Фрагменты. Старая Фера и Кирена

Ко всему, что мы узнали из открытых официальных источников, и законспектировали, надо бы относиться как к литературе, но мы принимаем всё за чистую монету, потому что других монет нет.

Вулкан

Около 1620 г. до н.э. (3 645 лет назад) вулкан, он же остров Санторини,  разрушил все поселения, минойские и более ранние. Поскольку извержению предшествовали признаки вулканизма, население выехало к партнёрам по бизнесу, как бы сейчас сказали (в основном, в Египет, м.б., в Сицилию, в Мальту, в Ханаан).
Прошло несколько столетий, прежде чем остатки острова (кальдера вулкана) стали пригодны для проживания людей.

Древнейшее население появилось на Санторини около 3 000-го года до н.э. (5 000 лет назад), и не было греческим; первыми поселенцами были либо хатти, либо арабы финикийцы, которые оценили стратегически выгодное положение скалистого хребта. О финикийцах, пришедших с Кадмом (от финикийского слова «древний» или «восток»), упоминают Геродот и Павсаний, но археологически это еще не подтверждено (выехал, м.б. из Тира, но точно основал город Фивы в Беотии, а жил на Эвбее).

Кадму греческая традиция приписывает изобретение алфавита: плывя с Востока в Грецию, он остановился на острове Санторин (Тера, Фира) и оставил здесь несколько своих спутников арабов. Позже на этот остров прибыл из Спарты Терас (Фир). Именно здесь, на Тере, найдены древнейшие (XVIII в. до н.э.) греческие письмена, высеченные на известняке.

В 2003 г. найдено письмо царя Аххиявы (Микен) царю Хаттусилису III (ок. 1250 до н.э., 3275 лет назад). Он напоминает, что его предок Кадм выдал свою дочь за царя Ассувы, и некие острова перешли под контроль Аххиявы (Микен). Царь хеттов утверждал, что острова принадлежали и принадлежат ему, а не Ассуве. (Царь Ассува, по-всему дал в приданое чужие острова, но и Хаттуссили мог острова хаттов считать своими).
Спор за острова мог спровоцировать, помимо прочего, Троянскую войну, так как хетты и троянцы жили  Малой Азии и были союзниками, к тому же они могли знать, кто владел островами, и взялись оспаривать права.

В пользу хеттского права на острова косвенно свидетельствует греческое "Сказание о Тифоне". Выяснено, что оно не было автохтонным греческим, а возникло у Хатти, было воспринято хеттами (мифы об Улликумми), а от них -  греками («Теогония», Гесиод и другие античные памятники), в череде последовательных завоеваний одних другими.

Миф пришёл от Хатти: они существовали пять тысяч лет назад, и в середине ll тысячелетия до н.э., времени катастрофы Санторини, Хатти занимали почти всю Малую Азию и контролировали прилегающую территорию Ближнего Востока. После извержения, к концу 11 тысячелетия до н.э., пострадавшие Хатти слагают миф о катастрофе, от которой большая Хатти буквально рассыпалась на мелкие города-государства, из которых восточные вскоре были поглощены Ассирией, вплоть до завоевания персами, а западные - хеттами (сегодня - Лидия, Ликия и другие).

Улликумми хеттов - растущий каменный гигант, за которым хетты наблюдали с восточного края владений Хатти, горы у реки Оронт. У греков Тифон - зло, на его спине гора; от его движений и извергаемого им пламени происходят землетрясения и вулканические выбросы. У Гесиода Тифон - стоглавый змей-дракон, источник цунами.

Мы, конечно, угадали, что хатти пережили страшный ужас извержения и цунами, и так как они жили в зоне видимости Санторини, то наблюдали, как гора обрушилась в море, по злой воле, и что сопровождало извержение. Другие народы вполне могли произойти из Хатти, когда те разбежались на запад, на восток, унося память о горе Санторини в мифе. Вопрос о первопоселенцах Крита и создании Минойской цивилизации остаётся дискуссионным.
Кадм перешёл с коровой Коровий брод из Азии в  Европу, а следовательно, до извержения Санторини, с образованием пролива из брода. Эта легенда дополняет или противоречит легенде о  плавании с востока в Грецию.

Старая Тера

В архаические времена город был лишь незначительным поселением на острове, на окраине Киклад. Недостаток осадков и отсутствие водоёмов вынуждали островитян поколениями строить резервуары для накопления дождевой воды (разрушены при землетрясении 1956 г.), но арабы хорошо умели строить каменные строения (фото башни из Иерихона; башне, около 8,5 м над поверхностью земли, 10000 лет; построена для сбора дождевой воды, стекающей в водохранилище по жёлобу).

