Ред. 12. 04-2025 года. Прадед наш Яков Чайка

.             ПРАДЕД НАШ ЯКОВ ЧАЙКА
           (глава из Мемуаров про  наш Род)
.
   ВМЕСТО ПРОЛОГА СООБЩАЮ.
Был Яков Чайка, знатный Пахарь,
Из льна прабабка, <Холст> ткала.
Держала козочек -- на <Ма'хер>,
Единоличного, крестьянского Двора!
                *******


   Прадед наш -- Яков Чайка, хоть и был уже в Преклонном Возрасте, но держал попрежнему свой <единоличный Нейтралитет> -- (как когда-то  при самодержце Русском <батюшке Царе Николае>, так и после его свержения с Престола революционными Большевиками,
  Ни в Коммуну, ни в Колхоз при коллективизации общей, он вступать не желал и поэтому не собирался, как не уговаривали местные наши сельские Активисты, впридачу со всей нашей Роднёй!
    Он всегда, имел свой личный Пай Земли, выносливую Лошадку с полным комплектом, всякого специального Инвентаря, Сбруи и Снаряжения, вот и трудился в поте лица на себя и семью, занимаясь сугубо своим <единоличным> Хозяйством, (то-есть пахал и сеял, да выращивал на отдельных делянках Лён с Коноплёй), которые с женой и сыном Корнеем, сами же и перерабатывали в <Кудели Волокна>!

                ГОТОВЬ САНИ ДЕТОМ А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ.
  Ещё с самой зимы, в крестьянском Подворье, под будущие весенние посадочные работы, а затем и летнюю заготовку сена, льна и конопли, да наконец -- осеннюю уборку Урожая зерновых культур, начинаются плановые неспешные, но ответственные самые -- подготовительные Мероприятия!
  Тщательно проверяется и ремонтируется весь имеющийся в наличии хозяйственный Инвентарь, т.е. -- телеги, плуги, бороны, сеялки, косилки и многие другие приспособления!
  А в самую первую Очередь, готовится Гужевой Танспорт, т.е. сама Лошадь, её упряжь «сбруя» (на местном наречии ) и Телега.
  Ведь другого транспортного тягла, кроме лошадей и в редких случаях быков с ярмом (волов), тогда деревня каждая попросту не знала!
  Лошадка каждая у крестьянина, всю Зиму -- усиленно откармливалась отборным Овсом и сеном, обязательно  <перековывалась> в новые Подковы.
  Изношенные ступицы колёс, заменялись новыми и обильно смазывались Дёгтем, ободы крлёс <перетягивали> один раз в три года!
  Ремонтировали уздечку, хомут и седёлку, шлеи и вожжи, да приводили Лопаты, вилы, грабли и прочий мелкий инвентарь в надлежащий Порядок!

   Кроме того, в просторной Избе прадеда Якова, был смонтирован местными умельцами, установлен и работал исправно, (почти круглый год) --- небольшой Ткацкий Станок, на котором прабабушка моя (самолично) и Ткала, всякие Холсты тканей для Семьи!
  Этим же станком, успешно пользовались и местные деревенские Женщины, (за небольшую плату), пряли они тоже Холсты грубой Ткани,(полОтна их называли), из своих Ниток Конопли и Льна, но выращенных уже на -- всяких неудобьях, вдоль болот, сенокосных угодий и мелких делянках незанятой пахотной Змли!
 
.        ВОТ ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА -- ТКАЦКИЙ СТАНОК ПРАДЕДА.
                *******

  ТАКОЙ ПРОМЫСЕЛ ДЕРЕВЕНСКИЙ НАВЕРНО, ВСЕГДА ЗДЕСЬ СУЩЕСТВОВАЛ.
               
  Похожий станок Ткацкий, был когда-то у моего прадеда Якова в деревне, только размером поменьше и деталей мало было в нём!
    Помню, как множество нитей пересекалось натянутых горизонтально , а другой рядок вертикально.
   Между ними, прабабушка шустро так --- прокидывала челнок, уже с цветными ниткамм.    Потом, нажимала ногою педаль и эти две рамки с нитками --- Мгновенно прыгали вверх - вниз, (дрыг - дрыг), зажимая между собой цветную нитку из челнока.
   Получалось грубое полотно, из домашних ниток льна, или конопли, для шитья одежды.
   Эти холсты самотканные потом, долго отбеливали и делали мягкими, иногда и красили в специальных бочках  (цеберах).
   Офигенно долгий это был процесс, но вынужденный, ведь после военной разрухи  тканей не продавали нигде, да и наличных денег у людей не было.

