Пинск туристический
Экскурсовод Татьяна Хвагина начала её с кафедрального Собора Вознесения Пресвятой Девы Марии.
Католический храм построен иезуитами* в восемнадцатом веке, считается одним из четырёх храмов Беларуси, носящих титул малая базилика**. Собор является главной частью архитектурного комплекса монастыря францисканцев***, куда ещё входят отдельно стоящая колокольня и жилые корпуса. Весь ансамбль – один из крупнейших в Беларуси архитектурных ансамблей стиля барокко. Собор и монастырь включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Храм встретил экскурсантов величественными звуками органа. Я сразу же вспомнила свои впечатления от прослушивания органной музыки в Домском соборе Риги: благолепие и вечность.
Орган умолк; экскурсовод начала повествование с истории основания храма.
В конце четырнадцатого века на средства князя Сигизмунда Кейстутовича были заложены деревянные костёл и монастырь францисканцев. В начале шестнадцатого века на месте деревянного был возведён каменный храм. В 1648 году во время восстания Богдана Хмельницкого костёл и монастырь получили серьёзные повреждения.
Храм реконструировался много раз; в двадцатых годах двадцатого века были перестроены корпуса монастыря.
В 1932 году в крипте**** собора был похоронен первый пинский епископ Зигмунд Лозинский; в 1939 году, после вхождения Пинска в состав СССР, гроб с его телом был замурован в стену собора из-за опасности глумления.
В 1991 году была возобновлена деятельность Пинской епархии; храм Вознесения Девы Марии получил статус кафедрального собора.
История храма, не прекращавшего функционирования в советское время, тесно связана с именем кардинала Казимира Свёнтека, который более пятидесяти лет служил в костёле.
По инициативе Казимира Свёнтека в 2001 году была воссоздана пинская семинария, одна из двух католических семинарий Беларуси (второе учебное заведение находится в Гродно).
Классик белорусской литературы Владимир Короткевич в главе «Семдзесят пяць анёлаў з гакам» («Семьдесят ангелов с крюком») очерка о Полесье «Званы ў прадоннях азёр» («Звоны в безднах озёр») написал о Казимире Свёнтеке следующее:
«… Пра помнік, пра кожную скульптуру ён мог гаварыць гадзінамі, і ўсё гэта была цікава і з веданнем справы. Гэта ён даў назву гэтаму разделу, расказаў, што раз прыйшло яму ў галаву, што дрэнны ён знаўца і не гаспадар над старыной, калі не ведае, колькі анёлаў у касцёле. Ну і пачаў лічыць. Фігуры на абразах, на роспісах, статуі на галоўным алтары і на алтарах бакавых. Налічыў семдзесят пяць, збіўся і махнуў рукой. Нельга палічыць. Так што тут іх, анёлаў, семдзесят пяць з гакам. А беларускі гак, бывае, і ў сотню не ўлезе. Гэта самыя дакладныя звесткі, а калі каму трэба больш дакладныя – хай лезе і лічыць сам»*****.
Среди множества наград Казимира Свёнтека – командор со звездой ордена возрождения Польши (1995 год); специальная награда института Павла Шестого в городе Брешиа (Италия) – «Свидетель веры», которую в 2004 году кардиналу вручил лично папа Иоанн Павел Второй.
Президент Французской Республики Жак Ширак своим декретом в 2006 году присвоил кардиналу Свёнтеку звание Командора Ордена Почётного Легиона.
Казимир Свёнтек – первый после 1798 года кардинал на территории современной Беларуси и единственный белорусский кардинал в двадцатом веке. Умер в 2011 году, похоронен в крипте собора Вознесения.
Внутреннее убранство храма – деревянные скульптуры в стиле барокко, орнаментальная резьба и фрески.
Самая большая ценность внутреннего убранства – резной золочёный амвон, который включает более семидесяти скульптур, покрытых листовым золотом.
В начале двадцатого века своды и подкружные арки были расписаны орнаментом художником С.Радзинским, а живописец Б.Вишневский выполнил две фрески «Снятие с креста» и «Поклонение волхвов».
В алтаре Матери Божьей размещена икона «Вознесение Матери Божьей» – копия работы знаменитого испанского художника Бартоломео Мурильо. Над иконой – барельеф Святого Франциска, основателя ордена францисканцев. Первый из признанных костёлом стигматиков – священнослужителей, имевших такие же раны на руках и ногах, как у Христа. Таким образом Бог давал знак, знамение, что они уподобились Христу; у Святого Франциска стигматы появились в 1224 году.
Одной из самых почитаемых прихожанами храма иконой является «Пинская мадонна» или «Мадонна с чёлкой», подаренная костёлу известным польским художником Альфредом Ромером. Моделью для написания иконописцем образа была местная девушка-иудейка.
