Польза великих людей

Ральф Уолдо Эмерсон
Ральф Уолдо Эмерсон (25 мая 1803 – 27 апреля 1882),


Верить в великих людей естественно. Если бы товарищи нашего детства
оказались героями, а их положение — царским, это не удивило бы нас. Все мифологии начинаются с полубогов, и обстоятельства их появления возвышенны и поэтичны, то есть их гениальность первостепенна. В легендах о Гаутаме первые люди ели землю и находили её восхитительно сладкой.

Кажется, что природа существует для того, чтобы быть прекрасной. Мир держится на честности добрых людей: они делают землю здоровой. Те, кто жил с ними, находили жизнь радостной и питательной. Жизнь сладка и терпима только в нашей вере в такое общество; и на самом деле или в идеале нам удаётся жить с теми, кто выше нас. Мы называем наших детей и наши земли их именами. Их
имена вплетены в глаголы языка, их произведения и портреты
находятся в наших домах, и каждое событие дня напоминает о них.


Поиск великих — это мечта юности и самая серьёзная
Занятие для мужчин. Мы путешествуем по чужим землям, чтобы найти его
работы — и, если возможно, взглянуть на него. Но вместо этого мы
отвлекаемся на удачу. Вы говорите, что англичане практичны, немцы
гостеприимны, в Валенсии прекрасный климат, а на холмах Сакраменто
есть золото, которое можно добывать. Да, но я путешествую не для того,
чтобы найти удобных, богатых и гостеприимных людей, или ясное небо, или
слитки, которые стоят слишком дорого. Но если бы существовал какой-нибудь магнит, который указывал бы
на страны и дома, где находятся люди, которые по своей природе
богат и могуч, я хотел продать все, и купить, и поставить себя на
дорога в день.

Гонка идет с нами на кредит. Знание того, что в городе есть
человек, который изобрел железную дорогу, повышает доверие всех граждан.
Но огромное население, если оно состоит из нищих, отвратительно, как
движущийся сыр, как горы муравьев или блох - чем больше, тем хуже.

Наша религия - это любовь и лелеяние этих покровителей. Боги из
сказок — это блистательные мгновения великих людей. Мы лепим все наши сосуды по
одной форме. Наши колоссальные теологии иудаизма, христианства, буддизма,
Магометизм — это необходимое и структурное действие человеческого разума.
 Учёный-историк подобен человеку, который приходит на склад, чтобы купить ткани или ковры.  Ему кажется, что он приобрёл что-то новое.  Если он пойдёт на фабрику, то обнаружит, что его новая вещь всё равно повторяет свитки и розетки, которые можно увидеть на внутренних стенах пирамид в Фивах.  Наш теизм — это очищение человеческого разума. Человек может рисовать,
создавать или думать только о человеке. Он верит, что великие материальные
элементы произошли от его мысли. И наша философия находит одну
сущность, собранную или распределённую.

Если теперь мы приступим к изучению видов услуг, которые мы получаем от других людей, давайте предостережём себя от опасности современных исследований и начнём с малого. Мы не должны бороться с любовью или отрицать реальное существование других людей. Я не знаю, что с нами будет. У нас есть социальные преимущества. Наша привязанность к другим создаёт своего рода преимущество или выгоду, которую ничто не заменит. Я могу сделать то, чего не могу сделать один. Я могу сказать вам то, что не могу сказать самому себе.
 Другие люди — это линзы, через которые мы смотрим на самих себя. Каждый человек стремится
те, кто отличается от него по качеству, и те, кто хорош в своём роде; то есть он ищет других людей и самых _других_. Чем сильнее натура, тем она более реактивна. Давайте будем стремиться к чистоте качества. Оставим в покое немного гениальности. Главное различие между людьми заключается в том, занимаются ли они своим делом или нет. Человек — это благородное эндогенное растение, которое растёт, как пальма, изнутри наружу. Его собственное дело, хотя и
невозможное для других, он может начать с быстротой и азартом. Легко
быть сладким, как сахар, и солёным, как селитра. Мы уделяем этому много внимания
старается подстеречь и заманить в ловушку то, что само попадёт к нам в руки. Я считаю его великим человеком, который обитает в более высокой сфере мысли,
куда другие люди поднимаются с трудом и усилием; ему достаточно лишь открыть глаза, чтобы увидеть вещи в истинном свете и в широком контексте; в то время как
они должны вносить болезненные исправления и бдительно следить за множеством
источников ошибок. Его служение нам таково же. Прекрасному человеку не нужно прилагать усилий, чтобы запечатлеть свой образ в наших глазах; но как же это прекрасно! Мудрой душе не нужно прилагать усилий, чтобы передать своё
качество по сравнению с другими мужчинами. И каждый может сделать то, что в его силах, проще всего. "_Peu
де Мойен, beaucoup d'eff;t._" Велик тот, кто такой, какой он есть, от природы
и кто никогда не напоминает нам других.

