Формула Леонардо
Многим, со школьной скамьи, знаком рисунок Леонардо да Винчи, нарисованный примерно в 1490-92 годах как иллюстрация к трактату античного римского архитектора Витрувия. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух, наложенных одна на другую, позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.
Рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3?24,5 сантиметра, в настоящее время находится в коллекции галереи Академии (Gallerie dell'Accademia) в Венеции.
В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактате Витрувия (Vitruvius).
Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл изложенное в труде Витрувия отношение «божественной пропорцией». Термин «золотое сечение»[1] (goldener Schnitt) был введён в обиход Мартином Омом в 1835 году. В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении (;кспт кб; мЭупт льгпт) впервые встречается в «Началах» Евклида, около 300 лет до н. э., где оно применяется для построения правильного пятиугольника.
Да Винчи далеко не первый, и не единственный иллюстратор этого текста: известны работы Ц. Цезариано, Ж. Мартена, Ф. Джокондо, П. Катанео, В. Скамоцци. А в 1986 году итальянский историк Клаудио Сгарби обнаружил аналогичный рисунок работы Джакомо Андреа да Феррары – малоизвестного архитектора эпохи Возрождения, специалиста по Витрувию и близкого друга Леонардо. Сгарби опровергает, что оба автора обсуждали сей предмет и создали свои рисунки независимо друг от друга, найденным в бумагах Леонардо упоминанием о «Витрувии» Джакомо Андреа. Также известно и о встрече да Феррары с да Винчи в июле 1490 года, во время которой Леонардо мог видеть работу товарища[2]. Данная находка породила вопрос о плагиате, но, скорее всего, мы имеем пример творческого диалога двух мыслителей, возникшего в связи с выходом первого печатного издания Витрувия в 1484-1486 г.г. А рисунок Леонардо – своего рода ответ оппоненту.
Христообразный «Витрувианский человек» Джакомо Андреа да Феррары (изображение Biblioteca Ariostea, Ferrara / Cart. Sec. XVI, Fol. Figurato, Classe II, N. 176, Fol 78V).
Витрувий нигде не говорит, что для определения пропорций изображение тела человека должно находиться внутри круга и квадрата. Текст гласит, что «Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудалённой от всех конечностей, будет ваш пупок», и что «Начало гениталий находится как раз посредине тела».
Тем не менее, оба автора, возможно, следуя логике Витрувия и сложившейся традиции, используют круг и квадрат, в которые помещают человека для передачи в графике представления о середине и равноудалённости, но Леонардо более точно передаёт смысл текста. И ни одним из них не оставлено ни единой засечки, ни штриха, намекающих на поиск пропорций и соотношений.
На этом следовало бы поставить точку, если бы не одно обстоятельство: «Витрувианский человек» Джакомо Андреа да Феррары выполнен в христианских традициях школы распятия, а рисунок Леонардо снабжён масштабной линейкой, расположенной под меньшим, чем круг, квадратом и относящейся только к нему, указывая на возможность измерения того, что символизирует квадрат. Именно это обстоятельство позволяет предполагать, что оба автора вкладывали определённый смысл, пытаясь донести нечто большее, чем предлагает иллюстрируемый ими текст.
Леонардо да Винчи Витрувианский человек. 1492 г. Homo vitruviano. 34,3 ; 24,5 см. Галерея Академии, Венеция.
Европа времён Леонардо уже вступила в период широкого распространения оккультных знаний: артефакты, поставляемые на рынки арабскими купцами, паломниками и участниками крестовых походов, способствовали достаточно широкой их пропаганде. Это известнейшая Туринская плащаница, и, разного рода литературные памятники – различные трактаты, манускрипты и папирусы научного, медицинского, философского и религиозно-мистического содержания, зачастую, сомнительного происхождения.
Кроме того, появляются, созданные на их основе, труды европейских авторов, как, например, Агриппа Неттесгеймский, – Генрих Корнелиус (1486-1535) и различные, преимущественно анонимные, гримуары[3]. Не трудно догадаться, что им сопутствовали различные изустные традиции. Все эти знания в основе своей, так или иначе, имели отношение к каббалистическому оккультизму, практически полностью сформировавшемуся, собственно как и сама каббала, судя по письменным источникам, сохранившимся до наших времён, не ранее XIV-XVI веков.
Как правило, вся эта литература, в особенности – гримуары, содержала прямые указания по работе с духами планет, эссенций, или стихий, а также формулы магической каббалы, которыми следует руководствоваться при анализе подобного рода рисунков.
Рассматривая символические значения отдельных элементов, не отступая от существовавшей традиции, отметим, что круг соотносится с небесным, божественным и духовным, а квадрат – с материальным, земным, принадлежащим к миру видимому, или проявленному. Человек, в этой традиции, рассматривается как совокупность плоти и духа, мужского и женского начал, и пяти стихий, что нашло своё выражение в имени Иисус, состоящем во всех языках из пяти букв. Иисус, являя собой воплощение божественной природы, – гармоничен и совершенен, как только может быть совершенен человек – именно к этому выводу, по нашему мнению, подводит Джакомо Андреа да Феррара, придавая христообразие своему «Витрувианскому человеку».