На стенах собора – картины «Снятие с креста и рождение», «Снятие с креста и оплакивание», а также множество старинных и ценных икон четырнадцатого-семнадцатого веков, в том числе, «Остробрамская икона Божьей Матери», которая почитается как католиками, так и православными верующими.
В храме хранятся драгоценные древние ткани, изделия из камня и металла.
Впервые орган Пинского францисканского костёла упоминается в 1648 году. В истории сохранилось имя одного из первых известных органистов костёла – Людвига Лапчинского (умер в 1679 году). В 1833-1837 годах Адальбертом Гродницким из Вильно был построен большой барочный орган, корпус которого сохранился до наших дней.
Орган имеет тысячу сорок девять голосов, тридцать шесть действующих регистров, около полуторы тысяч деревянных и металлических труб.
Второй по величине в Беларуси пинский орган является старейшим в стране.
Ежегодно в Пинске проводятся фестивали органной музыки, собирающие под сводами кафедрального собора как любителей, так и профессионалов данного направления искусства.
Поэт Серебряного века Александр Блок в Первую мировую войну пробыл на Полесье с июля 1916 года по март 1917 года. Будучи в окрестностях Пинска, в бинокль он наблюдал за городом и сравнивал его со сказочным «градом Китежем».
Будучи в Санкт-Петербурге, 4 сентября 1917 года Блок пишет:
«По вечерам иногда … на меня находят воспоминания … о полянах за фольварком Лопатино, белом пароходе, который хрустальным утром ползёт среди рощи, дубах, соснах, ольхах, Пинск вдали – всё, всё! Хорошо!»
Выйдя из собора, Татьяна Аркадьевна обратила внимание экскурсантов на звонницу францисканского костёла, которая немного отклонена от оси, за что и получила название «Пизанская башня» Пинска.
***
Следующий объект нашего знакомства с достопримечательностями города – Дворец Бутримовича, памятник архитектуры восемнадцатого века.
Строительство дворца было начато в 1794 году; в церемонии закладки первого камня участвовал король Речи Посполитой Станислав Понятовский. Здание возводилось около десяти лет.
Первым владельцем дворца был известный общественный и политический деятель Полесья, городской судья Матеуш Бутримович. Патриот своей родины, он принимал активное участие в мелиорации болот и строительстве каналов, в результате чего Пинск стал международным портом.
Впоследствии резиденцией владели представители трёх именитых полесских родов: Бутримовичи, Орды и Скирмунты. Среди них – талантливые скульпторы, живописцы, историки, писатели. В девятнадцатом веке в замке жил и работал Наполеон Орда, прославленный музыкант, композитор, педагог и художник.
Говоря о Наполеоне Орде, Татьяна Аркадьевна отметила совершенную технику его живописи: «художник рисовал, как фотографировал».
При отступлении русских войск во время Первой мировой войны в 1915 году бОльшая часть населения Пинска была эвакуирована на восток. Коллекции Бутримовичей были разграблены или вывезены в Российскую империю, где и затерялись.
В двадцатые годы двадцатого века последней хозяйкой замка Гортензией Скирмунт была предпринята попытка восстановления дворца; после её смерти здание перешло в собственность государства.
В послевоенные годы в здании, сменяя друг друга, размещались типография, кинотеатр и городской Дом пионеров.
После проведения реконструкции замка Бутримовича в 2009 году состоялось торжественное открытие Дворца бракосочетаний и филиала музея Белорусского Полесья.
Наша поездка совпала с выходным днём учреждений, расположенных во Дворце. Не выходя из автобуса, мы слушали Татьяну Хвагину, которая рассказывала об архитектурном стиле здания: сочетание стилей барокко и классицизма.
Кто-то из экскурсантов обратил внимание на металлические решётки на окнах здания:
– А решётки на окнах зачем?
– Как зачем?! Чтобы жених не сбежал из-под венца! – ответил вопрошающему женский голос.
Посмеявшись над импровизированной шуткой, участники экскурсии услышали пояснение Татьяны Аркадьевны:
– Среди экспонатов филиала музея Белорусского Полесья имеются довольно редкие экземпляры, вот и защитили окна металлическими решётками. На всякий случай.
По пути к следующему туристическому объекту Татьяна Хвагина рассказала об эпизоде, имевшем место в Пинском Дворце бракосочетаний.
После приветственной речи: «… Перед началом регистрации прошу вас ещё раз подтвердить, является ли ваше решение стать супругами, создать семью искренним, взаимным и свободным», сотрудница ЗАГСА обратилась к невесте:
– «Прошу ответить Вас, невеста».
– «Да», – отвечает девушка.
– «Прошу ответить Вас, жених».
– «Нет», – без тени улыбки отвечает жених.
Немая сцена.