Но он должен быть связан с нами, и жизнь наша получите от него какое-нибудь обещание
объяснение. Я не могу сказать, что я знаю; но я заметил,
есть люди, которые, в их характере и поступках, отвечать на вопросы
на которые у меня нет ответа. Один человек отвечает на вопросы, которые не задавал никто из его современников, и остаётся в изоляции. Прошлое и настоящее
религии и философии отвечают на какой-то другой вопрос. Определенные мужчины
воспринимают нас как обладающих богатыми возможностями, но беспомощных перед самими собой и перед своим временем
возможно, в силу какого-то инстинкта, который правит в воздухе, - они
не говорят о наших желаниях. Но великие рядом; мы узнаем их в лицо.
Они оправдывают ожидания и становятся на свои места. То, что хорошо, - это
эффективно, порождает; создает себе комнату, пищу и союзников. Звук
яблоко дает семена, а гибрид - нет. Человек на своём месте, он созидателен, плодовит, притягателен, наполняет армии своей целью,
что и осуществляется таким образом. Река создает свои собственные берега, и каждая
законная идея создает свои собственные русла и приветствуется - урожаи для еды,
институты для самовыражения, оружие для борьбы и ученики, чтобы
объяснять это. Истинный художник планету для своего пьедестала; в
авантюрист, после многих лет борьбы, не имеет никакого отношения шире, чем его собственные
обувь.

Наш общий дискурс выполняет два вида использования или услугу от вышестоящих
мужчины. Прямое даяние соответствует древним представлениям людей о том, что
прямое даяние материальной или метафизической помощи, например здоровья, вечной молодости,
Тонкие чувства, искусство врачевания, магическая сила и пророчества. Мальчик
верит, что есть учитель, который может продать ему мудрость. Церкви верят в
приписываемые заслуги. Но, по правде говоря, мы мало что знаем о непосредственном
служении. Человек эндогенен, и образование — это его раскрытие. Помощь, которую мы получаем от других,
механична по сравнению с тем, что открывает в нас природа. То, чему мы таким образом учимся, доставляет удовольствие, и эффект сохраняется. Правильная этика занимает центральное место и исходит из глубины души. Дар противоречит
закону Вселенной. Служение другим — это служение нам. Я
должен оправдать себя перед самим собой. «Не лезь не в своё дело», — говорит дух; «щегол,
будешь ли ты вмешиваться в дела небес или других людей?» Непрямое служение
остаётся. Люди обладают изобразительным или репрезентативным качеством и служат нам в интеллектуальном плане. Бехмен и Сведенборг видели, что вещи являются репрезентативными. Люди также являются репрезентативными: во-первых, вещей, а во-вторых, идей.

Как растения превращают минералы в пищу для животных, так и каждый человек
превращает какое-то сырьё в природе в то, что нужно человеку. Изобретатели
огня, электричества, магнетизма, железа, свинца, стекла, льна, шёлка, хлопка;
Создатели инструментов, изобретатель десятичной системы счисления, геометр,
инженер, музыкант — каждый из них прокладывает для всех лёгкий путь через
неведомые и невозможные путаницы. Каждый человек по своей тайной склонности
связан с каким-то участком природы, чьим агентом и толкователем он является, как Линней — растений, Хубер — пчёл, Фрис — лишайников, Ван Монс — груш, Дальтон — атомных форм, Евклид — линий, Ньютон — флюксий.

Человек — это центр природы, протягивающий нити связей через
всё, жидкое и твёрдое, материальное и элементарное. Земля вращается;
Каждый комок земли и каждый камень приходят к своему меридиану; так же и каждый орган, функция, кислота, кристалл, крупица пыли связаны с мозгом. Он долго ждёт, но приходит его черёд. У каждого растения есть свой паразит, а у каждого созданного существа — свой любовник и поэт. Справедливость уже восторжествовала над паром, железом, деревом, углём, известняком, йодом, кукурузой и хлопком; но как мало материалов пока используется нашими искусствами! Масса существ и
качеств всё ещё скрыта и ждёт. Кажется, что каждое из них,
как заколдованная принцесса из сказок, ждёт предназначенного ему человека
освободитель. Каждый должен быть разочарован и идти навстречу дню в человеческом обличье. В истории открытий созревшая и скрытая истина, кажется, сама создала себе мозг. Магнит должен стать человеком в лице какого-нибудь
Гилберта, или Сведенборга, или Эрстеда, прежде чем всеобщий разум сможет постичь его силу.

Если мы ограничимся первыми преимуществами: к минеральному и растительному царствам
присуща сдержанная грация, которая в самые возвышенные моменты предстаёт
как очарование природы, блеск кристалла, уверенность родства, верность углов. Свет и тьма, тепло и холод,
Голод и еда, сладкое и кислое, твёрдое, жидкое и газообразное, окружают нас
венком удовольствий и своей приятной борьбой скрашивают день нашей жизни. Глаз каждый день повторяет первую похвалу вещам: «Он увидел, что они хороши». Мы знаем, где их найти, и эти представления нравятся нам тем больше, чем больше мы
привыкаем к ним. Мы также имеем право на более высокие удовольствия. Что-то
мешает науке, пока она не станет человечной. Таблица
логарифмов — это одно, а её применение в ботанике, музыке, оптике,
и архитектура — другое. Есть достижения в области чисел, анатомии,
архитектуры, астрономии, о которых поначалу мало кто подозревал, когда они, объединившись с разумом и волей, проникают в жизнь и вновь появляются в
разговорах, характерах и политике.

