Святой Косма Этолийский

Житие
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА.

СВЯТОЙ КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ,
РАВНОАПОСТОЛНЫЙ.

САПЕЙРОС ХРИСТОДУЛИДЕС из Граммоса.


СВЯТОЙ КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ.
1714—1779

Память 24 августа.

Икона Фотия Контоглу.

Это житие великого святого современности, переведенное с греческого, было написано одним из его верных учеников, который, таким образом, сам был свидетелем жизни и учения, которые он описывает.

Житие было впервые напечатано как синаксарий вместе со службой святому в Венеции в 1814 году.


ЭТОТ ИСТИННЫЙ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ, КОСМА, учитель и проповедник Божественного Евангелия, был родом из Этолии, из небольшого селения под названием Мега Дендрон. Сын благочестивых родителей, которые воспитывали и учили его в учении и наставлении Господнем – по слову апостола (Еф., 6:4), он начал учиться примерно на двадцатом году жизни. Когда в те времена стала функционировать школа Ватопед (Гора Афон), пользовавшаяся большой славой, он вместе с немногими своими соучениками отправился туда. Там он завершил свое общее образование.

Святой был еще мирянином, Констасом по имени, но, хотя и в мирском одеянии, явился украшенным скромностью монашеского чина и, дисциплинируя себя во всем, упражнялся в подлинном аскетизме.

Когда по несчастью та знаменитая школа опустела, а учителя ушли, то и добрый Констас ушел оттуда и отправился в святой монастырь Филофей. Там его сначала постригли в монахи, и он с величайшим усердием подвизался в трудах монашеской жизни. Затем, поскольку монастырь нуждался в священнике, он был рукоположен в иеромонаха по великому настоянию и мольбе отцов. С самого начала, еще будучи мирянином, блаженный имел в своем сердце великое желание приносить пользу своим собратьям-христианам тем, чему он научился. И много раз он говорил, что наши собратья-христиане очень нуждаются в Слове Божием и что тем, кто учится, не следует бежать в дома сильных и дворы великих и ради приобретения богатства и почестей делать свое образование бесполезным, но лучше учить простой народ, живущий в великом невежестве и варварстве, и таким образом приобретать небесную награду и неувядающую славу.

Однако, хотя в его святом сердце и горело великое желание и ревность принести пользу многим, он все же помнил, сколь велико и трудно дело апостольской проповеди, и, будучи смиренным и кротким, не осмеливался предпринимать его сам, не узнав предварительно, какова на то Божественная воля. Поэтому, желая узнать, есть ли на то воля Божия, он открыл Священное Писание и – о, чудо! – перед ним открылось слово апостола, которое гласит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор. 10:24).

Поэтому, будучи осведомлен об этом, он открыл свою цель и другим духовным отцам, и, получив их согласие, отправился в Константинополь к своему брату, учителю Хрисанфу,1 который обучил его некоторым элементам риторики, чтобы он мог говорить ясно. Когда же он рассказал о своей цели тамошним благочестивым иерархам и учителям и нашел, что все они согласны и увещевают его к этому Божественному труду, он получил письменное разрешение от Серафима Дельвинского, который в то время был патриархом.

___
1. Хрисанф, брат святого Космы, был также наставником святого Никодима Святогорца.


И ТОГДА БЛАЖЕННЫЙ начал проповедовать Евангелие Царства Небесного, сначала в церквях и селах вокруг Константинополя. Оттуда он отправился в Навпрактос, Врахорион, Месолонгион и другие места, и снова вернулся в Константинополь. Посоветовавшись с тогдашним патриархом Софронием, он получил от него новое разрешение и благословение и снова начал проповедовать слово Евангелия – с большей ревностью и усердием. И действительно, пройдя почти весь Додеканес, научая христиан каяться и творить дела, достойные покаяния, он в 1775 году вернулся оттуда на Святую Гору. Находясь там, он обошел все монастыри и скиты и, поучив там отцов, остался на некоторое время, читая Божественные труды святых Отцов.


РАННИЙ ПОРТРЕТ СВЯТОГО.

