этот термин использовался преимущественно для обозначения женщин[12].

Библия делает упор не столько на техническом или медицинском определении девственности, сколько на состоянии сердца человека. Моральные принципы, которые мы поддерживаем, и поступки, которые выбираем, свидетельствуют о состоянии нашего сердца. Библейский стандарт абсолютно ясен: целомудрие до брака и моногамия в браке[13].

В современной культуре многие люди используют слово «девственность», чтобы описать сексуальную чистоту, но многие другие используют медицинский термин, пытаясь расшатать моральные стандарты и заявляя, что пара может делать все что угодно, кроме полового акта, и продолжать технически считаться «девственниками». Это лишь бессмысленная игра в слова. Целомудрие должно охватывать сердце, разум и душу, а не только определенные части тела.

Понятие «целомудрие», как морально-этический термин, имеет большую глубину, чем понятие «девственность», и не является синонимом, но включает его в себя. Вот как словарь Даля определяет это понятие:
Целомудренный – сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Бытует и более современное понимание целомудрия:
Целомудрие (по-видимому, калька с софросюне, греч. ;;;;;;;;; + ;;;;;;) – моральная добродетель, означающая полное воздержание от половой жизни (для монахов или для мирян до брака и во вдовстве), либо, уже в браке, хранение верности своему супругу или супруге[14].

Вопросы табуирования девственности вызывают немалый интерес у представителей обоего пола определённых возрастных групп, что несложно заметить по частоте обращений в среде интернет к публикациям разных авторов по этой тематике. Но всё эти публикации вместе с приводимыми определениями не дают представления о природе табу и супружества, рассматривая только моральную и этическую стороны. Необходимость хранения верности своему супругу в достаточной полноте обоснована в Новом Завете:

7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
(Мар.10:7-8)

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
(Матф.19:5)

О чём идёт речь? Видимо о том, что между супругами не только происходит обмен физиологическими жидкостями, содержащими различные гормоны, что не может не оказывать заметного влияния на физическое состояние партнёра, но также изменение эмоционального состояния одного сразу вызывает отклик в духовной, или полевой среде другого. А поскольку дух бодр, плоть же немощна[15], то этот отклик, или резонанс, вызывает изменения, как в обменных процессах, так и в работе всего организма в целом. Это влияние столь велико, что со временем партнёры приобретают и внешнюю схожесть. Подобное полевое воздействие и неизбежный обмен гормонами происходит у половых партнёров, не связанных узами брака, при случайных связях, или иных отправлениях интимной близости. А, поскольку женское тело активно принимает эти выделения, – не только семя, но и пот, и слюну, в силу своей репродуктивной функции, то её организм становится местом конфликта активных физиологических жидкостей и гормонов её партнёров. Накопление мужских гормонов может вызвать не только различные, в том числе и внешние изменения женского организма, но и вести к болезненным отклонениям от нормального состояния или процесса развития.

Также, было замечено, что первый ребёнок женщины имеет внешнее сходство с её первым половым партнёром, что легло в основу биологической концепции, получившей название телегония. Признавалась в СССР в 1940-1950-х годах.

Телегония (от греч. tele – вдаль, далеко и gone (goneia) – зарождение, произведение на свет, потомство[16]. Представление о телегонии восходит к Аристотелю. Оно предполагает, что признаки индивида наследуются не только от его родителей, но и от других самцов, от которых его мать имела предыдущие беременности (или сношения; в случае растений – скрещивания).

На рубеже XIX-XX веков вера в телегонию была распространена среди селекционеров, работающих с различными видами домашних животных. Наибольшую известность приобрёл случай с кобылой лорда Мортона, описанный Чарлзом Дарвином со слов Мортона и изложенный Ф. ле Дантеком:

Она имела 7/8 арабской и 1/8 английской крови и была покрыта (в 1815 году) кваггой (менее полосатая разновидность зебры), без рождения потомства. В 1817, 1818 и 1823 годах эта кобыла была покрыта жеребцом её породы. Рождённые после этого жеребята были похожи (по жесткости шёрстного покрова, гнедой масти, по наличию тёмных пятен и полос вдоль хребта, по плечам и задним участкам ног) на кваггу в такой степени, как если бы они имели 1/16 крови квагги[17].