В Акротири  на острове Тера под слоем тефры (пемзы), толщина которого у края острова составляет «всего» 4-6 м, наткнулись на целое селение двух-трёхэтажных домов, украшенных фресками, аналогичными настенной живописи минойских дворцов. Предполагается, остров назывался Стронгила («круглый») по причине своей формы. Вулкан Санторини, по большей части, находился под водой, под центром острова и имел высоту 1500 м, и долгое время не был активен.

О мифическом правителе Фере Геродот и Павсаний рассказывают, как о сыне царя Автесиона Фивского, также потомке финикийского правителя Кадма. По мнению Геродота, это произошло через восемь поколений после того, как финикийцы впервые поселились на острове. Правитель Фера владел Спартой и Лаконией, как опекун своих несовершеннолетних племянников, Эврисфена и Прокла. Когда они достигли  совершеннолетия, он поставил их править на острове дорическими колонистами из Спарты, а поселение было названо именем правителя, Фера (Древняя Тера, Остров Тера современный греческий Тира). Это название в lX веке до н.э. распространилось на остров. Геродот упоминает, что на острове было семь поселений, из которых самым важным считается город Фера (Тера) на скалистом хребте.

Баттиады

Геродот, двести лет спустя, пишет так же о семилетней засухе около 630 г. до н.э., и голоде, когда жители Старой Теры отправили за хлебом  в Ливию торговцев во главе с Аристотелем из Феры (позже названным Баттосом I, вероятно новое ливийское имя - титул местного правителя, а по-нашему Батя).
По мнению Геродота, мать основателя Кирены, Батта I, происходила с Крита, из Оаксоса.

Его внук, Баттос, которого прозвали «счастливчиком», около 580 г. до н.э. выступил с призывом к заселению Кирены греками с Пелопоннесса.
Баттос изрёк оракул Дельфийского оракула:
Тот, кто доберется до хваленой Ливии слишком поздно,
когда поля будут розданы, горько об этом пожалеет.

Политика переселениия привела к конфликту с Ливией и Египтом, но Баттос победил Египет и мятежных ливийцев в 570 г. до н.э., что привело к большому расцвету Кирены. Но затем последовала череда конфликтов среди родни царя; следом была борьба с недовольными аристократами из новых поселенцев из разных мест Греции и т.п.

Восемь царей до 440 г. до н.э. традиционно называются Баттиадами. Кирена находилась под властью Персии со времен Аркесилая III из Баттиадов. В 400 г. до н.э. на монархов Кирены, Аркесилая IV и его сына Батта, напали, и они бежали в Евгесперид, где предположительно их и убили.

В 331 г. до н.э. Александр Великий достиг Кирены через Египет и захватил порт. После его смерти первоначально Киреной управлял Офеллас, а затем он принадлежал Империи Птолемеев. Его полководец Птолемей I, сын Лагоса, захватил Египет, включая Киренаику, в 323 г. до н.э.
В это время, однако, в Кирене царили внутренние волнения (стазис), в которые вмешались и внешние силовые факторы, такие как лидер спартанских наемников Фиброн. В конце концов олигархическая партия Кирены обратилась за помощью к Птолемею, который фактически положил конец гражданской войне и принял конституцию олигархов Кирены. В городе была обнаружена стела с надписью. Оказалось, это единственная сохранившаяся письменная конституция греческого города.

Птолемеевский флот

Старая Тира пользовалась хорошим отношением Кирены, но особого процветания не достигла. Коллекция из 760 монет была найдена в I веке до н.э., что по какой-то причине свидетельствует о скромных торговых связях с Афинами и Коринфом на западе и Ионией и Родосом на востоке.

Роль города изменилась, когда во второй половине III в. до н.э. в гавани города встал птолемеевский флот всего Эгейского моря. Город был полностью перестроен для офицерства: прежняя структура была заменена регулярной уличной сеткой и построены представительские здания в виде перистилевых домов (атриум жилого дома крито-микенской эпохи: прямоугольный двор с садом или площадью, окружённый с четырёх сторон крытой колоннадой или отдельными портиками).