Однако, вдохновляемый любовью, горевшей в его сердце к христианам, как он сам часто говорил отцам, он отошел от Святой Горы. Начав с деревень, расположенных неподалеку от Святой Горы, он отправился с проповедью в Фессалонику, Веррию и почти во всю Македонию. Он побывал в Химере, Акарнании, Этолии и даже в самой Арте и Превезе. Оттуда он отплыл в Агиа Мавру (остров Лефкас в Ионическом море) и Кефалонию. Куда бы ни отправлялся трижды благословенный, везде можно было встретить большое собрание христиан, которые с большим умилением и благоговением внимали благодати и сладости его слов. Таким образом, происходило великое исправление и духовная польза.

Его учение – даже в том виде, в каком мы сами его слышали, – было очень простым, как у рыбаков. Оно было спокойным и умиротворенным, так что казалось, будто оно всецело исполнено благодати радостного и мирного Святого Духа. Особенно на острове Кефалония этот святой учитель принес великую духовную пользу семенем своего вдохновенного учения.

Но и Бог свыше помогал и утверждал его слова следующими знамениями и чудесами, как некогда Он утверждал проповедь Своих апостолов такими же чудесами.

На этом острове жил некий бедный портной, правая рука которого уже много лет была засохшей и недействующей. Этот человек поспешил к Святому и умолял его исцелить его. Святой увещевал его приходить с благоговением, пока он учит, говоря, что Бог сжалится над ним. Страдалец послушался, и после того как он выслушал его научения – о, чудо! – на следующий день он был уже исцеленным.

И снова, другой паралитик, услышавший об этом дивном чуде, попросил отнести его на постели к месту, где учил Святой. Через несколько дней он тоже исцелился, прославил Бога и возблагодарил святого.

В Кефалонии есть деревня Куруни. Однажды, когда Святой проходил мимо этой деревни в летнее время, он захотел пить и попросил принести ему воды из сухого колодца, который находился неподалеку. Люди сказали ему, что колодец пересох, но, чтобы явить послушание, пошли, почерпнули из глубины колодца воду, полную грязи, и принесли ему. Поднеся ее ко рту, он отпил немного – и с того времени этот сухой колодец удивительным образом забил чистой водой. Отныне он всегда оставался полным – и зимой, и летом, и стал целебным от многих болезней.

Из-за огромного количества людей, которое не могла вместить ни одна церковь, он по необходимости учил под открытым небом. Так, у него был обычай: где бы он ни собирался остановиться, чтобы учить, он сначала говорил им, чтобы они сделали большой деревянный Крест, и они устанавливали его там. Затем на древо этого Креста он опирал подставку, которая, как говорят, была сделана для него Курт-пашой в виде постамента с подставкой. Вставая на нее, он поучал, а после урока разбирал подставку и брал ее с собой, куда бы ни шел. Что касается креста, то крест оставался там как вечное напоминание о его проповеди. В тех местах, где были установлены кресты, Бог творил множество чудес. Посреди рынка Аргостолиона, деревни в Кефалонии, в том месте, где святой оставил такой Крест, хлынула чудесная вода, которую можно видеть и по сей день, и которая никогда не убывает.

ИЗ КЕФАЛОНИИ он переправился на Закинф (Занте), сопровождаемый десятью небольшими парусными судами, наполненными благочестивыми кефалонийцами. Однако блаженный не имел там успеха. Поэтому, немного поучив там, он снова вернулся в Кефалонию. Оттуда отправился на Корфу, где был принят с большим радушием всеми, и особенно правителем города. Однако, когда со всех деревень собралось очень большое количество людей, чтобы послушать учение Святого, начальствующие города, опасаясь вызвать недоброжелательное отношение [итальянских властей], попросили его как можно скорее уехать. Таким образом, чтобы не стать причиной неприятностей и волнений среди людей, он оставил их там и переправился на материк, то есть в Албанию, в Саранде, и там учил, проходя и проезжая через эти варварские провинции. В этих местах благочестие и христианская жизнь были под угрозой полного исчезновения из-за большого невежества, царившего среди тамошних христиан, а также из-за множества зол, убийств, грабежей и других бесчисленных проступков, к которым они были пристрастны. В злодеяниях они едва ли не превосходили даже нечестивцев (мусульман).

Тогда святой Косма посеял семя Божественного Слова в ожесточенных и злых сердцах этих христиан, и с помощью Божественной благодати оно принесло многочисленные и великие плоды. Он укротил диких, заставил воров прекратить свои беззакония, сделал суровых и немилосердных милосердными, непочтительных благоговейными, наставил неученых и грубых в Божественном, понудил их поспешить на Божественные службы, а проще говоря, привел тех грешников к великому покаянию и исправлению – настолько, что все говорили, что в их дни появился новый апостол.

