К 4. Глава 2 Теории происхождения государства
Существует множество теорий, объясняющих, как и почему возникли первые государства в мире. Давайте разберёмся в них.
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Представители: наиболее известными представителями этой теории являются Иоанн Златоуст (ок. 347–407), Фома Аквинский (1225–1274) и Жан Маритен (1882–1973).
Суть теории. Согласно этой теории, государство является результатом Божественного промысла и существует вечно, как и сам Бог. Государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван исполнять волю Божью на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.
Последняя коронация в Российской империи: Николая II и Александры Фёдоровны в Успенском соборе, 1896 год.
Достоинства теологической теории. Эта теория отражала исторические факты того времени. Первые государства были теократическими, и вступление правителя на трон сопровождалось религиозными обрядами, что придавало его власти особый авторитет.
Недостатки теологической теории. Однако нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть утверждения, выдвигаемые теологической теорией. Её приверженцы могут лишь верить в неё, но это уже вопрос мировоззрения.
ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ
Представители: Гуго Гроций (1583–1645), Томас Гоббс (1588–1677), Джон Локк (1632–1704), Жан-Жак Руссо (1712–1778) и Александр Николаевич Радищев (1749–1802). В своих учениях софисты Древней Греции еще в V–IV веках до нашей эры заложили основы этой теории, утверждая, что государство возникает на основе добровольного соглашения между людьми, направленного на достижение общего блага.
Суть теории. Эта теория базируется на двух ключевых идеях:
1) До появления государства и права люди жили в так называемом естественном состоянии.
2) Государство возникает в результате заключения общественного договора.
Представители естественно-правовой теории по-разному интерпретировали естественное состояние человечества до образования государства. Так, Томас Гоббс считал, что люди находились в состоянии «войны всех против всех», и чтобы не уничтожить друг друга в этой борьбе, они пришли к соглашению и создали государство.
Джон Локк видел в естественном состоянии гораздо более мирный и доброжелательный период. Он полагал, что все люди равны и свободны, а естественное состояние — это состояние мира и безопасности, предписанное законом природы. Однако, по мнению Локка, любой закон нуждается в гарантиях, и, если никто не обладает достаточной властью для его защиты, он будет бесполезен. То же касается и естественных прав людей. Естественные права, по Локку, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в той мере, в какой это препятствует его нарушению. В естественном состоянии эти гарантии были недостаточно надежными. К тому же, в этом состоянии часто возникали споры из-за понимания и толкования конкретных естественных законов, поскольку «закон природы» не был зафиксирован письменно и существовал только в умах людей. Кроме того, Локк определял естественное состояние не как состояние общества в целом, а как состояние конкретных индивидов. Недостаточность неполитической формы существования индивидов диктовала необходимость создания институтов государственного принуждения.
Жан-Жак Руссо изображал прошлое человечества как «золотой век». По его описанию, сначала люди жили подобно зверям, не имея ничего общественного — речи, собственности, морали и так далее. Они были равны между собой. Но по мере совершенствования навыков и знаний человека начали складываться общественные связи. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, оставаясь при этом свободным, представлялся Руссо «самой счастливой эпохой». Однако дальнейшее развитие цивилизации он считал отступлением назад, так как с ростом общественного неравенства люди стали ощущать себя менее свободными.
Все эти мыслители сходились во мнении, что люди были вынуждены заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Они отказались от части своих прав, чтобы обеспечить спокойствие и стабильность. Ограничив себя в правах, они ввели запрет на действия, вредные для жизни других. Так был заключен договор, позволяющий установить мир.
Профессор Татьяна Владимировна Кашанина называет этот договор первичным или договором-объединением. Отказавшись быть гарантом своих естественных прав и законов, люди передали эту часть своих прав государству, которое теперь стало иметь право издавать законы, применять меры принуждения для их реализации и вести отношения с другими государствами. Общественный договор правящих с подвластными Т.В. Кашанина условно называет вторичным договором или договором-подчинением.
Однако, как утверждал Александр Николаевич Радищев, государственная власть принадлежит народу и должна находиться под контролем народа. Люди, вступая в государство, лишь ограничивают, а не теряют свою естественную свободу, которая принадлежит им от рождения. Государство, созданное для гарантии естественных прав — свободы, равенства и собственности, а также законов, обеспечивающих мир и безопасность, не может посягать на эти права. Оно должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно защищены. Главная опасность для естественных прав исходит из привилегий носителей властных полномочий. Поэтому А.Н. Радищев вслед за Ж.-Ж. Руссо утверждал право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.
Таким образом, согласно договорной теории, государство является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Общественный договор сторонниками этой теории мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму, молчаливо признав необходимость учреждения единого, объединяющего всех центра.
