Этногенез населения средневековой Алании

"Этногенез — процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов. Теории этногенеза описывали процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов, в качестве начального этапа этнической истории. Согласно этой концепции, по завершении процесса может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Этногенез как формирование отдельной народности характеризуется консолидацией автохтонных этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов). Консолидация происходит в рамках единого общенационального государства или под началом общей религии, что часто вызвано необходимостью координации действий в ответ на внешний вызов. Иногда процесс консолидации вызван противостоянием близкородственных автохтонных компонентов пришлому населению. Часто существенным элементом этногенеза является вторжение переселенцев, которые навязывают свой этноним (выражающий этническое самосознание) местному населению, но забывают свой язык, либо навязывают как этноним, так и язык. Однако нередки случаи, когда мигранты могут быть сами ассимилированными местным населением.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Этногенез

Географические границы средневековой кавказской Алании к настоящему времени достаточно достоверно установлены современной исторической наукой. Достоверно известно также, что процесс этногенеза народонаселения средневековой кавказской Алании (1-14 века н.э.) являет собой процесс смещения и объединения в границах единого территориально-административного образования - средневековой кавказской Алании -  автохтонных кавказских племен носителей Кобанской археологической культуры (кобанцев) с пришлыми ирано-арийскими племенами аланов.
 
"Коба;нская культура - археологическая культура позднего бронзового — раннего железного веков ( с XIII – IV века до н. э.) северной и центральной части Большого Кавказского хребта, по обе его стороны, от верховьев Кубани до Дагестана (на современной карте это территория Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, западных районов Чечни, Северной и Южной Осетии, прилегающих районов Грузии, юга Ставрополья). Соседние культуры: с северо-запада – прикубанская, с юго-запада – колхидская, с востока – каякентско-хорочоевская, с севера – срубная, позже – скифская."
http://генофонд.рф/?page_id=10517

1869 году в горах Осетии был большой паводок. Вешние воды вызвали обвал одной из террас левого берега реки Гизельдон близ с. Верхний Кобан. В обрыве открылись древние захоронения с массой бронзовых вещей. Земли эти принадлежали местному землевладельцу-алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже находок из обнажившихся могил. Прошло совсем немного времени, и перед изумленным взглядом любителей древностей в молодом тогда Кавказском музее Тифлиса предстали присланные из сурового ущелья Гизельдона предметы вооружения и украшения удивительной красоты и неожиданно гармоничной пластики. По разным подсчетам, Хабош Кануков раскопал от 500 до 1000 могил, в которых содержалось до 22 тысяч вещей."

Один из авторитетнейших сегодня специалистов по кобанской культуре, В.И. Козенкова пишет: «Бесспорно, наиболее значительными были и остаются материалы, обнаруженные в срединной части Центрального Кавказа, фактически в ойкумене Казбека с его горно-предгорной и водными системами. Именно территория Северной и Южной Осетии являются собственно сердцевиной, или метрополией, этой всемирно известной группы древностей Кавказа».
https://south-ossetia.info/fenomen-iz-kobana/

"Аланы примерно в первых пяти веках своего существования (1-5 века н.э. ) сосуществуют с местным населением Кобанской культуры. Затем полностью захватывают их территорию, включают в свой состав Кобанский субстрат, и становятся доминирующим почти моно-этносом на центральном Северном Кавказе."
"Формирование аланской культуры происходило при значительном вкладе автохтонных северокавказских племен, которые, очевидно, являлись потомками носителей именно кобанской археологической культуры. Данная гипотеза находит свое подтверждение в полученных нами результатах»." - Доктор исторических наук, проф. РАН Дмитрий Коробов (Институт археологии РАН).
http://генофонд.рф/?page_id=32573

