Ф. Достоевский и Ч. Валиханов. Искусство дружить
«В мире нет ничего лучше и приятнее
дружбы;
исключить из жизни дружбу – всё
равно, что лишить мир солнечного
света».
Цицерон
Никак не уймутся «любители фобий», выплёскивая в социальные сети страхи уязвлённого самолюбия, выражающиеся в неприятии представителей другой веры или другого этноса. Многие из них в обычной, ежедневной суете сталкиваются, соприкасаются, взаимодействуют, общаются с теми к кому испытывают фобии, но обычно никаких проблем при этом не испытывают и не проявляют своё неприятие, не испытывают страха или гнева, могут сострадать и т.д. и тому подобное. В общем, сосуществуют в социуме без проблем. Какое-то раздвоение личности, словно вторая человеческая сущность толкает их говорить такие слова, за которыми «прут комплексы» собственной неполноценности. А ведь дружба с людьми, которые отличаются от тебя по этническому признаку, вероисповеданию, другого менталитета и другой культуры приводит к взаимному обогащению, развитию твоего интеллекта, расширению кругозора, к более полному пониманию человеческого предназначения, росту духовного богатства. Люди этнически предопределены на тысячелетия, тому подтверждение достижения генетической науки. Именно этническое разнообразие человека и есть залог его биологического выживания в природе в процессе эволюции. Необходимо это понимать и принимать. В этой связи хотелось рассказать о своём понимании дружбы между Шоканом Валихановым и Фёдором Достоевским, ярчайшими представителями двух народов, которым волею судеб предначертано исторически быть вместе, кто бы и как бы к этому не относился. Принцип мирного сосуществования наших народов выпестован в результате тысячелетий, как единственно приемлемый и необходимый для двух народов. Но прежде чем мы перейдём к их взаимоотношениям, короткий экскурс в биографию двух личностей планетарного масштаба.
Начнём с Ф.М. Достоевского, великого русского писателя. Акцентирую внимание, именно русского, хотя в предках писателя мы обнаружим следы белорусской, украинской, тюркской крови. Меня конкретно, конечно же, интересует тюркские корни, что естественно. Так вот род Достоевских берёт начало от боярина Данилы Ивановича Ртищева, которому в 1506 году было пожаловано имение «Достоев» в Пореческой волости Пинского уезда (современная Белоруссия). А вот предком Ртищева Д.И. был тюрок Аслан Челеби мурза, прибывший из Золотой Орды в 1389 году, который был крещён князем Дмитрием Донским. Сына Аслана Челеби мурзы звали Широким ртом, а его потомки стали Ртищевыми. Я как-то упоминал, что имеются достоверные научные исследования в области генетики, которые удостоверяют тот факт, что наследственные признаки сохраняются и не исчезают у потомков с течением времени. А по сему все мы носим те признаки, которые закладываются в нас предыдущими поколениями предков. Практически это уникальное качество заложено в самой сути человеческой природы, и мы все в принципе родня в определённом смысле. Это скорее нас объединяет, чем разделяет.
Ш.Валиханов родился в 1835 году в с. Кунтимес, Аманкарагайского внешнего округа (ныне Костанайская область). Он правнук великого казахского хана Абылая, племянник легендарного Кенесары Касымова. Историк, этнограф, фольклорист, востоковед и просветитель и всё это уместилось в очень короткие тридцать лет жизни. Но я не ставлю задачи рассказать вам о жизни этих личностей, моё повествование будет посвящено их дружбе. Небольшой экскурс был необходим, чтобы понимать масштаб их личности и степень их влияния на умы и сердца людей по обе стороны границы. Их дружба возвела взаимоотношения между казахами и русскими на совершенно новый духовный уровень и обогащала наши народы.