Весьма вероятно, что научное обоснование этих фактов следует искать в том, что размеры вилочковой железы, – тимуса, у представителей женского пола больше, и связано с разным воздействием на неё половых гормонов[18], в том числе гормонов её половых партнёров. А это, в конечном итоге, может найти своё отражение и на развивающемся в её утробе плоде, нанося вред и самой женщине, при количестве партнёров превышающем одного. Но это направление ещё мало изучено.

Несмотря на обилие ярких примеров телегонии взятых из жизни, эта теория по сей день вызывает немало споров, однако ни одна из сторон не в состоянии привести веских аргументов. А потому остановимся на библейском представлении, не имея намерения оспаривать его, полагая, что время тщательного и непредвзятого исследования этого феномена ещё не пришло. И, как бы то ни было, мы должны стремиться чистоте и непорочности человеческих отношений, в которых секс имеет далеко не первостепенное значение. Тем более, что эта чистота, называемая целомудрием, относится не только к общепризнанным христианскими ценностям, но и является значимой для всех авраамических религий. Именно такие представления лежат в определении непорочности зачатия у большинства современных философов и присущи современному обществу.

Несколько иным, насколько известно, было отношение к вопросу о непорочном зачатии у древних греков. Так называемый «партеногенез» культивировался в некоторых областях, и выглядело это следующим образом. Девственница, в определённый период, в соответствии с фазами Луны, управляющей по представлению древних водами и их движением, приходила на берег моря и орошала свой детородный орган пеной прибоя, с целью приобрести ребёнка от богов моря или вод. Видимо, результат не всегда был отрицательным, иначе легенда просто бы умерла. Но, удавалось, естественно, не всем.… В этом случае возможно говорить о полиплоидии, или удвоении числа хромосом яйцеклетки, что современной науке сложно опровергнуть. Однако о непорочности всех этих способов зачатия можно говорить лишь с технической точки зрения, поскольку в их основе всё же лежит вожделение, как минимум, одной из сторон. И даже если это желание отдаться божеству, но всё одно – отдаться: ведь Богу чуждо насилие.

Тему партеногенеза встречаем и в тестах Нового Завета, но, учитывая особенность подачи материала, следует рассматривать их более широко, а именно: в прямом и переносном смыслах. В переносном смысле речь идёт, прежде всего, о взаимодействии так называемого биополя человека, о существовании которого свидетельствует фотографирование по методу супругов Кирлиан[19], или духа, с Духом Святым, изменяющим динамику его развития, приводя к единому закону, установленному с момента начала творения. Прекрасная метафора пророка Исаии:
Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопиет от болей своих, так были мы перед Тобою, Господи. Были беременны, мучились, и родили дух спасения, его же сотворим на земли…[20]

позволяет утверждать, что речь идёт о перерождении духа, протекающего через плоть, независимо от пола плоти. Памятуя, что Бог есть Дух[21], можем говорить о непорочности зачатия, поскольку оно происходит без повреждения плоти и без похоти, во время крещения[22]. Поэтому и разделяют посвящение Богу во младенчестве, по закону Моисееву, и крещение по вере, посредством погружения или обливания, то есть баптизацию, – от греч ;;;;;;;. Зачинает дух от Духа и рождает Дух. И что всякая горемычная плоть – Мариамь (Мария), при определённых обстоятельствах может, и должна, стать Богородицей.