"Мы обнаружили подкурганные катакомбные захоронения, курганы небольшие, были окружены роками квадратной формы с очень интересным таким проходом с южной стороны, относимые к ранним аланам. Здесь были обнаружены и захоронения совершенно по другому обряду, совершенные в двухкамерных катакомбных погребениях, которые сейчас археологи связывают с местным кавказским населением (Кобанской культуры). Это население предшествовало появлению алан То есть у нас на одном таком большом древнем кладбище лежат люди которые являются мигрантами первыми аланскими пришельцами на эту территорию и местные люди, автохтонные люди (кобанцы). Интересна ситуация такого симбиоза культурного взаимодействия двух разных волн населения." - профессор Института археологии РАН Д. С. Коробов. - https://www.youtube.com/watch?v=wBKy3-Wiudk

"Связь и преемственность археологических культур — кобанской и аланской — наблюдается не только в устройстве могильного сооружения, но и в инвентаре — вещи кобанского времени часто сходны с вещами средневековой аланской эпохи.
Т.е. тесная связь, преемственность кобанской и аланской культуры (в широком понимании этого термина) прослеживается совершенно отчетливо — и в форме могильного сооружения, и в инвентаре, в вещах. О чем же это говорит? Ответ на этот вопрос может быть только один — население носителей Кобанской культуры, жившее здесь до прихода алан, продолжало здесь жить и в аланскую эпоху, в эпоху средневековья." Е.П. Алексеева - "Кобанцы" -

"В Дигорском ущелье Северной Осетии археологи проводят раскопки могильника Кари-Цагат кобанского и аланского времени и на поселении Сауар слои V-IV веков до нашей эры. Экспедиция организована кандидатом исторических наук, заведующим сектором археологии раннего железного века ГИМа ( Государственного исторического музея) Александром Мошинским.
Исследователи копают производственный участок поселения Кобанской культуры V-IV веков до н.э. За время работ на поселении археологи откопали десять металлургических, восемь гончарных, две косторезных мастерских, мастерскую углежога, а между ними – культовые центры со стоящим идолами и чашечными камнями.

На поселении была развита черная и цветная металлургия. Орудия труда изготавливались из железа, а в более позднее время – и отдельные украшения. Из бронзы - всякие украшения и аксессуары для одежды. Технология была хорошо развита, население прекрасно знало все необходимые добавки. Из этого же могильника достали несколько копий, а также мечей – по образу скифских акинаков.
Археолог подчеркнул, что это поселение производственного типа и аналогов не имеет. По его словам, в те века, когда оно было заселено, над ним постоянно стоял дым. В ходе многолетних раскопок исследователи обнаружили литейные формы для изготовления культовых штампов на продажу."
https://dzen.ru/a/Yvul2cfAvAEZB3Pj?sid=140913815208002047

О масштабах присутствия на территории средневековой горной Осетии, в свою очередь, и аланских племен свидетельствует следующая информация:

" О результатах археологического сезона,наша беседа с кандидатом исторических наук Асланом Цуциевым, возглавляющим истфак Северо-Осетинского госуниверситета.
" Продолжили с южно-осетинскими коллегами работы в Даргавсе, где ведём раскопки средневекового аланского катакомбного могильника. Аланский могильник, который мы исследуем, уже во многом изменил наши представления о прошлом. Он – реальное и очевидное опровержение старого тезиса о том, что аланы никогда не жили в горах и были туда «загнаны» лишь монголами в XIII веке. Огромное по площади (около 40 гектаров) кладбище, оставленное средневековыми аланами близ Даргавса, доказывает, что значительные группы алан обосновались в горной части Осетии за 500 лет до монгольского вторжения. Какие открытия можно прогнозировать? Думаю, уверенно можно говорить о том, что в перспективе здесь найдут большое аланское поселение – люди, оставившие этот могильник, жили где-то неподалеку." https://stav.aif.ru/society/1065126

В палео-ДНК носителей Кобанской культуры обнаружены доминантные гаплогруппы ДНК - G2а1а1, носители которых  в настоящее время являются представители следующих кавказских этнических групп:  сваны - 90%, осетины - 75%, карачаевцы - 30%, балкарцы - 22%, абхазы - 27%, грузины - 23, черкесы - 14%.

