Ритуал хеттов Маштигга

Ритуал Маштигги, прекращающий домашние ссоры

Ритуал Маштигги, характеризует свою цель следующим образом:
«Слово Маштигги, женщины из Киццуватны: если отец с сыном, или муж с его женой, или брат с сестрой поссорятся, я буду между ними. Я буду общаться с ними следующим образом».

Сам ритуал является типичным хеттским. Цель состоит в том, чтобы два клиента ритуально пересекли «порог», перешли из одного состояния в другое. Спор рассматривается как нечистота, и, удаляя эту нечистоту, два сражающихся рассматриваются как восстановленные в чистом состоянии.

Перед началом ритуала собиралось много материала, который впоследствии использовался. Когда все было на месте, Маштигга  (любая Старуха), которая хотела провести ритуал, начинала: выставляла одну буханку кислого толстого хлеба размером с кулак, один кусок сыра и один кувшин вина. Затем клиенты протягивали руки к этим предметам, устанавливая с ними мистическую связь. Затем Старуха ломала хлеб и сыр и выливала вино, говоря:
«О Бог Солнца, мой господин, я только что вывел к тебе ядовитые языки. Для себя в этот день, о Бог Солнца, они собираются

Это призывание божества, к которому обращаются в ритуале. Подношения изысканной пищи (вино, сыр и хлеб) делались для того, чтобы вызвать благоприятное отношение у божества. Сущность потребляемых продуктов передавалась божеству путем преломления хлеба и выливания вина. Бог Солнца мог быть призван из-за его связи с юридическими спорами и правосудием. Здесь два клиента, возможно, рассматривались в том же свете, что и два оппонента в суде, и Бог Солнца здесь председательствовал над «удовлетворением» их претензий, таким же образом, как тяжущиеся стороны должны были добиться «удовлетворения своих дел».

Ритуал продолжается в том же духе. У ног клиентов ставились два изображения из теста, а также два одетых деревянных изображения с покрытыми головами. На каждую голову клались рука и язык. Старуха делала синие и красные шерстяные нити и надевала их на их тела. Затем она брала красную нить и разрезала ее над ними, говоря клиентам:
«За то, что в тот день вы спорили друг с другом, теперь божество Андалия отрезало от вас языки (т.е. враждебные слова) тех дней».

Разрезанная нить, впитавшая в себя силу враждебных слов, затем бросалась в очаг, чтобы уничтожить их.

Точно так же Старуха взяла рыбу и сказала:
«Эта рыба — бычок морской, и как эта рыба отделена от моря, так пусть теперь они (клиенты) отделятся от языков (и) проклятий тех дней».

Произнеся заклинание, рыбу также бросали в очаг. Следовали подобные заклинания с использованием белой и черной шерсти, завернутой в жир, другие с использованием соли, мускулов, овечьего масла и воска, еще одни с использованием синих и красных шерстяных нитей, изображений рук и языков из теста. Все эти предметы размахивали перед клиентами, а затем уничтожали таким же образом, как должны были быть уничтожены враждебные слова, а затем брошены в очаг.

Следующие заклинания интереснее, потому что их сложнее понять или просто они более драматичны. Старуха сделала семь языков из жира, а затем прибила их. Помахав ими над клиентами, она заявила:
«Вот языки того дня, когда вы ссорились. Теперь Отец-Солнце-Бог просто прибил их».

Они были должным образом брошены в огонь. Это типично для хеттов, что действие практикующего ритуал (т.е. забивание языков) приписывается как действие соответствующего божества.

Вопрос в том, каково значение забивания чего-либо. В других ритуалах забивание жертвенных животных (в частности, птиц) является способом предать их богам подземного мира. Другие ритуалы также описывают подземный мир как место, куда изгоняются нечистоты. Поэтому значение этого действия, несомненно, заключается в том, что нечистая враждебность («языки») клиентов изгонялась в подземный мир силой бога Солнца.

После другого заклинания, в котором фигурки из теста очищались путем окропления их водой и освящения, а затем ими размахивали над клиентами, прежде чем бросить в очаг, мы читаем о примере хеттской замещающей магии.

Вывели белую овцу и помахали ею над клиентами, а Старуха сказала следующее:
«Это — замена вам! Да будет это заменой вашим телам! Проклятия — во рту и на языке».

Затем клиенты плевали в рот овцы, а Старуха провозглашала: «Ты выплюнула злые проклятия!» Несчастную овцу, как и все другие ритуальные сосуды нечистоты, затем нужно было уничтожить, а нечистоту изгнать в подземный мир. Для этого в земле выкапывали яму, а затем овцу разрезали таким образом, чтобы ее кровь выливалась в яму. Затем тушу также помещали в яму вместе с пресным толстым хлебом и возлиянием вина (вероятно, в качестве подношения для умилостивления божеств подземного мира).