Но это будет позже. Сейчас мы говорим только о нашем знакомстве с ними в
их собственной сфере и о том, как они, кажется, очаровывают и притягивают к себе какого-нибудь гения, который всю жизнь занимается одним делом. Возможность интерпретации заключается в тождественности наблюдателя и наблюдаемого. У каждой материальной вещи есть своя небесная сторона;
через человечество он переходит в духовную и необходимую
сферу, где играет такую же незаменимую роль, как и любая другая. И к этим целям всё постоянно стремится. Газы собираются в твёрдую атмосферу; химический элемент попадает в растение и растёт; попадает в четвероногое животное и ходит; попадает в человека и думает. Но и избиратели определяют голос представителя. Он не только представитель, но и участник. Подобное познаётся подобным. Он знает о них, потому что сам является одним из них; он
просто происходит из природы или является частью этой природы. Одушевлённый
хлор знает о хлоре, а воплощённый цинк — о цинке. Их качества
определяют его судьбу, и он может по-разному проявлять их достоинства, потому что они составляют его. Человек, созданный из праха земного, не забывает
о своём происхождении, и всё, что пока ещё неодушевлённое, однажды заговорит и начнёт мыслить.
  Неизданная природа раскроет все свои тайны. Скажем ли мы, что
кварцевые горы превратятся в бесчисленные Вернеры, фон Бухи и Бомонты,
а лаборатория атмосферы растворит их?
не знаю, что такое Берцелиус и Дэвис?

Так мы сидим у огня и держимся за полюса Земли. Это
_квази_ вездесущее состояние компенсирует ограниченность нашего положения. В один из
тех небесных дней, когда небо и земля встречаются и украшают друг друга,
кажется, что мы бедны, потому что можем провести его только один раз: мы
желаем тысячу голов, тысячу тел, чтобы мы могли прославлять его
огромную красоту разными способами и в разных местах. Это что-то из ряда вон выходящее? Ну, по правде говоря, мы
умножаемся за счёт наших доверенных лиц. Как легко мы перенимаем их труд. Каждый
Корабль, прибывающий в Америку, получил свой маршрут от Колумба. Каждый роман — в долгу перед Гомером. Каждый плотник, который строгает рубанком, заимствует гениальную идею забытого изобретателя. Жизнь окружена созвездием наук, вкладом людей, которые погибли, чтобы добавить свою точку света на наше небо. Инженер, брокер, юрист, врач, моралист, теолог и каждый человек, если он обладает какой-либо наукой, — это определитель и составитель карты широт и долгот нашего состояния. Эти люди, прокладывающие дороги, обогащают нас. Мы должны расширять сферу жизни,
и умножить наши отношения. Мы столько гейнеры, найдя новую
недвижимость в старой земле как путем приобретения новой планете.

Мы слишком пассивны в приеме этих материалов или полуфабрикатов материал
СПИД. Мы не должны быть мешками и желудками. Подняться на одну ступеньку - значит подняться выше.
наше сочувствие помогает нам лучше. Активность заразительна. Глядя
туда, куда смотрят другие, и разговаривая с теми же вещами, мы улавливаем то
очарование, которое их привлекло. Наполеон сказал: «Не стоит слишком часто сражаться
с одним и тем же врагом, иначе вы научите его всему своему военному искусству».
с любым человеком энергичного ума, и мы очень быстро приобретаем привычку
смотреть на вещи в том же свете, и при каждом удобном случае мы
предвосхищаем его мысль.

Мужчины полезны благодаря интеллекту и привязанностям. Другая помощь, я
нахожу фальшивую внешность. Если вы хотите дать мне хлеба и огня, я понимаю, что плачу за это полную цену, и в конце концов это оставляет меня таким же, каким я был, ни лучше, ни хуже; но всякая умственная и нравственная сила — это положительное благо. Она исходит от вас, хотите вы того или нет, и приносит пользу мне, о котором вы никогда не думали. Я даже слышать не могу о личной выгоде.
энергия любого рода, огромная работоспособность без свежей решимости.
Мы подражаем всему, что может сделать человек. Высказывание Сесила о сэре Уолтере
Слова Рейли: "Я знаю, что он может ужасно трудиться" - это электрическое прикосновение. Таковы портреты Кларендона, написанные Хэмпденом: «Он был трудолюбив и бдителен настолько, что его не могли утомить или измотать самые изнурительные занятия, и настолько проницателен, что его не могли обмануть самые хитрые и ловкие, и настолько храбр, что его лучшие качества не уступали его худшим». Таковы портреты Кларендона, написанные Хэмпденом: «Он был настолько преданным поклонником истины, что с таким же успехом мог бы сам себя казнить».
позволяйте красть так же, как и лицемерить". Мы не можем читать Плутарха без того, чтобы
кровь не трепетала; и я принимаю высказывание китайского Менция.:
"Мудрец - наставник ста веков. Когда слышат о нравах Лоо.
Глупые становятся разумными, а колеблющиеся - решительными".

