Бассейн для чемпионов
Линия на чистом листе - длинная или закругленная - заставляет зрителя задуматься о правильном, практически целесообразном ее использовании (до тех пор, пока существует надежда на объяснение).
«До тех пор, пока та или иная линия остается в книге или на картине, нельзя исключать ее практически целесообразного назначения, — напишет Кандинский.-
Линия наделена таким же практически целесообразным смыслом, как стул, фонтан, нож, книга и используется как чисто живописное средство без учета ее других качеств, которыми она может обладать — то есть в ее чистом внутреннем звучании. Итак, если освободить линию в картине от задачи обозначать предмет и дать ей функционировать в качестве такового, то тогда ее внутренний голос не будет ослаблен никакими побочными ролями и полностью обретет свою внутреннюю силу".
Очевидный вывод: форма, являющаяся в одном случае наилучшей, в другом может оказаться наихудшей: все зависит от внутренней необходимости, которая одна может сделать форму истинной. Нельзя верить теоретикам искусства или критикам, утверждающим, что он заметил в том или ином произведении объективную ошибку. Единственное, что может утверждать такой теоретик с полным основанием, это до того он не был знаком с использованием данного выразительного средства. Искусству в принципе вредна постановка вопроса о форме и потому, что неодаренные люди, пользуясь чужими формами, «инсценируют» произведение и тем самым являются источником заблуждений.
Много споров вызывало и вызывает здание бассейна спортивного клуба ЛВО, бассейна спортивного клуба Армии, бассейна института физкультуры — выполненное в стиле советского модернизма, расположенное в Выборгском районе Санкт-Петербурга, современный адрес дома — Литовская улица, 3.
Здание построено в 1957—1963 годах архитекторами С. Евдокимовым и А. Изоитко, инженерами Л. Онежским и В. Мининым, дополнено детским бассейном по проеку Н. Башнина. Бассейн стал одним из первых крытых бассейнов СССР, длина 8 дорожек — 50 метров. Изначально планировалось разместить здание на Крестовском острове, и проект был рассчитан на расположение в парке. Варианты армоцементного свода были разработаны Ленинградским филиалом Академии архитектуры, из них выбрали тот, что был уже опробован на Московском рынке с тем изменением, что пролёт бассейна был значительно больше (в плане 37,5 м, в реализованном варианте 30). Волнистый свод гасил характерные для бассейнов шум и эхо, высота свода позволила разместить 10-, 7,5- и 5-метровые вышки для прыжков.
У цилиндрического свода отогнуты «открылки» над трибунами, ванна бассейна углублена в землю лишь частично, поэтому дополнительно её распор сдержан невысокой насыпью у стен. В проекте 1957 года цоколь рустован, боковые лестницы изогнуты волютами, между окнами продольных стен сделаны пилястры; к началу строительства "архаизмы", составляющие "изюминку" проекта были убраны. Над выходами из фойе на галерею второго этажа сделан волнистый козырёк. П-образные трибуны были рассчитаны на 1100 человек (в 1964 году указывалась вместимость 1610 человек, в 1971 году — 2500 человек). Глубина основного бассейна — до пяти метров, барьеры и стены у вышек были облицованы глазурованной бирюзовой плиткой, внутренняя грань опорных рам и площадок вышек, а также полы проходов были окрашены тёмно-красным, сиденья и спинки трибун выполнили из полированного дуба, поручни и кронштейны хромированы. Люки-проходы были отделаны полированными деревянными рейками, в фойе была поставлена яркая мебель. Стены вестибюля были отделаны доломитом, на продольной стене на 1964 год планировали разместить декоративное панно.
Полукруглый витраж торцевого фасада был обведён, окна боковых фасадов охватывала общая рама, создававшая лопатками между окнами дополнительный вертикальный ритм, у окон были подоконники.
Согласно критике 1960-х годов, у здания была «свежесть и острота образного решения», на 2023 год после капитального ремонта, завершившегося в 2019 году, пластика бассейна была утрачена и здание описывают как «расплывшуюся по участку огромную бежевую черепаху».
Свидетельство о публикации №225011201147