20. Про дедку и репку

(упражнение «Интерпретация фактов»)
И еще об одном важном аспекте Работы Байрон Кейти хочу сказать – для эффективности Работы очень важно найти действительно "вкусное" убеждение для исследования.
Именно исследование мыслей реально убирает в подсознании негативные программы из прошлого и поэтому нейтрализует наши неблагоприятные реакции на типовые ситуации в сегодняшнем дне.
Но для этого, как я заметила, важно находить очень болевые и актуальные для меня убеждения. Для себя называю их типовыми и ключевыми в моем отношении к реальности. Поняла, конечно, не сразу, а после проработки очень многих убеждений (моих и тех, с кем я как фасилитатор делала Работу), что глубина исследования во много зависит именно от глубины убеждения, которое исследуется. И еще из моего опыта: навык нахождения убеждений мне надо было тренировать. На каком-то этапе стала с уважением относится к своему времени и времени фасилитаторов: мне реально жаль его расходовать на убеждения, которые не позволяют глубоко нырнуть в исследовании.
Наши стрессовые убеждения - это сорняки в нашей голове. Если сорвать верхушку сорняка, то через некоторое время на этом месте появляется более мощный куст. Задача садовода вырвать сорняк с главным корнем. Недостаточно удалить боковые корешки. Без них сорняк станет послабее, но потом снова наберет власть и силу.
Приглашаю вас сделать одно небольшое и веселое упражнение. Возможно, оно поможет вам получить уже ваш опыт вырывать не боковые корешки сорняка, а именно сам корень.
Давайте вспомним сказку про дедку, который вырастил большую репку.
Итак, сейчас предлагаю стать дедкой, который никак не может вытащить эту репку.
В чем и кого может обвинить дедка в тот момент?
Бабку, внучку, репку, бабку и внучку, ситуацию и конечно самого себя.
Предлагаю найти стрессовые убеждения.
Пример:
Я, дедка, обвиняю бабку, потому что
- она не хочет мне помочь,
- она не обращает внимания на мои мучения.
Я, дедка, сержусь на мою внучку, потому что
- она не уважает старших,
- она не хочет отложить свои дела ради меня.
Я, дедка, переживаю из-за этой ситуации с репкой, потому что
- она показывает мне мою неспособность решить простую проблему,
- она демонстрирует равнодушие моих близких ко мне.
Я, дедка, расстроен, потому что
- они (бабка и внучка) не замечают меня,
- они равнодушно относятся ко мне.
А потом приглашаю вас стать бабкой, у которой много своих дел: надо сварить щи, прополоскать белье, убрать в доме. А тут – на тебе! Все бросай и беги помогай.
Кого и за что может обвинить бабка? Запишите убеждения от лица бабки.
А затем станьте внучкой этого дедки с его репкой: ждете подружку, чтобы пойти поиграть, сарафанчик нарядный надели, а дед зовет ему помогать, а когда же тогда гулять? И уже на основе этого момента напишите осуждающие убеждения от лица внучки.
Кстати, на одном из занятий, где предложила выполнить это упражнение, творчество участников расширилось до репки, Жучки, кошки и мышки, которые тоже нашли за что обвинить дедку, репку и вообще жизнь. Поэтому не ограничивайте себя. Тренируйтесь на всем!
И конечно, приглашаю заметить, как вроде простая ситуация (совсем не трагичная, не принципиальная и не жизненно важная) помогает проявить достаточно серьезные проблемы в отношениях.
Очень мне нравятся слова Кейти: «Делайте Работу на простые ситуации. Из них получаются очень вкусные вопросники!».
Кстати, в качестве примеров привела убеждения-осуждения из п. 1 вопросника.
А ведь перечень примеров можно расширить убеждениями из других пунктов вопросника: «Я хочу, чтобы она…», «Он должен…», «Мне необходимо, чтобы они…».
Репка из убеждений может вырасти большая-пребольшая!!! Поэтому не сдерживайте себя! Дайте репке-набору убеждений подрасти! Ну, чтобы было что потянуть (исследовать). И, если возникнут сложности в Работе, можно позвать фасилитатора: достаточно подать заявку на линию поддержки СИМ.

Продолжение http://proza.ru/2025/01/11/1383


Рецензии