Исчерпав, таким образом, все имеющиеся на сей день «за» и «против», вернёмся к вопросу о сохранении девственности. Прежде всего, не следует забывать, что для молодой особы это естественное состояние – такой и родилась. С другой стороны собственно непорочность гарантирует уверенность мужа в первенстве и отцовстве, а отсутствие у супруги какого-либо сексуального опыта лишает её возможности сравнивать своего благоверного с кем-то ещё, что уже само по себе исключает немалое количество поводов к семейным ссорам. Таким образом, сохранение прежних запретов идёт на пользу обществу, а, увы, не государству. И в самом деле, в царской России перед венчанием, признанным преимущественным образом регистрации брака, производился «брачный обыск». То есть, невесту отводили в сторону и в присутствии свидетельницы производили досмотр, о его результате сообщалось священнику, который выбирал то или иное правило венчания, если у другой стороны не пропадало намерение брать в жены бывшую в употреблении. А само слово «невеста» и указывает на то, что девица не ведала мужа. У ряда народов сохранилось правило, согласно которому в доказательство невинности невесты вывешивать постель новобрачных после первой брачной ночи на всеобщее обозрение. Не заинтересованность же государства в сохранении непорочности семьи, на наш взгляд, состоит в том, что таким образом уничтожается не только чистота рода, но и сам род, как таковой. При этом правящие круги освобождаются от столь мощного, регламентирующего их деятельность, фактора, как родовая община, сила влияния которого всё ещё велика во многих «отсталых» странах, арабского Востока, в частности.

Таким образом, устранение «пережитков прошлого» показывает камw грядеши сън члвеческий, что, видимо и есть прогресс.

Долгое время соблюдение религиозных обрядов и традиций считалось пережитком прошлого, и с этими предрассудками велась жёсткая борьба, что привело современное общество к торжеству распущенности, добытой в тяжёлых боях атеистической и сексуальной революций. Но революционеры стремились к победе свободы плотских утех и сомнительных удовольствий, совершенно не уделяя внимания духовному состоянию. Отрицая существование духовного мира, населённого мириадами бесплотных сущностей, представляющими в большинстве своём оставшиеся после смерти тела элементы сознания, атеистически настроенные сторонники сексуальных свобод, полагают, что с прекращением жизни тела всё заканчивается, а потому надо получить от жизни максимум возможного. Но сознание, как и мысль не являются продуктом химических реакций, иначе и то, и другое можно было бы получать в пробирке – in vitro, чего уже пытались добиться алхимики. А головной мозг, как инструмент мышления и генерации мыслей не являет собой подобия компьютера. В сложившихся издревле представлениях о головном мозге человека, он всего лишь немощная плоть[23] и призма сознания, искажающая существующую во вне Истину, и дозирующая информацию, поступающую в его разумное начало. Физическое состояние этого инструмента обеспечивает качество знания и формирует общественное сознание. Именно такими терминами оперируют мудрецы разных народов, говоря о бесконечности разумного начала и его бессмертии, что не противоречит известным, в том числе, физическим, законам. И что не свойственно современной науке, так это представление об энергетической, полевой, или, в соответствии с религиозным пониманием, духовной составляющей человека. Эта область ещё ждёт своего исследователя, что приведёт к появлению нового, а точнее – возрождению старого подхода к антропологии.

Проблема научного исследования рассматриваемых нами вопросов состоит в сущности самной науки, не допускающей принятия на веру и требующей проведения экспериментов для получения эмпирических, то есть, наблюдаемых и измеряемых данных. Но в нашем случае речь идёт об экспериментах над людьми, и являет собой блудодеяние, что не согласуется с рассматриваемыми религиозными постулатами и морально-этическими нормами, поскольку ведёт к погибели души – ни с чем не сравнимой ценности, которой располагает человек. И единственное, что может решить возникающую проблему, это пересмотр отношения к ряду методов и направлений, отнесённых из идейных соображений к суевериям и лженаукам, а также изменение подхода к ряду вопросов, поддающихся чисто эвристическому исследованию, что лишь повысит авторитет науки, как таковой.

