Россия спасет планету. Шпенглер гарантирует

          Я призываю рассматривать Россию не просто как одно из государств Евразии, а как самостоятельную цивилизацию.
          В оной тесным образом переплетены традиции и сила европейского материализма и дух древней общинности и православия.
          Что интересно, более века назад об этом же говорил один из европейских пророков – Шпенглер.


                1918 ГОД

          В 1918 году (дата завершения Первой мировой войны) был издан первый том очень необычной для тогдашнего общества книги. Называлась она "Закат Европы".
          Автор книги Освальд Шпенглер моментально стал для многих современников пророком, объяснившим кризис Старого Света и заглянувшим в будущее.
          В основе взгляда Шпенглера на историю лежало деление истории не на общемировые эпохи (античность, Средневековье и проч.), а на локальные временные участки жизни конкретных цивилизаций (египетская, индийская, вавилонская и проч.).
          Каждая цивилизация, по Шпенглеру, проходит несколько стадий развития: зарождение, возникновение форм, расцвет, старение и гибель.


                ГИБЕЛЬ СУВЕРЕННОЙ ЕВРОПЫ

          Рассуждая об упадке Европы, Шпенглер подробно описал его признаки: гигантские города, стремление к деньгам, войны, тирании.
          Предвестием гибели цивилизации Шпенглер считал рост влияния на власть через избирательный процесс четвертого сословия: люмпенской массы, используемой политиками-популистами для захвата власти.
          Так с помощью аналогий с уже исчезнувшими культурами доказывался коллапс Европы. Была даже дана приблизительная дата окончательной катастрофы — конец XXIII века.
          В начале XX века эта теория выглядела оригинальной и убедительной, хотя похожие в чем-то мысли высказывались и ранее. Накладывались и ужасные впечатления европейцев от Первой мировой войны.
          Современники чаще всего сравнивали Шпенглера с Ницше, хотя если Ницше верил в возрождение западной культуры, то автор "Заката Европы" не сомневался в ее обреченности.
          Он выделял несколько этапов кризиса Европы: реформация (отказ от христианства и переход к чисто материалистическому взгляду на мир), появление транснациональной буржуазии, революции и империализм (его нынче модно называть глобализмом).


                РОССИЯ

          Россию Шпенглер рассматривал отдельно от обреченной на гибель европейской цивилизации, причисляя наше Отечество к особой, еще только зарождавшейся самобытной цивилизации – будущей спасительницы планеты от того хаоса, который будет сопровождать растянувшуюся на века агонию западного мира.

          "До сих пор я умышленно молчал о России, - пишет Шпенглер, - так как здесь необходимо отличать не только два народа, но и два мира. Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы и англичане. Они содержат в себе возможности многих народов будущего, как германские народы времен Каролингов.           Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от гробницы Запада будет становиться все длиннее и длиннее".
 
          Подобными оценками Шпенглер походил на наших славянофилов. Он считал русский народ крестьянским, а русских крестьян — не имеющими ничего общего с западной культурой.
          Шпенглер верил в то, что Россия сможет устоять перед натиском капитализма, считая катастрофой неограниченную власть денег на Западе.


                УВЫ

          Основа любого государства, по мнению Шпенглера, это армия. Если она находится в состоянии боевой готовности, то такое государство непобедимо.
          Воинская доблесть была для Шпенглера залогом неуязвимости государства от смут и агрессии.
          В восхвалении воинских доблестей Шпенглер доходит до абсолютизации войны: "Мировая история ist история государств. История государств  ist история войн".
          Даже мир он считает продолжением войны мирными средствами. Все мирные договоры между государствами, по его мнению, призваны обессилить противника, сделать неспособным организовать сопротивление.
          Дипломатия как ведение войны духовными методами для Шпенглера – в отличие от аксиом старины Клаузевица в его книге Vom Kriege - является временной заменой войны.
          Шпенглер считал военную стихию истинно политической сферой деятельности. Он смотрел на войну как на естественное, историческое занятие, а народы, не способные вести войну, он считал слабыми, недостойными существования.
          Поскольку сущность политики Шпенглер видел в войне, то для него укрепление государства означает прежде всего укрепление армии и дипломатического корпуса.
          Увы, в Германии такой подход Шпенглера к сути государственности сыграл с ним дурную шутку.
          Теорию мыслителя взяли на вооружение национал-социалисты.
          Хотя Шпенглер и принадлежал к немецкому патриотическому движению, он выступил против нацистов.
          В итоге его имя гитлеровцы запретили упоминать в печати, а тысячи экземпляров "Заката Европы" были уничтожены.
          Но и после краха Третьего рейха западная публика ненавидела Шпенглера, считая его милитаристом.
          Однако время все расставило по своим местам.
          И нынешнее противостояние России и Запада доказывает правоту Шпенглера.
          Армия и в самом деле – главная гарантия государственности и суверенитета.
          Россия – цивилизация, которая спасет мир от фашизма и нацизма.
          А Европа сдохнет. Но не к 2300 году, как рассчитал наш добрый Освальд. А гораздо раньше. Возможно, на наших с вами глазах.
          Под кого лягут ее народы?
          Вариантов немного.
          США, Китай и Россия.
          В краткосрочной перспективе ставлю на США.
          В среднесрочной - на Китай.
          В долгосрочной - конечно же, на Россию.


Рецензии