Гетерократия, или Тёмные века в истории папства
(Из цикла «Азбука Рима»)
- Как профессиональный историк, - Александр Иванович кивнул головой в сторону бесконечных стеллажей с книгами и журналами, - я много размышлял о стремлении человека к единению. Оно заложено в самой природе его. Для продолжения рода человеческого двое должны соединиться в пару. Получается семья, род. Покуда есть общее начало, покуда все живут общей идей, общими заботами, мир и благоденствие царят между людьми. Огромная римская империя неуклонно разрасталась с идеей объединения всех народов, независимо от их верований и внутреннего обустройства.
Мудрый Федор Михайлович Достоевский в романе «Братья Карамазовы» писал, что «Всегда человечество стремилось устроиться непременно всемирно. И более великие народы сильнее других сознавали потребность всемирности соединения людей». По легенде, когда один из граждан полиса спросил философа античной Греции Диогена (412–323 гг. до н. э.), откуда он, тот ответил: «Я гражданин мира». Много позже немецкий философ Кант тоже говорил, что права человека необходимо трактовать как права гражданина мира.
Но подчас даже некая щербинка, малая трещинка в нерасторжимой, казалось бы, общности возбуждает распри и споры, кончающиеся враждой и разделением. Ослабление римской империи, повлекшее за собой её распад, усугубилось противоречиями между властителями, эгоистичным, авторитарным и деспотичным стремлением к единовластию. К владычеству, обращенному не на общее благо, а на личную выгоду, на самовозвеличение.
Тысячелетиями создаваемая римская цивилизация и культура были обращены в руины. Но, видно, уцелел среди могучих развалин корень, росток, некий первоэлемент всемирности. Потому и появилась идея возрождения империи на римской земле. Христиане тоже мечтали о вселенской Церкви, в которой нет «ни эллина, ни иудея». Но суверенный глава этой церкви – Папа римский не мог представить себе иного устройства церковного государства, кроме как имперской модели. Потому и родилось вековое противоборство Пап и императоров. Нередко сами итальянцы поддерживали идею возрождения римской империи даже усилиями чужеземных, германских императоров. Великий Данте Алигьери писал: «Мировое правительство управляет человечеством, опираясь на то общее, что есть у всех нас, и на основе единого законодательства ведет всех нас к миру».
Справедливости ради скажу, что самые тёмные века в истории папства и Рима наступили после распада великой и сильной империи Карла Великого. Тогда на месте единой державы образовались небольшие королевства, но наиболее сильные из правителей по-прежнему мечтали о венчании императорской короной в Риме. Четко сформировавшихся наций ещё не было, и разных претендентов на императорскую власть оттесняли лидеры местных кланов, которые жестоко боролись друг с другом.
- А что же Папа?
- Тогдашние понтифики были ставленниками этих партий, и победившая коалиция возводила на престол своего Папу. Известно, что в Х веке при такой чехарде за 8 лет в Риме сменилось 9 Пап. Некоторые их них удерживались на ватиканском троне всего несколько дней, нередко случалось, что их просто убивали.
Этот довольно длительный период (867—1049 годов) получил в истории название «Гетерократии», «правление любовниц» или даже «Порнократии» «империи блудниц». Женщин, получивших определенную известность в то время, хронисты награждали «эпитетами, для перевода которых в итальянском языке нет приличных слов».
Следует, однако, уточнить, что документальных источников от этого тёмного времени практически не осталось, а уничижительные термины были введены уже в девятнадцатом веке немецкими протестантскими теологами. Хотя даже официальная история Римско-католической церкви признаёт, что тогда на ватиканский престол могущественным кланом Теофилактов назначались безнравственные понтифики, беспрестанно сменяющие друг друга.
- Теофилакт означает «Любящий Бога». Кто же он такой?
- По документам римский аристократ Теофилакт с 905 года был сенатором Рима. Находясь у власти, он присвоил себе ещё целый ряд почётных должностей и титулов. Но для полноты власти в Вечном городе ему необходимо было иметь своего человека на ватиканском престоле. Теперь представьте себе то время. Италия разодрана на клочки самовластными баронами, которые неустанно воевали друг с другом. Самым могущественным из них был Альберик I, ломбардский дворянин, который служа то тому, то другому, приобрёл огромные земли и стал владетелем Сполето, важного города в центре Италии, по соседству с Папской областью. К нему-то и обратился Теофилакт с просьбой поддержать его претендента на ватиканский престол – Папу Сергия III. Поговаривают, что тот был двоюродным братом Теофилакта.