Однако грузины, сваны и абхазы в территориально-административном плане не являлись частью средневековой Алании и были инкорпорированы в состав средневекового Грузинского царства, и, соответственно, грузины, сваны и абхазы не являлись частью народонаселения Алании. Черкесы и в целом адыгские народы в территориально-административном плане также не являлись частью Алании и проживали в Зихии на территории Краснодарского края. Вайнахские гаплогруппы ДНК -J1 и J2 в палео-ДНК носителей Кобанской культуры не обнаружены. Археологическое наследие Кобанской культуры на исконных средневековых горных территориях проживания нахских народов - чеченцев, ингушей, кистинцев и т.д. - также не обнаружено. И согласно грузинской средневековой историографии - нахские народы в территориально-административном плане не являлись составной частью Алании и находились под территориально-административным протекторатом Грузинского царства:

"С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии. ... Дзурдзукетия (Дурдзукетия) состоит из Дзурдзукии, Кистетии и Глигви. " - - Вахушти Багратиони, грузинский царевич, 1745 год, "География Грузии".
https://sunja-edu.livejournal.com/87055.html

Таким образом в качестве местного кавказского автохтонного Кобанского этнического субстрата, принявшего непосредственное участие в этногенезе народонаселения средневековой Алании у нас остаются: осетины - 75% G2а1а1, карачаевцы - 30а1а1 и балкарцы - 22а1а1.
И здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, заключающейся в том, что в средневековой историографии соседней с Аланией страны - Грузии, в качестве народонаселения средневековой Алании, на протяжении десятков веков, многократно упоминаются исключительно овсы/осетины, а тюрки карачаево-балкарцы не упоминаются вовсе - т.е. ни разу!!!

"С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии. ... Дзурдзукетия (Дурдзукетия) состоит из Дзурдзукии, Кистетии и Глигви. Овсетия делится на следующие ущелья: Касрис-хеви, Зрамага, Жгеле, Нара, Зрого и Заха. Владения овсетинских царей суть: Чими, Тагаури, Куртаули (Кhуртhаули), Валагири, Пайкоми (Пhайкhоми), Дигори и Басиани. Во время нашествия чингисхановых татар, особенно же при вторжении Батыя и Орхана, были разорены и опустошены города овсов и строения их, и царство овсов превратилось в княжество ; овсы скрылись в горах Кавказа, а страна их большею частью превратилась в пустыню, как это наблюдается и ныне в Черкесии. После же нашествия Тамерлана и особенно по взятии Константинополя турками стали теснить овсов с той стороны крымские ханы и с этой (со стороны Грузии) татарские улусы, и потому овсы вступили в Кавказские горы и покорили кавказцев и двальцев. После того как Овсетия была опустошена и овсы поселились в горах Кавказа, Овсетия (ее предгорная равнинная часть) стала называться Черкесией или Кабардо, а горы — Овсетией ." - Вахушти Багратиони, грузинский царевич, 1745 год, "География Грузии".
https://sunja-edu.livejournal.com/87055.html

Вахушти Багратиони, труды которого являются вершиной грузинской средневековой историографии, суммировал ее данные в наиболее обобщенном и последовательном виде. Поэтому его сведения фактически являются концентрированным выражением традиций и взглядов древней и средневековой грузинской исторической литературы.  Так вот он со всей определенностью отмечает, что средневековые предки осетин - овсы имели свое царство, которое было расположено на территории средневековой Алании.

Однако даже в 1745-ом году Вахушти  Багратиони все еще ни разу не упоминает о тюрках карачаево-балкарцах. проживающих на средневековых территориях Алании!!! Но парадоксу этому есть простое объяснение - тюрки карачаево-балкарцы являются сравнительно поздними переселенцами на эти средневековые аланские территории из Крыма (в 17-ом веке н.э.). А 30% G2а1а1 - у карачаевцев, и 22а1а1 - у балкарцев - от ассимилированных ими на данной территории автохтонных жителей Алании осетин/ассиагта.

Достоверность грузинских средневековых историографических данных, согласно которым овсы/осетины являются единственными (из всех северо-кавказских этнических групп) насельниками и наследниками средневековой Алании, подтверждается и тем немаловажным обстоятельством, что осетины, будучи носителями доминантных кобанских гаплогрупп ДНК - G2а1а1 по мужской линии, т.е. - будучи выходцами из среды носителей Кобанской археологической культуры - единственные из всех северо-кавказских народов полностью ассимилировались в доминантную ирано-арийскую аланскую этническую среду средневековой Алании и де-факто стали носителями средневековой аланской этнической идентичности,  переняв у  аланских племен язык северо-восточной группы иранских языков, ирано-арийские традиции, верования и т.д..