.                ГОРИТ КАК ПЛАМЕНЬ СИНИЙ ЛЁН.
   Женщины и девчата, всё лето и осень занимались древним ремеслом по выращиванию и переработке  стеблей Льна и Конопли.
   Лён не косили, его теребили в августе месяце, т.е.  рвали вручную с корнем, чтобы получить максимальную длину стеблей, потом связывали в снопы и оставляли в поле для просушивания под солнцем, позже уже отделяли семенные головки. Оставшуюся  соломку, расстилали тонким слоем, чтобы <вымочить> в Росе утренних туманов и дождях!
  Вдобавок вымачивали  в ямах  «мочилах» и  «сажелках», т.е.  маленьких водоёмах. Этот процесс имел  очень важное значение, потому в народе говорили: -- «не Земля родит Лён, а Мочило»!
  После отделения волокон от стеблей, получалась «треста» (вымоченные и высушенные стебли льна), которую обрабатывали льномялкой, доводя волокно до нужного качества, ибо  «не домнёшь мялкой, так вспомнишь за прялкой»!
  Каждая опытная хозяйка, могла в день запромто намять (до Ста Снопов), а после Волокно это ещё, надо было очищать от  мелкой <Ко'стры>, поэтому его «трепали», а после промывали и разделяли, то-есть «чесали» на мелкие Волокна, превращач в мягенькую и пушистую «Куделю>!
  Вся эта грязная и тяжёлая Работа закачивалась, до наступления заморозков в Октябре месяце!
  Кору, т.е. «костру»  от  стеблей, использовали как ценное сырьё для изготовления Бумаги, из семян отжимали Масло и делали  Настойки.
  Из размятых волокон  «кудели», пряли вручную с помощью Веретена, до 300 метров нити за день, для пршива рубах и полотенец, а если на Самопрялке, то выходило в Семь раз больше.
   Начинали всегда по традиции, в  день  Параскевы (28 октября) и пряли до самой Пасхи,
  Одна женщина за это время, могла напрясть до 60 метров Ткани, что хватало на новую одежду, для всей Семьи и даже на приданное Дочери.
  Холсты эти, получались сперва невзрачными и Серыми, поэтому их отбеливали, клали в котёл и заливали горячим  раствором Щёлока, тр-есть  Водой с древесной Золой и оставляли у печки до утра.
   Утром же эту ткань, отстирывали от золы, мокрую стлали по Траве <выгорать под Солнцем>, на другой день стирали  в  речной  воде, а затем долго мяли и Отбивали деревянными  Вальками с Зубьями!
.     Получался процесс этот весь, уж —— слишком долгий и морочный, но ничего не попишешь, именно такой вот и была эта самая Технология Изготовления Домотканого Полотна, (из льна и конопли).
. Она была отрепетирована. многими Поколениями Славян, а потому —— никаким другим  Изменениям, подвергаться не могла никак, и всё Тут!
          
.                ПОСИДЕЛКИ ПОД ПЕСНИ.
 Приходили женщины всегда, в избу прадеда Якова --- охотно и регулярно, как на работу.
   Они обязательно, приносили с собою, заранее приготовленные пучки Льна, или Конопли  --- расчёсанные до нужной кондиции мягкости, усаживались поудобней в избе <пяти стенке», то есть (из двух комнат, разделённых перегородкой по фундаменту), на свободные места и начинался самый активный Обмен Новостями, по давно отработанной многими Поколениями Женщин СХЕМЕ.
.  ТИПА -- А ЗНАЕТЕ подруги, надысь <Одна баба сказала, что ...>, Ииии  пошёл бурный Обмен Свежими Новостями!
   За каких-то, пяток минут -- живого <онлайн> разговорного Обмена, (свежими событиями и происшествиями), вся деревня уже, была оповещена этой наисвежайшей Информацией, получше, чем много часовые тирады Ольги Беловой и Соловьёва, на экранах современного Центрального Телевидения!
 
