Поздняя дорога... взрослая сказка
Японская пословица.
– Сделай мне предложение, – неожиданно сказала она, мило глядя в лицо своими карими, как омут глазами.
– Какое? – он как будто не понял, о чем она? А ведь знал, что рано или поздно она заговорит об этом. Через мгновение она рассмеялась и произнесла: «А я откажусь». Он улыбнулся: «А вдруг не откажешься?»
Так легко находить общие темы для разговора могут самые близкие, родственные души. И даже в тот миг, когда она задает свои странные, как ему кажется, вопросы, волнующие только ее, и непонятно, откуда возникавшие, из каких таких глубин души, общение с ним продолжается легко и непринужденно. Во всяком случае, так ей хочется думать.
Жизнь! Какая ты необыкновенная и подчас непредсказуемая, живая – жизнь! Они учились в одной школе. И уже тогда она выделяла его среди всех знакомых ребят. Странно получилось, что только сейчас они встретились, спустя долгие годы. Вся жизнь промелькнула, как одно мгновение – сложная и непростая! А ведь могло когда-то давно все случиться – счастье было совсем рядом – на расстоянии вытянутой руки. Но не случилось тогда. Они встретились только сейчас, когда им уже далеко за шестьдесят. Мы все в тайне ждем чего-то необычайного в жизни. Их встреча казалась ей чудом, мечтой, в которую невозможно поверить. Возможно кто-то предопределил их встречу и наполнил их жизнь новым смыслом, всевозможными красками нежности, ласки, внимания друг к другу. И не было в мире людей счастливее - хотелось любить и быть любимыми. И это на склоне лет, когда так много пережито и пройдено, когда чувства выгорают, а в душе уже нет веры в настоящее, неподдельное.
Все началось с переписки, которая незаметно увлекла их обоих. Было много общих знакомых, общая юность.
– Странно, не правда ли? Никогда бы не подумала, что смогу с тобой разговаривать обо всем через столько лет! – написала она.
– Да! Это фантастика! Путешествие во времени! – писал он.
– Я помню наш выпускной, я тогда ждала, что произойдет чудо, и ты подойдешь ко мне. Но чуда не случилось. А ты помнишь лагерь после девятого класса?
– Конечно помню, многое помню! Тебя помню, твою улыбку! Расскажи о себе, как ты жила все эти годы?
– У меня все просто, как у всех. После школы поступила в педагогический, окончила и уехала по направлению в Бухару. Конечно, родители были против, уговаривали меня не ехать, а мне было так интересно посмотреть Среднюю Азию, ее древние строения. Я была уверена, что там все сохранилось - история в великолепных средневековых постройках… В те годы Самарканд отмечал 1500 лет (у меня была такая марка). Я стремилась в Бухару. Хотя она моложе Самарканда, в ней мало было разрушенных построек, все же она оказалась не менее завораживающей. Бухара как бы состоит из двух частей – старый город и молодой, современный. Я была в восторге от увиденного старого города, своими глазами увидела восточный базар, узкие улочки Бухары – своеобразный памятник среднеазиатской архитектуры. Запах старины здесь особенно ярок и незабываем. Работала я в русской школе два года, а потом приехала мама и забрала меня оттуда.
– Спасибо …! Очень интересно про Среднюю Азию и все остальное! Напиши о своей семье, о себе, что было потом? Знаю, что у тебя два сына и внуки. Как ты оказалась в Питере? После школы я сразу поступил в ВУЗ, но окончить его не получилось, в результате различных перипетий пришлось оставить учебу и уйти в армию. До армии успел поработать на стройке, куда и вернулся после службы. Затем поступал в институт заново, окончил успешно и распределился в Москве.
– А чем ты теперь занимаешься?
– У меня все в порядке, все замечательно. Но сказать, что жизнь уже удалась не спешу – еще много нереализованных планов.
– Отлично, значит ты полон сил и интереса к жизни! Вот это, пожалуй, главное!!! Сегодня заглянула в твои заметки – хочу лучше понять тебя. Могу сказать – я в восторге от твоих работ! Ты – незаурядный человек!
– Если у тебя будет время, можешь почитать что-нибудь на сайте. У меня там есть публикации в рубрике «История и политика». Но вовсе не обязательно читать все подряд. Есть кое-что и на других сайтах.
– Да, конечно, у меня будет свободное время, ведь скоро каникулы!
– Замечательно! Прошу, особенно не старайся! Не хочу, чтобы ты напрягалась. Вот такое наше легкое общение мне больше нравится! А то ведь многие ухитряются даже сцепиться на политические темы на страницах сайта. Это смешно и не вызывает ничего, кроме умиления.
