Молодёжный экстремизм объективные причины и способ
Некоторые справедливо полагают, что экстремизм – это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта[2].
Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[3].
Молодежный экстремизм – явление, характеризующееся не только неисполнением и игнорированием действующих в обществе правил поведения, закона в целом, появлением неформальных молодежных объединений противоправного характера, но и нетерпимостью экстремистов к гражданам России, принадлежащим к другим социальным группам, этносам и придерживающимся иных моральных, политических, экономических, эстетических, правовых и религиозных идей[4].
Молодежный и подростковый экстремизм явление далеко не новое, и свойственно человеку по его природе. В основе такой формы поведения лежит, прежде всего, т.н. «юношеский максимализм», требующий справедливости для всех и утверждения строгого следования букве закона. В английском языке существует особое название молодёжи, преимущественно, студентов, – wrangler, означающее «спорщик», и происходящее от слова wrong – «неправильный».
Сдерживание проявлений экстремальных форм поиска справедливости у разных народов осуществляется сходными методами. Прежде всего, это непререкаемый авторитет старших, культивируемый в семье, и проповедуемый в религиозных общинах принцип воздержания и самоконтроля. А культовая антропология рассматривает это явление как свойственное соответствующему возрастному периоду. При этом, религиозное сообщество, руководствующееся определёнными нормами и правилами, общими для основных мировых религий, формирует единую духовную среду, которая, имея полевую природу, на физическом уровне регулирует, в том числе и поведенческие реакции не только членов религиозного сообщества, но и всех биологических объектов, находящихся на данной территории.
Отступление от религиозных норм и упразднение института брака и семьи – один из факторов способствующих бесконтрольному и неуправляемому поведению молодёжи, ведущего к проявлению экстремизма в её среде и созданию молодёжных организованных преступных групп – ОПГ.
Такая реакция молодёжи является, в том числе, следствием проявления государственного экстремизма в виде воинствующего атеизма, насаждения различных свобод сомнительного свойства и борьбы за несформулированные идеалы «светлого» будущего. Эта ситуация характеризуемая в религиозных текстах «концом света», но не как разрушением Вселенной, а кризисом светского секулярного общества. Согласно Махабхарате конец света наступает когда:
— нарушается закон;
— женщины носят мужскую, а мужчины – женскую одежду[5];
— мужчины входят к чужим женам, как к своим.
Прогнозы, содержащиеся в библейских текстах, приводят к выводу, что происходящий кризис всего мирового сообщества ещё не достиг своего апогея. Эти события были предсказаны авторами библейских прогнозов глобальных проблем современности[6]. Так, например, в книге пророка Даниила[7] речь идёт как о прекращении ежедневной жертвы[8], так и о взаимодействии конкретных политических лидеров[9], а в Откровениях Св. Иоанна Богослова в образном изложении представлены современные события. Авторы Махабхараты приводят описание астрономической ситуации, позволяющей с большой точностью указать время достижения мировым кризисом его наивысшей точки, точки пикового значения.
Проблема современной науки состоит в непризнании методов, используемых древними авторами. Но в те времена астрологические расчёты были единственно выверенным методом математического анализа, а эффективность астрологии не опровергнута до сих пор. Тем не менее, в книге пророка Иезекииля[10] не только говорится о социальной значимости астрологии, но и о признании её в далёком от его времени будущем как метода прогнозирования грядущих событий, а также об ответственности, как составителей прогнозов, так и тех, кому они адресованы.
Независимо от верности библейских пророчеств и точности прогноза Махабхараты, в кратчайшие сроки взять под контроль подростковый и молодёжный экстремизм возрождением т.н. духовных ценностей и восстановлением социальных институтов сдерживания не удастся. Единственным действенным средством решения этой проблемы может быть применение жёстких тоталитарных форм управления и всеобщего контроля. К такому выводу приходит русский философ, писатель и публицист И. А. Ильин, что в достаточной полноте рассмотрел в своей работе «Наши задачи»[11].
Также и процесс восстановления былого союзного государства, требующий искоренения экстремистских националистических идей и настроений, основным носителем которых является молодёжь, невозможен без такой формы государственного экстремизма, как диктатура. Этот метод, опробованный в советский период, в памяти многих жителей СССР остаётся единственно действенным, а, по мнению некоторых, – единственно верным. И, похоже, что первые шаги в этом направлении уже сделаны[12].
В то же время следует предпринять осмысление религиозных текстов как научных трактатов, что приведёт к слиянию науки и религии уже на новых, не идейно-политических, а строго научных и объективных принципах оценки мироздания и природы человека, как части единой системы. Такое слияние даёт понимание смысла и цели жизни, роли и места литургического и разговорного языка, необходимости воссоздания духовной среды обитания и глубокого изучения принципов её влияния на общество, как сугубо физического явления. Но прежде придётся приложить немало усилий к сохранению мудрости, терпения и благоразумия в период достижения мировым кризисом своего максимума и его завершения, сколь бы тяжёлым и катастрофическим он ни был.
[1] Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000. — Т. 2. — С. 1832. — 1023 с.
[2] Трофимов В. Д. Экстремизм (2011). — Электронный ресурс. Код доступа: [3] Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. — 2002. — № 138—139, 30.07.2002.
[4] Зализняк Н. Л., Лундовских И. В., Синеглазова А. Г. Профилактика экстремизма и формирование толе-рантности в молодежной среде: методическое руководство / Н. Л. Зализняк, И. В. Лундовских, А. Г. Си-неглазова. — 2-е изд., испр. и доп. — Казань: ИД «МеДДок». — 2020. — 80 с.
[5] См. также Втоpозаконие, 22, 5
[6] Баканов М. В. Библейские пророчества глобальных проблем современности / Тезисы докладов Между-народной научной конференции «Тенденции и перспективы современных геополитических и религиоз-ных процессов: теория и практика» // Севастополь — Симферополь 2013 г. Изд-во «ИН-ФОЛИО», 2013 г., с. 38.
[7] Следует принимать ко вниманию значение имени «Даниил» — суд Божий.
[8] Дан.8:11
[9] Дан.9 — 12
[10] Иез.33:2-6
[11] Ильин, И. А. Наши задачи. Статьи 1948—1954 гг. : в 2 т. Том 1 / И. А. Ильин; составление, предисловие и комментарии Ю. Т. Лисицы. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 528 с. — (Белая Россия).
Ильин, И. А. Наши задачи. Статьи 1948—1954 гг.: в 2 т. Т. 2 / И. А. Ильин; составление и комментарии Ю. Т Лисицы. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 512 с. — (Белая Россия).
[12] Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутен-тификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу от-дельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Свидетельство о публикации №225011201279