11. Кто же такой фасилитатор
Слово "фасилитатор" практически у всех вызывает удивление. И это понятно – в русском языке оно редко используется, поэтому далеко не всем понятно его значение. Я сначала с трудом его проговаривала. Пугало оно меня чем-то.
Кто же такой фасилитатор в Работе Байрон Кейти? Ну, если официально сформулировать, то это человек, который сопровождает клиента в его Работе над стрессовым убеждением с помощью инструментов исследования – четырех вопросов и переворотов. "Только это сразу не поймешь", как пелось в одной прелестной песенке.
Вот люблю образность применять, чтобы самой лучше понимать и другим объяснять, когда что-то сложное надо разъяснять. Поэтому предлагаю такой образ: фасилитатор – водитель такси, клиент - пассажир. Представили себя водителем? Тогда едем на вызов.
Сначала уточняется карта маршрута: клиент самостоятельно или с участием фасилитатора заполняет вопросник (письменно отвечает на шесть вопросов) – это описание ситуации, формулировка убеждений, которые отражают впечатления о произошедшем, желания и потребности клиента.
А дальше – поехали. Водитель называет остановки: первая - «Это правда?», вторая – «Можешь ли ты абсолютно точно знать, что это правда?», следующая – «Как ты реагируешь, что происходит, когда ты веришь в эту мысль?». В этой части путешествия водитель может задать уточняющие вопросы из Руководства для Работы «Одно убеждение за раз».
Потом остановка под названием «Кем или чем бы ты был без этой мысли?». На этой остановке клиент нередко задержаться хочет. Побыть в тишине. Не надо его торопить. Не надо пугаться его молчания. Это остановка не простая. Немного другая. Поэтому стоим и ехать дальше не спешим.
Когда клиент готов, делаем разворот: начинается очень важная часть путешествия, которая называется «Перевороты». Водитель предлагает посмотреть по ходу движения налево (переворот на себя), направо (переворот на другого), обернуться назад (переворот на противоположное) и найти по три различия в каждой увиденной "картинке".
Так проходит движение по маршруту.
Но при этом каждый выполняет свою часть движения – клиент-пассажир исследует ситуацию с помощью четырех вопросов и переворотов, а водитель-фасилитатор ведет автомобиль и следит, чтобы они с клиентом не нарушали правила (принципы фасилитатора), не сбились с маршрута (задача удерживать клиента именно в моменте), для этого надо останавливать пассажира, если он даже незаметно для себя уходит с этого маршрута (меняет тему или начинает что-то пояснять, объяснять или трактовать).
Профессионализм водителя-фасилитатора прежде всего в его умении давать пространство своему клиенту, поддерживать тишину, в которой клиент будет находить ответы, быть рядом и своим душевным теплом сопровождать своего попутчика в его чаще всего непростом путешествии в прошлое. Вот точно нельзя хоть немного напоминать болтливого таксиста, который за тридцать минут и про политику, и про экономику поговорит, да еще про жену и детей все расскажет. Фасилитатор – такой водитель-молчун. И конечно он не будет давать советы и заниматься терапией. На этом маршруте делают Работу Байрон Кейти. Терапия, психология – это совсем другой маршрут. Точнее - совсем другой вид транспорта.
Есть еще одна важная деталь в этой совместной поездке. Водитель (фасилитатор) тоже совершает свою поездку по этому же маршруту. Это называют параллельной Работой: водитель исследует убеждение, предложенное клиентом, но по своей ситуации. И вот именно тогда происходит магия единения – клиент и фасилитатор в одном пространстве одного убеждения освобождают себя от боли и стресса. Трасса ведь не простая – есть резкие повороты, крутые подъемы и неожиданные спуски. Но вместе легче преодолевать страхи и волнения. Именно тогда рождаются взаимопонимание, соучастие и сочувствие.
И при этом очень важно, чтобы водитель и его пассажир ощущали комфорт и спокойствие, чтобы им было удобно и легко друг с другом. И здесь главное – доверие. Клиент видит в своем фасилитаторе не только профессионального водителя, но и надежного попутчика, а фасилитатор уверен в мудрости своего клиента.
Вот такой образ у меня возник для объяснения слова "фасилитатор" и его роли в Работе.
P/S Кстати, есть же электронный фасилитатор. Это поездка на личном автомобиле, но с помощью навигатора. Там дикторским голосом тоже и остановки объявят, и налево-направо посмотреть пригласят. Тоже удобная штука. Правда, этот навигатор не умеет говорить "Вы сошли с маршрута". Самому надо быть внимательным.
"Сочувствие, как говорится в словаре, это способность понимать чувства другого человека. Для меня это имеет смысл". Байрон Кейти
http://proza.ru/2025/01/11/1079
Свидетельство о публикации №225011100853