Именно наука о человеке позволяет понять, что физиологическими особенностями человека объясняется разделение одежды на мужскую и женскую, обосновать строгое регламентирование видов деятельности, запрещающих женщине заниматься мужскими делами не для её унижения, а как не свойственными её природе, и многое, многое другое. И, поскольку для большинства научное обоснование служит веским аргументом для соблюдения древних традиций, следует ожидать скорого возвращения общества к образу жизни уже далёких предков, что происходило прежде, и не раз...

[1] Название «hymen» происходит от протоиндоевропейского корня «сшивать», «соединять»; имеющего такое же звучание в дорическом греческом языке: ;;;;;; (Хайман) и не было напрямую связано с именем древнегреческого бога брака – Гименея, которое может иметь общий корень, и не только: Гименей связывает пары узами брака.
[2] Табу; — строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания. — Encyclop;dia Britannica Online. "Taboo". (англ.). Encyclop;dia Britannica Inc. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/taboo-sociology
[3] Blank, Hanne (англ.)рус.. Virgin: The Untouched History. — Bloomsbury Publishing, 2007. — С. 23. Blackledge, Catherine. The Story of V. — Rutgers University Press, 2004. — ISBN 0813534550.. — «Hymens, or vaginal closure membranes or vaginal constrictions, as they are often referred to, are found in a number of mammals, including llamas, …».
[4] По всей видимости, буквы “к” и “х” происходят одна от другой, а отличие лишь в передаваемом звуке. Да и в грамматике они сопоставлены как глухая и звонкая. Само же слово являет производное от еврейского “царь”.
[5] Быт. 22
[6] Гольбах П. А./ Карманное богословие.// М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1937. – 272 с.
[7] Безобразов — Сергей Дмитриевич (1801-1879), адъютант великого князя Константина Павловича, флигель-адъютант, отличавшийся необыкновенной красотой; за него была выдана замуж фрейлина княжна Л. А. Хилкова (1811-1859). По рассказам современников, Николай I воспользовался перед их свадьбой «правом первой ночи», чем и объясняется бешеная ревность Безобразова. По некоторым свидетельствам, Безобразов дал пощечину Николаю I. Чтобы замять скандал, Безобразов был сослан на Кавказ. Впоследствии, однако, супруги съехались. — Дневник Пушкина 1834 г. / А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. //М.: ГИХЛ, 1959-1962 гг. VII, стр. 356.
[8] Сирах. 45: 29, 31
[9] Лев. 21:1, 7
[10] Иез.44:22
[11] Матф.5:28
[12] Что Библия говорит о девственности? — © 2023 Вечный Бог. — Электронный ресурс. Режим доступа: [13] Почему девственность так важна в Библии? — © Библия Онлайн, 2003-2023. — Электронный ресурс. Режим доступа: https://bibleonline.ru/qa/1242-bible-virginity/
[14] Пущаев Ю. В. Целомудрие ; что на самом деле значит это слово? // Журнал Фома. — 2018 — Электронный ресурс. Режим доступа: https://foma.ru/czelomudrie-sovershennaya-mudrost.html
[15] Матф.26:41; Мар.14:38
[16] Тарантул В. Телегония. Толковый биотехнологический словарь. Русско-английский. — Litres, 2017. 984 с.
[17] Материал из Википедии — свободной энциклопедии. — Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Телегония_(теория)
[18] Миастенические расстройства: физиологииа, патофизиологииа, клиника / Под ред. Н. И. Гращенкова. Лаборатория по изучению нервных и гуморальных регуляции АН СССР // М.: Наука, 1965. — 308 с. (С. 56-60)
[19] Кирлиан С. Д., Кирлиан В. Х./В мире чудесных разрядов. //Москва “Знание”, 1964 г.
[20] Ис. 26:17,18
[21] Ин. 4:24
[22] 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:12-14)
[23] Псалтирь. Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей псалтири.


Рецензии