По мнению Локка, общественный договор — это постоянно возобновляющийся процесс перехода из естественного состояния в правовое, который происходит с каждым гражданином по отдельности, а не сразу со всеми вместе. Это обеспечивает преемственность общественного договора, свидетельствует о том, что его участниками являются не только наши далекие предки, но и все люди, жившие, живущие и те, которые будут рождены в будущем. Вот почему, если условия общественного договора окажутся нарушенными, люди могут его пересмотреть.
Достоинства договорной теории. Во-первых, безусловным преимуществом данной теории является то, что её авторы обратили внимание на одну из ключевых особенностей человека: страх и стремление к самосохранению. Именно эти чувства побуждают нас объединяться, искать компромиссы с окружающими и даже идти на жертвы, чтобы чувствовать себя в безопасности и стабильности.
Во-вторых, договорная теория провозглашает народ источником государственной власти, утверждая, что суверенитет принадлежит народу. Правители же, согласно этой теории, лишь уполномочены народом и могут быть смещены по его воле. Они обязаны отчитываться перед народом за свою деятельность.
В-третьих, договорная теория носит демократический характер, поскольку утверждает, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а люди равны между собой и каждый из них ценен для общества.
В-четвёртых, эта теория основана на реальных исторических фактах, в частности на договорах между отдельными феодальными городами и правителями, такими как князья и наместники (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и другие). В этих соглашениях оговаривалось материальное обеспечение правителей в обмен на их услуги по управлению и защите города. Хотя эта общественная практика не была всеобъемлющей, она предоставила мыслителям пищу для размышлений, а впоследствии стала ярким подтверждением договорной теории.
Недостатки договорной теории. Во-первых, некоторые положения этой теории вызывают споры. Так, Гоббс и Локк утверждают, что человек, находясь в «естественном состоянии», ощущает за собой право на свободу и собственность и стремится защитить их от посягательств. В то же время они склонны посягать на свободу и собственность других, что приводит к борьбе всех против всех и, в конечном итоге, к анархии и хаосу. Но анархия и хаос не возникают даже у животных, чья психика развита гораздо слабее. Вместо этого появляются иерархические пирамиды. Наличие органов управления в первобытном обществе свидетельствует о существовании такой пирамиды, которая сохраняется и с образованием государства, хотя и в другом виде. Таким образом, индивидуалистическое понимание общества, где личность господствует над всеми, не соответствует действительности. В первобытном обществе также существовал свой порядок, основанный на коллективистском сознании.
Тезис Гоббса о том, что эгоизм является отправной точкой человечества, ошибочен. Если вдуматься в него, то можно увидеть отголоски теории Дарвина о естественном отборе. В обществе все обстоит иначе, чем в мире животных: если в мире животных действуют только биологические законы, то в обществе появляются социальные нормы, которые оказывают умеротворяющее влияние и нейтрализуют естественный отбор. Даже на самых ранних этапах жизни человечества мы можем найти элементы альтруизма: повиновение религиозным традициям, самоотречение.
Во-вторых, сторонники договорной теории, обращая внимание на права и свободы личности, рассматривали человека так, как будто он существовал сам по себе. Однако человек всегда существовал только в общественных структурах, будучи с ними неразделим. Это были семьи, общины, посёлки, племена, союзы племён и так далее. Человек — существо общественное, и таким он был с момента своего рождения. Именно эти общественные группы и являются реальными субъектами исторического процесса.
В-третьих, сторонники договорной теории представляют процесс создания государства как сознательное творение человека. Однако это утверждение неверно. Договор — это согласие, но согласия могут достичь только высокоразвитые люди, способные понять, что нельзя руководствоваться только своими собственными интересами, а необходимо учитывать и интересы других лиц, с которыми приходится взаимодействовать. Чтобы все индивиды, совершенно разные от природы и выполняющие в обществе разные виды деятельности (земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники, военные предводители и так далее), пришли к соглашению на счёт основ социальной организации, нужно, чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль государственных людей и организаторов. Но это невозможно представить даже теоретически.
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
Авторы: Теория была основана Платоном (428 или 427 до н.э. — 348 или 347 до н.э.) и Аристотелем (384-322 до н.э.), а её развитие приписывают Роберту Филмеру (1588–1653). В Китае эту концепцию развивал Конфуций (551–479 до н.э.).
Суть теории. Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Являясь изначальной формой организованного общения, семья естественным образом увеличивается, а затем делится. Однако, поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, помня о своем общем происхождении, объединяются в племена, союзы племён и народности, которые уже связаны общностью исторического прошлого. В этом процессе социальных трансформаций момент перехода к государственному образованию наступает тогда, когда утрачивается чувство кровного родства и формируется власть, лишённая семейной основы.