Более того, согласно генетическим исследованиям, осетины по доминантным показателям мтДНК по женской (материнской) линии - значительно более похожи на Персидские группы, чем на Кавказские группы, и общность происхождения осетинских женщин из Персидских групп является наиболее вероятным объяснением этих результатов. Т.е. в данном случае мы имеем очевидное присутствие в ДНК осетин аланского генетического следа - доминантной аланской мтДНК по женской (материнской) линии. Соответственно, осетины, как этнос, в преобладающем своем большинстве являются метисами: наполовину кобанцами - наполовину аланами.

Т.е. по мужской, отцовской линии - осетины являются потомками автохтонных кавказцев, представителей Кобанской археологической культуры, а по женской, материнской линии - потомками ирано-язычных аланов. Т.е. в данном случае де-факто имеет мксто быть не только лишь этно-культурная но и генетическая (по линии материнских мтДНК) ассимиляция автохтонных кобанцев в доминантную ирано-арийскую аланскую этническую среду средневековой Алании.

Таким образом, за 1400 лет совместного проживания кобанцев с аланами на территории средневековой кавказской Алании (1 - 14 вв. н.э.), предки осетин по мужской линии - кобанцы - полностью ассимилировались в аланскую  этническую среду, переняли у алан язык северо-восточной подгруппы иранских языков, культуру (традиции и верования), мтДНК аланок по материнской линии. И утратив, в следствии ассимиляции, собственную кобанскую идентичность, обрели новую этническую идентичность - аланскую, носителями которой и являются осетины по сей день. Именно потому, в средневековых грузинских и армянских летописях осетин/овсов и идентифицируют как аланов. Идентичность осетинского и аланского языков признана мировой лингвистической наукой.

Итак, подводим итог: осетины являются метисами - потомками кобанцев по мужской (отцовской) линии гаплогрупп ДНК, а также потомками аланов по мтДнК по материнской линии. Кроме того осетины являются носителями аланского языка, аланской культуры и, в целом, являются единственными на Северном Кавказе и во всем Мире носителями аланской этнической идентичности.  Т.е. аланская культура для осетин является родной материнской культурой, тогда-как отчая (по мужской, отцовской линии ДНК) кобанская культура и, соответственно, кобанская этническая идентичность были утрачены в следствии ассимиляции кобанцев доминирующим аланским этническим массивом Аланского Царства. Осетины, таким образом, являются прямыми наследниками двух высокоразвитых, для своего времени, кавказских культур - кобанской и аланской, и, в целом, являются единственными законными прямыми наследниками средневековой кавказской Алании.

Соответственно, в основе этногенеза народонаселения средневековой кавказской Алании имел место быть процесс смешения и совместного проживания на одной территории автохтонных кобанских племен и пришлых ирано-ариских аланских племен, характеризующийся полной этно-культурной и частичной генетической (по линии материнских мтДНК) ассимиляцией автохтонного  кобанского этнического субстрата в доминантную аланскую этническую среду.

И здесь следует указать и на то немаловажное обстоятельство, что в грузинской средневековой историографии народонаселение средневековой Алании уже воспринимается и описывается как единый этнический массив, без деления на автохтонные кобанские и пришлые аланские племена, что свидетельствует о том, что процессы ассимиляции кобанцев в доминантную аланскую этническую среду состоялись уже к раннему средневековью. И тому есть вполне обоснованные объяснения.

По показаниям археологических материалов, значительные группы скифских племен жили в степных просторах и в горах Центрального Кавказа совместно с автохтонным местным населением носителей Кобанской археологической культуры уже с конца VIII века до н.э., когда на предгорной равнине, а затем и в горах Кавказа появляются места обитания скифов, т.е. их поселения, могильники как в виде курганных, так и простых ямных погребений. С IV в. до н.э. в этих местах где, уже обитали скифы, осели сарматы.

