Источники права в Древней руси
1) Обычное право
Право Древнерусского государства начиналось с формирования обычаев, которые служили основным источником правовых норм. Как и у многих других народов, у славян обычаи представляли собой устойчивые правила поведения, которые развивались на этапе до государственного существования в условиях родоплеменных отношений.
Когда часть этих обычаев превращалась в обязательные нормы, и старейшины общины начинали настаивать на их соблюдении, можно говорить о зарождении обычного права. Обычное право проявляется в различных юридических действиях и фактах, а также в их систематическом повторении. Например, община всегда защищала своих членов круговой порукой, что стало одним из основополагающих принципов её существования.
Кроме того, обычное право выражается через юридические сделки и судебные акты, такие как применение кровной мести в случае убийства родича. Оно также находит отражение в устных формулировках и пословицах, например: «Вор ворует, мир горюет» или «Муж крепок по жене, а жена по мужу». Эти выражения подтверждают важность норм поведения и моральных установок, закрепленных в сознании людей.
Обычное право имело несколько характерных черт:
*Устная передача: Правила и нормы обычаев передавались устно, что делало их гибкими и адаптивными к изменениям в обществе.
*Моральная основа: Обычное право основывалось на моральных представлениях о добре и зле, что обеспечивало его авторитет и соблюдение.
*Разнообразие: Обычаи могли различаться в зависимости от региона, племени и социальной группы, что создавало множество правовых норм.
Обычное право отличается высокой степенью консервативности и зачастую продолжает существовать параллельно с публичным правом в условиях, когда уже формируются государственные структуры и правовые институты. На Руси долгое время считалось, что следовать традициям – значит действовать правомерно. Как гласит пословица: «Что старее, то правее».
Тем не менее обычное право, не будучи формально закреплённым в законах, способно адаптироваться к изменениям в жизни общества. Древнейшие нормы обычного права восточных славян включали такие практики, как кровная месть, круговая порука, похищение невесты, многожёнство, особые словесные формы заключения договоров и наследование внутри семьи.
Некоторые из этих норм мы видим в древнерусском законодательстве, где они становятся частью публичного права, тогда как другие претерпевают изменения или исчезают. Например, кровная месть была запрещена в XI веке и заменена денежным штрафом.
2) Русская Правда
Основным источником права Древнерусского государства является Русская Правда, признанная крупнейшим памятником древнерусского права. Существует более ста списков Русской Правды, которые делятся на три редакции в зависимости от содержания:
1. Краткая редакция Русской Правды (Краткая Правда) – самая ранняя часть Русской Правды, состоящая из двух частей: Правды Ярослава (1015–1054 гг.) и Правды Ярославичей (60-е годы XI века). Краткая Правда включает 43 статьи, в основном касающиеся норм уголовного права и процесса. В Правде Ярослава сохраняется практика кровной мести, и отсутствует чёткое различие в размерах судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. В Правде Ярославичей кровная месть отменяется, вводятся меры наказаний, защищающие жизнь и имущество феодалов. Окончательная версия Краткой Правды была сформирована к концу XI века.
2. Пространная редакция (Пространная Правда) – это систематизированный сборник правовых норм, который был изменён и дополнен по сравнению с Краткой Правдой. Пространная Правда содержит 121 статью и также делится на две части: Устав князя Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Она отражает дальнейшую социальную дифференциацию и устанавливает привилегии для феодалов (вводятся более высокие штрафы за убийства, побои, увечья, оскорбления и посягательства на имущество, а также нарушение границ земельных владений феодалов). Пространная Правда определяет зависимое положение смердов и закупов и закрепляет бесправие холопов. Эта редакция свидетельствует о развитии феодального землевладения и охране права собственности на имущество, а также определяет порядок заключения различных договоров и наследования. Основная часть Пространной Правды посвящена нормам уголовного права и процесса и просуществовала до XIV века.
3. Сокращённая редакция (Сокращённая Правда) – систематизированный сборник правовых норм, составленный во второй половине XV века. Сокращённая Правда получила своё название, поскольку в неё были исключены устаревшие нормы права.
Русская Правда регулировала ряд вопросов, включая уголовное право и процесс, гражданское право (права собственности), семейные и брачные отношения, наследственное право, обязательственное право и правовое положение населения.
Согласно Русской Правде, выделялись следующие социальные группы: князья, бояре (княжьи люди), служилые люди, дружина, духовенство, городское население, смерды, закупы, холопы (докладные и кабальные), рядовичи, изгои и прощенники.
Русская Правда также различала несколько видов договоров:
*Купли-продажи;
*Займа;
*Хранения имущества (поклажи);
*Займа с самозакладом (закупничество);
*Подряда («урок мостников»);
*Личного найма.
Форма договора была устной. Договор заключался при свидетелях с совершением символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло привести не только к обращению взыскания на имущество, но также и на самого должника. Стороны договоров должны были соответствовать требованиям по возрасту, правоспособности и свободе.
Русская Правда предусматривала наследование как по закону, так и по завещанию. Преимущественное право на наследство имели сыновья. Наследство между сыновьями делилось поровну, но отцовский двор переходил только к младшему сыну. Дочери бояр и дружинников также имели право на наследство. У смердов наследство могли получать только сыновья, и в случае их отсутствия имущество считалось выморочным и переходило в казну князя. Незаконнорожденные дети не имели прав на наследство, однако, если их матерью была рабыня, они получали свободу вместе с ней.
3) Византийское право
Византийское право и его рецепция (усвоение) оказали значительное влияние на правовую систему Руси, частично через посредство римского права. Принятие христианства в 988 году, усвоение христианской культуры и более тесные связи с Византией и другими странами вызвали кардинальные изменения во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право, существовавшее ранее, во многом противоречило христианской морали и церковному праву, что предопределило необходимость его пересмотра. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами и служителями, начиная с митрополитов-греков и заканчивая менее высокопрофильными духовными лицами, которые образовали образованную элиту, стремившуюся к совершенствованию русского права. Первый русско–византийский договор был заключен в 907 году в результате набега Олега на Константинополь
В течение следующих двух столетий, XI и XII, Русь активно усваивала иностранные правовые нормы, адаптируя их к местным условиям. В это время на Русь хлынул поток переводной греческой литературы, как светского, так и, в основном, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические произведения и другие тексты, составившие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке важное место занимали кодексы византийского права, которые начали изучаться и применяться в законотворчестве и судебной практике.
Сначала на Русь пришли сборники церковного права, такие как Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика и Номоканон патриарха Фотия. Эти переводы стали известны на Руси как Кормчие книги, содержащие канонические и юридические предписания. Из светских сводов законов Византии хорошо известными на Руси были Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, а также Книги законные, которые содержали законы, касающиеся землевладения, уголовного права и других аспектов.
Под влиянием византийского права уже в XI веке все виды членовредительных и жестоких наказаний были заменены денежными штрафами, произошли значительные изменения в семейно-брачном праве, а также были введены нормы, защищающие честь и достоинство личности.
<Вывод>
Таким образом, источники русского права представляют собой сложную и многослойную систему, в которой переплетаются традиции, писаные нормы и новые правовые идеи. Это разнообразие позволяет правовой системе адаптироваться к изменениям в обществе, обеспечивая защиту прав и свобод граждан, а также поддержание порядка и справедливости. Важно отметить, что развитие права в России происходило в контексте значительных исторических изменений, что добавляло динамичности к эволюции правовой системы.
Свидетельство о публикации №225011101501