В наиболее полном виде эта теория была обоснована в работе английского учёного Роберта Филмера, который доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а тот, в свою очередь, получил свою власть от Бога и стал не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи, по мнению Р. Филмера, являются преемниками Адама, унаследовав его власть. В целом, Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, объединения родов в племена, а племён — в более крупные общности, вплоть до государства.
Достоинства патриархальной теории. Одним из достоинств этой теории является то, что она легла в основу идеи государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах в случае неблагоприятных ситуаций — болезни, безработицы, инвалидности и так далее. Также позитивным аспектом патриархальной теории можно считать то, что её сторонники, такие как Н. Михайловский, призывали устранять из жизни всё безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчёркивается взаимосвязь семьи и государства, которая долго не утрачивается после перехода общества в государственное состояние. Глава государства продолжает и в новом качестве относиться к гражданам как к своим детям.
Недостатки патриархальной теории. Она не может объяснить, почему люди воюют между собой, почему происходят революции, если власть отца изначально непоколебима. Также возникает вопрос: если глава государства — «отец родной» и руководит своими детьми, то почему в его государстве часто существуют несправедливые, а то и жестокие законы? Кроме того, сторонников патриархальной теории обвиняют в том, что они используют её для оправдания монархической власти, стремясь подавить всякую инициативу народа в управлении общественными делами.
ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
Следует различать две теории насилия: теорию внешнего насилия и теорию внутреннего насилия.
ТЕОРИЯ ВНЕШНЕГО НАСИЛИЯ
Представители: Людвиг Гумплович (1838–1909) и Карл Каутский (1854–1938).
Суть теории. Согласно этой теории, государство возникает в результате военно-политических конфликтов — завоевания одних племён и народов другими. Принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, и становится государством. К. Каутский считает, что по мере развития общества государство превращается в инструмент всеобщей гармонии, орган защиты и обеспечения всеобщего блага как для сильных, так и для слабых. Он выделяет семь этапов в развитии государства:
1) Покорение одного народа другим.
2) Формирование каст (классов).
3) Постепенное смягчение их неравенства.
4) Замена военного господства господством права.
5) Появление государства, где все люди имеют права и обязанности.
6) Объединение людей в единый народ.
7) Рождение и развитие чувства патриотизма и формирование нации.
Достоинства теории внешнего насилия. Теория внешнего насилия опирается на конкретные исторические факты. Например, Франкское государство действительно возникло в результате войн.
Недостатки теории внешнего насилия. Однако эта теория не является универсальной и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах мира.
ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕГО НАСИЛИЯ
Представители: Евгений Дюринг (1833—1921).
Суть теории. Дюринг полагал, что собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой (большинства над меньшинством).
Достоинства теории внутреннего насилия. Автор верно отмечает, что насилие в обществе, когда меньшинство подчиняется воле большинства, является распространённым и, следовательно, нормальным явлением. Разнообразие мнений по одному и тому же вопросу обусловлено тем, что люди имеют разные интересы или смотрят на проблему с разных сторон. Однако общество — это единый организм, где все связаны друг с другом. Если каждый будет настаивать на своей позиции и не учитывать мнение и интересы другой стороны, то возникнет борьба, которая может привести к саморазрушению общества. Действительно, необходима третья сила, и на эту роль может претендовать государство — структура, выражающая общественные интересы и обладающая правом применять насилие к той группе, которая не желает подчиняться воле большинства.
Недостатки теории внутреннего насилия. Дюринга можно упрекнуть в том, что он без оговорок принимает как аксиому тот факт, что государство всегда стоит на стороне большинства граждан. Однако это не всегда так.
ИРРИГАЦИОННАЯ (ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ
Представители: Карл Август Виттфогель (1896–1988)
Суть теории. В Древнем Египте, на берегах Нила, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они развивали трудовые навыки и научились управлять ежегодными наводнениями, распределяя воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъёмных устройств. Эти сложные и трудоёмкие ирригационные работы требовали умелой организации. Их стали выполнять специально назначенные люди, способные охватить своим умом весь ход строительства, организовать выполнение работ и устранить возможные препятствия. Считается, что эти «организаторы» впоследствии стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор.
Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь, как и в Египте, требовалась огромная работа, чтобы превратить болота, образуемые разливами, и высыхающую после разлива степь в цветущие сады и нивы. Помимо всего прочего, нужно было всегда держать эти гигантские ирригационные сооружения в порядке: защищать каналы от заиливания, обеспечивать судоходство и так далее. Это было под силу лишь специально поставленным людям, управленцам-чиновникам, которые всецело посвящали свою жизнь этому делу и, конечно, не участвовали непосредственно в материальном производстве.
Достоинства теории. Виттфогель выдвинул свою теорию, основываясь на конкретных исторических фактах. Действительно, такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, обладавшие подобными качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои организационные навыки на других работах (например, при обработке земли) и могли переориентировать свои усилия на строительство ирригационных сооружений.
