Субстанция. Самый кассовый фильм 2024 года

Не просто кассовый, а удостоенный Приза за лучший сценарий на Каннском фестивале.

Попробуем разобраться. Главная героиня красива, энергична, любима зрителями. Она звезда аэробики. Ее имя Элизабет.

Но ей 50. Продюсеры уже ищут ей замену. Элизабет не хочет сдаваться и решается на крайние меры: апробировать неизвестное пока инновационное средство омоложения организма под названием «субстанция».

Омоложение проходит в страшных муках. Режиссер Корали Фаржа не стесняется это показывать. На глазах зрителей расползается кожа спины по линии позвоночника. Стоны, кровь! Как-то появляется обновленная Элизабет, теперь она Сью, и зашивает иголкой кровоточащую спину, надо полагать, прежней Элизабет. Теперь по сценарию Корали Фаржа, (она же режиссер) образовалось два человека: молодая Сью и прежняя Элизабет.

Но есть существенный нюанс. Слово «субстанция» (substantia) в переводе с латинского означает — природа, сущность чего-либо. В данном случае две женщины — сущность настоящей, природной  Элизабет. И в инструкции средства подчеркивается, что это одна сущность, единое целое.

Друг без друга они жить не могут. По условиям договора по омолаживанию, женщины сменяют друг друга каждую неделю. То есть неделю  лидирует одна, неделю — другая.

Но две ипостаси одного существа вступают в конфликт  между собой. Элизабет хочет быть всегда молодой, а Сью вообще не собирается считаться со второй частью единого целого.

В первую же неделю Сью прихватывает два часа сверх положенной недели. А у Элизабет стареют и  скрючиваются пальцы руки.

Помните книгу Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»?  Талантливый живописец Бэзил Холлуорд пишет портрет двадцатилетнего красавца Дориана Грея. Дориан так восхищен собственной красотой на картине, что восклицает:  «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!»  Пожелание оказалось роковым: отныне юноша оставался всегда молодым и очаровательным, а на спрятанном от всех портрете отражались его годы, непорядочные поступки, гадости и откровенные преступления.

Думаю, что эту идею использовала в фильме сценарист Корали Фаржа. (Напомним: главный приз на Каннском фестивале).

Противоречия внутри себя, недовольство, неудовлетворенность какими-то своими поступками — нормальны для обычной психики. Из рефлексии формируется личность.

В фильме «Субстанция» противоречия обостряются настолько негативно, бескомпромиссно, что сама жизнь уже невозможна. Ревность, жадность и беспросветный эгоизм съедают существо Элизабет-Сью изнутри.

Но насколько образно это происходит, зависит от режиссера. Режиссерский метод в данном фильме — реки крови. На постановку фильма только в финале потрачено 113 литров искусственной крови.
Кровью залиты все зрители большого зала.

В советском кино главным достоинством актера было умение держать паузу, не тупо молчать, а держать паузу. За это особенно ценился Алексей Баталов.

Западное, американское кино при всех его достоинствах уделяет большое внимание сменяемости кадров.  Расчёт идет на один-два и чем-то надо удивить зрителя, ошарашить, напугать. Режиссер Корали Фаржа следует этому правилу.  Делает старость безобразной, уродливой, глупой, завистливой, неприемлемой. И вот он, фурор! Касса! И сплошные положительные отзывы! Зритель так воспитан.

А тот, кто по-прежнему в плену интеллектуального авторского искусства, может сказать лишь словами Цицерона: «О времена, о нравы» («O tempora, o mores” )

Субстанция. Фильм 2024 года. Режиссер и сценарист Корали Фаржа. Производство Франции, Великобритании и США.


