О развитии мира и человека
Основным источником развития (перемен) в мире и его подсистемах является по тем или иным причинам возникающие напряжения – разница в потенциалах взаимодействующих компонентов (стран, народов и т.д.).
Слово «развитие» имеет несколько вариантов происхождения, но видимо в его основе лежат два компонента – Ра и Вит, которые можно перевести, как Солнце и Жизнь, подразумевающие вращение вокруг светила, но по спирали. Дело в том, что Солнце тоже не стоит на месте, а вращается вокруг центра галактики.
Эволюция – это поступательное развитие, от латинского evolutio – развертываю; по сути – это движение вперед, от простого – к сложному, от хаоса – к порядку.
Противоположность (антоним) эволюции – инволюция (involutio – свертываю), суть которой – обратное движение, в определённой степени деградация объекта, т.е. ухудшение основных характеристик и функциональности в целом.
Активное развитие людей происходит в ходе достижения определённых целей и борьбы с неблагоприятными силами, а также в результате сотрудничества (взаимодействия).
Понятия прогресс и регресс обозначают вектор развития объекта, следовательно развитие может быть прогрессивным и регрессивным.
Слово «прогресс» происходит от латинского «progressus» – движение вперёд, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему, возникновение чего-то нового, передового, нужного и важного, «регресс» – противоположное направление.
Одна сторона прогресса человечества – быстро развивающиеся информационные, инфраструктурные, управленческие технологии, с другой – стабилизация и приостановка развития социальных систем и даже «откат» в прошлое, а последнее сродни деградации, подразумевающей ещё и упрощение систем.
В настоящее время человечество развивается-совершенствуется-прогрессирует или свёртывается-деградирует-регрессирует? Так ли уж бесконечен и необратим прогресс?
Деградировать-регрессировать, т.е. ухудшаться-упрощаться проще и менее затратно для власть имущих, чем развиваться-прогрессировать, т.е. улучшаться-совершенствоваться.
Прогрессивное развитие объекта (системы) приводит к совершенствованию, улучшению основных характеристик и функциональности объекта.
Продукт развития – это что-то новое или обновлённое, выделенное-порождённое из обычного большинства, массы, толпы и превращённое в некую отдельность, особость, способную более эффективно существовать и функционировать в изменившейся среде.
Развитие (эволюция) живых существ обычно прекращается, если они приспособились к когда-то возникшим условиям, при этом воздействие окружающей среды остаётся неизменным в течении длительного времени.
Наша планета Земля сама непрерывно изменяется-эволюционирует в определённую внешними и внутренними силами сторону и тем способствует развитию (эволюции) человечества.
На эволюцию человека (человечества) помимо окружающей среды оказывает влияние его воля, разумность и духовность, благодаря которым человек может самостоятельно определять направление личностного и общественного развития, предпринимать для этого разумные действия.
Роль личности в жизни и истории человечества довольно высока, но не беспредельна.
Регресс (деградация) человека происходит, когда он не желает ничего предпринимать (изменять и изменяться) и особенно, если:
условия среды для жизни становятся всё более удобными-комфортными, не требующими напряжения человека или он переместился в такие условия и там остаётся;
условия среды не меняются длительное время и при этом не обязательно устраивают человека, но обеспечивают ему стабильность существования, препятствуя размышлениям на тему развития (изменений) и соответствующим действиям;
с человека снимается значительная часть забот жизнеобеспечения за счёт внешней организации, механизации, автоматизации, роботизации, информатизации и т.п. «облегчениям»;
от человека на его рабочем месте не требуется активная и креативная умственная и другая творческая деятельность;
властью, которой подчиняется человек, подавляется или не приветствуется его организаторская, творческая, умственная деятельность, стремление к нестандартным решениям и действиям;
человеку всячески навязываются стандартные решения, низкокачественные предметы потребления, в т.ч. продукты питания, лекарства, а также низкопробные (убогие) формы и способы жизнедеятельности и досуга;
человек отказывается от продолжения рода, снимает с себя ответственность и нагрузку по взращиванию, обеспечению, воспитанию и обучению потомства, перекладывая её на других;
человек «плывёт по течению», не стремится стать субъектом управления своей жизнью, довольствуясь ролью исполнителя чужой воли (власти).
Деградировавший, как правило, быстро заканчивает свою жизнь духовной гибелью и (или) даже физической смертью, что не одно и то же.
Улучшение определённых качеств объекта – это прогресс, регресс – это его ухудшение, снижение потенциала и степени свободы, а также сокращение возможностей.
Совершенствование (улучшение) человека происходит, когда он понимает необходимость развития и прилагает соответствующие усилия, особенно если:
условия среды сами не становятся более комфортными, но человек своим трудом делает их более удобными для жизни и творчества;
условия среды меняются, побуждая человека совершенствовать инфраструктуру, определённым образом влиять на природу и себе подобных, создавая условия, необходимые для дальнейшей жизни и деятельности;
организация, культурная деятельность, механизация, автоматизация, роботизация, информатизация жизни и деятельности способствуют самосовершенствованию человека, позволяют ему добывать и применять необходимые знания и умения;
от человека требуется активная и креативная умственная, духовная и другая деятельность;
органами власти, окружающими людьми и обстановкой стимулируется творческая деятельность человека, его способность к нестандартным решениям и действиям;
человеку предлагаются и объясняются оптимальные целесообразные решения и действия, рекомендуются качественные и перспективные предметы потребления, высококультурные формы и способы жизнедеятельности, обучения, труда, досуга;
человек стремится к продолжению рода, берёт на себя ответственность и предпринимает разумные усилия по взращиванию, обеспечению, воспитанию и обучению своего потомства, оказывая востребованную помощь другим людям в части воспитания и обучения их детей;
человек стремится стать субъектом управления своей жизнью, а будучи поддержанным другими, принимает на себя роль руководителя, занимая место в системе власти и её органов.
Всесторонне развитый, а тем более развивающийся человек, как правило, полноценно здоров духом и душой, а если повезёт, то и телом, благодаря чему может жить достаточно долго, творчески насыщенно и счастливо.
Свидетельство о публикации №225011100855