   ОДНИ женщины пряхи, ногою крутили колесо маленькой прялки, (с собой принесённой) и тогда, из «кудели» —— тонкой змейкой, выходила, ровная нить нужного диаметра!
   ДРУГИЕ же, нитку  эту, получали путём, выкручивания её из пучка кудели —— с помощью Веретена, натренировано вращая его периодически, резкими движениями пальцев руки!
.  ТРЕТЬИ, вовсе приходили не прячь нитки, но посидеть вместе с этим Обществом, да послушать Последние Вести, неспешно занимаясь Вышиванием на <пяльцах>, всяких девичьих блузок и кофточек, да ещё рушников праздничных, к предстоящему сватовству и Свадьбе!
   Потом уже, обсудив все Темы и разложив по нужным полочкам услышанное здесь, совершенно даже не сговариваясь, обязательно начинали <впол голоса> петь, весёлые «под настроение» и грустные иногда «под какое нибудь происшествие», Народные песни!   

.             КАК НА КЛАДБИЩЕ МИТРОФАНОВСКОМ

https://yandex.ru/video/preview/14668151061760795413
                ************
   Ведь Александр Пушкин, не зря подметил Это у нашего Народа и написал свои знаменитые Стихи:-

Или, бури завыванием,
Ты, мой друг, утомлена.
Или дремлешь, под жужжанье,
--- Моего  Веретена?
                Выпьем, верная подружка
                Бедной, юности --- моей.
                Выпьем с горя, где же кружка,
                --- Сердцу, будет веселей!
               
   С характерными похлопываниями рамок станка и постоянным шуршанием челнока, скользчщего между натянутых Прядей ниток, получали нужные под заказ <Кросны>!
. Вот так примерно, под звуки монотонные, работающего ткацкого станка прадеда Якова, да щуршание вращающихся колёсиков Прялок, и Лилась потихоньку, грустная мелодия всякой песни!
               
Ох, изменчива злая Судьба
Насмеялася, над малюткою,
Мать, в сырую могилу легла!
               
                Слушайте песню.
https://youtu.be/AHrv_6vM0QI?si=Niv9_7YuXu8InOEw
 
                *********
.                ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ ХОЛСТА.
  Для праздничной одежды холсты красили отварами Коры, всяких Корней, Стеблей и Ягод,  добавляя для стойкости Канифоль, Соль или Закваску из Ячменной Муки.
  Собранную в лесах Кору определённых деревьев измельчали, сушили, а потом заливали врдичкой из Крыницы и долго Томили в печи, после чего в настоянный Отвар, погружали сшитую одежду, холст или пряжу.
  Краску из ягод и растений, готовили иначе, их прежде долго Толкли пестиком в глиняном Горшке, затем заливали хлебным Квасом и оставляли киснуть на несколько часов.
  Потом горшок обмазывали Глиной и отправляли упревать в русскую печь.
  Готовую краску студили и подсушивали, чтобы по мере надобности использовать частями, растворяя в горячей воде.
   ЧЁРНЫЙ цвет давала Дубовая и Ольховая кора, БОРДОВЫЙ кора Ивы и Берёзы, ПЕСОЧНЫЙ и КОРИЧНЕВЫЙ цвет  давал сок Ольхи.
   Интересно окрашивал одежду настой из цветов ЗВЕРОБОЯ, в цвета Жёлтый и Зелёный, а если его подкислить, то уже давал Красный или  Розовый! 
  Из тростника или конопли получали ЗЕЛЁНЫЙ, а благодаря Череде  Жёлтый цвет.
  Грубое полотно, шло для пошивки рабочей одежды, ещё ткали «кросны»,  т.е. трёхцветные Коврики на стену и Узорчатые Ткани.
   Всё изменилось, с приходом Нового двадцатого Века -- машиностроения и технологий, теперь все ручные операции выполняют машины, получая льняную пряжу.
  На западе, таких технологий и по сей день не существует, он закупает у нас льняную Пряжу, избегая всех процессов его обработки.
  Сейчас льняные ткани и нити , активно используются в Медицине, в производстве Лечебного Белья и даже Ваты!
                ********

.
      

.


Рецензии