О развитии мира и человека

Развитие – изменение мира и человечества происходит непрерывно на каждом уровне (витке) условной, как правило, восходящей спирали в части цивилизаций, народов, родов, семей, отдельных людей в ходе их жизни, деятельности и взаимодействий.

Основным источником развития (перемен) в мире и его подсистемах является по тем или иным причинам возникающие напряжения – разница в потенциалах взаимодействующих компонентов (стран, народов и т.д.).

Слово «развитие» имеет несколько вариантов происхождения, но видимо в его основе лежат два компонента – Ра и Вит, которые можно перевести, как Солнце и Жизнь, подразумевающие вращение вокруг светила, но по спирали. Дело в том, что Солнце тоже не стоит на месте, а вращается вокруг центра галактики.

Эволюция – это поступательное развитие, от латинского evolutio – развертываю; по сути – это движение вперед, от простого – к сложному, от хаоса – к порядку.

Противоположность (антоним) эволюции – инволюция (involutio – свертываю), суть которой – обратное движение, в определённой степени деградация объекта, т.е. ухудшение основных характеристик и функциональности в целом.

Активное развитие людей происходит в ходе достижения определённых целей и борьбы с неблагоприятными силами, а также в результате сотрудничества (взаимодействия).

Понятия прогресс и регресс обозначают вектор развития объекта, следовательно развитие может быть прогрессивным и регрессивным.

Слово «прогресс» происходит от латинского «progressus» – движение вперёд, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему, возникновение чего-то нового, передового, нужного и важного, «регресс» – противоположное направление.

Одна сторона прогресса человечества – быстро развивающиеся информационные, инфраструктурные, управленческие технологии, с другой – стабилизация и приостановка развития социальных систем и даже «откат» в прошлое, а последнее сродни деградации, подразумевающей ещё и упрощение систем.

В настоящее время человечество развивается-совершенствуется-прогрессирует или свёртывается-деградирует-регрессирует? Так ли уж бесконечен и необратим прогресс?

Деградировать-регрессировать, т.е. ухудшаться-упрощаться проще и менее затратно для власть имущих, чем развиваться-прогрессировать, т.е. улучшаться-совершенствоваться.

Прогрессивное развитие объекта (системы) приводит к совершенствованию, улучшению основных характеристик и функциональности объекта.

Продукт развития – это что-то новое или обновлённое, выделенное-порождённое из обычного большинства, массы, толпы и превращённое в некую отдельность, особость, способную более эффективно существовать и функционировать в изменившейся среде.

Развитие (эволюция) живых существ обычно прекращается, если они приспособились к когда-то возникшим условиям, при этом воздействие окружающей среды остаётся неизменным в течении длительного времени.

Наша планета Земля сама непрерывно изменяется-эволюционирует в определённую внешними и внутренними силами сторону и тем способствует развитию (эволюции) человечества.

На эволюцию человека (человечества) помимо окружающей среды оказывает влияние его воля, разумность и духовность, благодаря которым человек может самостоятельно определять направление личностного и общественного развития, предпринимать для этого разумные действия.

Роль личности в жизни и истории человечества довольно высока, но не беспредельна.

Регресс (деградация) человека происходит, когда он не желает ничего предпринимать (изменять и изменяться) и особенно, если:

     условия среды для жизни становятся всё более удобными-комфортными, не требующими напряжения человека или он переместился в такие условия и там остаётся;
     условия среды не меняются длительное время и при этом не обязательно устраивают человека, но обеспечивают ему стабильность существования, препятствуя размышлениям на тему развития (изменений) и соответствующим действиям;
     с человека снимается значительная часть забот жизнеобеспечения за счёт внешней организации, механизации, автоматизации, роботизации, информатизации и т.п. «облегчениям»;
     от человека на его рабочем месте не требуется активная и креативная умственная и другая творческая деятельность;
     властью, которой подчиняется человек, подавляется или не приветствуется его организаторская, творческая, умственная деятельность, стремление к нестандартным решениям и действиям;
     человеку всячески навязываются стандартные решения, низкокачественные предметы потребления, в т.ч. продукты питания, лекарства, а также низкопробные (убогие) формы и способы жизнедеятельности и досуга;
      человек отказывается от продолжения рода, снимает с себя ответственность и нагрузку по взращиванию, обеспечению, воспитанию и обучению потомства, перекладывая её на других;
      человек «плывёт по течению», не стремится стать субъектом управления своей жизнью, довольствуясь ролью исполнителя чужой воли (власти).

Деградировавший, как правило, быстро заканчивает свою жизнь духовной гибелью и (или) даже физической смертью, что не одно и то же.

Улучшение определённых качеств объекта – это прогресс, регресс – это его ухудшение, снижение потенциала и степени свободы, а также сокращение возможностей.

Совершенствование (улучшение) человека происходит, когда он понимает необходимость развития и прилагает соответствующие усилия, особенно если:

     условия среды сами не становятся более комфортными, но человек своим трудом делает их более удобными для жизни и творчества;
     условия среды меняются, побуждая человека совершенствовать инфраструктуру, определённым образом влиять на природу и себе подобных, создавая условия, необходимые для дальнейшей жизни и деятельности;
     организация, культурная деятельность, механизация, автоматизация, роботизация, информатизация жизни и деятельности способствуют самосовершенствованию человека, позволяют ему добывать и применять необходимые знания и умения;
     от человека требуется активная и креативная умственная, духовная и другая деятельность;
     органами власти, окружающими людьми и обстановкой стимулируется творческая деятельность человека, его способность к нестандартным решениям и действиям;
     человеку предлагаются и объясняются оптимальные целесообразные решения и действия, рекомендуются качественные и перспективные предметы потребления, высококультурные формы и способы жизнедеятельности, обучения, труда, досуга;
     человек стремится к продолжению рода, берёт на себя ответственность и предпринимает разумные усилия по взращиванию, обеспечению, воспитанию и обучению своего потомства, оказывая востребованную помощь другим людям в части воспитания и обучения их детей;
     человек стремится стать субъектом управления своей жизнью, а будучи поддержанным другими, принимает на себя роль руководителя, занимая место в системе власти и её органов.

    Всесторонне развитый, а тем более развивающийся человек, как правило, полноценно здоров духом и душой, а если повезёт, то и телом, благодаря чему может жить достаточно долго, творчески насыщенно и счастливо.


Рецензии