Рецензии
Любопытно. Интересное размышление. Но мне было интересно смотреть фильм. Жизнь страшнее. Ребенок, конечно, был в другой комнате, но вот старшая и муж смотрели. По эстетике ничего не скажу. Не комфортно. Но мне кажется, что проблема не в том, что режиссеры неправы. Проблема в зрителе. Он не слышит слов, которые несут смысл без крика и литров крови. Не все готовы чувствовать и слышать боль за простыми словами. «В предместье, около боен, выли собаки», помните, это Чехов. Ну выли и выли скажет кто- то. А это про другое. Это про боль. Так вот здесь просто крик о внутренних терзаниях женщины, которая хотела быть лучшей. Она сломалась так просто из-за того, что случайно услышала от босса. Это проблема перфекциониста. Это проблема современной женщины. Этим добивают многих. А знаете? У меня есть рецепт. Я говорю себе: я не смогла, мне жаль, но я попробую еще, как-нибудь иначе. Все самые тяжелые ошибки от желания кому-то доказать, что ты молодец. Возможно просто пора переходить на новый уровень понимания жизни. И не нужно быть таким требовательными к себе и другим. Мы все стараемся быть хорошими. Но ведь надо быть, а не казаться. А женщина сейчас в очень странном положении оказалась в этом мире. Мы должны быть идеальными. И боимся признаться себе и другим, что это невыполнимо. И еще момент - неумение остановиться. Главная героиня могла остановиться. Пусть с большими потерями, но остановиться. Спасти хоть что-то. Но опять помешал страх быть неидеальной… А то, что много крови. Да. А сказки помните, которые старые - старые? Там тоже без церемоний. А вообще это хоррор. Здесь много прямых символов. Очень много. Помните фильм «Сияние»? Но лесть — такая штука, на которой вертится весь мир.
— А что такое лесть?
— Лесть, — ответила Венди, — это когда папа говорит, что мои новые желтые брюки ему нравятся, а на самом деле это не так… или когда он говорит, что мне вовсе не нужно похудеть на пять фунтов.
— А, это когда врут ради смеха?
— В общем, да.

Ольга Земскова 2   13.01.2025 10:46     Заявить о нарушении
Спасибо! Очень понравился твой содержательный емкий отзыв. Фильм смотрела из-за Насти. Проблема сопротивления старости давно не новая. Вспомним хотя бы "Секрет Макропулоса" Карела Чапека. Прекрасно выглядящих пожилых женщин в интернете много. Позволяет современная косметика, помогает внутреннее достоинство, самодостаточность. Проблемы Элизабет понятны, приемлемы. Женщине всегда сложней, за каждую ошибку она расплачивается, образно говоря, кровью. Но фильм показал внутренний раздрай героини, пока еще эффектной женщины, и этот уровень неприемлем. Режиссер Корали Фаржа могла бы сделать все более тонко, изобретательно, но не смогла или не захотела. Ты считаешь, что каждый добивается, чтоб другие оценили, что он молодец. Допустим. Но я все равно сужу со своей колокольни, субъективно. Лично я, как пример пожилого человека, не хочу никому ничего доказывать, я хочу иметь возможность уважать себя. Наверное, в 50 все иначе, страсти острее. Но я в 50 только узнала, что любима, а еще позже, что симпатична и интересна. Поэтому для меня героиня фильма несостоятельна. И потому главная краска - гротеск! Выразительные средства для режиссера - потоки крови. Но это мое мнение, я имею право на субъективную оценку.

Нина Ватрушкина 2   13.01.2025 11:50   Заявить о нарушении
Спасибо. Но тут еще один момент, сопротивление на уровне Дочка- Мама. Это тоже просматривается как тема. И если с возрастом приходит спокойствие и приятие себя, то это явно знак роста. Но полюбить себя порой трудно, а надо. Мы с вами знаем

Ольга Земскова 2   14.01.2025 09:08   Заявить о нарушении
Дочка - Мама? Мне здесь сложней. Понятней Родители - Сыновья. Тут 2 этапа: когда сын твой (как и дочка), и когда сын - самостоятельный глава собственной семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я не берусь судить об этом .на форуме.

Нина Ватрушкина 2   14.01.2025 09:10   Заявить о нарушении
Ну честно вам сказать - НИЧЕГО не поняла. Ну да, я фильм не смотрела и более того - смотреть не хочу. Ну не моё это. Я даже косметикой практически не пользуюсь и от ИИ не балдею. Мне достаточно того И, который у меня есть.

Но ПОНЯТНЕЕ неужели невозможно изложить? "Зачем", скажете? Ну, чтобы это было для ЛЮДЕЙ, а не ВОЗОМНИВШИХ О СЕБЕ ИДИОТОВ... Нормальному человеку и картинки непонятны: ну, там на нижней - зашитая женщина... а на верхней - КТО??

Людмила Людмилина   12.02.2025 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.