Поездка на авто на итальянскую Ривьеру. Крыша Евро

 
  …Спустившись по крутому шоссе в Бург, оттуда поехали вдоль грандиозного ущелья в сторону Гренобля.
Горные, скальные обрывы казалось временами подступали к самой дороге и нависали над долиной на полукилометровой высоте.
  Зрелище было величественным и устрашающим одновременно!
  Я представил себе знаменитое, ущелье в Гималаях, глубиной в пять километров и покачал головой...
  "Наверное, - думал я - это зрелище из разряда тех, "что ни словом сказать, ни пером описать". Перед такими картинами, человеческий ум, его способность описывать природу мало чем могут помочь. Это можно только переживать в ощущениях и чувствах и восхищённо мотать головой...

  Через час, мы были уже на месте - ведь мы привыкли ездить по горам и уже не боялись крутых поворотов, глухих глубоких ущелий и нам такая езда доставляла наслаждение. Машина, урча сильным мотором на крутых подъёмах, катилась быстро и без усилии, а на спусках и перед поворотами тормозила быстро и мягко.
  Мне вспомнилась история её покупки.
  Мы поехали в гости к матери Сюзи, в Девон. На полдороге, наш старенький Форд вдруг зачихал мотором, а потом начал греться, выпуская струйки горячего пара из под капота. Ему было уже лет двенадцать и Сюзи купила его восемь лет назад. Он нам служил верой и правдой долгие годы в том числе и в летних поездках.
И вот настала пора и мотор начал сдавать...
  Мы кое - как доехали до Токи, где жила бабушка и там, сестра Сюзи предложила нам поехать в магазин подержанных машин, посмотреть, что там есть.
  Сюзи уже несколько раз говорила мне, когда речь заходила о покупке новой машины, что она хотела бы Фольксваген - Пассат, и я несколько раз обходил ряды подержанных машин на лондонских распродажах, но ничего подходящего не увидел.
  И вот, находясь в двухстах милях от Лондона, мы едем вместе с Роной, сестрой Сюзи, в магазин и с первого взгляда замечаем тёмно - синий Фольксваген - Пассат, дизель, который прошёл всего около сорока тысяч миль и был выпуска 2002 года.
  Сюзи села за руль, попробовала прокатиться несколько миль вокруг магазина и машина понравилась ей окончательно - уже через два часа после начала поездки в магазин, мы решили, что покупаем эту машину...
  Вот так, "новая лощадка" появилась в нашем гараже...
 
  Итак завтра мы уезжаем дальше, в сторону Ниццы и Сан - Ремо, неподалеку от которого и находится местечко Таджиа, где стоит дом нашей знакомой Джил, соработницы Сюзи.
  Сборы, как обычно протекают по определённому, привычному уже распорядку.
Вначале собраны и вынесены все вещи из кухонной палатки. Потом собирается сама палатка и укладывается в чехол.
  После съема палатки, под её дном мы видим светлое пятно выцветшей травы - наглядное доказательство того, что солнечный свет стимулирует в траве выделение хлорофилла, имеющего зелёный цвет.
  Потом сдуваются матрасы и выносятся вещи из спальной палатки. Протирается пол внутри и снимается палатка. При этом надо не забыть отстегнуть внутреннюю часть от внешней...
  Потом вынимаются из земли металлические колышки удерживающие палатку, а опустившуюся на землю палатку с внешним чехлом, по отдельности складываем или если на внешней стороне дна есть пятна сырости, то протирают тряпочкой и даём просохнуть.
Главное правило, не класть в багажник и не держать долго в свёрнутом виде сырую палатку - она покрывается изнутри плесенью, ткань портится и теряет водоотталкивающие свойства - иначе говоря палатки должны храниться только в сухом виде.
  Наконец все вещи собраны, протёрты и уложены на своё место в багажнике и на заднее сиденье.
Наша стоянка непривычно опустела и только белёсые пятна на траве указывают место, где стояли палатки – спальная и кухонная в течении семи дней.
Тут мы прожили хорошие дни, а теперь настало время уезжать, расставаться с веселыми и беспокойными соседями - французами, и с хозяйкой, которая была нам искренне рада.
  Приходиться прощаться со ставшими хорошо знакомыми горами, Греноблем, неслышно живущим своей обычной жизнью у нас на виду.
  Наконец сборы закончены, мы в последний раз сходили в "стоячий" туалет и удобный просторный душ. Поднявшись в дом к хозяйке, благодарим её за гостеприимство, прощаемся с ней, оглядываем в последний раз деревню, маленький кемпинг на окраине, садимся в машину и медленно выезжаем на большую дорогу..
.
  Движемся вначале медленно и осмотрительно. В соседней деревне останавливаемся на площади перед мэрией, и опускаем в почтовый ящик открытки с видами Французских Альп, отправляем их детям и соседям в Лондон.
   Уже выезжая из деревни, видим, как через дорогу, выскочив из под изгороди перебегает дикий кролик. Я со смехом думаю о том, что это первое дикое животное, которое мы видели здесь за неделю и по иронии судьбы, дикий кролик живёт на деревенских огородах...

