18. Переверни и найди!
В «желтой карточке» написано просто и ясно: «Переверни первоначальное утверждение. На себя. На другого. На противоположное». И все.
Тем не менее очень часто фасилитаторы предлагают НАЙТИ три переворота. Я понимаю причину появления этого предложения. Действительно, в самом начале практики Работы перевороты кажутся чем-то сложным и непонятным, требующим напряжения. Да еще в инструкции для Работы написали так: "возможно, вы найдете другие перевороты...". Но это тот случай, когда я проверила на себе и пришла к другому выводу. Я не понимаю, зачем их искать? И где? Такой вопрос пугал меня как клиента-новичка. И другим клиентам может дать неверную установку на выполнение какой-то сложной задачи. Для новичка в Работе особенно. Мой опыт говорит о другом: перевороты не надо искать. Их надо просто сделать: на себя, на другого и на противоположное.
"Папа считает меня ничтожеством" – как сделать переворот на себя? В чем его суть? В том, что действие, которое совершил «обидчик», я сама повторяю в отношении себя.
Давайте на простом и образном примере посмотрим, как это делается: «Он кинул в меня камень» – это первоначальное убеждение. Переворачиваем на себя: «Я кинула в меня камень». Технически этот переворот очень просто сделать: местоимение ОН (ОНА, ОНИ или имя) в утверждении заменяем местоимением Я. Все остальные слова в убеждении не меняем.
«ПАПА считаем меня ничтожеством» переворачиваю на себя: слово «папа» меняю на «Я» и получается переворот «Я считаю меня (себя) ничтожеством».
А вот после этого предлагают сделать то, что написано в «желтой карточке» и в Руководстве для Работы: «Удерживая внимание на ситуации, обдумай, как каждый переворот правдив в той же или большей мере».
Мне больше подходит формулировка из Инструкция по выполнению Работы: «Позвольте себе полностью пережить перевороты. К каждой перевернутой фразе найдите хотя бы три конкретных, реальных примера из жизни, подтверждающих истинность переворота. Задача заключается не в том, чтобы обвинить себя или вызвать чувство вины, а в том, чтобы открыть для себя альтернативу, через которую вы обретете спокойствие».
В этой рекомендации приглашаю обратить внимание на слова "истинность". Почему? Значение слова "истина" — достоверное знание, точно описывающее что-либо, или, иными словами, адекватное отражение действительности.
И еще: именно здесь появляется приглашение НАЙТИ примеры. Их действительно приходится иногда искать. Не всегда они лежат на поверхности.
Итак, продолжаю исследование.
Примеры к перевороту на себя: Я считаю себя ничтожеством.
В тот момент я сама дала такое определение себе: если меня не пускают в автомобиль, значит я никто и ничто. Папа меня ничтожеством не называл.
Ничтожеством я себя посчитала за 8 дней до эпизода с папой, когда не увидела свою фамилию в списке студентов, зачисленных на первый курс педагогического института. Именно полным ничтожеством ощутила себя в тот момент в холле института.
А вот у машины после слов папы снова стала для самой себя ничтожной, убогой: меня не только в институт не приняли, но и в машину теперь не пускают.
Я делала сама себя ничтожеством, проигрывая той вымышленной Наташе, успешной студентке истфака, образ которой сформировала у себя сама. Я не могла себя простить и не могла себя принять как Наташу - неудачницу.
Мои комментарии: если не получается найти три примера, то примите это спокойно. Иногда достаточно найти всего один пример к перевороту, который будет убедительным для вас и откроет истину для вас в этой ситуации.
Если в вашем первоначальном убеждении нет местоимения «меня» (его рекомендуется использовать в стрессовом убеждении), то добавьте его в переворот на себя.
Например: «Он создает конфликтную ситуацию». Переворот на себя предлагаю сформулировать так: «Я создаю конфликтную ситуацию с СОБОЙ (для СЕБЯ, в СЕБЕ)». Тогда вам будет проще находить примеры именно про себя и для себя.
Следующий переворот называется «на другого». Вот с ним часто происходят сложности. Хотя принцип этого переворота совсем не сложный. Снова вспомним про камень. В этом перевороте после того, как кинули камень в себя, кидаем камень в НЕГО. «Я кидаю камень в НЕГО» - поставили себя на место обидчика и сделали с ним то, что сделал он с вами.