Их знакомство произошло в Омске в 1854 году в доме у военного инженера К.И.Иванова и его супруги дочери декабриста А.И.Анненкова. После освобождения из острога Ф.М.Достоевский и поэт петрашевич С.В.Дуров жили в их доме, куда часто захаживал их друг Ч.Валиханов. Эта встреча оставила неизгладимое впечатление на обоих, два гения почувствовали духовное родство и поразительное взаимопонимание. Вот что писал 14 декабря 1856 года Ф. Достоевский в письме к Ч.Валиханову: «Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам». Достоевский неизменно обращался к Чокану на «Вы», хотя был старше его на 12 лет. Я уже упоминал о тюркских корнях писателя, а Чокан, как известно, был потомком Чингисхана, потомком великих казахских ханов, я думаю, Фёдор Михайлович на тонком интуитивном уровне чувствовал и уважал (что присуще любому представителю тюркского народа) благородство и родовитость потомков Чингисхана, казахи называют это «тектiлiк». Это не унижает наше достоинство, это просто дань уважения и признание заслуг рода Торе перед казахским народом. Тонкая и сложная натура великого писателя не могла не чувствовать такие одухотворённые вещи, тем более она наверняка ощущала отголоски крови своих предков, вышедших из лона Золотой Орды. Я надеюсь, дорогой читатель, понял мои мысли. Ш. Монтескье сказал: «Мысль оказывается обычно глубокой, когда за высказанным она раскрывает много невысказанного и сразу позволяет понять вещи, для усвоения которых потребовалось бы прочесть множество книг». Судьба отпустила мало времени их дружбе, поскольку Ч.Валиханов сгорит как метеор в пространстве той эпохи, всё же успев оставить после себя великолепное наследие. Он из той же плеяды как А.Пушкин, М.Жумабаев, М.Лермонтов, С. Торайгыров, которые ярко горели на небосклоне человечества, оставив след на тысячелетия за короткий срок отмеренной им жизни. Жизнь Чокана была озарена светом дружбы с великим писателем не только России, а всего человечества, и как-то светлее становится на душе от того, что ты в какой-то степени можешь быть сопричастным им, их судьбе, их творениям и можешь познавать страницы жизни и дружбы, дружбы без сомнения одухотворённой, влияющей на умы и сердца людей. Ф. Достоевский не мог предвидеть смерти своего друга, он предсказывал ему великое будущее, вот что он писал в письме: «Лет через 7-8 Вы могли бы устроить свою судьбу, что были бы необыкновенно полезны своей родине. Например: не великая ли цель, не святое ли дело, быть чуть ли не первым из своих, который растолковал бы России, что такое Степь, её значение и Ваш народ по относительно России и в тоже время служить своей Родине просвещённым ходатайством за неё у русских». Фёдор Михайлович не только полюбил Чокана, он полюбил его Родину, называл её Степью, осознавая весь её космос, её суровость и неповторимую красоту, её первозданность как творения природы, её незыблемость в веках. Людям творческого склада ума, вообще свойственно видеть невидимое, ощущать связь эпох и времён, получать энергию созидания от общения с интересными людьми, странами и народами. Кто знает, возможно, наша Степь и наш Чокан стали своеобразным триггером, который вернул Фёдора Михайловича к творчеству, в котором был пронзительный и тяжёлый перерыв в связи с гонениями на него и ссылкой в казахскую Степь. Слава Всевышнему, что это произошло, и мир не потерял Писателя, потрясающего философа и психолога человеческих душ. В жизни отнюдь не ангела, испивавшего чашу бытия во всех его проявлениях, во всём его вкусе, в сладости и горечи, во всех бедах и обидах. И благодаря этому он нам подарил величайшие произведения мировой литературы, такие как: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и другие. Вообще-то я познакомился с писателем с самого своего рождения, потому что родился в г. Павлодар на улице, названной в честь Достоевского. Первыми произведениями, которые я прочитал, был роман «Игрок» и роман «Идиот», это было в восьмом классе, когда я сильно увлекался азартными играми и если бы не слово, данное матери, неизвестно каким путём потекла бы моя жизнь, как говорится на сленге, я был очень «мастёвым» игроком. Как известно, Фёдор Михайлович был очень азартным человеком, играл в карты и рулетку, часто был на грани, можно сказать, ходил по краю пропасти. Тот «кайф и азарт», который человек получает при игре, особенно при увеличении ставок невозможно ни с чем сравнить, это захватывает человека полностью и он становится заложником этого состояния, и чтобы вырваться из объятий этой страсти, необходима колоссальная воля и прагматизм ума. Воля, возможно, заложена генетически, но где же взять творческим людям прагматизм ума? Не зря большинство творческих личностей страдают различными пороками. Ведь убежать от своих мыслей и рассуждений непросто, действительно «горе от ума». Извиняюсь за некоторое отклонение от темы, признаюсь, грешен, люблю обращать внимание на небольшие штрихи, нюансы и проводить аналогии прошлого с настоящим. Из коротких фрагментов писем Ф.Достоевского Чокану мы знаем, какие чувства испытывал писатель к нему, эти чувства были взаимными, вот что пишет Ч.Валиханов в своём письме: «Мне так приятны эти немногие дни, проведённые с Вами в Семипалатинске, что теперь только о том и думаю, как бы ещё побывать у Вас. Я не мастер писать о чувствах и расположении, но думаю, что это и не к чему. Вы, конечно, знаете, как я к Вам привязан и как я Вас люблю».