На самой высокой точке города, в конце тупика, находилось представительское здание, которое считается штабом флота. Расположенный рядом с ним двор, окруженный с двух сторон, интерпретируется как гарнизонная гимназия.
На скальных стенах вокруг площади гимназии, где, согласно текстам, состязания и рукоположения проходили еще до строительства спортивной площадки, сделаны надписи благодаря особому камню. Известняк покрыт темно-серо-голубой коркой, которую можно без особых усилий отколоть, и появляется белый камень. Надписи могли быть созданы не только каменщиками под заказ, но и оставлены кем угодно, судя по их содержанию. Некоторые тексты относятся непосредственно к соревнованиям: на тяжелом камне выгравировано имя борца, сумевшего бросить его дальше всех. С другой стороны, надписи описывают педерастические отношения между пожилыми мужчинами (учителями) и молодыми спортсменами и танцорами (эфебами). Тексты написаны на очень раннем греческом языке и поэтому требуют дополнительной интерпретации, чтобы понимать их - буквально или символически.

Офицеры флота жили  преимущественно на террасах на восточном склоне, в просторных перистильных домах с колоннадами, располагавшимися, ниже главной улицы. Отсюда жителям с высоты более 300 м открывался впечатоябший простор моря.
Большая часть жителей города проживала на плато горы. Их дома были построены вокруг небольшого центрального двора, под которым находилась основная цистерна. Некоторые дома имели два этажа, а в некоторых случаях на участке допускались и небольшие подвалы.

Из надписей многое известно о роли воинов Птолемея в городе. Первоначально в Тере дислоцировались только три офицера и около трёхсот солдат, но позже там поселились дополнительные функционеры и отставные офицеры, что значительно изменило характер города. Однако неизвестно, было ли все население передано под военную администрацию или смогло сохранить свою политическую независимость. С одной стороны, воинами были греки с материка, но с другой – быстро увеличивалось число египетских наемников, с культом египетских богов, которые  сильно повлияли на культ греческих богов. 

На отроге хребта сформировалась Священная территория вокруг грота, посвященного Гермесу и Гераклу, рядом с храмом Аполлона. Общее скальное святилище египетских богов было построено во ll веке до н.э. и со ll века до н.э. здесь же находилась гимназия Эфебов (молодёжи), к которой в римские времена в первом веке нашей эры были добавлены термальные ванны.

Обращают на себя внимание надписи от первых дней существования города (переход от 9-го к 8-му веку до н.э.), на священном участке на отроге хребта. Они являются одними из старейших известных вариантов использования греческого алфавита, возникшего из финикийского письма, которое, как известно привёз Кадм и создал греческий алфавит для записи местных имён из одних согласных, и прочитать имена могли только местные, кто знал, как они звучат: имя Зевса - надписано четыре раза, Куреса - дважды, Аполлона, Лохая, Дамиа, Диоскуры, Хирона, Дейтероса, Борейя по одному разу каждое. Затем выделяются надписи - Эриния, Афанаия, Бирис, Харита, Гермес и Кора. Только в этом месте упоминаются боги, которых больше нигде не было в Пантеоне, а так же много не главных богов, связанных с семьей, рождением и воспитанием детей, которых так много вместе тоже нигде не было.

База флота была достроена к 145 г. до н.э., а отозван Птолемеевский флот был  в I веке до н.э., и исторические записи о флоте и о городе до начала века полностью отсутствуют.

Африка

В Ливии древние греки с Кикладского острова Санторини основали колонию Кирена, с последующим названием метрополия Киренаика (Геродот, Книга IV «Истории»). Династия Баттиадов (царские имена Баттос и Аркесилай), угасла примерно до 440 г. до н.э. Археологически подтверждена могила героя Баттоса на агоре Кирены.

С момента своего основания из Кирены вывозили зерно и лекарственную траву сильфий (она изображена на большинстве киренских монет). Культивировать это растение было невозможно, а росло оно только в Киренаике «…от острова Платеи до устья Сырты» (по Геродоту). Растение выродилось, но было описано. По Плинию: корни многочисленные сильные; стебель крепкий, похожий на стебель гигантского фенхеля; листья, называемые «маспетум» («маспетон»), были похожи на листья петрушки и сбрасывались каждый год; семена имели листовидную форму.
Диоскорид описал растение магидарис, похожее на сильфий: стебель и корень назывался магидарисом; листья напоминали листья сельдерея; семена расширенные  листовидной формы; семена опадают, когда восходит собачья звезда (звезда в созвездии Псов) в начале–середине-конце лета. На корне и стебле делались надрезы, сок собирали, сгущали и применяли для консервации продуктов. Сильфий называли ещё одним Магидарисом, растущим в Ливии. Корень Магидариса похож на корень Сильфия, но менее толстый, острый, рыхлый и без сока.
Листья Сильфия и Магидариса охотно поедали козы и овцы, и в какой-то момент семена, может быть, не дали всходов, и вся популяция Сильфия погибла. Основное действие растения, аналогично фенхелю, но превосходит многократно по силе - подавление и уничтожение гнилостных бактерий, источника всех воспалительных процессов, и других вредоносных факторов. Широко употреблялось в контрацепции и как афродизиак. Применялось очень широко в кулинарии, не только в медицине, но стоило очень и очень дорого.