Так легко и непринужденно обменивались мнениями два немолодых уже человека, прожившие большую и сложную жизнь. Их сблизили воспоминания юности, общие школьные друзья.Его восхищала в ней жизненная активность – она много путешествует, все делает с удовольствием и добивается, чего хочет.
- Ты сохранила свой, тот самый молодой азарт, который, я помню, всегда присутствовал в твоих глазах! Это я помню! Это не каждому дано – так сохранить себя! Молодец! – с восторгом писал он. «А то ведь чаще всего приходится сталкиваться с людьми, изломанными и потухшими, и уже забывшими себя – каковыми были они в молодости. И я не исключение, каюсь. Но планы все равно есть и их не назовешь скромными. Просто я теперь уже другой».
Их беседы обо всех сторонах жизни пролетали мгновенно, оба не замечали, как быстро бежит время.
- Ты такой разговорчивый, – писала она после длительной переписки. «Мне очень приятно, когда ты смеешься или просто улыбаешься, это так здорово, весело и совсем, как в юности!»
- Спасибо, очень рад! А ты очень увлекательная собеседница! С тобой интересно обмениваться мыслями. Надеюсь на продолжение нашего общения», – писал он в ответ.
В какой-то момент он исчез, их переписка прервалась. Она понимала, что и такое возможно, «ничто не вечно под луной». Но как грустно и пусто стало вдруг! Недолгая переписка сблизила их, стала необходимой. Ей нравилось в нем все – как он излагал свои мысли, как много времени посвятил истории, поискам архивных материалов своей родословной. Тем самым увековечив имена своих предков. Он буквально заразил ее этим, подтолкнув к написанию рассказов о своих родных. Благодаря ему она смогла поделиться своими воспоминаниями о своем детстве и юности. Она не ошиблась в нем, когда девочкой впервые увидела его в школе – он был ее человек. Тот, с которым хотелось быть рядом всю жизнь.Она это поняла уже тогда.
Прошло семь лет… Каждая их встреча дарила ей радость общения, счастье близости, от которого чрезвычайно сложно отказаться.
– Мы будем когда-нибудь вместе? – немой вопрос застыл в ее глазах.
– Мы уже вместе, разве ты не чувствуешь это? – говорит его взгляд.
Когда любишь, нестерпимо хочется быть вместе. А что делать, если вместе не получается… Идти навстречу друг другу надо каждому, шаг за шагом. И как бы замечательно ни было вдвоем, если свои шаги делает только один из любящих, то наступит момент, когда он остановится, и может все рухнуть. Только с ним ей спокойно и радостно! Только с ним она ощутила себя по-настоящему любимой. Может быть, потому, что сама любит его сильно, нежно и преданно!
Он часто повторяет: «Слишком поздно мы встретились! Уже ничего нельзя изменить в жизни! Вот если бы это было раньше!!» Конечно, он прав! Он всегда прав! Но, лучше бы он так не говорил, ведь эта фраза – своего рода отказ от любви, от общения. Может быть, стоит согласиться с ним - не надо беречь в себе это чувство, которое, как звезда, освещает нам жизненный путь?
Снова и снова она мучительно задает себе вопрос за вопросом: «Нужна ли я ему в этой жизни? Зачем мы встретились?» Ловит себя на мысли, что каждую минуту «беседует» с любимым, и понимает – ответы на них не в ее пользу – он не изменит выбранный однажды свой путь…
Откуда эти вопросы? Что заставляет ее думать обо всем, что происходит в их отношениях? Он – прекрасный психолог, видит, чувствует, замечает многое. И помнит! Все до мелочей! Вот и ее он понимает, как никто другой. Вспомнила, как он будто невзначай, завуалированно намекал ей – нельзя, чтобы чувство полностью овладело и поглотило… Она не придавала этим словам значения – верила – он любит ее! Зачем надумывать невесть что, когда каждая встреча – это событие, праздник для них обоих!
…Ты можешь подарить мне солнце на ладони,
Не пожалеть подчас негромкого словца…
Цепь мелких неудач моих тебя не тронет,
Живой участья свет не озарит лица.
Ты мне не скажешь, нет, того, что жду украдкой,
Предчувствием чего, как светом, полон день.
Глаза твои
– что карий омут гладкий.
Моих печалей в них не отразится тень.
(Ульяновск, автор неизвестен, 1969 г.)
Свидетельство о публикации №225011201592
Надо же — такими нежными акварельными красками показать такую глубину, — вероятно созвучную многим человеческим судьбам!
Поздравляю Вас с шедевром, Анна!
Алексей Тверитинов 14.01.2025 19:29 Заявить о нарушении
Анна Логинова Трушкова 14.01.2025 21:12 Заявить о нарушении