Недостатки теории. Однако теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства. Она может объяснить происхождение государства в регионах с ирригационными сооружениями, но не объясняет, как протекал этот процесс в других частях земного шара, где этих сооружений не было.
РАСОВАЯ ТЕОРИЯ
Представители: Основателем теории считается Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882). Большой вклад в развитие этой концепции внёс Фридрих Ницше (1844–1900).
Суть теории. Согласно этой теории, человеческие расы не являются равными и имеют различия в физическом, психологическом, умственном и других аспектах. Они делятся на высшие и низшие. Высшие расы обладают превосходством над низшими, так как выгодно отличаются от них в перечисленных выше отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всём мире и призваны господствовать над остальными группами, не относящимися к представителям высшей расы. По мнению сторонников этой теории, государство необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Представители низшей расы, согласно этой теории, не способны создать цивилизацию, что делает их объектами господства.
Однако Ницше понимал расу как социально-политическую, а не национально-этническую характеристику. Он считал, что сильная раса — это особая порода властвующих, аристократических господ, а слабая — жизненно слабые, угнетённые, подневольные люди. Всю социально-политическую историю Ницше описывал как борьбу двух воль к власти — воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества, по его мнению, заключается в создании совершенных экземпляров, которые могут возникнуть только в обстановке высокой культуры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство — это средство возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.
Оценка теории. Ницше справедливо заметил, что люди различаются между собой, и эта разница носит биологический характер. Мы не можем устранить биологические законы. Однако это не умаляет значимость каждого человека, рождённого на земле, поскольку каждый человек занимает свою нишу в обществе и занимается посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.
Действительно, разные страны развиваются неравномерно, то есть различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе находятся государства, развитые в промышленном, политическом, научном и других отношениях, то в центре африканского континента существуют ещё родоплеменные отношения, что позволяет говорить о том, что там государственность в полной мере ещё не сложилась. И это верно подмечено сторонниками расовой теории.
Однако это не даёт оснований утверждать, что одни расы высшие, а другие — низшие. Неизвестно, какого уровня промышленного, политического, научного развития достигнут те или иные расы спустя время. Не стоит забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не о том, кто выше, а о том, кто дальше прошёл по пути исторического прогресса.
ИНЦЕСТНАЯ (ПОЛОВАЯ) ТЕОРИЯ / ТЕОРИЯ КРОВОСМЕШЕНИЯ
Представители: Клод Леви-Стросс (1908–2009).
Суть теории. По мнению К. Леви-Стросса, ключевым социальным фактором, который способствовал выделению человека из мира природы, структуризации общества и возникновению государства, стал запрет инцеста, существовавший в первобытном обществе. Чтобы обеспечить соблюдение этого запрета, внутри родовой общины были необходимы специальные органы, которые следили бы за его исполнением, применяя жесткие меры наказания к нарушителям, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы стали прообразом будущей государственной организации.
Достоинства инцестной (половой) теории. Леви-Стросс основывался на непреложном историческом факте, который нельзя опровергнуть, — постепенном переходе общества от эндогамных половых отношений к экзогамной форме брака. Он справедливо отмечал, что этот переход стал выдающимся этапом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом из длительного исторического периода, когда стало ясно, что кровосмешение ведет к вырождению рода и ставит его на грань гибели. Отказ от права иметь жену из своей группы мог устранить эту опасность. Также верно, что этот запрет не всегда исполнялся добровольно, и во многих случаях требовалось применение принуждения.
Недостатки инцестной (половой) теории. В теории не учитывается, что прогресс человечества не ограничивается только особенностями воспроизводства человека. Вызывает сомнение, что переход общества к запрету инцеста был сознательным. Вряд ли люди осознавали всю цепочку негативных последствий кровосмешения.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Представители: Герберт Спенсер (1820–1903)
Суть теории. В своей работе «Основание социологии» Герберт Спенсер, черпая вдохновение из биологии и других наук о жизни, сравнивал организацию и функционирование общества с биологическими организмами, стремясь выявить их общие черты и различия. Спенсер заметил, что в развитии общества наблюдаются некоторые закономерности, схожие с теми, что наблюдаются в развитии живых существ: переход от простого к сложному (интеграция); дифференциация, то есть разделение на различные элементы.
В государстве, рассматриваемом как «живое тело», все части выполняют свои особые функции:
правительство выполняет роль мозга (регулирующая система), используя право как передатчик импульсов; низшие классы, занимающиеся земледелием и ремеслами, обеспечивают внутренние функции организма, подобно системе органов пищеварения;
существует также специализированная «распределительная система», или своего рода кровеносная система, включающая торговлю, транспорт и другие средства связи; господствующие классы отвечают за внешние функции, обеспечивая оборону.