Пожалуйста, всегда при формулировке переворота возвращайтесь к первоначальному утверждению. Такой прием позволяет не делать переворот переворотов (об этом обязательно поговорим потом).
«Папа считает меня ничтожеством» - первоначальное утверждение.
«ПАПА» заменяю на «Я».
А вот «МЕНЯ» убираю и на это место ставлю своего обидчика, для этого вставляю слово «папа».
И тогда получается переворот на другого: «Я считаю папу ничтожеством».
Прежде чем найти примеры, решила воспользоваться помощью толкового словаря – мне такой прием очень помогает.
Папа для меня всегда был самым главным авторитетом, очень значимым и замечательным человеком. Поэтому сложно посмотреть в другую сторону – мой папа и ничтожество ну никак не сочетаются для меня. Поэтому понадобилась помощь словаря.
И в нем нахожу такие подсказки для себя:
Жалкий, недостойный уважения, вызывающий презрение.
Мои примеры:
Да, в тот момент я действительно считаю папу не достойным моего уважения за сильный удар по руке, за грубое обращение со мной.
Но ведь это я вызывала у него такую реакцию. А чем и как? Еще дома не обсудила с папой вопрос о том, сможет ли он подвези меня до работы.
Не спросила разрешения поехать с ним, когда вышли из подъезда: подошла и с видом хозяйки открыла дверь машины, которая действительно приехала за папой, а не за мной. Я продемонстрировала свое неуважение к папе, вообще проигнорировала его. Я вела себя с ним как с ничтожным для меня человеком.
И снова мои комментарии.
Переворот на противоположное. С ним проще – в этом перевороте мы «играем» с частицей «НЕ»: убираем ее из первоначального убеждения или вставляем (если ее нет).
"Он кинул в меня камень". Возможные варианты: он НЕ кинул в меня камень, он кинул НЕ в меня камень, НЕ он кинул в меня камень.
Мое убеждение: Папа считает меня ничтожеством. Вставляю частицу «НЕ».
Папа НЕ считает меня ничтожеством.
Я очень хорошо знаю, что мой папа никогда не считал людей, которые ниже его по статусу, ничтожествами. Поэтому он отправил меня в автобус по другой причине, не с мыслью, что для ничтожеств автобусы, а вот персональная машина для него.
Папа не назвал меня ничтожеством. Он в тот момент вообще не давал никаких определений, какая я.
Папа в тот момент в такой форме преподал мне урок: «Как работаешь, на том и ездишь». Он работал много и очень успешно. Поэтому и заслужил персональный автомобиль – черную «Волгу» с водителем. А я в свой первый рабочий день заслужила автобус, деньги на проезд в котором мне дали родители.
Папа пусть грубо, но очень честно поставил меня на место. А точнее – оставил без места в персональном автомобиле. Именно так их и называли. Они были точно не для членов семьи. Папа именно об этом мне напомнил. Этот урок оказался для меня не простым, но очень полезным. В чистом виде демонстрация на практике пословицы "Не в свои сани не садись".
Но вот не могу удержаться… И уже за рамками исследования расскажу продолжение этой истории.
В апреле 1995 года, через двадцать пять лет, к подъезду дома, в котором жила, подъехала черная «Волга». Я подошла к дверце и взялась за ручку, но меня снова остановили. Это не был удар по руке. Как тогда... Мне захотелось посмотреть в небо. Ощутила, что там был папа и смотрел на меня (он ушел от нас за два года до этого дня). Уверена, что он радовался за меня. А я поблагодарила его за тот урок. Когда ехала в автобусе № 233, очень захотела доказать себе, что я не ничтожество. «Папа! У меня получилось себе это доказать. Спасибо тебе! Люблю тебя и знаю, что ты со мной», - мысленно сказала я. Открыла дверцу машины, чтобы сесть и поехать на работу, – это снова был мой первый рабочий день в должности заместителя префекта в одном из округов г. Москвы.
1994 год. На совещании с настоятелями православных храмов (в префектуре)
Продолжение http://proza.ru/2025/01/11/1349
Свидетельство о публикации №225011101278