Законоучитель дореволюционной школы
В публикации газеты «Олонецкие епархиальные ведомости» от 21 февраля 1912 года сообщается об утверждении в должности законоучителей священников: Тимофея Братолюбова из Чуриловского земского училища, Василия Глубоковского из Шильдского 3-го земского училища и Вадьинского земского училища. Данное сообщение побуждает к размышлениям о роли и месте законоучителя в дореволюционной системе образования.
Законоучитель дореволюционной школы занимал ключевое место в религиозно-нравственном воспитании учащихся. От его личности и профессионализма зависела эффективность духовного образования. Главными качествами законоучителя считались: глубокая религиозность, честность, любовь к делу и детям, терпение, твёрдость воли и настойчивость, самообладание, бдительность, аккуратность и справедливость.
Несмотря на важность этой роли, история свидетельствует о существовании как положительных, так и отрицательных примеров. В архивных документах и материалах педагогических, церковных и общественно-политических журналов можно найти немало сведений как о законоучителях, достойно исполнявших свой долг, так и о тех, кто проявлял формализм и халатность в проведении уроков Закона Божия.
Для составления всестороннего «портрета» законоучителя дореволюционной школы необходимо учитывать следующие характеристики:
1. Отношение к обязанностям: Преданность делу, стремление учить детей основам веры и готовность нести ответственность за их духовное развитие.
2. Научно-педагогическая и богословская подготовка: Уровень общего и специального духовного образования, владение методиками преподавания, педагогическая нацеленность и учительность.
3. Личность законоучителя: Характер, темперамент, отношение к вере, тип мышления (рационально-аналитический, эмоционально-чувственный, художественно-эстетический, мистически-созерцательный, догматический).
4. Организаторские способности: Умение организовать урок, внеклассные занятия и внешкольные мероприятия, владение вспомогательными средствами обучения.
5. Руководство молитвой учащихся: Способность вести коллективную молитву, создать атмосферу благоговения и духовного единения.
6. Пастырская деятельность: Совершение богослужений, исповедь и причастие учеников в домовой или ближайшей приходской церкви, жизнь по заповедям Христа.
7. Обличение грехов и ересей: Осуждение не только человеческих пороков, но и церковных ересей и социалистических учений.
8. Взаимоотношения с детьми и родителями: Способность находить общий язык с детьми и их родителями, выстраивать доверительные отношения.
9. Роль в педагогическом коллективе: Участие в работе педагогического совета, взаимодействие с преподавателями других учебных дисциплин.
Универсальность требований к законоучителю заключалась в том, что он должен был быть не только священнослужителем и богословом, но и хорошим педагогом, способным найти подход к каждому ученику.
Оценить личность и подготовленность законоучителя можно только на основе комплексного анализа всех перечисленных характеристик. От них зависит ответ на вопрос о состоятельности законоучителя и его соответствии задачам религиозного просвещения народа.
Автор: Тюкачев Иван Григорьевич
Свидетельство о публикации №225011201104