Спенсер считал, что государство возникло в результате завоеваний и порабощения более слабых племен сильными. С расширением практики завоеваний усложнялась структура общества, появлялись различные сословия и выделялся особый правящий слой. Военизированное общество достигало единства на основе государства, власти и иерархической организации.
Достоинства органической теории. Спенсер справедливо отмечал, что все в мире взаимосвязано и существует в рамках системы. Он утверждал, что речь должна идти не только об упорядоченности структур внутри какого-либо организма (биологического или социального), но и о существовании «системы систем». Другими словами, он выдвигал принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира. Также следует согласиться с автором теории в том, что государство — это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его постепенного развития (эволюции).
Недостатки органической теории. Органическая теория абсолютизирует биологические законы, что не всегда оправдано. Законы, управляющие организацией и функционированием общества, зачастую не совпадают с законами биологических организмов. Общественные системы имеют свои уникальные законы, которые являются определяющими.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Представители: Основателем психологической теории считается Л.И. Петражицкий (1867–1931). Эту теорию также разделяли известные ученые, такие как: Д. Фрэзер (1854–1941), английский ученый, З. Фрейд (1856–1939), австрийский ученый, Н.М. Коркунов (1853–1904), русский юрист, Ф.Ф. Кокошкин (1871–1918), российский правовед, М.А. Рейснер (1868–1928), российский социолог и правовед.
Суть теории. Согласно психологической теории, государство и право возникают из эмоций и переживаний людей, а не из материальных условий жизни. Л.И. Петражицкий считал, что причиной образования государства стало особое состояние психики людей: постоянная зависимость от авторитета вождей и служителей культа, а также страх перед магической силой колдунов и шаманов привели к добровольному подчинению государственной власти.
Достоинства психологической теории. Одним из главных достоинств этой теории является признание важной роли психологических факторов в процессе образования государства. Это позволило отойти от доминировавшего в то время экономического детерминизма.
Недостатки психологической теории. Несмотря на то, что психологические факторы играют значительную роль в формировании государства, нельзя преуменьшать значение других факторов, таких как экономические, политические, военные и другие.
СПОРТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Представители: Хосе Ортега-и-Гассет (1883 — 1955).
Суть теории. Автор напрямую связывает возникновение государства с появлением игр и физических упражнений, а также со спортом в целом. Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привели к усложнению воспитания людей и возникновению физического воспитания, что значительно облегчило первобытным людям борьбу за существование. Наряду с земледелием и скотоводством, все большую роль стала играть военная организация племён, и физическое воспитание стало неотъемлемой частью подготовки как к трудовой, так и к военной деятельности.
У многих первобытных народов существовал особый обряд посвящения, известный как инициации. Этот обряд использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, а также при приёме в род или племя. В ходе инициаций юноши проходили усиленные тренировки, закалялись, участвовали в охоте и других мероприятиях. В качестве физических упражнений и игр широко использовались бег, прыжки, метание копья, различные виды борьбы и другие виды активности. Подготовку молодежи к инициациям осуществляли специально выделенные старшие члены рода, обладавшие большой физической силой, опытом обучения и проведения испытаний. Так создавалась организация, включающая организаторов инициации, людей с опытом их проведения, наставников для молодежи и почетных членов рода, которые следили за правильностью проведения обряда. Возможно, существовали специальные органы, применявшие санкции к тем, кто не проходил испытания. Эта организация со своей структурой и функциями каждого члена впоследствии расширила свою компетенцию и стала прообразом государства.
Спорт был связан и с другой стороной жизни первобытных людей. Из-за частых стихийных бедствий, стычек между соседними племенами и примитивной охоты, на которой погибали лучшие мужчины, род терпел значительные потери в мужской части населения. Случалось, что племена лишались большей части мужчин, что угрожало их вымиранию. Чтобы избежать этого, старейшины приглашали мужчин из других племён и устраивали между ними состязания. Победивших в этих состязаниях мужчин оставляли и делали полноправными членами рода, что восстанавливало необходимый баланс между мужчинами и женщинами. Для проведения таких состязаний создавались специальные органы, функции которых были схожи с функциями государства. В дальнейшем эти органы стали брать на себя и другие общественные задачи.
Таким образом, родовая и военная аристократия возникла благодаря военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин. Постепенно рядовые члены племени все больше отстранялись от участия в общественной жизни и занятий физическими упражнениями и играми. Их уделом становился тяжелый физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь между физическим воспитанием и трудом утрачивалась все больше, и общество дифференцировалось на две группы: управляющие и управляемые.
В подтверждение своей идеи автор приводит систему физического воспитания в Спарте, которая позволила создать сильную армию и утвердить гегемонию в Греции. Олимпийские игры также стоят в этом ряду: они способствовали объединению греческих полисов и образованию единого Греческого государства. Для их проведения требовались структуры, намного превосходящие по количеству людей, занятых в них, органы, создаваемые для проведения инициации в первобытном обществе. В Древней Греции и были созданы именно такие структуры, которые впоследствии переросли в органы государства.