Такова мораль биографии; и все же ушедшим людям трудно задеть за живое
как и нашим собственным товарищам, чьи имена могут сохраниться не так долго.
О ком я никогда не думаю? В то время как в каждом уединении есть те, кто
поддерживает наш гений и чудесным образом вдохновляет нас. Есть
сила любви в том, чтобы предвидеть судьбу другого лучше, чем он сам,
и героическими побуждениями направлять его к цели. Что может быть
более значительным в дружбе, чем её возвышенное влечение к любой добродетели,
которая есть в нас? Мы никогда больше не будем думать о себе и о жизни
свысока. Мы воодушевлены какой-то целью, и усердие рабочих на железной дороге
больше не будет нас позорить.

Под эту категорию также подпадает та дань уважения, очень искренняя, как мне кажется, которую
все сословия оказывают герою дня, от Кориолана и Гракха до
Питта, Лафайета, Веллингтона, Вебстера, Ламартина. Услышьте крики в
улица! Люди не могут насмотреться на него. Они восхищаются человеком.
Вот голова и туловище! Какой фасад! Какие глаза! Атлантида
плечи и героическая осанка в целом, с равной внутренней силой, чтобы
направлять великую машину! Это удовольствие от полного выражения того, что в их личном опыте обычно сдерживается и подавляется, распространяется также на гораздо более высокий уровень и является секретом читательской радости от литературного гения. Ничего не утаивается. Огня достаточно, чтобы расплавить гору руды. Главную заслугу Шекспира можно выразить словами, что он,
из всех людей лучше всего понимает английский язык и может говорить всё, что пожелает. И всё же эти незасоренные каналы и шлюзы самовыражения — это лишь
здоровье или удачное сложение. Имя Шекспира говорит о других и
чисто интеллектуальных преимуществах.

 . Сенаты и монархи не делают комплиментов, не вручают медалей, не дарят мечей и гербов, как это делают люди, обращаясь к человеку с высоты своего положения и предполагая его умственные способности. Эта честь, которая
в личной жизни выпадает едва ли дважды за всю жизнь, гениальна
постоянно платит; довольствуется тем, что время от времени, раз в столетие, предложение
принимается. Индикаторы материальных ценностей низводятся до уровня
поваров и кондитеров с появлением индикаторов идей. Гений — это натуралист или географ сверхчувственных
областей, который составляет их карту и, знакомя нас с новыми сферами
деятельности, охлаждает нашу привязанность к старым. Это сразу же принимается как
реальность, в которой мир, с которым мы общались, является спектаклем.

Мы ходим в спортзал и в бассейн, чтобы увидеть силу и
Красота тела доставляет такое же удовольствие и приносит такую же пользу, как и интеллектуальные подвиги всех видов: подвиги памяти, математические комбинации, способность к абстрагированию, преобразования воображения, даже разносторонность и сосредоточенность, поскольку эти действия обнажают невидимые органы и части разума, которые отвечают за части тела. Таким образом, мы вступаем в новую гимназию и учимся выбирать людей по их самым верным признакам, обучаясь вместе с
Платон: «Выбирать тех, кто может без помощи глаз или чего-либо другого
ощущение, перейдите к истине и к жизни". Главным среди этих мероприятий
такие кульбиты в исполнении, заклинаний и воскрешений кованого
воображение. Когда это просыпается, мужчина, кажется, умножает свою силу в десять или в
тысячу раз. Это открывает восхитительное ощущение неопределенного
размера и вдохновляет на смелые умственные действия. Мы так же гибки, как порох, и предложение в книге или слово, обронённое в разговоре, высвобождает нашу фантазию, и мгновенно наши головы наполняются галактиками, а ноги ступают по дну преисподней. И в этом есть польза
Это реально, потому что мы имеем право на эти расширения, и, однажды выйдя за рамки, мы уже никогда не будем теми жалкими педантами, которыми были.

 Высшие функции интеллекта настолько взаимосвязаны, что некоторая способность к воображению обычно проявляется у всех выдающихся умов, даже у первоклассных математиков, но особенно у вдумчивых людей с интуитивным складом ума. Этот класс служит нам, потому что у них есть восприятие идентичности и восприятие реакции. Платон, Шекспир,
Сведенборг, Гёте никогда не закрывали глаза ни на один из этих законов. Восприятие
один из этих законов является своего рода измерителем ума. Маленькие умы остаются маленькими,
из-за неспособности их увидеть.

Даже у этих праздников есть свой переизбыток. Наш восторг перед разумом вырождается
в идолопоклонство перед вестником. Особенно когда разум, обладающий мощным методом,
наставляет людей, мы находим примеры угнетения. Господство Аристотеля, астрономия Птолемея, заслуги Лютера, Бэкона, Локка — в религии, в истории иерархий, святых и сект, которые носят имена своих основателей, — всё это в точку. Увы!
 каждый человек — такая жертва. Глупость людей всегда привлекает
наглость власти. Пошлый талант наслаждается тем, что ослепляет и
опутывает зрителя. Но истинный гений стремится защитить нас от самого себя.
Истинный гений не обедняет, а освобождает и добавляет новые ощущения. Если бы в нашей деревне появился мудрый человек, он бы создал у тех, кто с ним общался, новое представление о богатстве, открыв им глаза на незаметные преимущества; он бы укрепил чувство неизменного равенства, успокоил бы нас заверениями, что нас не обманут; ведь каждый бы видел ограничения и гарантии. Богатые
увидели бы их ошибки и бедность, бедняков - их побеги и их
ресурсы.