Во время господства персов, продолжавшегося 200 лет, Кирена сделалась (около 460 года до н.э.) республикой.
Аристотель сообщает в VI книге о его политике: Кирена  при Баттиадах успешно выступила против персидских Ахеменидов  после того, как они завоевали соседний Египет, но по мнению Аристотеля, горожане Кирены пали около 440 г. до н.э.; монархия пала и установилась демократия.

Философы

Кирена была местом рождения Эратосфена. К этой персидской поре относится процветание школы философов-киренаиков; число греческих философов, связанных с городом, поразительно велико; к ним относятся Аристипп (друг Сократа), Арета (его дочь, обучившая 130 учеников и своего сына), Каллимах, Феодор, Гегесий, Анникерис, Лакид и Карнеад.

Лукиан Самосатский в «Продаже жизней» пишет, что философ Аристипп был знатоком выпечки и вообще опытным поваром, а в «Паразите» упоминает, что тиран Дионисий каждый день отсылает к Аристиппу своих поваров обучаться готовить. Алексид в произведении «У Афинея» с неуместным сарказмом замечает, что некий ученик Аристиппа не особо продвинулся в понимании философии, зато стал искусен в добавлении специй. (Как говорится, видит око да зуб неймёт. Хоть ложечку дёгтя да прибавлю, раз специй нет).

В IV веке до н.э. город вернулся под власть, Птолемеев. Несмотря на включение в состав Империи Птолемеев, последующие десятилетия в Кирене были отмечены внутренними беспорядками. Первый произошёл в 313–312 гг. до н.э., второй в 305 г. до н.э. Затем Птолемей I отправил в город своего пасынка Магаса.  При Птолемее II Магас отделился от Империи Птолемеев  и основал независимое королевство. Только после его смерти и смерти его преемника Деметрия Прекрасного около 250 г. до н.э. город вернулся под власть Птолемеев.

Упадок метрополии Киренаика

В последующий период город Кирена, добившийся процветания за счет экспорта сельскохозяйственной продукции, пережил большое культурное процветание. В IV веке до н.э. Кирена окончательно вошла в состав Римской империи и с тех пор были провинции Крит и Кирена.

При Птолемеях еврейские жители формально пользовались равными правами, на деле оказались под все большим угнетением со стороны греческого населения. В то же время существовала напряженность между римскими гражданами в городе и остальным населением. Август попытался разрядить напряженность серией указов. Однако культурные конфликты достигли апогея из-за возрождения еврейского «национализма», с одной стороны, и тенденций эллинизации среди некоторых евреев, с другой. Напряженность наконец вылилась в восстание евреев Кирены при Траяне (117 г. н.э.). Это восстание было кроваво подавлено Квинтом Марцием Турбо, но заранее сообщается, что в Киренаике было убито около 200 000 римлян и греков. По словам Евсевия, этот шок "опустынил" Ливию до такой степени, что несколько лет спустя там пришлось основать новые колонии.

Город начал приходить в упадок в третьем веке. В 262 году город потрясло землетрясение, и император Клавдий Готский восстановил город и назвал его Клавдиополем в честь себя. Новое название просуществовало недолго, а строительные работы, проведенные недолговечным правителем, вряд ли заслуживали упоминания. При Диоклетиане Крит и Кирена были разделены на три провинции: Крит, Пентаполис и Ливия-Сикка. Кирена находилась в районе Пентаполя. Древнегреческая (финикийская) Киренаика пала под властью Рима в IV веке до н.э.

Хотя коммерческая конкуренция со стороны Карфагена и Александрии наносила ущерб торговле, Кирена с ее портом Аполлония, расположенным рядом с сегодняшними Марсами Сузами, оставалась важным городским центром до катастрофического землетрясения в 365 году н.э. Город так и не оправился после этого.

P.S.
"Приветливым потомком Аристиппа" А.С.Пушкин назвал князя Н.Б.Юсупова ("Послание вельможе НБЮ), видимо за его уникальные качества характера.


Рецензии