Страсть и муза. Нора
(начало: СТРАСТЬ И МУЗА.АЛЬМА, СТРАСТЬ И МУЗА.ЭЛЛА)
© В.В.Луговский
Женщина хотя и не поэт сама, но Муза.
Иван Ефремов
Нора Барнакл родилась в многодетной семье 21 марта 1884 года в местечке Конемара графства Голлуэй (Ирландия) согласно свидетельству о рождении. Также указываются в некоторых источниках возможные даты рождения между 21 и 24 марта. Поскольку человек умирает в критические дни физического и/или физиологического биоритмов, то, как показали графики к моменту смерти Норы, она родилась действительно 21-го марта. Точность определения даты рождения влияет на результат расчёта совместимости с партнёром.
Отец девушки был человеком безграмотным, работал булочником, мать -портнихой, сама Нора в двенадцать лет окончила школу и начала работать привратницей и прачкой. Она очень рано стала пользоваться вниманием мужчин и до встречи с писателем Джеймсом Джойсом якобы уже имела несколько романов. Неясно насколько серьёзными были эти отношения. В 1903 году Нора ушла из дома из-за конфликта с дядей, который к тому времени был главой семьи (родители развелись), и отправилась в Дублин, где нашла работу горничной в отеле «Гостиница Финна».
В свободные вечера Нора прогуливалась по улицам Дублина. Она привлекала к себе мужское внимание: высокая, стройная, рыжеволосая, с пухлыми губами, с низким, бархатным голосом. Девушка умела элегантно одеваться, что передалось от матери-портнихи, носила туго затянутый корсет.
10 июня 1904 года на улице Нору заметил 22-летний писатель. Джеймс Джойс был без очков, поэтому рассмотрел только фигуру с гордой осанкой и ореол медных волос. Он заговорил с Норой и назначил встречу, она согласилась. Она сразу почувствовала что-то особенное в голубоглазом юноше, а писатель, узнав имя девушки, счёл знакомство знаком судьбы. Нора – имя героини пьесы его кумира- драматурга Ибсена. Случилось так, что первая романтическая встреча произошла 16 июня. Этот день запомнился Джеймсу как день первого свидания и их первой близости. Впервые он встретил девушку, не требовавшую никакой платы за любовь. За год до этой судьбоносной встречи Джеймс потерял мать и ушел из дома, который стал разрушаться. Нора сразу полюбила Джойса и в его воображении стала матерью, любовницей, музой и осуществлением всех потаённых желаний.
16 июня пересекаются четыре биоритма: физический, физиологический и два полярных – интеллектуальный и сердечный (рис.8*). С подобным эффектом мы уже сталкивались в истории Альмы Маляр (другие примеры в «Дао биоритмов»).
Рис.8. Совместимость Джеймса Джойса и Норы Барнакл. Звездочки-пересечения, стрелки- резонансные соотношения .
В дальнейшем писатель увековечит свою любовь, написав большой роман «Улисс», все семьсот страниц которого описывают один день его жизни - 16 июня 1904 года.
Их отношения всегда были бурными (четыре резонанса, из них два полярных). Но ведущим каналом отношений стал творческий канал, на котором была очень высокая совместимость между Джеймсом и Норой. «Разбудил» творческий центр у Норы конечно писатель: «Я хочу знать кто ты, напишешь мне? Я хочу знать твои сокровенные мысли». Их отношения будут в некоторой степени похожи на отношения Оскара Кокошки и Альмы Маляр – творческая совместимость, полярность сердечных ритмов и резонанс по эмоциональным ритмам – этот бич для мужчин, который встречается в каждой паре, описанной в данной статье. Да и в моей книге полно примеров на эту тему.
Страстная физическая любовь тоже будет сопровождаться писанием портретов Норы, но не на холсте, а на писчей бумаге в литературной форме. Творческая совместимость вносит в отношения сотворчество, понимание эстетики, создаваемого ими мира, и эротику. Казалось бы, какое сотворчество может быть – необразованная горничная и писатель с университетским образованием. И, тем не менее…., чуть ниже узнаем подробнее. Нора была такой же любовницей, музой и моделью для писателя, как и Альма для художника.