Своим научением он повсеместно основывал школы, как начальные, так и средние, в городах и селах, чтобы дети могли ходить туда и бесплатно изучать священные азы и таким образом утверждаться в вере и благочестии, а также вести добродетельный образ жизни. Он убедил богатых людей, и они купили более четырех тысяч больших крестильных купелей из бронзы и даровали их церквям, чтобы их всегда можно было найти там в память о дарителях и чтобы дети христиан могли быть крещены должным образом. Кроме того, он убедил тех, у кого были средства, купить святоотеческие книги, книги христианского обучения, четки, нательные крестики, платки и гребни. Книги он раздавал бесплатно тем, кто знал грамоту, или тем, кто обещал научиться. Что касается платков, то он раздал более сорока тысяч из них женщинам, чтобы они могли покрыть свои головы. Гребни он раздавал тем, кто обещал не стричь бороды и вести добродетельный и христианский образ жизни. Более пятидесяти тысяч четок и нательных крестов он раздал простым людям, чтобы они могли молиться о прощении тех, кто их купил для них.

За ним ходило около сорока или пятидесяти священников, и когда он собирался идти из одной деревни в другую, то прежде всего благословлял христианам исповедоваться, поститься и совершать молитвенное бдение. У него были специально изготовленные деревянные подсвечники, в которые помещалось сто свечей, и которые он разбирал и брал с собой. После этого он раздавал свечи всем свободно и привлекал священников совершать святое елеопомазание, и все христиане помазывались, а в конце он произносил им проповедь.

Так как за ним шло много народа, около двух или трех тысяч, то вечером он велел приготовить много мешков хлеба и чанов с вареной пшеницей. После этого они выходили на обочину дороги, где проходил народ, и таким образом все принимали эту пищу и молились о прощении живых и усопших.

В АЛБАНИИ БОГ также совершил много чудес через святого Косму, как, например, следующее. Один турецкий офицер, подстрекаемый то ли евреями, то ли бесами, питал такую ненависть к Святому, что однажды сел на коня и поспешил к Святому, чтобы причинить ему зло. Но когда лошадь неслась галопом, она сбросила его, и он сломал правую ногу. Вернувшись в свой дом, он обнаружил, что его сын мертв. Тогда он раскаялся и отправил письмо Святому, прося у него прощения.

Передовые аги из Филиаты отправились посмотреть на Святого и послушать его учение. Поскольку было лето, они расположились на ночлег на открытой равнине. Примерно в пятом часу ночи они увидели небесный свет, похожий на облако, который покрыл место, где был Святой. Они сами рассказали об этом христианам. А утром попросили Святого благословить их от сердца, а не только устами.

В Фанаре, в местечке Ликурс (к северо-востоку от Саранта), один турецкий чиновник увидел Крест, который Святой оставил там, что, как мы уже говорили, было в его обычае, когда он учил. Увидев его, он взял его с места и принес к себе домой, чтобы сделать две стойки для кровати, которая стояла у него в загородном доме. Но вдруг – о, чудо! – он задрожал, как при страшном землетрясении, и, не удержавшись на ногах, упал на землю и долго катался по ней, испуская пену изо рта и скрежеща зубами, как бесноватый. После этого его подняли два проходивших мимо турка, и, придя в себя, он понял, что пострадал от Божественного гнева за попытку уничтожить Святой Крест. Тогда он пошел сам и установил его на том же месте, где он был прежде, и каждый день ходил и целовал его с великим благоговением. Когда святой учитель проходил там в другой раз, тот же турок побежал поклониться ему, в присутствии всех рассказал о чуде и смиренно попросил прощения.

Поскольку Святой порицал женщин, носящих украшения, он своим учением убедил их отбросить их – до такой степени, что некоторые даже носили впоследствии только черное. У одной богатой женщины в Корче был ребенок, голову которого она украшала множеством флоринов и других бесполезных украшений. Святой много раз увещевал эту женщину раздать эти вещи детям бедняков, если она хочет, чтобы ее ребенок жил. Но она не послушалась его. Тогда он сказал ей, что если она не снимет эти украшения со своего ребенка, то быстро потеряет его. Но так как и тогда она не была убеждена, на следующий день она нашла своего ребенка мертвым в постели. Тогда она поняла, что Бог наказал ее за непослушание.