  Наконец мы набираем скорость, въезжаем в уже знакомое ущелье и движемся в сторону Бурга, через который пролегает наш путь в сторону Бриансона.
  Въезжая в Бург видим толпы оживлённых туристов, сидящих на террасах кафе и ресторанов и даже всадников пересекающих нашу дорогу, гуляющих по улицам ведя коней в поводу - курортный сезон в разгаре и потому, население небольшого городка увеличивается почти вдвое, а может и больше...
  А мыслями мы уже в будущем, устремляемся дальше и дальше вперёд, оставляя где - то в вершинах гор и Альп – Хуэс, и ставшие знакомыми местные вершины трёх тысячники...

  А дальше, начинаются уже высокие Альпы - так называется район, по которому мы движемся в сторону Бриансона.
  Действительно, дорога начинает подниматься всё выше и выше протянувшись по обеим сторонам глубокого ущелья, изредка ныряя в недлинные тоннели.
   Заснеженные горы всё ближе подступают к трассе и из автомобиля, уже невооружённым глазом видим снежные вершины, ледники спускающиеся к кромке леса, белопенные ручьи, вытекающие из под толстой ледяной брони и устремляющиеся к недалёкой реке, бегущей по дну ущелья.
  Постепенно поднимаемся на очередной перевал, а потом, по серпантину дороги устремляемся вниз.
  Холодные снежники на горах становятся всё ближе, горы уже безлесные выравнивают рельеф и снаружи становится заметно холоднее, несмотря на яркое солнце.
  Мы приближаемся к Бриансону, самому высоко расположенному городу Европы!
   Между тем, время приближается к полудню и мы, остановившись на одной из смотровых площадок, на обочине дороги, раскидываем нашу подстилку - скатерть самобранку, раскладываем на ней наши съестные припасы и не спеша обедаем, с обычным восхищением и энтузиазмом рассматриваем окружающий нас горный ландшафт.
  В нескольких метрах от нас, под невысоким обрывом бежит большая горная речка, прыгая с уступа на уступ, пенясь и звеня струями чистейшей горной воды.
Перед нами горный хребет покрытый снегом, а за спиной, крутые серо - коричневые гранитные громады скал, нагретые солнцем и совершенно пустынные, нависающие многометровыми обрывами над шоссе.
  Изредка, вблизи дороги мы видим осколки этих громадин, величиной с немалый дом, осиротело лежащие здесь может быть многие сотни, лет и сброшенные с вершин сильными землятрясениями!
  "Ведь когда-то они упали оттуда, с высоты - думаю я вопрошая сам себя, и не нахожу точного ответа - когда это случилось?
- Может быть двадцать лет назад, а может быть сто, тысяча, десять тысяч лет назад..."

  После обеда мы тронулись дальше и скоро вновь начали подниматься вверх и вверх, а ущелье превратилось в долину с высокими бортами, безлесную и гладко пологую.
  Стало ещё холодней.
  Но туристов на улицах горных селений становилось всё больше и больше - было заметно, что для туристов, здешние места привлекательны высотой окружающих долину вершин и красотою местных ландшафтов...
  Действительно, зрелище поднимающихся вокруг зелёных, складчатых гор радовало глаз, луговины успокаивали взоры чистой зеленью, а ручьи и реки текли размеренно и ровно, хотя и быстро.
Воздух был необычайно прохладен и чист и наверное чрезвычайно полезен для людей с больными лёгкими или бронхами.
  По-прежнему, на дорогах было много велосипедистов и в очередной раз подумалось, что Франция, это страна населённая велосипедистами.
  И ещё удивительная деталь: часто вглядываясь в их лица, я замечал и седые волосы торчащие из под шлема и старческие морщины на загорелой коже лица.
  Выходит, что велосипедом здесь увлекаются не только молодые люди, но и пожилые. И я невольно позавидовал тем из них, кто привычно пыхтя одолевают очередной подъём, или наравне с легковыми машинами лихо несутся вниз под уклон.
  "Пожалуй - рассуждал я про себя - велосипед ещё и один из самых полезных для человека видов спорта!