Но природа создает все это в свое время. Чередование - ее лекарство.
Душа нетерпелива к хозяевам и жаждет перемен. Домработницы говорят
о домашней прислуге, которая была ценной: "Она прожила со мной достаточно долго
". Мы - тенденции, или, скорее, симптомы, и никто из нас не совершенен.
Мы прикасаемся и уходим, и пьем пену многих жизней. Смена поколений — закон
природы. Когда природа забирает великого человека, люди ищут на горизонте
его преемника, но никто не приходит и не придёт. Его класс исчезает
с ним. В какой-то другой, совершенно иной сфере появится следующий человек; не Джефферсон, не Франклин, а великий торговец; затем подрядчик на строительстве дорог; затем исследователь рыб; затем охотник на бизонов или полудикий западный генерал. Таким образом, мы противостоим нашим грубым хозяевам; но против лучших есть более действенное средство. Сила, которую они передают, не принадлежит им. Когда мы возвышаемся благодаря
идеям, мы обязаны этим не Платону, а идее, которой также был обязан
Платон.

Я не должен забывать, что у нас есть особый долг перед одним классом. Жизнь - это
шкала степеней. Между рангами наших великих людей существуют широкие
интервалы. Во все времена люди привязывались к нескольким
личностям, которые либо благодаря качеству идеи, которую они воплощали, либо благодаря широте их признания, имели право на положение лидеров и законодателей. Они учат нас качествам изначальной природы — знакомят нас с устройством вещей. Мы плывём день за днём по
реке заблуждений и искренне забавляемся домами и городами в
воздухе, в которые верят окружающие нас люди. Но жизнь — это
искренность. В моменты просветления мы говорим: «Пусть для меня откроется путь в реальность; я слишком долго носил шапку шута». Мы поймём смысл нашей экономики и политики. Дайте нам шифр, и, если люди и вещи — это ноты небесной музыки, давайте прочтем их. Нас лишили разума, но были здравомыслящие люди, которые наслаждались богатым и осмысленным существованием. То, что они знают, они знают и для нас. С каждым новым разумом раскрывается новая тайна природы; и Библия не может быть закрыта до тех пор, пока не родится последний великий человек. Эти люди правы
безумие животных духов заставляет нас быть внимательными и побуждает нас
к новым целям и силам. Человеческое почтение отводит им
самое высокое место. Взгляните на множество статуй, картин и памятников,
которые напоминают об их гениальности в каждом городе, деревне, доме и на каждом корабле:

 «Их призраки всегда предстают перед нами,
наши благородные братья, но одной крови;
 За столом и в постели они властвуют над нами,

С прекрасными лицами и добрыми словами."

Как проиллюстрировать особую пользу идей, служение, оказываемое теми, кто внедряет нравственные истины в сознание людей?— Я
Всю свою жизнь я страдаю от постоянного роста цен. Если я
работаю в своём саду и обрезаю яблоню, я вполне доволен и мог бы
продолжать в том же духе бесконечно. Но мне приходит в голову, что
день прошёл, а я так ничего и не сделал. Я еду в Бостон или Нью-Йорк
и бегаю по своим делам: они ускоряются, но и день тоже. Я расстроен воспоминанием о той цене, которую
я заплатил за незначительное преимущество. Я помню _шкуру осла_, на которой
тот, кто на ней сидел, должен был получить желаемое, но кусок шкуры пропал.
каждое желание. Я иду на съезд филантропов. Делаю всё, что могу, но
не могу отвести взгляд от часов. Но если в компании появится какая-нибудь добрая душа, которая мало что знает о людях или партиях, о Каролине или Кубе, но которая провозгласит закон, отменяющий эти частности, и таким образом убедит меня в справедливости, которая ставит мат каждому нечестному игроку, разоряет каждого корыстолюбца и сообщает мне о моей независимости от любых условий страны, времени или человеческого тела, то этот человек освободит меня; я забуду о часах. Я перестану болезненно относиться к
личности. Я исцеляюсь от своих ран. Я становлюсь бессмертным, осознавая, что обладаю нетленными благами. Здесь царит жестокая конкуренция между богатыми и
бедными. Мы живём на рынке, где есть только столько-то пшеницы, или шерсти, или
земли; и если у меня есть намного больше, то у каждого другого должно быть намного меньше. Кажется, что у меня нет ничего хорошего, если я не нарушаю приличий. Никто не радуется чужой радости, а наша система — это система войны, система пагубного превосходства. Каждый ребёнок саксонской расы воспитывается так, чтобы желать быть первым. Такова наша система, и человек начинает измерять своё величие по
сожалеет, завидует и ненавидит своих соперников. Но в этих новых областях
есть место: здесь нет ни самоуважения, ни исключений.