И еще, поскольку, куда бы ни приходил Святой, он учил христиан не заниматься в день Господень ни торговлей, ни другими делами, но ходить в церкви и слушать священные службы и Божественные слова; Бог наказывал различными наказаниями тех, кто ослушался Святого. Так, в местечке Халкидес, примерно в одном дне пути от Арты, у одного купца внезапно засохла рука, поскольку он ослушался и осмелился заниматься делами в день воскресный. Он побежал к Святому и попросил прощения за свой грех, и через несколько дней исцелился.

Точно так же в Парге, когда один владелец мастерской захотел продать товар в День Господень, у него парализовало руку. Исповедав свой грех перед Святым и получив от него наставления, он получил прощение вместе с желанным исцелением руки.

В Ксеромероне одна женщина испекла хлеб в День Господень, и когда она достала его из печи, он стал красным, как будто она замесила его с кровью. Она припала к ногам Святого и получила должное исправление. В других местах из-за того, что не соблюдалось подобающее почитание Дня Господня, у одного человека умерла корова, у другого – мул, третий стал бесноватым, а еще один нашел своего ребенка мертвым.

В одном из селений Кастории, называемом Селица (ныне Эратира), одна женщина, почитавшая Святого, взяла воду, которой он омыл лицо, и держала ее в стеклянном сосуде, и – о, чудо! – там проросло растение с двумя листьями, которое стало размером с сосуд и всегда плавало на воде, не имея корней и не меняя цвета. Целый год оно оставалось свежим, так что все, кто видел его, дивились. Эта вода исцеляла многих, как рассказывала эта благочестивая женщина.

ВОТ ЭТИ события совершил Бог через Святого, а также многие другие, которые мы опускаем для краткости. Много раз во время своего учения Святой открыто говорил, что к проповеди Евангелия его призвал Сам Иисус Христос и что ради Его любви он готов пролить свою кровь; и его предсказание сбылось, причем следующим образом.

Этот апостольский учитель никогда не открывал своих уст, чтобы сказать хоть слово против евреев. Он учил христиан только жить как христиане, быть правдивыми и доверять правителям, которых дал им Бог, как и сами албанцы (то есть мусульманские албанские правители) слышали из его уст всякий раз, когда приходили послушать его, как он учит на открытом воздухе. Они сами провозглашали его человеком Божьим, настолько, что когда Курт-паша услышал о нем хорошие отзывы, он приказал привести его к себе. Его речь так понравилась ему, что он сделал для него ту подставку, о которой мы уже говорили, и украсил ее шелковым бархатом, чтобы он мог подниматься на нее и учить людей с возвышенного места.

Но иудеи, жившие в Иоаннине, не желая, чтобы им проповедовали Веру и Евангелие Иисуса Христа, пошли и рассказали местному паше, что Косма, этот святой человек, был послан московитами, чтобы сбить с пути султанский скот;, чтобы они могли уйти в Московию (Россию). Хотя Божественное Провидение уберегло его от ложных обвинений, многие бедные христиане понесли значительные убытки из-за клеветы. Поэтому святой Косма стал порицать иудеев за их клеветнические обвинения и непримиримую ненависть к православным христианам. Он убедил народ изменить день общей торговли с воскресенья, Господнего дня на субботу. Также он приказал христианам снять с головы длинные кисточки и тому подобное, что ввели среди них иудеи, и, объявив такие вещи "нечистыми", запретил христианам покупать их.

___
1. Т.е. христиан, называемых так потому, что они принадлежали султану, как скот.


Поэтому, не в силах больше видеть и слышать, как святой порицает их, иудеи отправились к Курт-паше и дали ему много золотых, чтобы он лишил святого жизни. Посоветовавшись со своим ходжой [учителем Корана], через которого он также привел свой план в исполнение, Курт-паша решил предать Святого смерти, что и произошло следующим образом.