Вот тут мы и подходим к тем самым женщинам. Супругой сенатора Теофилакта была аристократка Феодора, женщина редкостной красоты, изощренного ума и политической сноровки. Она, видимо, подчинила своему влиянию мужа, с помощью которого получила такие высокие титулы, как сенатрисса и хранительница папских сокровищ.
- Вероятно, это раздражало многих в Риме.
- Конечно. Были и завистники. Вокруг такой незаурядной женщины вились воздыхатели и поклонники. Рыцарский век! И это неизбежно порождало домыслы, сплетни и пересуды, затрагивающие не только Феодору, но и её дочь Марозию, которая унаследовала от матери и несравненную красоту, и пылкий нрав. Поговаривали даже, что родители поощряли свою юную дочь вступить в связь с Сергием III, и что от этой связи, будто, родился сын, ставший впоследствии понтификом Иоанном XI. Злые языки награждали Феодору и Марозию эпитетами «куртизанки, гетеры, блудницы». Потому со временем этот период в истории папства и назвали «гетерократией и даже порнократией». Замечу, что прозвища эти взяты из сочинений некого Лиутпранда Кремонского, современника, люто ненавидевшего род Теофилакта. Другие историки характеризуют Лиутпранда, как «неосторожного и злобного рассказчика нескромных сплетен». При всём том нельзя отрицать, что папы в ту пору назначались по воле этих женщин.
После смерти Папы Сергия III в Ватикане промелькнули два незначительных, кратковременных понтифика, после чего папский трон занял Иоанн Х. Хронист Лиутпранд Кремонский писал, будто внешне привлекательный Иоанн завоевал расположение Феодоры и стал её любовником. По словам того же хрониста, Иоанн Х «был честолюбив, скуп, лишён стыда, веры и чести, и пожертвовал всем ради своих страстей».
Но справедливости ради отмечу, что за 14 лет правления Иоанну Х удалось организовать альянс христианских владык и нанести поражение сарацинам в битве при Гарильяно в июне 915 года. К тому же, как ни курьёзно это звучит, Иоанн Х выступал за соблюдение строгих правил общежития среди местных монахов.
После смерти Теофилакта, а затем и Феодоры неявную власть над Римом унаследовала их дочь Марозия, выданная замуж за могущественного герцога Альбериха I Сполетского. В стремлении установить свою тиранию в Риме, Альберих не погнушался призвать на помощь войска жестоких наёмников из Венгрии. Однако римляне их отбросили, а Альбериха І убили за сотрудничество с врагами Вечного города.
Воспользовавшись смертью Альбериха I, мужа Марозии, Папа решил выйти из под контроля господствующего клана. Он даже осмелился покуситься на наследство их сына, Альбериха II. И чтобы укрепить свои позиции, в 926 году Иоанн X заключил договор с королём Гуго Арльским, обещая короновать того императором.
- Значит, ритуал коронования в Риме сохранялся?
- Сохранялся, но достойных претендентов не стало. К тому же надо было добиться согласия господствующего в Риме клана. Впрочем, когда это не удавалось, коронацию проводили в других городах. Гуго Арльского, к примеру, короновали в Павии.
Узнав об опасных замыслах отбившегося от рук Папы, Марозия, оценив сложившуюся обстановку, предложила свою руку могущественному маркграфу Тосканы Гвидо, сводному брату Гуго Арльского.
- Неожиданное решение.
- Несмотря на кровное родство по матери, братья всегда враждовали, и брак с Марозией казался Гвидо выигрышным. И действительно, весной 927 года они с Марозией не позволили прибыть королю Гуго в Рим для коронации, а затем взялись за Иоанна Х. Наняв отряд головорезов, Гвидо напал на только что восстановленный этим Папой Латеранский дворец, и перебив охрану, бросил понтифика в темницу, где тот впоследствии либо был задушен, либо умер от голода.
Однако, более всего Марозия мечтала возвести на папский престол своего старшего сына от первого брака - Иоанна. Злые языки не переставали поговаривать, что он был внебрачным сыном 15-летней Марозии и папы Сергия III. Учитывая малолетство любимого сына, Марозия последовательно допустила на престол двух недолговечных пап, и после смерти последнего из них возвела, наконец, на ватиканский престол сына под именем Иоанна XI. Было ему на ту пору 18 лет (по другим источникам 21 год).