Достоинства спортивной теории. Теория опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр. Ее создатель прав в том, что сила и ловкость имели большое, если не решающее, значение в то далекое время. Он также справедливо подчеркивает, что организаторы инициаций и Олимпийских игр были людьми почтенного возраста, обладавшими большим жизненным опытом и мудростью. С позиций прожитых лет они оценивали состязания. Здесь вполне допустима ассоциация с вождями — организаторами жизни людей в протогосударственном образовании, которые тоже были людьми отнюдь не юного возраста. Вожди, помимо осуществления управленческих функций, являлись также хранителями социальных норм. Вот почему им было не в диковинку и разрабатывать правила проведения спортивных состязаний и оценки результатов соревнований. Профессор Т.В. Кашанина отмечает, что эти правила можно считать зачатками права, и, в частности, судебных прецедентов и законов, которые всегда есть творение государственной власти.
Недостатки спортивной теории. Во-первых, спортивная теория не объясняет процесс возникновения государства во всех регионах земного шара. Во-вторых, она не раскрывает глубинных процессов образования государства. Это происходит из-за того, что ее сторонники рассматривают лишь одну сторону жизни человечества — воспроизведение самого человека. Однако, как известно, более важное значение имеет материальное производство. Именно здесь произошел прорыв человека, который вывел его на совершенно новый круг бытия и оторвал от мира животных. Однако авторы данной теории оставляют этот аспект без внимания.
ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
Представители: Карл Людвиг Галлер (1768–1854)
Суть теории. Согласно этой теории, государство возникло из права собственности на землю. Инстинкт территории, свойственный птицам и животным, у человека выражен еще сильнее. На протяжении веков между общинами и племенами велись сражения за территорию, которая служила источником пропитания в эпоху присваивающей экономики. С переходом к производящей экономике, скотоводству и пахотному земледелию, земля не утратила своего значения, а, напротив, стала для человека еще более значимой, поскольку оба эти вида производства предполагали оседлый образ жизни.
В первобытном обществе земля находилась в коллективной собственности общины или племени. Затем власть сосредоточилась в руках вождей, которые получили право распоряжаться землей. Постепенно власть переросла в государственную, и собственником земли был объявлен государь — король, царь и т. д. Из права владения землей власть автоматически распространялась на людей, проживающих на этой территории. Право собственности на землю стало основой господства над территорией и ее населением. Долгое время представление о принадлежности всей земли государю сохранялось в Германии, Франции, Англии и России. Государь, в свою очередь, передавал землю своим подданным в качестве дара или жалованья, что привело к образованию феодального сюзеренитета.
Поскольку государь считался покровителем всей земли, необходимые расходы государства долгое время покрывались за счет его личных средств. Налоговое обложение воспринималось не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы управления формировались из его частных слуг, а должности составляли частное состояние и продавались, как и вся собственность. Военная служба не считалась повинностью, а основывалась на договорном найме. Такова суть патримониальной теории.
Достоинства патримониальной теории. Данная теория отличается высокой степенью логичности, которая основывается не на умозрительных рассуждениях, а на исторических фактах.
Недостатки патримониальной теории. Идеологическая направленность патримониальной теории очевидна: ее автор оправдывает монархическую власть и феодальный строй в целом. Галлер, живший в XIX веке, в реакционное время после французской революции, которая подорвала основы феодального строя, надеялся на возможность его восстановления. С этой целью он проигнорировал многие исторические события, такие как многочисленные военные завоевания земель. Также можно упрекнуть автора в том, что он упустил из виду посягательства на территорию, которые были скорее правилом, чем исключением. Это остро ставит вопрос о защите территории, но если нет государства, то некому ее охранять. Государство возникает не тогда, когда территория объявляется чьей-то собственностью, а когда осуществляется ее реальная защита, что возможно только при наличии соответствующего государственного механизма.
ДИФФУЗИОННАЯ ТЕОРИЯ
Представители: Фриц Гребнер (1877—1934).
Суть теории. Согласно диффузионной теории, государство возникает в процессе передачи опыта управления от одних народов к другим или как результат распространения государственного и правового опыта в те регионы земного шара, где он ранее не применялся. Этот процесс смешения народов носит объективный характер и происходит всё более быстрыми темпами с развитием общества в целом. На его ускорение влияют, прежде всего, совершенствование производительных сил общества и транспортных средств, а также изменение производственных отношений и возрастание личностного потенциала людей, особенно интеллекта человечества. Это позволяет увидеть в других народах не противников, а союзников и партнёров, перенимая всё положительное, что было достигнуто другими.