У Святого был обычай: куда бы он ни отправлялся учить, он сначала получал разрешение от местного епископа и от светских правителей и таким образом беспрепятственно учил. Так, однажды, придя в одну албанскую деревню под названием Коликонтас (скорее всего, это нынешний Хоровод), он получил разрешение от тамошнего епископа. Когда он выяснял, кто является светским правителем, и узнал, что Курт-паша (живший в городе Берат, примерно в двенадцати часах езды) является правителем тех мест, и что боджа паши находится там неподалеку, он послал к нему человека и получил разрешение на обучение. Однако он не был удовлетворен, а стремился сам отправиться к бодже для большей уверенности.

Некоторое время христиане препятствовали ему, говоря, что он никогда раньше не делал подобного, то есть не ходил сам к правителям за разрешением. Но все же они не смогли помешать ему. Сказав им, чтобы они больше не вмешивались в это дело, Святой взял с собой четырех монахов и одного священника в качестве переводчика и отправился к бодже. Боджа, притворившись, сказал, что у него есть письмо от Курт-паши, повелевающее ему прислать к нему Святого, чтобы они могли поговорить между собой. Тогда он приказал людям охранять Святого и не позволять ему выходить со двора, пока он не отправит его к паше. Тогда блаженный учитель понял, что его хотят предать смерти. Он прославил и возблагодарил Учителя, Христа, Который счел его достойным завершить мученической смертью дело своей апостольской проповеди.

После этого он обратился к сопровождавшим его монахам и процитировал им псаломский текст: "Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу" (Пс.65:12). Всю ночь он прославлял Господа псалмами, не выказывая ни малейшего признака печали по поводу приближающейся казни. Напротив, его лицо было самым радостным, как будто он собирался на праздник и торжество.

Когда рассвело, семь турецких палачей, притворившись, что собираются отвезти его к Курт-паше, как они утверждали, взяли его и посадили на коня. Проехав расстояние около двух часов, они привезли его к месту, где протекает большая река (река Осум). Здесь они заставили его сойти с коня и открыли ему повеление, полученное от Курт-паши, предать его смерти. Святой принял это решение против него с радостью и, преклонив колени, молился Богу, благодаря и прославляя Его за то, что ради Его любви он жертвует своей жизнью, как того всегда желала его душа. После этого он встал, благословил четыре части земли крестным знамением и помолился за всех христиан, соблюдающих его заветы.

Палачи заставили его сесть возле дерева и хотели связать ему руки, но Святой не позволил, сказав, что не будет сопротивляться, а будет держать руки скрещенными, как будто они их связали. Тогда он прислонил свою святую голову к дереву, и варвары обвязали его веревкой вокруг шеи. И тут же, едва они затянули ее, его Божественный дух возлетел к Небесам.

Так трижды благословенный Косма, этот благодетель всех и прекраснейшее украшение мира, был признан достойным получить от Господа двойной венец – равноапостольный и священномученический, будучи на шестьдесят пятом году жизни.

КОГДА ПАЛАЧИ сняли с его святого тела одежду, они потащили его и бросили в реку с большим камнем, привязанным к шее. Христиане, узнав об этом, немедленно побежали, чтобы вытащить его. Они искали его сетями и другими способами, но не смогли найти. Через три дня один благочестивый священник, о. Марк, настоятель монастыря Введения Пресвятой Богородицы в селе Коликонтас, что у реки, – этот человек, я свидетельствую, сел в лодку, совершил крестное знамение и отправился на поиски мощей, и тотчас – о, чудо! – он увидел святые мощи, плывущие по воде и стоящие прямо, как будто Святой был жив. Поспешив к тому месту, он обхватил тело Святого и вытащил его из воды. Когда он поднимал его, из уст святого в реку вытекло много крови. Облекши мощи в ризу, он принес их в свой монастырь и там с честью похоронил на трибуне (беме), при архиепископе Иоасафе Белградском, который также присутствовал при погребении Святого.

После упокоения Святого произошли следующие события. Курт-паша раскаялся в том, что был одурачен и ради тщетной выгоды предал смерти столь невинного и мирного человека. Он отправил послание своему бодже, чтобы тот освободил монахов Святого, которых он заточил в темницу, и чтобы они отправились в вышеупомянутый монастырь Богородицы и остались там. Когда они пришли туда, то обнаружили, что мощи Святого были погребены, и, чтобы лучше узнать о его мученической кончине, вместе с другими священниками и христианами вскрыли могилу. Хотя мощи святого пробыли в реке три дня, подобно Ионе в чреве морского чудовища, они не истлели и не имели дурного запаха, но были совершенно благоуханны и выглядели так, как будто Святой спал. Благоговейно облобызав их, они снова похоронили их на том же месте, где в его честь был построен Божий храм. Он был построен следующим образом.