Джойс решает уехать из Ирландии в Европу, предлагает Норе разделить с ним тяготы рискованной жизни в «изгнании», где он должен выполнить своё «предназначение». Предупредил, что не жениться на ней. Нора согласилась на эту авантюру, не сказав об отъезде никому, чтобы не отговаривали. Для неё это был второй побег. Первый - из Голлуэя в Дублин. Биографы будут писать в будущем, что женщине повезло встретить гения. Вряд ли она даже подозревала об этом – они, что называется, перебивались с хлеба на воду. Обустраивать быт была крайне сложно из-за низких заработков Джойса и постоянных переездов: Цюрих, Триест, Пула. К тому же рождались дети, осложняя и без того их непростую жизнь. Джойс заявлял - он собирается стать великим писателем; самое удивительное, что Нора поверила в него как мужчину. Однако отзывалась о странном занятии мужа с удивлением: «Не знаю, гений у меня муж или нет, но уж в одном я точно убеждена — такого, как он, больше нету на белом свете». Считала, что лучше бы муж стал певцом ( он хорошо пел), а не писателем. Тем более, что книги Джеймс писал такие сложные, что разобрать ничего нельзя. «Ну чего, чего ты не пишешь разумные книжки, которые бы люди могли понять?».
Они любили друг друга глубоко и страстно, об этом свидетельствует их романтическая переписка. «Любимый, при каждом нашем расставании меня охватывает невыносимая печаль….». Ведущим любовным каналом был творческий канал. Конечно отношения, обусловленные наличием резонансных соотношений биоритмов, особенно полярностями, были далеко не безоблачными – скандалы и расставания, свойственные этому, происходили постоянно. Однако вспомним, «чем хуже, тем лучше» для писателя. Нора давала Джойсу материал, была своего рода моделью. Писателю была нужна драма – она терпела. Часто Джеймс воображал свою Нору такой, какой ему было надо для нового замысла. Нора поддерживала игру….
Впоследствии Нору будут осуждать за необразованность, невежество, отсутствие интереса к творчеству мужа. Это было неправдой. Нора, не понимая сильного стремления мужа к писательству и иногда половину того, что он говорит (низкая интеллектуальная и высшая интеллектуальная совместимости), поддерживала Джойса в бытовом плане, насколько ей это удавалось. Кроме того, читала его прозу, и высказывала мнение. Знала наизусть его стихотворения.
Иногда даже выступала в роли…. соавтора. Всегда рассказывала Джойсу свои сновидения, который тот использовал их для своих книг. Совместимость по творческому каналу влияла на стиль его письма – писать без знаков препинания, что он заимствовал у жены.
Разлуки с женой писатель переносил тяжело (полярность по интеллектуальному и сердечному каналам), в целом Джойс был доволен жизнью вдвоём. Несмотря на материальные проблемы и необходимость зарабатывать средства уроками он через некоторое время стал жить идеальной для себя жизнью. Утро после десяти часов, любимая жена рядом, приносит кофе с рогаликами в постель, игра на пианино. Затем обед, театр, встречи с друзьями и беседы о политике. В четыре шоколад, в восемь ужин, который готовит Нора. Далее Caff; Miramar, чтение Figaro, в полночь дома. Для заработков Джойс вынужден был уезжать, тогда без Норы рушился мир, созданный для его комфорта, для его занятий творчеством. Проблемы совместной жизни также составляли его пьянство, расточительность и болезненная ревность.
Джеймс Джойс крайне болезненно переживал прошлые увлечения своей Норы. Требовал рассказать подробности. Обладая огромным писательским воображением, в Норе он видел то благородную музу, то непорочную мадонну, то эpoтичecкую возлюбленную, то «шлюxy с шальными глазами», исполняющую его низменные желания. Писатель…., «несчастный» мужчина, который пишет романы.