В отличие от приверженцев расовой теории, сторонники диффузионной не считают распространение опыта государственности среди других народов и на другие континенты основанием для их деления на высшие и низшие. По их мнению, разница потенциалов народов является результатом различий в условиях природной среды, в которой они живут. Постепенно за передовыми в организации общественной жизни народами последуют и остальные.
Достоинства диффузионной теории. Во-первых, Ф. Гребнер обратил внимание на объективный процесс: все народы движутся к единой цели — повышению благосостояния и качества жизни. Появление государственности — это лишь одна из стадий на пути к этой цели. Однако переход к государственности происходит у разных народов в разное время, так как не у всех одновременно создаётся материальная база для его образования. Климатические, географические и природные условия проживания у разных народов могут значительно различаться, что и является причиной такой разновременности.
Во-вторых, диффузионная теория подтверждается многочисленными историческими фактами. Так, к X веку нашей эры государственность возникла почти на всей территории Европы, а с упрочением государственности в Европе она стала распространяться среди других народов, ещё не перешедших к государственной жизни. К государственности пришли и славяне. В дальнейшем колонизация народов, проводимая Англией, Францией, Испанией, а позднее переселение русских в Сибирь и на Дальний Восток, сопровождалась передачей опыта государственно-правовой жизни этим народам.
Недостатки диффузионной теории. Во-первых, диффузионная теория, утверждая, что народы строят свою государственность, используя опыт других стран, не объясняет первоисточник возникновения государства. Поэтому остаётся неясным, как появилось первое государство, ведь неоткуда было перенять опыт государственного управления. Во-вторых, несмотря на свою научность, диффузионная теория не раскрывает глубинных причин возникновения государства.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Представители: Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н. э.), Анри Сен-Симон (1760-1825)
Суть теории. Истоки данной теории восходят к взглядам Платона, который объяснял причины возникновения государства общественным разделением труда. Согласно этой теории, государство является результатом исторического прогресса, а движущей силой этого прогресса выступают экономические преобразования. Именно изменения в экономической сфере приводят к образованию государства. Появление государства предшествует процесс присвоения человеком продуктов природы. Затем, используя самые примитивные орудия труда, человек начинает производить продукты для собственного потребления. Человеческий прогресс — это не что иное, как прогресс в средствах производства.
Начальная стадия развития сменяется теологической, охватывающей времена античности и феодализма. После этого наступает метафизическая стадия (по Сен-Симону, период буржуазного миропорядка). Вслед за ней наступит позитивная стадия, когда установится такой строй, который сделает «жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей». Если на первой стадии развития общества господство принадлежало старейшинам и вождям, на второй — священникам и феодалам, на третьей — юристам и метафизикам, то затем оно должно перейти к промышленникам и, наконец, учёным. Анри Сен-Симон, признавая определённую роль государственных и политических сил в развитии общества, всё же считал, что поступательное движение истории обеспечивается экономическими достижениями общества.
Достоинства экономической теории. Экономическая теория подтверждается множеством исторических и этнографических свидетельств. Кроме того, она отличается высокой логичностью.
Недостатки экономической теории. Хотя экономическое развитие общества и является важной характеристикой человеческого развития, оно не является единственным. У первобытных людей были значимы не только экономические факторы, но и политические (например, осознание того, что конфронтация друг с другом ослабляет обе стороны и ни к чему хорошему не может привести, а поэтому лучше обратиться к имеющимся органам политической власти за разрешением спора). Со временем начинают приобретать особую важность идеологические (религиозные) факторы, а также психологические (например, чувство сплоченности перед внешней угрозой, осознание себя как единого целого образования). Эти факторы наряду с экономическими оказали прямое влияние на процесс образования государства.
КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ
Представители: Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Эта теория получила развитие в трудах Владимира Ленина (1870–1924).
Суть теории. Согласно марксистской концепции, государство возникло в первую очередь по экономическим причинам: общественное разделение труда, прибавочный продукт и частная собственность, а затем раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно эти экономические изменения привели к разрушению родового строя и замене его государством.
Ф. Энгельс подчеркивал, что «государство есть признание того, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно не в силах. Чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не уничтожили друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы сдерживала столкновение и держала его в рамках «порядка»».
Также Ф. Энгельс пишет: «Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то по общему правилу оно является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса».
Достоинства классовой теории. Во-первых, справедливо подчёркивается, что материальные условия жизни общества играют важную роль в жизни людей и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и другие факторы повлияли на появление государства. Во-вторых, верно замечено, что с развитием общества и переходом от присвоения продуктов природы к их производству происходит дифференциация людей по имущественному признаку.
Недостатки классовой теории. Во-первых, не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. Эту ошибку Маркс и Энгельс повторяют вслед за Сен-Симоном. На формирование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы.
