10. Основные термины в Работе

В любой профессиональной среде есть свои термины, понятия, определения. Они так и называются – профессионализмы. И естественно понятны тем, кто профессионально занимается той или иной деятельностью.
В Работе Байрон Кейти они тоже есть. Вероятно, что они не всегда понятны тем, кто впервые попадает в мир Работы. Предлагаю в них разобраться, чтобы уверенно себя чувствовать среди тех, кто находится в пространстве Работы.
Основные термины и понятия, которые используются в Работе:
Клиент и фасилитатор
Сессия (сеанс) Работы
Работа в паре (друг с другом), партнер по Работе в паре
Убеждение, утверждение (в том числе первоначальное), стрессовая мысль, концепт
Перевороты
История и момент
Вопросник «Осуди ближнего своего» - ОБС
Четыре вопроса и шесть пунктов (номеров) вопросника ОБС
«Желтая карточка»
Руководство для Работы «Одно убеждение за раз» (четыре вопроса + уточняющие вопросы)
Список эмоций
Всеобщие (основополагающие, универсальные) убеждения.
Тексты, которые пишу в рамках «Моей прозы о Работе», - по сути именно обо всем этом. Но все же хочу о некоторых терминах и понятиях поговорить более подробно – хотя в одной главе обо всем точно не расскажу. Это история с продолжением.
Конечно, самое непонятное слово – «фасилитатор». Оно не так давно вошло в обиход в русском языке. Слово «фасилитатор» — прямое заимствование английского facilitator — производного от английского глагола «to facilitate» (с примерным значением «упрощать»). Оно образовано от латинского слова легкий, удобный. В словарях и разных статьях фасилитатором называют человека, который обеспечивает успешную групповую коммуникацию, ведет беседу группы и выступает в роли проводника, задает темп дискуссии, направляет её в нужное русло, предупреждает конфликтные моменты, профессионально управляет беседой. Задача фасилитатора: управлять временем, четко обозначать правила, активно слушать, уметь фокусироваться, задавать вопросы, быть беспристрастным, создавать психологически безопасную среду, сделать так, чтобы беседа прошла максимально эффективно. Он структурирует разговор и при необходимости вмешивается в обсуждение.
А теперь давайте вместе разберемся, кто такой фасилитатор в Работе Байрон Кейти.
В моем понимании фасилитатор в Работе – это человек, который сопровождает клиента в его исследовании.
Могу рассказать о том, что делаю я как фасилитатор при встрече с клиентом:
предлагаю рассказать о ситуации, в которой у клиента возникло убеждение, но при этом останавливаю клиента, если он хочет рассказать не только историю, но и предысторию ситуации;
если клиенту сложно найти стрессовое убеждение, то помогаю ему сформулировать стрессовое убеждение с помощью уточняющих вопросов;
иногда даю возможность выговориться, а сама записываю за клиентом те фразы, которые вполне могут быть использованы как убеждение для исследования. После этого зачитываю эти убеждения и предлагаю выбрать именно то, на которое тело откликнулось наибольшими проявлениями;
задаю вопросы клиенту (четыре основных вопроса и уточняющие вопросы к третьему вопросу, если клиент – новичок в исследовании);
напоминаю именно детали из описания ситуации и повторяю утверждение перед каждым вопросом;
приглашаю перейти к процессу переворотов и, при необходимости, помогаю сделать перевороты;
стараюсь следовать принципам работы для фасилитаторов.
Эти принципы утверждены Кейти. Предполагаю, что в них обобщён многолетний опыт фасилитации и самой Кейти, и других фасилитаторов.
Вот эти принципы:
Я СОГЛАСЕН
- удерживать пространство с помощью четырех вопросов и переворотов и использовать вопросы эффективно и уместным образом;
- подлинно слушать мысли, уязвимость и самосознание моего клиента и меня самого (самой);
- знать, что каждый человек, пришедший ко мне, мудр, в той же степени, что и я, и найдет свои собственные ответы - те, которые истинны для него (нее);
- возвращать моего клиента и меня к конкретной ситуации и убеждению каждый раз, когда они (или я) отклоняемся от вопросов; и напоминать нам, что Работа перестает работать каждый раз, когда они (или я) переходим к “потому что”, “но”, оправданию, защите или другим темам;
- воздерживаться от вмешательства в Работу моего клиента путем обучения, подталкивания или ухода от четырех вопросов и переворотов посредством советов или терапии;
- работать со своими мыслями и вопросниками “Осуди ближнего” всякий раз, когда это возможно, самостоятельно и/или с фасилитатором;
- служить себе, делясь Работой с другими.
Мне понадобилось немало времени, чтобы что-то начать понимать в этих принципах с позиции клиента и фасилитатора. А сколько было получено обратной связи от партнёров, из-за которой плакала и так хотелось поставить точку во всем этом. Но справилась. Зато теперь искренне благодарю всех тех, кто давал жесткую обратную связь: именно они были моими учителями - строгими и честными. И во многом именно благодаря их обратной связи уже осознанно стараюсь следовать этим принципам. Хотя не всегда получается…
Вроде все понятно написано в этих принципах. Но вот не все так уж и просто. И не только для меня. Несколько раз участвовала в обсуждении этих принципов. Поэтому знаю об этом не по наслышке.
Начинаются принципы со слов "Я согласен". Согласие - это общность точек зрения, взаимная договорённость. В этих словах для себя вижу прежде всего уважение к опыту других фасилитаторов и мою личную договоренность именно с собой следовать этим принципам.
"Держать пространство с четырьмя вопросами" – думаю, что каждый это понимает по-своему. Для меня – это означает не выходить за пределы исследования, не комментировать, не осуждать и что-то предлагать.
"Использовать вопросы эффективно и надлежащим образом" – это я понимаю как необходимость задавать вопросы именно так, как они сформулированы в материалах для Работы, и именно тогда, когда они уместны.
"Слушать подлинно…". Вот в этом мне было сложно разобраться. Пока однажды ко мне не пришел один образ: почему-то мое воображение показало картину Решетникова «Опять двойка». Так вот тогда поняла, что значит смотреть на подлинник картины – это сочувствовать, стараться понять всех героев картины, но вот главное – уважать творчество художника: ничего не дорисовывать и не перерисовывать. Просто наблюдать и не мешать героям картины проживать жизнь именно так, как ее видит художник. Этот образ помог мне понять смысл этого принципа: слушать подлинно – не вписывать в полотно исследования моего клиента или партнера "свои каракули". Когда у меня в руках подлинник картины, стараюсь бережно к нему относиться. Исследование - это ведь тоже подлинник жизни клиента. Поэтому слушаем подлинно.
"Знать, что каждый клиент мудр" - с этим тоже совсем не просто. Ведь со стороны видишь по-другому, понимаешь иначе… И так хочется свою мудрость куда-то вставить. Хорошо, если она тянет всего на те самые пять копеек. Они не очень сильно помешают. А если на рубль или десять рублей хочется вставить, то это будет уже не исследование клиента. Это будет что-то другое. Но точно не Работа. Несколько раз была клиентом у таких фасилитаторов-аналитиков. Спасибо им за тот опыт. Они очень убедительно показали мне то, что точно не надо делать.
Остановлю себя. Про другие принципы для фасилитатора, термины и понятия в Работе обязательно еще поговорим. Пока берем перерыв.

продолжение http://proza.ru/2025/01/11/853


Рецензии