Автоперевозки- кровеносные сосуды Кыргызстана

Кыргызстан в географическом плане страна высокогорная, со сложным рельефом, резко континентальным климатом, отсутствием выходов к морям. Мы очень зависимы от дорог, которые в наших условиях обходятся не дешево, к тому же и служат в разы меньше даже по сравнению с соседними странами.
 
Именно поэтому, мы хотим или нет, мы вынуждены развивать автомобильные перевозки. Нельзя сказать, что за годы суверенитета Кыргызстан в приоритетном порядке, предметно и целенаправленно развивал этот вид транспорта, который в основном держится на частных инициативах.

Между тем, автомобильные перевозки- это наиболее востребованный в мире вид грузоперевозок. По экспертным оценкам, к 2027 г. их доля на мировом логистическом рынке может достичь 39% от общего объема рынка, опережая остальные виды транспорта на 6 - 10% и более. К 2027 году объем мирового рынка транспортно-логистических услуг автомобильных грузоперевозок может достигнуть 5 трлн. долларов.

Для развития автотранспортных перевозок, безусловно, нужны не просто дороги, а скоростные автострады с односторонним движением (хайвейи), автобаны с современной инфраструктурой. Но самое главное- нужны перевозчики, желательно национальные. На начало 2023 года на территории республики зарегистрировано более 250 тысячи грузовиков. Для сравнения:  в Казахстане- 552 тыс., Узбекистане- 241 тыс., Таджикистане- 52 тыс. грузовиков.

Основные преимущества автомобильных перевозок:
• Быстрая и своевременная доставка, осуществляемая по принципу «до двери».
• Во время перевозки обеспечивается полный контроль над грузом.
• Гибкое планирование маршрутов.
• Высокая экономичность.

Лидерами в данном направлении являются страны, которые имеют высокий процент доставки грузов автотранспортом: Великобритания- 81,9 %, Германия- 61,6 %, США- 47 %, Китай- 33,2 %. Например, в США автомобилями доставляется всё, кроме сыпучих продуктов на большие расстояния (это делает железная дорога) и нефти и газа (тут используются трубопроводы и танкеры).

Причем, автомобильному транспорту нет адекватной замены при грузоперевозках на малые и средние расстояния. Первое место среди грузовых автомобильных перевозок занимают перевозки тарно-штучных грузов. Для повышения эффективности перевозки тарно-штучных грузов используются контейнеры, поддоны и пакеты, чтобы максимально укрупнить грузовые единицы.

Анализ показывает, что в Кыргызстане наблюдается увеличение цен на автомобильные перевозки грузов на коммерческой основе. Основной вклад в это внес существенный дисбаланс спроса и предложения: активное наращивание локального производства привело к росту запросов на автоперевозки не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Не все местные транспортные компании оказались к этому готовы, поэтому быстро растет активность иностранных компаний в нашей стране.
 
Кроме того, автоперевозки- это не только дороги, техника, инфраструктура, но и кадры, и логистические услуги. К сожалению, несмотря на достаточно высокую потребность сервисных, логистических и транспортных услуг в нашей стране до сих пор наблюдается высокий дефицит кадров.

Очень важный вопрос- автопарк. В текущих реалиях его обновление становится первостепенной государственной задачей и ее решению препятствует ограниченность финансовых средств, непредсказуемые колебания валютного рынка, сложности с их сервисом. По статистике, оптимальный срок службы магистрального тягача в Европе - приблизительно 5 - 7 лет или около 1 млн. км пробега. После этого зачастую начинаются проблемы с ходовой, коробкой передач, двигателем. Все грузовые перевозчики независимо от того, какой у них парк, вынуждены в частном порядке решать свои проблемы, что неэффективно и зависит от скачков цен на обслуживание автомобилей и запчасти. Еще одна серьезная проблема – это рост количества контрафактных автозапчастей. Контрафактная автодеталь по времени служит, как правило, на 20 - 60% меньше оригинальной и серьезно увеличивает риск ДТП.

Нельзя не учитывать факторы цен на ГСМ и тарифы на перевозки- их стабильность.
Все эти вопросы требуют серьезной проработки, в том числе через приоритетное развитие рынка автомобильных перевозок, активизацию цифровых технологий, платформенных решений, аналитических сервисов, разработку новых страховых продуктов для данной сферы.
В 2025 году Кыргызстан и его логистическая отрасль должны научиться быстро и эффективно решать транспортно-логистические задачи, адаптируясь к новым реалиям, особо уделить внимание укреплению и изменению цепочек поставок, а также развитию новых, в том числе альтернативных маршрутов, строительство и открытие новых дорог.

Автоперевозчики нуждаются в государственной поддержке и инвестициях в инфраструктуру, во внедрении цифровых решений для внутренней и международной логистики, формировании транспарентной и единой цифровой среды, повсеместном внедрении в круглосуточном формате системы «одного окна» для всей транспортной отрасли и бесшовной мультимодальной логистики.

Эти задачи можно успешно решить, если государство и автоперевозчики перейдут к партнерским отношениям, что сделать не так-то просто. В народе говорят: «Сытый голодного не разумеет». В этом плане, кажется, назрел тот момент, когда надо в Кыргызстане создать государственную транспортно-логистическую компанию, что позволит оздоровить конкурентную и нормативно-правовую базу, дать толчок к привлечению инвестиций в эту отрасль и реально поддержать автоперевозчиков.
Ведь перевозки - это кровеносная система всей экономики и увеличение объемов транспортировки и стабилизация цен на них сразу скажется на благосостоянии населения. Всё взаимосвязано.

Дзюдо;, дословно переводится как «гибкий путь», основано на использование силы противника. Именно на этой основе разработаны основные правила, принципы тренировок и проведения состязаний.

Мы также при выстраивании национальной стратегии развития транспортно-лонистической сферы должны исходить не из потребностей страны, а мировой тенденции, создать гикую систему в этой сфере. Только тогда, траки с кыргызскими номерами будут курсировать далеко за его пределами, делать нашу страну узнаваемой, инвестиционно привлекательной, а отрасль будет приносить огромные доходы государственной казне.


Рецензии