Еще при жизни Святой однажды проезжал мимо Тепелене в Албании. Там он встретил визиря Али-пашу Тепеленского, который в то время еще был беем (правителем) и которого, по сути, преследовал Курт-паша. Встретившись с ним, Святой сказал ему, что его род станет великим, что он станет великим правителем, известным во всем мире, что он будет повелителем многих городов и всей Албании, и что, кроме того, он даже унаследует трон Курт-паши.

Через тридцать лет пророчества Святого исполнились, и когда могущественнейший визирь Али-паша стал великим, он, как и пророчествовал Святой, унаследовал даже трон Курт-паши. Когда же визирь Али-паша вошел в Берат, он вспомнил это слово Святого, призвал епископа Белградского (Иоасафа, племянника того, кто был епископом Белграда при жизни Святого) и повелел ему вскрыть мощи Святого и построить в его честь монастырь, ибо он знал, что Святой был истинным человеком Божиим по дару пророчества и по другим признакам.

По прошествии некоторого времени состоялось перенесение мощей Святого, и его преподобная глава была немедленно помещена в серебряный ковчег по повелению самого возвышенного принца и визиря Али-паши. Сразу же после этого он приказал сделать общий взнос и повелел воздвигнуть великий храм во имя Святого. Таким образом, Божественный храм был построен благодаря вкладу, увещеванию и возвышенному повелению могущественнейшего визиря Али-паши Тепеленского.

В тот час, когда проводили эксгумацию Святого, там оказалась бесноватая женщина, которая, желая исцелиться, следовала за Святым из дальних краев, когда он был еще жив. Когда она увидела, что вскрыли могилу Святого, бесы сильно потревожили ее, но через некоторое время она исцелилась, прославляя и Бога, и Его Святого.

Один из палачей, предавших Святого смерти, забрал его монашескую мантию. Вернувшись в ходжу, он надел ее на голову и стал насмехаться над Святым. Тут же в него вселился бес, он сбросил с себя одежду и побежал, крича, что это он убил подвижника. Услышав об этом, паша велел заковать его в цепи, и там этот, кто был злым, умер злой смертью.

После того как Святой в последний раз проповедовал в упомянутом селении Коликонтас, он оставил там большой Крест, стоящий в земле, по его обычаю. После его упокоения христиане видели Небесный свет, который по ночам сиял над Крестом. Поэтому в день Воздвижения Честного Креста священники, собравшись вместе с народом, взяли Крест и благоговейным шествием принесли его на место за трибуной (бемой), рядом с гробницей Святого – как вечное воспоминание о чуде.

Когда ученики Святого были освобождены пашой, они вынесли мощи Святого, и некоторые из них, взяв части их, отправились в другие места. Через эти частицы мощей многие больные обрели здоровье. Особенно на острове Наксос, куда двое учеников Святого отправились, чтобы рассказать о его мученической кончине школьному учителю Хрисанфу, святому учителю и брату Святого, взяв с собой несколько волосков из бороды Святого. Одна женщина из Неохориона, страдавшая тяжелой и смертельной болезнью, с благоговением взяла эти волоски и – о, чудо! – тотчас почувствовала в себе сверхъестественную силу, благодаря которой через короткое время обрела совершенное здоровье. А и многие бесплодные женщины, которые с благоговением и верой брали землю с могилы Святого в течение сорока дней, также получили просимое – рождение детей, по благодати Христовой и по ходатайству святого преподобномученика Космы, заступничеством которого да сподобимся и мы Царствия Небесного. Аминь.


СВЯТОЙ КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ.
Со сценами из жизни и мученичества.

ИЗ ПОУЧЕНИЙ
СВЯТОГО КОСМЫ.

ЛЮБИТЕ БОГА.