Мотив предательства и измены жены всплывает на страницах его книг. Главный конфликт романа «Улисс» — измена. Была ли она в реальности? Или это плод воображения писателя? Якобы, отвергнутый Норой друг семьи, проговорился Джойсу о своих любовных похождениях с Норой. Терзаемый ревностью Джеймс написал жене гневное письмо с обвинением в предательстве. Затем Джеймс и Нора расстались. Но не надолго (отталкивание-притяжение полярности). Он писал в письме: «С тех пор, как ты уехала, я нахожусь в состоянии угрюмой злости. Все происходящее представляется мне диким и несправедливым». И так далее….Нора тоже страдала и отвечала на его письма, отвечала ему на каждое письмо — она тоже не находила себе места без Джеймса. В письмах вспоминали интимные подробности, откровенно описывая моменты – заводили друг друга. Не только писатель Джойс получал от этого удовольствие и материал для прозы, но и Нора получала… В письменной игре она даже превосходила его. Наконец они соединились, и жизнь пошла обычным путём. Вероятнее всего, Нора не изменяла мужу – эта мнимая измена является плодом болезненного воображения писателя, что, однако, нашло реальное воплощение в романе «Улисс», наполненным переживаниями уязвленного «рогоносца». Чтобы писать романы нужно страдать, приносить жертвы своему призванию – их с Норой жизнь содержала проблемы: продолжающееся пьянство Джойса, ссоры, ревность, иногда раздуваемые и спровоцированные писателем её «измены» на грани шизофрении (см. фильм «Нора»). Далее он включал воображение – этого было достаточно для создания параллельного мира, достойного пера. И что с того, что он не совпадал с реальностью? Джойс был большой писатель, они с женой любили друг друга, а счастливый человек не пишет романов….
Переписка Джеймса и Норы сама по себе представляет эротическое произведение. Но не только это, стиль писем Норы без сомнения сильно повлиял на стиль писателя (творческая совместимость). Письма опубликованы – кто хочет…. В 2004 году на аукционе Сотби было продано эротическое письмо Джойса к Норе за рекордную сумму 240,800 фунтов стерлингов.
Письма Норы стали основой для описания Джойсом процессов женского разума в своих романах («Улисс», «Поминки по Финнегану»). Джойс трансформировал не только свою личную жизнь в литературу, но и прошлое жены. В долгих разговорах с Норой он узнавал о ее детстве, семье и ее первом любовном опыте. Писатель заимствовал её слова, детали происходящих событий, затем включал их в свои книги. Постоянные ссоры, воссоединения случались не раз (полярность). Это также шло в топку творчества. Сотворчество происходило таким образом….
Несмотря на все сложности жизни с Джойсом, эмоциональные и финансовые проблемы, Нора прочно «прильнула к твердыне его индивидуальности». Скорее всего, не понимая его умом, жена наделила писателя многим, что не принадлежало к интеллектуальной сфере (тот же творческий канал-эстетика, стиль, эротика). Поскольку совместимость по интеллектуальному и сердечному каналам отсутствовала, то писатель, для того чтобы жить с Норой, должен был задействовать более высокие каналы – творческий и высший эмоциональный (дружба, безусловная любовь). Т.е. подруга побуждала его к расширению эмоционального горизонта, что влияло на его творческий рост. Джеймс и Нора не мыслили жизнь друг без друга. Без Норы Барнакл писатель Джойс никогда не стал бы тем Джойсом, которого мы знаем.
«Дублинцы» вышли в 1914 году, в 1922 году в Париже был опубликован «Улисс». Став знаменитым, Джойс сорил деньгами и предавался богемной жизни. Нора оставила писателя и с детьми вернулась в Ирландию. Вслед ей полетели письма с уверениями в любви, и она вернулась.