Следующей несчастной жертвой была черная овца. Ей в рот плевали таким же образом, и овцу также забивали, но с ней расправлялись по-другому. Вместо того, чтобы изгнать зло в подземный мир, тушу разрезали на куски и сжигали на очаге. На нее поливали медом и чистым оливковым маслом. Подобно практике с белой овцой, тушу на очаге сопровождали пресный толстый хлеб, а вино возливали, здесь, возможно, для того, чтобы умилостивить божеств небес.

Следующей жертвой стал поросенок, и аналогичная магия возобновилась, когда Старуха сказала:
«Смотрите! Он откормлен травой и зерном. Как этот не увидит неба и не увидит (других) поросят, так пусть клиенты ритуала не увидят яда и проклятий!»

С поросенком обращались так же, как и с белой овцой: его убивали и хоронили вместе с приношениями из хлеба и вина.

Следующая аналогия запрещает злому языку возвращаться в тела клиентов, так же как глина, используемая для изготовления горшка, не может вернуться в глиняную яму, черное (т. е. высушенное?) семя каппани не может стать белым и способным прорасти, а также некоторое тесто, которое не будет использовано для приготовления толстого хлеба для богов. Животному, характеризуемому как «быстроногому», дают сине-красную нить, а затем приказывают, в отношении злого языка, «Подними его спиной. Подними его зубами».

Если современная чувствительность еще не оскорблена, то следующая часть ритуала наверняка справится с задачей. Старуха взяла щенка и помахала им над клиентами, говоря: «Замена вашим телам и всем частям». Клиенты плюнули ему в рот, и Старуха заявила: «Ты выплюнул проклятия того дня». Как и белая овца до него, щенок был затем убит и похоронен.

Аналогии продолжаются. Глиняная лохань для замешивания, называемая «лохань для замешивания Иштар», в которой хранилось масло и красная шерсть, была спрятана под плащами клиентов, чтобы Иштар скрыла от клиентов злые слова и вместо этого даровала им хорошую жизнь. Небольшой глиняный сосуд с вином, чистым оливковым маслом и медом выливали и разбивали, чтобы таким же образом разбить злые уста и яд.

Затем последовала одна счастливая овца. Эту овцу отдали Богу Солнца в качестве козла отпущения для клиентов. Но вместо того, чтобы ее убили, Старуха забрала овцу себе. Это могло быть частью платы женщины за ее услуги. Интересно, что, хотя овца не была принесена в жертву, хлеб и вино все равно предлагались.

Следующий раздел сохранился не так хорошо, но процесс явно похож. Было задействовано семь таблиц, хотя как именно — не совсем ясно. Тема семи продолжается, когда семь камней были размещены между кострами справа и слева. Они играют аналогичную роль, похожую на другие, хотя значение числа семь не выражено явно:
«Тот, кто воздвиг эти камни хуваши в одном и том же месте, теперь их вот-вот опрокинут. Так что то, что вышло из уст и языка в тот день к двум клиентам, пусть эти слова упадут именно так!»

Затем клиенты опрокидывали камни хуваши ногами. Старуха проходила между огнями, и некоторые предметы одежды, которые носили клиенты, были сброшены, чтобы их собрала Старуха. Этот акт сбрасывания одежды, вероятно, представляет собой сбрасывание старого состояния бытия и вступление в новое, как змея кажется новой, когда она сбросила свою старую кожу. Таким образом, прохождение Старухи между огнями и сбрасывание одежды представляют собой пересечение порога, изменение одного состояния бытия на другое.

Затем разбивалась чаша, как и положено проклятиям. Затем злые слова стирались с клиентов, протирая их «травой Солнца».

В качестве заключительного акта чаша наполнялась водой и  натуральным мылом (натроном). Эту воду выливали на клиентов, и они мыли руки и глаза. Затем грязную воду клиенты выливали в бычий рог и запечатывали там. И с последним драматическим заявлением ритуал завершается актом постоянного избавления от злых слов,

«Когда прежние короли вернутся и будут вести учет земли и обычаев — пусть тогда эта печать будет сломана!»

Неизвестно, является ли это ссылкой на хеттское видение Армагеддона, когда все умершие цари вернутся, чтобы править страной, или это просто заявление о том, что печать никогда не будет сломана. Однако ясно, что это должно было быть очень долгое время.

Примечания:

История Киццуватны известна в связи с историей Хеттского царства. Полагается, что в середине XIV века до н.э. Киццуватна (Хатти) была захвачена хеттами, но династия правителей продолжилась в качестве наместников. После распада Хеттского царства образовалось независимое государство Хилакку, с той же династией.

Иллюстрация: фото Львиных ворот в Хатуссе (Хатуше)


Рецензии