У ВСЕБЛАГОГО И МНОГОМИЛОСТИВОГО БОГА, братия мои, есть много разных имен: Он именуется и Светом, и Жизнью, и Воскресением. Но главное имя нашего Бога – Любовь. Если мы хотим прожить эту жизнь достойно, наследовать Царствие Небесное и называть Бога нашего Отцом, нам следует иметь две любви: любовь к Богу и любовь к нашим братьям. Естественно для человека иметь эти две любви, противоестественно – не иметь. Как ласточке необходимо два крыла, чтобы воспарить в небеса, так и нам необходимо иметь эти две любви, ибо без них нам невозможно спастись.

В первую очередь нам нужно любить Бога, ведь Он для этой временной жизни подарил нам такую большую, удобную землю, великое множество растений, родников, рек, морей, рыб, животных, а также воздух, огонь, день, ночь, небо, звезды, солнце, луну. Все это было создано для нас. А что мы должны взамен? Ничего. Все Бог дал нам даром. Он сделал нас людьми, а не животными, благочестивыми православными христианами, а не еретиками и нечестивцами. При том что мы согрешаем тысячу раз в час, Он, как отец, нас милует, не умерщвляет и не ввергает в ад. Он, готовый обнять нас, ждет, что мы раскаемся, прекратим совершать беззакония и начнем творить добро, исповедуемся и исправимся, чтобы принять нас в Свои объятия, поцеловать, отворить нам двери Рая, дабы мы вечно радовались. Разве такого Бога, такого сладчайшего Господина и Владыку не следует нам любить и, если будет необходимо, разве не следует и кровь свою пролить ради любви к Нему, как Он пролил Ее ради любви к нам?

Когда какой-нибудь человек позовет тебя в дом и захочет угостить тебя стаканчиком вина или ракии, ты потом будешь всю жизнь ему благодарен. Так не должно ли тебе почитать Бога и чувствовать себя в долгу перед Тем, Кто дал тебе столько благ и взошел на Крест ради любви к тебе? Какой отец был распят ради своих детей? А сладчайший Господь и Бог наш Иисус Христос, спасая нас из рук диавола, пролил за нас Свою Кровь. Так не подобает ли нам любить Христа нашего? А мы не только Его не любим, но и каждый день оскорбляем нашими грехами. А кого вы, братья мои, желаете любить? Диавола, из-за которого мы были изгнаны из Рая в этот проклятый мир и испытали столько несчастий? Диавол стремится умертвить нас и ввергнуть в геенну огненную, и он тотчас бы сделал это, если бы мог. Теперь скажите, братья, кого нам следует любить, а кого ненавидеть? Мне кажется, что все вы, подумав, скажете, что следует ненавидеть диавола, нашего врага, из-за которого мы были изгнаны из Рая и претерпели столько зла, а любить нашего Бога, Создателя и Творца. Не так ли вы думаете, христиане? Вашими молитвами и я это говорю.

"Да, о святой Божий, ты сказал это очень хорошо".

Но Бог хочет обрести в нашем сердце любовь. Это место, где Он мог бы обитать. Пусть будет у нас любовь к Богу и нашим братьям, чтобы пришел к нам Господь, сотворил нам радость и веселие и насадил в сердцах наших жизнь вечную и чтобы прожили мы эту жизнь достойно, а после попали в Царствие Небесное, чтобы наследовать вечную радость.

ЛЮБИТЕ СВОИХ БЛИЖНИХ.

ЕСТЕСТВЕННО ДЛЯ НАС любить наших братьев: мы с ними одной и той же природы, крещены одним и тем же Крещением, исповедуем одну и ту же веру, вместе причащаемся Страшных Христовых Таин, одними и теми же райскими блаженствами надеемся насладиться. Счастлив тот человек, который удостоился в сердце своем стяжать любовь к Богу и любовь к своим братьям. Он имеет вся благая и согрешать не может. А тот, у кого нет Бога в сердце, одержим всяким злом и всякий грех совершает. Братья мои, тысячи добрых дел мы можем делать: поститься, молиться, творить милостыню и даже кровь свою пролить за Христа, но, если будем ненавидеть наших братьев и враждовать с ними, все совершенное нами добро будет от диавола, и мы попадем в ад.

Неужели, скажете вы, имея небольшую вражду к нашим братьям, мы все равно попадем в ад, хотя делаем столько добрых дел? Да, братья мои, туда мы попадем, ибо вражда эта не что иное, как диавольская отрава. И подобно тому, как малое количество закваски заквашивает сто мер муки, так и вражда – все то доброе, что мы делаем, обращает в яд диавольский.