  Мы постепенно приближаемся к Бриансону...
  Солнце поднялось в зенит и становится тепло и даже жарко, но так как это бывает в высокогорье. Под солнцем вы расслабляетесь, но стоит ему зайти за тучу и ветерок пробегая по телу обжигает холодком – в горах погода резко контрастна и разграничена...
  Бриансон объезжаем где - то сбоку, по объездной дороге, сворачивая направо...
  А прямо и впереди милях в тридцати - сорока тоннель через Сен - Бернар и граница Италии, но мы так не поедем...
  После Бриансона, началась самая высокая дорога в Европе, ведущая через перевал на побережье Средиземного моря, на французскую Ривьеру.
  Постепенно взбираясь по серпантину дороги всё выше и выше, мы наблюдаем изменения происходящие с ландшафтом - густые еловые леса на крутых склонах исчезают и появляются невысокие лиственничники, немного напоминающие леса в Восточном Саяне. Проходит час или полтора и лиственничники сменяются зелёными луговинами с невысокой ковровой травкой.
  Поселений становится всё меньше и часто, при дороге встречаются отдельно стоящие заброшенные, разрушающиеся дома - жить здесь круглый год наверное очень трудно: холод и снег большую часть года, но даже летом, особенно по ночам, прохладно. К тому же, безлюдье и однообразие ландшафта нагоняют тоску.

  Но уже где - то далеко позади, на горизонте, сверкают снежными вершинами хребты Северо-Западных Альп.
  А впереди складки гор покрытые чахлой травкой, сменяющейся постепенно каменными осыпями и щебёнкой.
  Дорога тонкой ниточкой поднимается среди пологих вершин и впереди, постепенно раскрывается перевал.
  На придорожных указателях мелькают цифры: 2000 метров над уровнем моря, 2200, потом 2500...
  Вокруг уже нет жилья на десятки километров и только изредка, видны бетонные капониры и доты - здесь в своё время стояли войска и во вторую мировую проходили редкие бои за овладение перевалом...
  Наконец проделав длинную полу петлю, объехав по долинкам соседние вершины, мы оказались у подножия конусообразного пика, на котором сделана смотровая площадка, откуда можно увидеть и приморские леса, и Итальянское приграничье.
  Обзор с площадки замечательный, во все стороны. Высота площадки - 2807 метров. Можно сказать, что мы находимся на крыше Европы!
  Здесь холодно и вид окружающих гор напоминает лунный ландшафт - пустынно и дико. Где - то далеко внизу видна ниточка дорожного серпантина и осторожно ползущая по ней машина.
  Там впереди, в ста километрах южнее - Средиземное море, пальмы и пляжи.
  Но, находясь здесь, трудно поверить, что через два часа мы сможем выкупаться в тёплой лазурной воде Великого европейского моря...

  Наконец, насмотревшись на унылый пейзаж вокруг, мы садимся в машину и начинаем медленно спускаться вниз, к лесам, к деревням и городкам - к людям.
  Километров через пять от вершины вниз, мы встречаем первых животных - стадо овец сбившись в плотную массу, неподвижно стоят на краю пологого поля. Овец несколько сотен и я подумал, что где - то неподалёку живут люди - так и оказалось.
  Вскоре мы подъехали к деревенскому кафе и подобию гостиницы, вокруг которых на площадке перед домами сидели юные туристы в ожидании автобуса, а часть из них теснилась в очереди в душевую.
  Мы поднялись в кафе и попросили продать нам воды в пластиковых бутылках и нам , на русском языке ответила симпатичная молодая девушка.
  Мы разговорились и выяснилось, что она италяека, изучает в одном из Парижских университетов русское искусство и современный танец, уже несколько лет изучает русский язык и недавно жила год в Питере, в студенческом общежитии на Васильевском острове.
  Она хорошо говорила по-русски и мы быстро познакомились.
  Выяснилось, что на каникулах она подрабатывает здесь в кафе официанткой и живёт здесь с июля по октябрь - от снега до снега. Завершая беседу мы пригласили её к себе в Лондон, в гости и дали её адрес и телефон.
  Я был приятно удивлён этой встрече на "краю земли" и подумал, что это хорошо, когда "наши" люди встречаются так часто и в таких необычных местах...
  Сходив в традиционный "стоячий" туалет мы попили водички и тронулись дальше.