 Я восхищаюсь великими людьми всех сословий, теми, кто отстаивает факты и
мысли; мне нравятся грубые и утончённые, «бичи Божьи» и «любимцы человечества». Мне нравится первый Цезарь; и Карл V, король Испании; и
Карл XII, король Швеции; Ричард Плантагенет, король Англии; и Бонапарт, император Франции. Я
аплодирую в знак одобрениядостойный человек, офицер, соответствующий своему званию; капитаны,
министры, сенаторы. Мне нравится хозяин, крепко стоящий на ногах,
благородный, богатый, красивый, красноречивый, наделённый достоинствами,
очаровывающий всех людей и превращающий их в своих подданных и опору своей власти. Меч и посох, или таланты, подобные мечу или посоху,
вершат дела мира. Но я считаю его великим, когда он может отказаться от себя и от всех
героев, впустив в нашу мысль этот элемент разума, не зависящий от личности;
эту утончённую и непреодолимую движущую силу.
уничтожающий индивидуализм; сила, столь великая, что властитель — ничто. Тогда он — монарх, дарующий своему народу конституцию;
понтифик, проповедующий равенство душ и освобождающий своих слуг от варварских оков; император, который может пощадить свою империю.

 Но я намеревался с некоторой тщательностью указать на два или три аспекта
служения. Природа никогда не щадит опий или непентес, но везде, где она
калечит своё творение каким-либо уродством или недостатком, она обильно
рассыпает свои маки на месте ушиба, и страдалец радостно идёт по жизни,
не подозревающие о крахе и неспособные его увидеть, хотя весь мир
каждый день указывает на него пальцем. Бесполезные и отвратительные члены общества, чьё существование — социальная язва, неизменно считают себя самыми несчастными людьми на свете и никогда не перестают удивляться неблагодарности и эгоизму своих современников.
 Наш мир открывает свои скрытые достоинства не только в героях и архангелах, но и в сплетниках и няньках. Разве это не редкое изобретение, которое
придаёт каждому существу должную инерцию, сохраняя, сопротивляясь
энергия, злость на то, проснуться, или изменился? Абсолютно не зависит от
интеллектуальные силы в каждой гордость отзыв, безопасность
что мы правы. Не самая слабая бабуля, не косящая идиотка, но
использует ту искру восприятия и способности, которая еще осталась, чтобы посмеяться и
восторжествовать в своем мнении над абсурдностью всего остального.
Разница у меня есть мера абсурда. Никто не опасение
быть неправым. Разве это не блестящая мысль — соединить всё этим битумом, самым быстрым из цементов? Но посреди всего этого смеха
самодовольство, некая фигура, которую Терсит тоже может любить и
восхищаться. Именно он должен был вести нас по пути, по которому мы шли. Его помощи нет конца. Без Платона мы бы почти потеряли веру в возможность создания разумной книги. Кажется, нам нужна только одна, но мы хотим только одну. Мы любим общаться с героическими личностями, потому что наша восприимчивость безгранична; и с великими людьми наши мысли и манеры легко становятся великими. Мы все мудры по способностям, но так маломудры по
энергии. В компании нужен только один мудрый человек, и все мудры, так
быстро распространяется зараза.

Таким образом, великие люди — это зеркало, которое очищает наши глаза от эгоизма и
позволяет нам видеть других людей и их дела. Но есть пороки и
безумства, свойственные целым народам и эпохам. Люди похожи на своих
современников даже больше, чем на своих предков. У пожилых пар или у людей,
которые много лет живут вместе, наблюдается сходство, и если бы они
прожили достаточно долго, мы бы не смогли их различить. Природа ненавидит эти уступки, которые
угрожают превратить мир в сплошную массу, и спешит разрушить такие
сентиментальные агломерации. Подобная ассимиляция происходит между людьми из одного
города, одной секты, одной политической партии; и идеи времени витают
в воздухе и заражают всех, кто им дышит. Если смотреть с любой высокой точки,
этот город Нью-Йорк, тот город Лондон, западная цивилизация,
покажутся скоплением безумий. Мы поддерживаем друг друга
и усиливаем своим соперничеством безумие времени. Щит от
уколов совести — это всеобщая практика, или наши
современники. Опять же: очень легко быть таким же мудрым и добрым, как ваши
Спутники. Мы узнаём о наших современниках то, что они знают, без
усилий, почти кожей. Мы постигаем это благодаря
сочувствию или тому, что жена постигает интеллектуальные и нравственные
достижения своего мужа. Но мы останавливаемся там, где останавливаются
они. Едва ли мы можем сделать ещё один шаг. Великие люди, или те, кто владеет природой и выходит за рамки
моды, благодаря своей верности универсальным идеям, спасают нас от этих
федеральных заблуждений и защищают нас от наших современников. Они —
те исключения, которых мы хотим видеть там, где все одинаково.
Иностранное величие — противоядие от кабализма.