Нора и Джеймс поженились в 1931 году в Лондоне через 27 лет после знакомства по настоянию Джойса. Они хотели сохранить бракосочетание в секрете, но после него – пресса тут как тут. Скандал и обсуждение запрета публикации «Улисса» в Америке сделал его автора знаменитым. В 1934 году роман вышел огромным тиражом в США, а в 1936 году — в Великобритании.
Писатель умер 13 января 1941 года в Цюрихе. Джеймс Джойс в значительной степени повлиял на мировую литературу и остаётся одним из самых широко читаемых прозаиков.
Считается, чтобы быть женой гения, требуется способность отдавать, ничего не требуя взамен. Именно так Нора и поступала. Она пережила мужа на десять лет. Редко покидала свой дом в Цюрихе и часто проводила время за чтением писем Джеймса к своей «гордой голубоглазой королеве». Считается, что Норе было мало дела до его литературного творчества. Мол, она не прочитала ни одного его произведения (на самом деле это миф). Она любила Джойса-человека, следила за его здоровьем, заботилась о его покое, ухаживала после глазных операций. Однако, несмотря на противоречивые публикации фактов её отношений с писателем и его книгами, Нора была замечательной музой состоявшегося великого писателя двадцатого века.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшись, не требуй и венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Александр Пушкин
Анализируя рассмотренные истории отношений можно сказать о исключительном значении творческой совместимости (в биоритмической модели) в степени влиянии музы на творчество писателя. Именно она и определяет любовь с творческим мужчиной и даже способна удержать её в условиях разрушительного действия полярной несовместимости по другим каналам. Пример отношений Норы и Джеймса Джойса это показал. Мы видим также, что явление музы, действие её на творческого мужчину представляет сложный и не совсем однозначный процесс, который может быть изучен только в конкретном случае.
И всё же… Следует повторить: творческая (стиль, эстетика, характер), сердечная (любовь в обычном понимании), высшая интеллектуальная (идеалы) совместимости необходимы для творческого союза с музой, а полярная несовместимость и прочие резонансные соотношения (особенно эмоционального канала) разрушают отношения. Это мы наблюдали в предыдущей истории. Для закрепления нашего вывода приведём здесь ещё один, более современный пример любви, счастья и верности, не вызывающий сомнения. Союз Александра Лазарева и Светланы Немоляевой продлился 51 год, до смерти артиста в 2011 году. Про эту звёздную пару можно было бы написать свою интересную историю, но приведём лишь оценку их совместимости, подтверждающую нашу модель. Они были совместимы по творческому каналу (87%), как Нора и Джеймс, а также по интеллектуальному, сердечному, высшему интеллектуальному каналам. Ссорились часто, но сразу мирились (резонанс по эмоциональному каналу). В некотором смысле идеальный союз, в меру осложнённый эмоциями и ещё кое-чем, насколько это для человека возможно.
В переводе на простой язык семья будет жить долго, если есть духовное и душевное родство, а также совместное увлечение, приносящее плоды. Пожалуй, его следовало бы поставить на первое место.
Впрочем, нас в любом случае ожидает любовь, страсть и… муза. Такая, как воображаемая нами Нора – источник неиссякаемого творческого вдохновения. Это просто вопрос времени…..
В 2000 году в Ирландии по мотивам книги Бренды Мэддокс «Nora: a Biography of Nora Joyce» вышел фильм «Нора», который снял ирландский режиссер Пэт Мёрфи.
• Рисунки и фотографии: t.me/wlugovsky
Некоторые использованные источники:
1. https://dzen.ru/a/Y1_pHmKGpAP3r1T9, https://dzen.ru/a/Y1_o4793ennw6i-j
2. Гончаренко Э.П., НОРА БАРНАКЛ: МУЗА И ПЕРСОНАЖ ДЖЕЙМСА ДЖОЙСА
.
Рис.9. Джеймс Джойс и Нора Барнакл (муза и жена, прототип Молли Блум, персонажа романа «Улисс»).
Рис.10. Первое книжное издание романа «Улисс» (Париж,1922 г.).
Фото взяты из свободного доступа.
Свидетельство о публикации №225011201114