В 929 году второй муж Марозии, маркграф Гвидо умер. Едва овдовев, Марозия принялась подыскивать нового супруга и союзника. И снова Марозия приняла нестандартное решение. Теперь она предложила союз прежнему противнику, недавно овдовевшему во второй раз королю Гуго Арльскому, пообещав взамен императорскую корону.
О короле Гуго никто никогда не сказал доброго слова. Он славился корыстолюбием, жестокосердием и развратностью. У себя в замке он завёл настоящий гарем, на духовные и светские должности назначал любимчиков и дурных проходимцев.
- Подходящая пара.
- Впрочем, и самой Марозии льстило сменить титул senatrix на сан королевы и императрицы. Некоторый оттенок кровосмешения из-за женитьбы на родных братьях никого особо не смущал. Тем более, что бракосочетание должен был совершать родной сын Марозии, папа Иоанн XI.
В марте 932 года Гуго, оставив войско за стенами Рима, в сопровождении небольшой свиты рыцарей проследовал к самому укрепленному тогда сооружению Рима - к древнему мавзолею Адриана, или замку Святого Ангела. Там уже были приготовлены свадебный зал и брачная спальня. Пышные празднества продолжались несколько дней. Юный Альберик, второй сын Марозии, которому не по душе был новый брак матери, принужден был Марозией исполнять обязанности пажа при отчиме. Однажды он, поливая воду на руки короля, нечаянно замочил его нарядные одежды. Необузданный Гуго вспылил и в гневе ударил пасынка кулаком в лицо. Смертельно оскорбленный Альберик стремглав покинул замок и, охваченный жаждой мщения, стал созывать римлян, возбуждая их против чужеземца Гуго. Над Вечным городом загудели колокола, римляне спешно закрыли ворота, чтобы войско короля не могло войти в город. Схватив оружие, люди кинулись на штурм замка, где укрывались Гуго и Марозия. Ночью, воспользовавшись затишьем, новобрачный король спустился по веревке через стену и поспешил в лагерь своих войск. Не надеясь справиться с возмущенным городом, Гуго позорно бежал, «потеряв таким образом честь, свою жену и императорскую корону». Позднее он попытался, было, осадить Рим, но в его войске разразилась чума, и Гуго вынужден был заключить мир с Альбериком.
Ликующий город провозгласил Альберика II своим государем и «сенатором всех римлян». Отправив мать и брата-понтифика под стражу, Альберик сосредоточил в своих руках всю власть в Вечном городе.
Надо сказать, что летописцы не обвиняют Альберика в пороках, присущих его матери Марозии, и в Вечном городе в его долгое двадцатилетнее правление царили безопасность и спокойствие. Это время историки расценивают как перерыв в «Порнократии». Пять римских пап, занимавших в это время святой престол, были просто марионетками в руках Альбериха II, который пытался оздоровить порядки ватиканского двора.
- А что стало с его матерью и братом?
- Они оба так и умерли в заключении.
Чтобы закрепить свою власть и сделать её наследственной, Альберих незадолго до своей смерти, собрал у алтаря Святого Петра Апостола владетельных баронов и взял с них клятву, что после смерти очередного Папы ватиканский трон будет предоставлен его сыну Октавиану.
- И что римляне сдержали клятву?!
- Тогда клятва была делом святым. Поэтому после смерти Альберика в 954 году римляне вынуждены были возложить папскую тиару на юного Октавиана, которому ещё не исполнилось и 18 лет. Сменив свое древнеримское, императорское имя Октаввиан, он взошёл на папский престол под именем Иоанна XII. (Кстати, именно с той поры перемена прежнего имени при возведении в сан Папы стала правилом).
Новый понтифик сосредоточил в своих руках и церковную, и светскую власть над Римом. Историки сходятся во мнении, что с его правлением в Риме возобновилась порнократия, ибо юный Иоанн XII отличался чрезвычайно развратным поведением. Это очень скоро вызвало недовольство римлян, которые призвали на помощь германского императора Оттона I, который возродил империю. (См. «От франка Карла до германских Оттонов). Причём не просто империю, а Священную римскую империю, просуществовавшую до 1806 года и ликвидированную Наполеоном. Но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №225011100643