Таким образом, мы питаемся гением, отдыхаем от слишком долгих бесед
с нашими товарищами и радуемся глубине природы в том направлении, в
котором он ведёт нас. Какая компенсация — один великий человек за
множество пигмеев! Каждая мать желает, чтобы один из её сыновей
был гением, хотя все остальные должны быть посредственными. Но в
избытке влияния великого человека появляется новая опасность. Его
притягательность уводит нас с нашего места. Мы становимся
подчинёнными и интеллектуальными самоубийцами. Ах! вон там, на горизонте, наша
помощь: другие великие люди, новые качества, противовесы и сдерживающие факторы
друг друга. Мы пресыщаемся мёдом каждого особенного величия. Каждый герой
в конце концов становится скучным. Возможно, Вольтер не был злым, но он
сказал о добром Иисусе: «Умоляю тебя, пусть я никогда больше не услышу
имени этого человека». Они превозносят добродетели Джорджа Вашингтона —
«Проклятый Джордж Вашингтон!» — вот и вся речь и опровержение бедного якобинца. Но это
неотъемлемая защита человеческой природы. Центростремительная сила усиливает
центробежную. Мы уравновешиваем одного человека другим, и здоровье
государства зависит от этого.

Однако есть быстрый предел использованию героев. Каждый гений
защищен от приближения некоторой недоступностью. Они очень
привлекательный, и, кажется, на расстоянии наши собственные; но нам мешают на все
по бокам от подхода. Чем больше мы становимся, тем больше мы отталкивались.
В том хорошем, что делается для нас, есть что-то непрочное. Лучшее
открытие первооткрыватель делает для себя сам. В этом есть что-то нереальное для его спутника, пока он тоже не подтвердит это. Кажется, что Божество наделяет каждую душу, которую он посылает в природу, определёнными добродетелями
и силы, не передающиеся другим людям, и, отправляя его в ещё один круг существ, написал на этих одеждах души: «Не передаётся» и «Годится только для этого путешествия». В общении разумов есть что-то обманчивое. Границы невидимы, но их никогда не пересекают. Есть такая добрая воля делиться и такая добрая воля принимать, что каждый из нас грозит стать другим; но закон индивидуальности собирает в себе свою тайную силу: ты — это ты, а я — это я, и так мы остаёмся.

 Ибо Природа желает, чтобы всё оставалось самим собой; и пока каждый
Индивидуум стремится расти и вытеснять, вытеснять и расти, до
предела Вселенной, и навязать закон своего существования каждому
другому существу. Природа неуклонно стремится защитить каждого
от каждого. Каждый защищается сам. Ничто не может быть более заметным, чем сила, с помощью которой
люди ограждают себя от других людей в мире, где каждый благодетель так легко
становится злодеем, лишь продолжая свою деятельность там, где она не
нужна; где дети кажутся настолько зависимыми от своих глупых
родителей, и где почти все люди слишком
общительные и вмешивающиеся в дела. Мы справедливо говорим об ангелах-хранителях детей. Как они защищены от влияния злых людей, от пошлости и дурных мыслей! Они изливают свою красоту на всё, что видят. Поэтому они не зависят от таких плохих воспитателей, как мы, взрослые. Если мы ворчим и ругаем их, они вскоре перестают обращать на это внимание и становятся самостоятельными; а если мы потакаем их глупостям, они учатся ограничивать себя в другом.

Нам не нужно бояться чрезмерного влияния. Более щедрое доверие
допустимо. Служи великим. Не поддавайся унижениям. Не отказывайся от должности
ты можешь помочь. Будь частью их тела, дыханием их уст.
 Откажись от своего эгоизма. Кого это волнует, если ты обретёшь нечто более широкое и
благородное? Не обращай внимания на насмешки босуэллизма: преданность может быть
сильнее, чем жалкая гордыня, которая защищает собственные юбки. Будь
другим — не собой, а платоником; не душой, а христианином; не натуралистом, а картезианцем; не поэтом, а шекспировцем. Напрасно;
колеса судьбы не остановятся, и никакие силы инерции, страха или самой любви не удержат тебя. Вперед и навсегда
вперёд! В микроскоп можно увидеть монаду или колесное насекомое среди инфузорий,
плавающих в воде. Вскоре на животном появляется точка, которая
увеличивается до щели, и оно становится двумя отдельными животными.
Постоянно растущая обособленность проявляется во всех мыслях и в
обществе. Дети думают, что не могут жить без своих родителей. Но задолго
до того, как они осознают это, появляется чёрная точка, и происходит
обособление. Любая случайность теперь покажет им их
независимость.

Но _великие люди_ — это слово оскорбительно. Есть ли каста? Есть ли судьба?
Что стало с обещанием добродетели? Вдумчивый юноша сетует на
извращённость природы. «Великодушный и красивый, — говорит он, —
вот ваш герой; но взгляните на того бедного Пэдди, чья страна — его тачка;
 взгляните на весь его народ Пэдди». Почему массы с незапамятных времён
были пищей для ножей и пороха? Эта идея возвышает нескольких
лидеров, у которых есть чувства, мнения, любовь, самопожертвование; и они делают
войну и смерть священными; но что насчёт бедняг, которых они нанимают и убивают?
 Дешевизна человека — это ежедневная трагедия. Это такая же реальная потеря, как
другие должны быть такими же низкими, какими должны быть мы; ибо у нас должно быть общество.