 
В своем описании Иберии, государственного образования, существовавшего на территории Восточной Грузин и граничевшего с территорией нынешней горной Южной Осетии, известный древнегреческий географ Страбон (64 г. до н. э. – 23 г. н. э.), один из наиболее информированных античных авторов по Кавказу, пишет:

«Равнину (страны) населяют те из иберов, которые занимаются преимущественно земледелием и склонны к мирной жизни, снаряжаясь по-армянски и по-мидийски; горную же часть занимает воинственное большинство, в образе жизни и по обычаям сходное со скифами и сарматами, с которыми они находятся и в соседстве и в родстве впрочем, они занимаются и земледелием и в случае какой-нибудь тревоги собирают много тысяч воинов как из своей среды, так и из числа тех народов (XI, 3, 3)», т. е. скифов и сарматов."

Т.е. носители Кобанской культуры - кобанцы, которые к началу н.э. уже прожили совместно на одной территории с ирано-ариями скифами и сарматами около 700 лет, существенно ассимилировались в их доминантную этническую среду и стали, согласно сообщению Страбона: "в образе жизни и по обычаям сходными со скифами и сарматами, с которыми они находятся и в соседстве и в родстве... и в случае какой-нибудь тревоги собирают много тысяч воинов как из своей среды, так и из числа скифов и сарматов."

В то же время, к началу 1-го века н.э. в среде сарматских племен усиливаются и начинают доминировать уже племена аланов (1-14 вв. н.э.), в доминантной этнической среде которых и завершился процесс полной ассимиляции кобанскуих племен в ирано-арискую культуру. Следовательно возраст включения и ассимиляции автохтонного кобанско-осетинского этнического субстрата в доминантную ирано-арийскую  культурную среду (скифскую - сарматскую - аланскую) с 7-го века до н.э.- составляет порядка 2700 лет.  Т.е. автохтонный кобанско-осетинский этнический субстрат уже 2700 лет является составной частью ирано-ариского мира и носителем ирано-арийской этнической идентичности.

И с учетом выше изложенного, известные интригующие заявления авторитетного специалиста в области ДНК-генеалогии профессора Анатолия Алексеевича Клесова о том, что осетины, якобы, не являются аланами - выглядят вполне себе забавными, но совершенно лишенными объективного смысла. Ибо как осетины могут не быть аланами, если они де-факто являются носителями средневековой аланской этнической идентичности?  Осетины являются этническими кавказскими аланами, потомками автохтонных кобанцев по мужской линии ДНК и ирано-арийских женщин - аланок, по женской, материнской линии мтДНК, т.е. они являются кавказским аланским суб-этносом, единственным прямым наследником средневековой кавказской Алании.

Такова объективная история этногенеза осетинского народа, и ее никак не смогут опровергнуть или отменить ни Клесов А.А., ни те недружественно настроенные к осетинам фольк-историки/маргиналы, которые так восторженно подхватили его опрометчивые, недостоверные заявления, и поспешили назначить осетин, то евреями-маздакитами, то пришлыми ирансими цыганами-колонизаторами, оставленными иранским шахом на охрану Дарьяльских ворот, то ягнобцами из состава войск эмира Тимура, оставленными им на охрану тех же Дарьяльских ворот, ну и так далее, и всякое еще более удивительное прочее. Бедные маргиналы! Ибо тщетны их недружественные националистические потуги против неопровержимых объективных исторических данных.

Как же восторженно они подхватили опрометчивые, основательно не продуманные заявления Клесова А.А. о том, что осетины - не являются аланами!  И как же они притихли и всеми возможными способами пытаются теперь уже замолчать сравнительно недавно установленный в ходе генетических исследований научный факт, свидетельствующий о том, что осетины, по мужской линии ДНК - являются потомками кавказских автохтонов - носителей Кобанской археологической культуры, с возрастом оседлости на Северном Кавказе в 3300 лет (с 13-го века до н.э.)! И такая реакция этих бедных и жалких горе-маргиналов вполне объяснима - они попросту в шоке!


Рецензии