Медвежий культ у финно-угров или медвежья услуга
Мой сосед по Суолахти, бобыль и горький пьяница, вчера устроил лекцию в кафетерии в культурном учреждении города Ээнекоски под названием Vesivelho - “Водный Маг”, то есть в бассейне.
Этот самый волхв, сосед, живет один в старом доме, ездит пьяным на Хонде, не работает, хотя по возрасту мой ровесник. Так вот вчера он сладко тянул ароматный кофе после водных процедур и вещал. Я же пыталась стащить с опустевшего прилавка клеенку под зад, культурно выражаясь “подложку для сидения” в сауне. Клиенту положена одна бесплатно, за каждую следующую 20 центов доплачивать.
Беда в том, что я забыла, как она называется по-фински. Подошла хозяйка, и я стала показывать, чего собственно хочу. Когда умный соседушка увидел мои движения рукой в сторону моей же задней части, он закричал: “Akka, saatana, pyllist;!”, что опять же культурно следует перевести как “Женщина, черт возьми, покажи задницу!”
Он был на волне, ведь всему коллективу читал лекцию про медведей. У финнов, у всех без исключения, с запада до востока, с берегов Атлантики до Тихого, это самая распространенная байка. Просвещенный маг так вошел в роль профессора, что возомнил себя храбрым охотником, спасителем акки, “акка” - вообще-то баба - родственница бабы Яги.
Велхонен - еще и фамилия подходящая - рассказывал, как летом в лесах Суолахти сидел в засаде с ружьем на зайца. Вдруг тетка, собиравшая дикую малину, завопила: “Медведь!” и бросилась наутек. Мишка за ней, Велхонен рядом, оба бегут прямо на него. Вот тогда он и приказал: “Pyllist;!”, то есть крикнул бабе, чтобы та показала голый зад Большому Человеку.
Финская женщина не испугалась, волхва послушалась и остановилась, наклонившись и задрав подол, передом к лесу, задом к мишке. Медведь тоже встал на задние лапы и стал нюхать воздух. Вот тут Велхонен, как сам рассказывает, его и подстрелил.
Насчет последнего я не очень уверена, потому что рассказ описан разными жителями предместий и даже увековечен на деревянной табличке, указывающей путь-дорожку по туристическому маршруту. Но сейчас сосед то ли от непривычного напитка - он обычно употребляет нечто покрепче, чем кофе - то ли от моего сконфуженного вида, решил меня выручить, одолжив свое полотенце. Он уже был в бассейне, я только собиралась, вот по-соседски и захотел помочь, потом, мол, вернешь.
Я до сих пор не пойму, как вся эта мифология вскружила мне голову, как я могла взять у волхва какую-то использованную тряпку! В общей сауне строгие финские женщины, видимо, почувствовав медвежий дух, стали меня воспитывать: у них принято использовать одноразовую подстилку, “пефлетти”, или стерильную свою, лучше льняную.
Вот так я оказалась опозоренной на всю финскую деревню, теперь, наверное, придется поменять среду обитания. Но зато сколько новых слов узнала: “pyllistys karhulle” - “привет мишке”, “pylly”, “peppu”, “peffa”, “perse”, - все один термин, “pefletit” - совершенно необходимый предмет, предназначенный для индивидуального использования в общественной сауне.
Так что, спасибо волхву! Слово “велхо”, оказывается, заимствовано финнами у славян.
Иллюстрация тоже историческая, на ней изображен другой профессор, Кастрен, среди обских хантов, поклонявшихся медведю, как и прибалтийские финны. В библиотеке Ээнекоски есть книжка про финскую мифологию, которую и читал Велхонен.
Для интересующихся мифологией коренных народов Севера мой подкаст https://youtu.be/6JLqebE1ZPE
Свидетельство о публикации №225011101170