Рисунок да Винчи не так однозначен благодаря наложению изображений двух тел. Более того, понимая под изображением тела с расставленными ногами его наименование пятибуквенным именем – именем Сына Человеческого, имеем основание для применения священного четырёхбуквенного имени, известного как «тетраграмматон», ко второму изображению, как бы иллюстрируя приведённое в евангелии высказывание Христа: «Я и Отец – одно»[4]. А текст: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего»[5] приобретает иное наполнение, благодаря спекулятивной связи имён Иегова – Иешуа, отличающихся отсутствием и наличием иерограммы, передающей звук «Ш», связываемый, в рассматриваемой традиции, с огнём жизни животной, что позволяет говорить о, своего рода, круговороте сознания. То есть, прекращение биологической фазы существования ведёт к утрате именем её символа, и описывает существование сознания человека, его «Я», в духовной, полевой, или энергетической форме.
Сочетание квадрата с крестообразным положением конечностей тела даёт совмещение представлений о квадратичной сущности Земли, как места обитания человека, и, о состоящем из праха, а, следовательно, квадратичного по своей природе тела, как принадлежащего земле, и его духовного естества, выражаемого тетраграмматоном «Иегова».
Пять стихий тела человека, помещённые в небесном круге, дают представление о связи небесного с живущим на земле Сыном Человеческим – «Иешуа», и о кинерах – пятиградусных отрезках дуги небесного круга, указывая на связь и зависимость от закона движения планет и светил по знакам Зодиака в круге небес. А подчинение этих стихий, как начала страстей, единой воле, позволяют человеку земному обрести свободу для воссоединения в духе со своим творцом и осуществления в духовном союзе великого таинства брака: «твой творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его»[6] «и будут [два] одна плоть»[7].
В основном, вариант предложенный Леонардо, указывает на место человека в качестве связующего, в отличие от Атланта[8], звена, соединяющего земное с небесным и материальное с духовным, открывая чудо единства и главенства над всем сущим.
Леонардо да Винчи, как человек, занимавшийся помимо графики, живописи и скульптуры, архитектурой, инженерными разработками и анатомическими изысканиями, алхимией и многим другим, не мог быть не посвящён в тайные знания различных, иногда противостоящих одно другому, тайных обществ, к числу которых принадлежали его заказчики. В силу этого обстоятельства он должен был иметь представление о различиях и особенностях учений каждого из них. А пребывая под клятвой соблюдения этих знаний в тайне, вынужден был излагать свои взгляды в доступной для посвящённых форме, скрывая их в символическом рисунке простой иллюстрации для книги, посвящённой трудам Витрувия.
«Божественный» мастер жил и страдал, как обычный земной человек. Будучи рожденным вне брака, Леонардо из города Винчи был достаточно известен и как художник – живописец, скульптор и архитектор,и как учёный – анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель, музыкант, и даже кулинар и мастер сервировки. Несмотря на то, что многие проекты итальянского гения так и не были претворены, его умение и таланты были востребованы.
Персона да Винчи служит ярким примером «универсального человека» – на латыни – homo universalis.И в наше время он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете», а в просвещённой Европе его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом.
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела, сделанное да Винчи и другими учёными в XV веке, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Тем не менее, без внимания оставлена измерительная шкала под квадратом, и, явно относящаяся к нему. Эта взаимосвязь может указывать лишь на то, что гармония и красота доступны измерению и могут быть выражены языком соотношения и пропорции. Впоследствии по этой же методике Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) составил свою шкалу пропорционирования – Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Рисунок Леонардо, иллюстрирующий трактат Витрувия, сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, гармонии мира – макро- и микрокосма, как, впрочем, и Вселенной в целом. «Encyclopaedia Britannica online states, “Leonardo envisaged the great picture chart of the human body he had produced through his anatomical drawings and Vitruvian Man as a cosmografia del minor mondo (cosmography of the microcosm). He believed the workings of the human body to be an analogy for the workings of the universe”»[9]. (Энциклопедия Britannica online заявляет: «Леонардо составил великолепную диаграмму человеческого тела, которую он произвёл своими анатомическими рисунками и Витрувианским человеком как космографию del minor mondo (космографию микромира). Он считал, что работа человеческого тела является аналогом работы Вселенной»).
Мы не в праве утверждать, что именно этим смыслом Леонардо наполнял своё творение, и, в силу привычки ожидать от великих полноты и совершенства, не одно поколение будет вкладывать присущее духу своего времени понимание. Но ведь именно в этом и состоит гениальность мастера, придающая бессмертие его трудам!
[1] Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) – деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
[2] «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи — плагиат?». — «Компьюлента». Электронный ресурс. Режим доступа: http://culture.compulenta.ru/658054/
[3] Гримуар, или гримория (фр. grimoire, от фр. grammaire) – книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая ещё какие-либо колдовские рецепты.
[4] Иоан.10:30
[5] Иоан.10:17,18
[6] Ис 54: 5
[7] Быт 2: 24
[8] Атлас, или Атлант (др.-греч. ;флбт) — в древнегреческой мифологии могучий титан, держащий на плечах небесный свод.
[9]«leonardo's vitruvian man». History — final project for Michael John Gorman's STS 102: «Leonardo: Science, Technology, and Art» at Stanford University. Электронный ресурс. Режим доступа:
Свидетельство о публикации №225011000985