Норманны, викинги, варяги - 1

В научно-популярной литературе, посвященной эпохе викингов, нередко ставится знак равенства между терминами «викинги», «норманны» и «варанги/варяги». Чаще всего под викингами разумеют пассионарных скандинавов (северных германцев) - мореплавателей, морских разбойников, торговцев, промышлявших в период 8-11 веков главным образом в ареале Северного и Балтийского морей. В сети можно встретить и такое определение термина «викинг»: «это человек, ушедший в поход за добычей, оставивший род и семью и порвавший с привычным жизненным укладом».

Под норманнами обычно имеют в виду древних данов и норвежцев, захвативших в 9-10 веках северные  территории западно-франкского королевства. Суверены западных и восточных франков пытались противодействовать рейдам северян. В Бертинских анналах, например, под 815 годом сообщается, что «… все саксонские графы и все войска ободритов... идут в край норманнов под названием Зеландия». В итоге франкам удалось принудить короля данов к миру, продержавшемуся 10 лет.

Что касается варангов/варягов, то в русских летописях их считают сначала непрошенными, а затем прошеными гостями, прибывшими откуда-то «из-за моря» (разумеется, Балтийского) и хозяйничавшими начиная с 8-9 веков на Волго-Балтийском торговом пути, а позднее на пути из варяг в греки. Еще позднее под этим именем стали известны наемники, преимущественно свейские (шведские), служившие с конца 10-го века русским князьям и византийским императорам.
 
Большинство названных персонажей могла объединять не только пассионарная склонность к морским походам, авантюрам и грабежам, но и общее этническое происхождение – в них видят предков современных датчан, норвежцев и шведов. Несмотря на некоторые антропологические* (сами скандинавы и их соседи отличали норвежцев, преимущественно рослых, светловолосых, голубоглазых, от данов, преимущественно среднего роста, темноволосых и темноглазых) и генетические различия, викингов объединяли их общие религия, мифология и древнескандинавский язык (странно, но назывался он dеnsk/donsk tunga – язык данов) - родной язык всех северных германцев вплоть до 8-го века. Общность языка подтверждают древнейшие (3-го века) рунические надписи, открытые в Норвегии (Эвре Стабю), Швеции (остров Готланд) и Дании (Торсберг).

Недавно археологи, исследуя болото в Хьортспринге (остров Альс, Дания), обнаружили в нем погребение 4-го века до н.э., состоящее из «боевого каноэ и оружия для 80 воинов», погребенных в лодке. Как предполагают, на остров вторглась ватага разбойников, но местное ополчение ее уничтожило и с почестями захоронило захватчиков в их ладье, пожертвовав военную добычу богам. Всё это разительно напоминает археологическую картину захоронения скандинавских (предположительно свейских) викингов на острове Сааремаа и рассказ Саксона Грамматика («Деяния данов») о погребении убитых врагов в их же кораблях.

Всех северных германцев их западные и южные родственники вполне логично называли  «норманны» (nord manna/nors menn), поскольку в раннем Средневековье эти суровые и жестокие люди нападали на них с севера и северо-востока. Так величает пришельцев немецкий хронист 11-го века Адам Бременский: «Даны и шведы, которых мы зовем нордманны… Франкские историки называют их всех норманнами (ab historicis Francorum omnes Nordmanni vocantur)».

В арабо-испанских хрониках этих грабителей обзывали «аль-урдуманийун», «аль-лордоман» и «аль-урмана». Нелишним будет напомнить, что согласно эпосу самих «северных людей», они происходили откуда-то с юга - из Азии и нижней (ближней) Скифии. Знаменитый норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал искал следы легендарной обители скандинавских богов асов (Асгард) в Приазовье.

В узком смысле «норманнами» стала отрасль скандинавов, - древние норвежцы - веками мигрировавших в северном направлении, т.е. шедших  главным образом Северным путем (Nord/Norsk wegr). Правда, и другие пути им не были чужды, включая Восточный (Ostra wegr), где они, в частности, столкнулись с ильменскими словенами, которые впоследствии назвали их «урмане», отличая таким образом от «свеев» (шведов; этимология этнонима – «свои») и «дони» (данов, предков современных датчан; предположительная этимология этнонима – «живущие на песчаных берегах»).
 
Нередко в одних западно-европейских хрониках при описании одного и того же события данов называли «норманнами», а в других – «язычниками». Так, в Фульдских анналах читаем: «835 г. Норманны разграбили Дорестад»; в Ксантенских анналах под тем же 835 годом сообщается: «Между тем, язычники снова вторглись в земли Фризии, и немалое количество [христиан] было убито язычниками. И они снова разграбили Дуурстеде». Также поступали и испано-арабские хронисты, у которых "аль-урмана/аль-урдуманийун" выступают под общим именем "аль-маджус" - огнепоклонники, т.е. язычники.
 
*Примечание:
 
В исландских сагах сохранилось курьезное предание о том, как один из скандинавских богов (Ньёрд) умудрился незаметно переспать:

- сперва - с женой закабаленного человека;
- затем – с женой зажиточного, «крепкого хозяина»;
- а потом - с супругой богача.

От первого союза пошли низкорослые, темноглазые и темноволосые, морщинистые, в общем, уродливые дети-трели (рабы); от второго – отпрыски среднего роста, шатены, «бонды» или «карлы» - свободные люди, владевшие наделом земли, но не имевшие отношения к знати; наконец, от третьего – ярлы, конунги или, на худой конец, хёвдинги (вожди) – высокорослые, статные, привлекательные голубоглазые блондины.

Реальные представители скандинавской знати (из родов-династий Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов), так же как и древнегреческие аристократы, возводили свое происхождение от бога-предка - Одина, Тора, Фрейра.   

 


Рецензии
Очень интересно и познавательно.

Удивила фраза "мореплавателей, морских разбойников, торговцев, оперировавших в период 8-11 веков главным образом в ареале Северного и Балтийского морей."

Может, промышлявших? Чтобы соблюсти стиль.
Все они промышляли - разбоем и торговлей.

"один из скандинавских богов (Ньёрд) умудрился незаметно переспать:..."

А что этому Ньёрду оставалось делать?
У него была жена Скади, но вместе они прожили на морском берегу во владениях Ньёрда всего девять дней.
А потом жена, это мифическое существо с луком и стрелами, на лыжах и в сопровождении волков, сказала, что ей север милее и уехала в свои бесплодные горы и холодные снега.
И я её понимаю: стрелять из лука по священным чайкам нельзя, рыбу есть волки не любят, а уж как неудобно на лыжах по песчаному пляжу...
Однако, Ньёрд в монахи не постригся, а продолжал споспешествовать роду людскому.

Берта-Мария Бендер   12.01.2025 09:36     Заявить о нарушении
Пусть будет "промышлявших".
Насчет Скади почему-то сочинилось: "Забудь жену Скади да поспеши к ..."

Алексей Аксельрод   12.01.2025 11:15   Заявить о нарушении