Можно ли в ответ на эти предположения сказать, что общество - это песталоццианская школа?
школа; все по очереди являются учителями и учениками. Нам в равной степени помогают
получение и передача. Мужчины, знающие одно и то же, не задерживаются надолго.
лучшая компания друг для друга. Но принесите каждому разумного человека
из другого опыта, и это будет похоже на то, как если бы вы выпустили воду из озера,
прорезав нижний бассейн. Это кажется механическим преимуществом и большой
выгодой для каждого оратора, поскольку теперь он может изложить свою мысль
сам. В своих личных настроениях мы очень быстро переходим от достоинства к
зависимости. И если кто-то никогда не садится в кресло, а всегда стоит и служит,
то это потому, что мы не видимся с компанией достаточно долго, чтобы
произошёл полный обмен ролями.
 Что касается того, что мы называем массами и простыми людьми, — простых людей не существует.
Все люди в конце концов равны, и истинное искусство возможно только при убеждённости в том, что каждый талант где-то находит своё воплощение. Честная игра,
открытое поле и свежие лавры для всех, кто их завоевал! Но
небеса оставляют равный простор для каждого создания. Каждому нелегко, пока
он не направит свой личный луч на вогнутую сферу и не узрит свой
талант также в его последнем благородстве и возвышении.

Герои часа относительно велики - они быстрее растут; или они
такие, в ком в момент успеха созрело качество, которое
затем востребовано. В другие дни потребуются другие качества. Некоторые лучи
ускользают от обычного наблюдателя, и требуется тонко адаптированный глаз. Спроси великого
человека, есть ли кто-нибудь величавее. Его товарищи — не меньше
Великих людей, но тем более, что общество не может их увидеть. Природа никогда не посылает на планету великого человека, не доверив этот секрет другой душе.

 Из этих исследований вытекает один приятный факт: в нашей любви есть истинное возвышение. Когда-нибудь репутации девятнадцатого века будут цитироваться в доказательство его варварства. Гений человечества — это настоящий герой, чья биография написана в наших анналах. Нам многое приходится додумывать и заполнять пробелы в записях. История Вселенной
симптоматична, а жизнь — мнемонична. Ни один человек во всей череде
известный мужчинам, - это причина или освещение, или, что суть то смотрели
, но это выставка, в некоторых квартал, новых возможностей. Может
мы в один день завершить огромную фигуру, которая эти вопиющие пунктов
сочиняйте! Изучение многих людей приводит нас к элементарной области
котором человек теряется, и при этом все на своих саммитах.
Мысли и чувства, которые вспыхивают то там, не может быть конфискован по любому
забор личности. В этом ключ к силе величайших
людей — их дух распространяется. Новое качество разума распространяется
ночью и днём, по концентрическим окружностям от своего источника, и распространяется
неизвестными способами; союз всех умов кажется тесным; то, что проникает в один, не может не проникнуть и в другой; малейшее
приобретение истины или энергии в любом уголке приносит огромную пользу
сообществу душ. Если различия в таланте и положении
исчезают, когда мы рассматриваем людей в течение времени, необходимого
для завершения карьеры каждого из них, то кажущаяся несправедливость
исчезает ещё быстрее, когда мы поднимаемся к центральной идентичности всех
личности, и знайте, что они созданы из той же субстанции, что и
то, что предначертано и свершается.

 Гений человечества — это правильная точка зрения на историю.
Качества остаются; у людей, которые их проявляют, их то больше, то меньше, и они
умирают; качества остаются на другом челе.  Нет более знакомого опыта.
Однажды вы видели фениксов: они исчезли; но мир не стал менее волшебным. Сосуды, на которых вы видите священные символы,
оказываются обычной керамикой, но смысл изображений священен,
и вы всё равно можете увидеть их на стенах мира.
Время от времени наши учителя служат нам лично, как мерила или ориентиры прогресса. Когда-то они были ангелами знания, и их фигуры касались неба. Затем мы приблизились, увидели их средства, культуру и ограничения, и они уступили своё место другим гениям. Хорошо, если несколько имён остаются настолько высокими, что мы не можем прочитать их вблизи, и возраст и сравнение не лишили их сияния. Но, в конце концов, мы перестанем
искать в мужчинах совершенства и будем довольствоваться их
социальными и профессиональными качествами. Всё, что касается личности,
временный и перспективный, как и сам человек, который выходит за пределы своих возможностей и обретает всеобъемлющее существование. Мы никогда не получали истинной и наилучшей пользы от какого-либо гения, пока считали его изначальной силой. В тот момент, когда он перестаёт помогать нам как причина, он начинает помогать нам больше как следствие. Тогда он предстаёт как представитель более обширного разума и воли. Непрозрачное «я» становится прозрачным в свете Первопричины.

Тем не менее, в рамках человеческого образования и деятельности мы можем сказать, что великие
люди существуют для того, чтобы могли появиться ещё более великие люди. Судьба организованной природы
это улучшение, и кто может сказать, каковы его пределы? Человек должен укротить хаос; пока он жив, он должен сеять семена науки и песни, чтобы климат, урожай, животные, люди стали мягче, а семена любви и пользы множились.


Рецензии