Знамение Ионы пророка

Иллюстрации по ссылке: https://dzen.ru/a/Zy9Rx1wCB1j5Bk83

Кто имеет уши слышать, да слышит!
Матф.11:15

Нередко приходится слышать о некоем знамении Ионы пророка, но, как выясняется, речь идёт вовсе не об указании на ещё не сбывшееся, грядущее событие, а о свершившемся наказании за ослушание. А текст, в котором упоминается это знамение, встречается только в текстах Нового Завета. Но из него не следует ничего, что позволило бы составить представление о самом предзнаменовании:
Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка[1].

Существует устойчивое суждение что речь идёт о пребывании пророка во чреве кита, но это свершившийся факт, а не указание на свершение данного события в будущем.

Иона относится к малым пророкам, а сама книга состоит всего лишь из четырёх глав, и начинается с упоминания ослушания Ионой бывшему ему слова Господня:
И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня[2]...

Таким образом, факт его поглощения китом и пребывание в его чреве три дня и три ночи, является наказанием за ослушание. Также и последующие описания касаются уже свершившихся событий. Эти события можно характеризовать как чудесные, но не более того:
И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита […]И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу[3].

После чудесного избавления Иона снова направляется пророчествовать:
1 И было слово Господне к Ионе вторично:
2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!
5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел[4].

И снова ни о каких знамениях речь не идёт! Жители города раскаялись и переменили своё отношение к жизни, что сильно расстроило Иону:
1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен[5].

Повторим, что предыдущие тексты упоминают лишь о свершившихся событиях. А где же знамение, сиречь, предсказание? Анализ всего текста книги Ионы оставляет вопросы к полноте его переложения на русский язык, но даже и в имеющемся варианте некоторый намёк на указание судьбы Ионы можем найти лишь последней главе, в последней её части:
5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.
6 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.
7 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.
8 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.
9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.
10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?[6]

Прежде всего, следует обратить внимание на значение имени Иона – голубь, и на то, что изображение голубя встречается в храмовых мозаиках и живописи с античных времён. А в некоторых сюжетах голубь изображён у дерева жизни. А представление голубем разумной бестелесной сущности человека позволяет восстановить утраченный смысл библейского текста.

Рассматривая Иону как бесплотную сущность, можем говорить о получении им тела, в котором и произрастает дерево «разумения доброго и худого», также называемого «деревом познания добра и зла»[7] над которым он не трудился, чтобы преобразовать его в дерево жизни[8]. В таком случае текст приобретает смысловое наполнение, соответствующее христианскому представлению о природе человека, а главное – становится понятным упоминание данной книги Христом. Но вряд ли речь идёт о предсказании грядущих событий. Скорее – о предопределении, указании участи тех, кто предаётся использованию тела для получения плотских удовольствий, что и обуславливает круговорот его разумного естества в мире этом, называемое реинкарнацией[9], или метемпсихозом[10]. А об отношении христианских теологов к этому процессу читаем в Откровении св. Иоанна Богослова:
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою[11].

Такое прочтение рассматриваемых текстов позволяет составить представление и о мире проявленном, мире материальном, как об озере серном, являющим собой тот самый ад, в который сходит Спаситель Христос…


[1] Матф.12:39; Матф.16:4; Лук.11:29
[2] Ион.1:3
[3] Ион.2:1-11
[4] Ион.3
[5] Ион.4:1
[6] Ион.4:5-11
[7] Быт.2:9
[8] Там же.
[9] Реинкарнация лат. reincarnatio — «повторное воплощение».
[10] метемпсихоз др.-греч. ;;;-;;;;;;;;; — «переселение душ».
[11] Откр.21:8


Рецензии