Во-вторых, государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели классовой теории происхождения государства, но и в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории. Например, появившееся на свет государство стало организовывать оборону всех, проживающих на его территории.
В-третьих, К. Маркс и Ф. Энгельс в свое время заметили, что в мире процесс возникновения государства происходил не по одной схеме. Они говорили о странах с азиатским способом производства. И тем не менее, при формулировании окончательных выводов о происхождении государства Энгельс предпочел об этом «забыть». Почему? Потому что эти страны (а их в мире большинство) ломали его схему, объясняющую процесс образования государства. В странах Азии и Африки частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путём выделения особой прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится всё больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими.
ТЕОРИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Представители: Татьяна Васильевна Кашанина (род. 1949 г.)
Суть теории. В основе теории специализации лежит тезис о том, что закон специализации — это универсальный закон развития окружающего мира. С переходом к производящей экономике производственный труд стал со временем более специализированным. Первым видом кардинальной специализации труда стала экономическая специализация. Уже начальные формы экономической специализации, такие как отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла и появление торговли, дали мощный толчок развитию как производства, так и общества в целом.
Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализированное освоение видов производства происходило на качественно новом уровне. Во-вторых, в результате повышения производительности начал накапливаться общественный продукт сверх того, что было необходимо для потребления самим производителям. В-третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества, неизмеримо увеличился социальный объём — сотрудничество и взаимосвязи между людьми.
Всё это позволило перейти к дальнейшей специализации труда. И она произошла, но уже вышла за рамки сферы производства, хотя в самой сфере производства процесс специализации продолжал набирать обороты. Появилась потребность в труде управленческом или организаторском — это второй вид кардинальной специализации, политическая специализация.
Политическая специализация происходила постепенно. Сначала образовались вождества, которые не отличались от существовавших ранее органов управления первобытного общества. Однако с новым подъёмом экономики вождества перестали удовлетворять нужды общества, и произошёл кардинальный скачок — возникло государство. Государство — это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).
В рамках каждого вида кардинальной специализации труда происходит несколько крупных общественных разделений труда. Не составляет в этом плане исключения и политическая специализация. В политической сфере произошло три крупных общественных разделения труда: законодательная, исполнительная и правоохранительная деятельность. Эти три разновидности управленческой специализации появились не сразу. Как мы знаем из истории, сначала область государственного управления была неразделимой. Затем управленческая деятельность начинает обособляться по уровням, и государственный аппарат уже представлял собой лестницу с несколькими ступеньками, которые занимали различные должностные лица.
В дальнейшем в политической сфере или сфере государственного управления выделилась судебная деятельность. Гораздо позднее произошло образование таких государственных органов, как парламенты, которые взяли на себя профессиональное осуществление законодательной деятельности. Исполнительные органы государственной власти, ранее соединявшие в своих руках все нити государственного управления (и судебные функции, и функции законодательные) и поэтому не выделявшиеся в особую группу, стали иметь определённую компетенцию и сосредоточились на собственно исполнительной деятельности, т.е. деятельности, связанной с претворением законодательных норм в жизнь.
Позже, уже после возникновения государства, происходит третье кардинальное разделение труда: выделяется идеология как самостоятельный вид человеческой деятельности, или происходит идеологическая специализация. Накопление обществом богатства позволило произойти и четвёртому кардинальному разделению труда: обособляется в особый вид деятельности наука. В качестве самостоятельного профессионального вида деятельности наука стала выделяться с XV в.
Достоинства теории специализации. Теория специализации универсальна, то есть пригодна для объяснения процессов государствообразования всех стран и народов, в каком бы регионе они ни находились.
Заключение.
Сразу стоит отметить, что ни одна из существующих теорий не может считаться абсолютно верной. Скорее всего, первые государства возникли не по одной единственной причине, а под воздействием множества факторов. А отсутствие единого взгляда на историю становления государства среди ученых объясняется несколькими объективными и субъективными причинами:
1) Процесс возникновения государства представляет собой сложный и длительный этап, который невозможно объяснить с помощью одной лишь точки зрения.
2) Историческая удалённость — события, происходившие тысячелетия назад, сложно изучить детально из-за большого промежутка времени.
3) Влияние эпохи на авторов теорий — каждая эпоха накладывала свой отпечаток на мировоззрение и идеи авторов теорий о происхождении государства, так как они жили в определённое время и в конкретном обществе.
4) Субъективный фактор — личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.
В современном мире наиболее распространёнными теориями появления государства являются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая, а также теория насилия. В заключение следует отметить, что развитие теорий о возникновении государства — это динамичный процесс, который во многом определяется субъективными факторами. С увеличением количества теорий учёные имеют возможность совершенствовать данную теорию.
Свидетельство о публикации №225011100827
Вячеслав Бикташев 28.02.2025 17:37 Заявить о нарушении