Взаимное влияние друзей, естественным образом обогащало их, что не могло не сказаться на творчестве писателя. В своём романе «Подросток» писатель наделил главного героя сына помещика Версилова Аркадия качествами Чокана, а его отчима М. Долгорукого его идеями. Ф. Достоевский заинтересовался Степью, его народом и религией, которую исповедовали казахи. В своём письме брату он просил прислать ему «Коран». Вообще его ностальгия по степи и его любовь к ней как рефрен звучит в его словах, вот его строки из романа «Братья Карамазовы»: «С другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернели кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем непохожие на здешних. Там как бы самое время остановилось, точно не прошли века Авраама и его стад»
Дружба двух этих, не побоюсь этого слова гениев, наглядная демонстрация, что во взаимоотношениях людей важна не национальная составляющая, не вероисповедание людей, ни разрез глаз и цвет кожи, а духовное родство и гуманизм. Тот гуманизм, которому чужды неприятие чужой веры, чужого этноса. В нашем обществе в последнее время появилось огромное количество «верующих» людей, которые, даже не задумываясь глубоко над смыслом слов и его значением, начинают делить людей на праведных мусульман и «кафиров». Не понимая, что тем самым вступают в явное противоречие с постулатами веры, с основной мыслью и парадигмой, изложенной в святых книгах, ниспосланных нам Всевышним, конкретно это и Библия, и Коран. Есть хорошая исламская цитата: «Хороший друг – это благословение, которое приносит радость сердцу и мир разуму». Здесь не говорится, что это зависит от веры или этнической составляющей, стоит напомнить этим господам «верующим», что Аллах ниспослал этот мир и всё, что в нём есть, и Он всемогущий, и если бы захотел, все были бы мусульманами. Но Он этого не хочет, на земле более 8 миллиардов людей, огромное количество этносов и вероисповеданий и только определённая часть исповедует – ислам, не более 1.5 миллиарда. Не превращайте постулаты ислама в пустые догмы, каждый из них неотъемлемая часть целого, неразрывно связанного в единую Книгу, не вырывайте то, что как вам кажется приемлемым из общего контекста, не трактуйте и не толкуйте Коран по своему усмотрению, это запрещено Всевышним, помните об этом, когда основываясь на каком то одном догмате веры, хотите унизить или оскорбить кого- то другой веры и другого этноса. Не богохульствуйте! А лучше вспомните о дружбе Фёдора Михайловича Достоевского и Чокана Чингисовича Валиханова, ведь если вы действительно верующий человек и правильно понимаете суть вещей, то они и их дружба была ниспослана нам всем в назидание и понимание, как нужно дружить и любить, как относиться к людям. Ни в коем случае не подумайте, что я занимаюсь нравоучениями, я просто на существовавших примерах, реальных, ни сказочных, пытаюсь вам напомнить о главном, о необходимости мыслить и анализировать, умение услышать внутренние устремления собственной души. Ведь все мы творения Всевышнего и в каждом из нас заложено то, что смогли проявить и осуществить Ч. Валиханов и Ф. Достоевский, почему бы и нам не быть хоть чуточку похожими на них. Это возможно, это зависит от нас, и уверяю вас, мир вокруг нас станет немного лучше. Могу сказать вам, что эти люди отнюдь не были ангелами в жизни, в них клокотала и буйствовала и энергия созидания, и энергия греха, они были детьми своего времени и пороков, и страстей, и возвышенных материй. Они смогли всё хорошее, что было в них сделать достоянием человечества, достоянием своей страны и своего народа. Они обогатили всех нас независимо от цвета кожи и разреза глаз, от веры или неверия, они однозначно замолвили за нас с вами слово перед Всевышним, своей жизнью доказав, что Человек достоин Его милости, как бы грешен он не был.
Хочу закончить своё повествование словами ещё одного великого писателя Льва Николаевича Толстого: «Мы жалеем о потерянном кошельке с деньгами, но добрую мысль, которая пришла к нам, или которую мы услыхали или прочли, - мысль, которая, если бы её запомнили мы, приложили к жизни, могла сделать много добра – мы теряем, забываем и не жалеем о том, что дороже миллионов». Давайте же постараемся вспомнить героев моих повествований, когда нам вдруг вздумается кого-то оскорбить или унизить словами или действиями, чтобы потом не жалеть и не терзать себе душу.
Свидетельство о публикации №225011201391