  Дорога "въехала" в хвойные леса и теперь всё повторилось в обратном порядке: вначале были тёмные ельники, потом стали появляться пушистые сосняки, особой средиземноморской породы, а ближе к морю появились лиственные деревья и кустарники, которые постепенно вытеснили ель и даже сосну...
  Часа через два мы подкатили к развилке которая указывала, "что если направо поедешь", приедешь в знаменитые Канны - город на море в котором ежегодно проходит известнейший кино фестиваль; "а если налево поедешь", то попадёшь в итальянский Турин.
  Мы поехали прямо и попали в Монако - маленькое княжество, в котором процветает игорный бизнес, но есть своя правящая королевская династия и раз в год проводят гонку Формулы-один.
  Поставив машину на стоянке в "услугах", мы подошли к балюстраде, "висевшей» высоко над побережьем и морем и долго любовались необъятно синими водными просторами, городом далеко внизу на побережье и большим круизным, многопалубным судном стоящим на рейде.
  Был тёплый тихий вечер и воздух необычно мягкий, ласковый и ароматный заставлял глубже дышать и радовал предчувствиями - на аллеях стояли пальмы в обхват толщиной, а на холмах, окружающих море, росли оливковые деревья и мне даже показалось, что всё это я уже где - то, когда - то видел!
  Возможно память придавала некогда увиденным фотографиям и картинам живость никогда не бывшего.
  Перекусив, мы сели в машину и ориентируясь по-прежнему по карте Франции, помчались в сторону Сан - Ремо.
  Незаметно проскочили границу между Францией и Италией и по платной автостраде, построенной совсем недавно и состоящей из тоннелей и гигантских виадуков, буквально за полчаса долетели до Таджи - местечка в окрестностях Сан - Ремо.
  Когда путаясь в указателях и нервничая, уже в городке, подъехали к новому вокзалу, наступила тёмная мягкая, бархатистая ночь.
  Здешний воздух совсем отличный от воздуха горных долин в Альпах - кажется, что на Ривьере человек может жить не заботясь об одежде -  мы осознали, что наконец попали в благодатный край, на побережье Средиземного моря, на Ривьеру.
  Вокруг, уже привычно не было не души (городок в будни, становился к восьми часам пустынным) и мы, не без волнения и беспокойства, позвонили по мобильнику Джил, которая обещала нас встретить. Напомню, Джил это коллега Су по работе в Лондоне
  Минут через десять она подъехала на своём маленьком Форде, поздоровалась и не теряя времени на длинные объяснения, сказала, что нашу большую машину лучше оставить здесь на стоянке, а нас она подбросит к дому на своей...
  Мы послушались, и пересели в её Фордик и только по дороге поняли её категоричность - дорога была не только крута и узка, но в двух местах приходилось брать поворот на подъёме в два приема, чтобы вписаться в острый угол асфальтовой колеи...
  Минут через пятнадцать, после опасной езды по узким карнизам над широкой долиной, мы приехали к её дому.
  Выйдя из машины увидели освещённую террасу, гостей сидевших за большим столом, услышали стрекотание цикад в тёмной ночи и, познакомившись со всеми присутствующими, выпили вина и включились в разговор.
  Так началась следующая часть нашего путешествия - ещё на несколько дней мы осваивали новый дом...

  Гости вскоре простившись разъехались, а мы попив чаю устроились в гостиной на раскладушках и после напряжённого, полного множества впечатлений дня, заснули крепким сном!
  Утром, сквозь сон я слышал, как Джил спустилась из своей спальни и на кухне заварила себе чай, а потом вышла на террасу.
  Мы проснулись часа через полтора и от блаженной теплоты и пахучести лёгкого воздуха итальянской Ривьеры порадовались - первое впечатление было очень приятным.
  Всё вокруг было наполнено запахами оливок, вызревающих фруктов и разнообразных трав, растущих под нами, на поверхности лесистой долины.
  Двухэтажный дом, красивой и удобной планировки, стоял на краю длинного спуска, а далеко слева и внизу виднелось громадное темно - синее, спокойное море.
  Я поднялся, сделал себе чай, вышел на террасу поздоровался с Джил и стал рассматривать панораму.
  В густо заросшей долине, находившейся от моря километрах в пяти, кое – где,среди лиственных деревьев располагались редкие, двух и трёхэтажные дома - их окружали сады в основном из оливковых деревьев.
  К тому времени, солнце поднялось из-за высокого восточного склона и я радовался тому, что нахожусь на землях некогда могучего, всесильного Рима, в Италии, и пытался представить себе, как более двух тысяч лет назад, здесь, вдоль моря проходили бряцая оружием и сверкая металлическими оперёнными шлемами бесчисленные легионы Гнея Помпея и Юлия Цезаря; как по дорогам в окрестностях, впереди пеших легионов тянулись вереницы всадников тяжело вооружённой конницы!
  И все это двигалось, спешило, направлялось в сторону великого Рима, или наоборот в сторону завоёванных провинций и ещё дальше.

  Однако сегодня, здесь всё далеко от римского имперского величия и в деревнях живут крестьяне выращивающие овощи, виноград, много оливковых деревьев и главное, в теплицах, протянувшихся рядами вдоль дорог выращивают разнообразные цветы, которые потом рассылаются во все уголки мира для продажи.
  Можно наверное назвать этот край естественной цветочной теплицей Европы - основные доходы, местные жители получают от выращивания цветов - благородный бизнес неправда ли?!



2006 года. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/    или в литературно историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal


Рецензии