Через несколько секунд брачующийся заявляет, что он пошутил.
- А я – нет! – отвечает доморощенному юмористу невеста, снимая фату. – Свадьбы не будет!
Гости в недоумении.
Решение дочери поддержал отец:
– Свадьбы не будет, а банкет состоится в указанном месте в назначенное время.
В автобусе начали обсуждать полученную информацию; все участники дискуссии поддержали намерения дочери и отца.
Тем временем экскурсионный автобус подъехал к деревянному дому на улице Чуклая, в котором в 1912-1915 годах жил Якуб Колос (Константин Михайлович Мицкевич). На доме со ставнями, окружённом высокими елями, мемориальная доска:
«У гэтым доме
У 1912-1915 гадах
жыў вялікі пясняр
беларускага народа
Якуб Колас
Канстанцін Міхайлавіч
Міцкевіч»
Татьяна Аркадьевна рассказала, что в 1908 году учитель Мицкевич К.М. был осуждён на три года тюремного заключения за участие в организации нелегального учительского съезда 1906 года. После освобождения он долго не мог найти работу; в 1912 году получил назначение в приходское второклассное училище Пинска.
Молодой учитель снял квартиру у железнодорожного фельдшера Арсения Балевича, дом которого размещался в десяти минутах ходьбы от учебного заведения.
В Пинске Колос встретил свою любовь – приехавшую из Вильно Марию Каменскую, учительницу железнодорожной школы для девочек.
В 1913 году молодые обвенчались в Преображенской (Варваринской) церкви Пинска. На мемориальной доске двухярусной колокольни перед храмом – мемориальная доска:
«У памяць аб вянчанні
Канстанціна Міхайлавіча Міцкевіча (Я.Колас)
і Марыі Дзмітрыеўны Каменскай
у г.Пінску 16 (3) чэрвеня 1913 года»
«Прожитые Якубом Колосом в Пинске годы были счастливыми и плодотворными. Только в 1912 году в «Нашей ниве» и «Молодой Беларуси» были напечатаны более двадцати его повестей и стихов». А в 1914 году у молодой супружеской пары родился сын Данила", – закончила экскурсовод рассказ о песняре белорусского народа.
В заключение экскурсии Татьяна Хвагина процитировала белорусского советского писателя Владимира Короткевича, который тепло отзывался о столице белорусского Полесья: «Пінск – гэта горад з вялікай літары»; «Пінск – адзін із улюблёных маіх гарадоў, як і Гродна».
Обзорная поездка по городу Пинску завершилась в галерее художника Виктора Сагановича, где наш знаменитый земляк поменялся ролями с Татьяной Хвагиной, выступив в качестве экскурсовода выставки своих работ.
*Иезуиты – мужской духовный орден Римско-католической церкви, члены которого активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью.
**Малая базилика – титул в католицизме для особых храмов, присваивается папой римским. Церковь, имеющая историческую и архитектурную ценность и имеющую «особое значение для литургической и пастырской жизни» какой-либо местности.
***Францисканцы в Беларуси – монахи нищенствующего ордена, проповедующие любовь к ближнему с соблюдением апостольской бедности и аскетизма.
****Крипта – одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащих для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.
***** «… О памятнике, о каждой скульптуре он мог рассказывать часами, и всё это было интересно и со знанием дела. Это он дал название этому разделу, рассказав, что как-то раз ему пришло в голову, что он плохой знаток и не хозяин над стариной, если не знает, сколько ангелов в костёле. Ну и начал считать. Фигуры на иконах, на росписях, статуи на главном алтаре и алтарях боковых. Насчитал семьдесят пять, сбился и махнул рукой. Нельзя посчитать. Так что здесь их, ангелов, семьдесят пять с крюком. А белорусский крюк, бывает, и в сотню не влезет. Это самые точные сведения, а кому нужна более точные сведения – пусть полезет и считает сам».
Автор выражает искреннюю признательность Татьяне Хвагиной за содержательную экскурсию и использование в публикации материалов из её книги «Литературный венок Пинщины».
Свидетельство о публикации №225011100668
´Спасибо за познавательную публикацию. Будто там побывала. Заодно узнала, что : Получить титул « Малой базилики»- могут только исторически значимые храмы,имеющие особую связь со Святым Престолом. Малые базилики- в мире их чуть больше 1800.
В Белоруссии этот титул имеют костел Святого Франциска Ксаверия ( в Гродно) и костелы Вознесения Пресвятой Девы Марии ( в Пинске и Будиславле).
Вам доброго здоровья!
С уважением,
Райя Снегирева 11.03.2025 13:31 Заявить о нарушении
Искренне благодарю за интересный отклик!
С самыми наилучшими пожеланиями.
Нелли Фурс 12.03.2025 14:08 Заявить о нарушении