Христиане, имеете ли любовь между собой? Если хотите спастись, ничего другого не ищите в этом мире, кроме любви.

О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ
И СВЯТОМ КРЕСТЕ.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАПОВЕДУЮ ВСЕМ ВАМ (взрослым и детям, мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам) сделать следующее: каждый возьмите четки, держать их следует в левой руке, а тремя пальцами перебирать, каждый раз повторяя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живого, молитвами Богородицы и всех Святых твоих, прости мя и помилуй грешного и недостойного раба Твоего». В этой молитве все созерцается: Святая Троица, Бог, воплощение нашего Христа, Госпожа наша Богородица и все Святые.

Всеблагой Бог даровал нам Святой Крест. Им мы можем освящать Божественные Тайны, им можем открывать двери Рая, им можем прогонять демонов. Но для этого нам подобает иметь руки неоскверненные, чистые от греха, тогда, совершая крестное знамение, мы будем опалять и прогонять диавола. Если же будем загрязнены грехами, творение крестного знамени будет для нас тщетным. Итак, братья мои, едите вы, пьете вино или воду, гуляете или работаете, пусть всегда с вами будут молитва и крест. Если можете, ежедневно помолитесь пятьдесят и даже сто раз по четкам. Это дело святое и праведное. Всегда молитесь утром и вечером, а особенно ночью, во время тишины и покоя.

+++

ИЗ ПРОРОЧЕСТВ
СВЯТОГО КОСМЫ.

Сначала придут «красные колпаки», затем на пятьдесят четыре года их сменят англичане, а затем будет греческое государство. (Это пророчество было произнесено в Кефалонии, в связи с освобождением Семи островов [Ионических]. Французы носили "красные колпаки" во время правления Наполеона и утвердились на Семи островах, за исключением Корфу, который был сдан Кэмпбеллу в 1815 году, а в 1864 году, ровно через 54 года, сдали его Греции).

То, чего так жаждут, наступит, когда два праздника совпадут. (Правда, в 1912 году, когда праздники Благовещения и Пасхи выпали на один день, северные провинции, включая город Салоники, были сданы Греции Османской империей).

Вы увидите регулярную армию и партизанскую армию. Вы будете много страдать от них. (Это пророчество исполнилось во время гражданской войны в Греции в 1945-49 годах).

Причина всеобщей войны придет из Далмации [Сараево]. Сначала будет расчленена Австрия, затем Турция. (Сараево, где убийство австрийского кронпринца в 1914 году спровоцировало Первую Мировую войну, на самом деле находится в Боснии, примыкающей к Далмации; в конце войны сначала Австрия, а затем Турция были фактически расчленены, эти многонациональные "империи" были заменены национальными государствами и подмандатными территориями.)

Придет время, когда не будет той гармонии, которая сегодня существует между народом и духовенством.

В Константинополе будет пролито достаточно крови, чтобы утопить трехлетнего теленка. (Греция, страна, некогда покрытая густыми лесами, теперь превратилась в сплошное бесплодие, потому что жители деревень рубили деревья без разбора, а оставшиеся молодые деревца были полностью съедены козами. В результате дожди смыли весь плодородный верхний слой почвы, и бедность почвы в значительной степени способствовала бедности крестьян.)

Зло придет к вам от тех, кто научен.

Наступит время, когда немые и бессмысленные вещи будут управлять миром. (Это пророчество становится понятным в наш век автоматизации и электронных мозгов).

На равнине вы увидите безлошадную повозку, едущую быстрее кролика.

Наступит время, когда земля будет опоясана веревкой, и люди будут переговариваться из одного отдаленного места в другое, как будто они находятся в соседних комнатах; например, из Константинополя в Россию.

Настанет время, когда диавол будет делать орбиты своей тыквой (опять пророчество, которое становится понятным только сегодня, когда искусственные спутники стали обычным явлением. Упоминание о лукавом, возможно, указывает на конец и конечное применение этих и других современных изобретений или на источник первой и многих последующих "орбитальных тыкв" – СССР, правительство, основанное на сатанинском принципе войны с Богом).

Вы увидите людей, летающих в небе, как черные дрозды, и бросающих огонь на землю. Тогда живые побегут к гробам и воскликнут: "Выходите, мертвые, чтобы нам, живым, войти".


Рецензии