Битва за урожай
Почти сразу с приходом Хрущёва на верхнюю ступень власти в стране развернулась битва за урожай, он сделал это своей главной и первостепенной задачей. Совсем недавно закончилась война, разорившая деревню, колхозы были мелкие, техники никакой, труд ручной, пахать и сеять приходилось на быках и лошадях. Часто в одном селе несколько колхозов-один колхоз- одна улица села. А если подвела погода, то им было впору самим выжить, случалось, что жили впроголодь. Поэтому в стране было недостаточно хлеба, фуража, мяса и молока, еще не мог колхозник купить а магазине буханку хлеба, он продавался только рабочим и служащим. Поэтому укрупнение колхозов началось еще при Сталине в 1950 году, что дало возможность использовать технику МТС и увеличить производительность сельскохозяйственных работ. Но к приходу Хрущева укрупненные колхозы еще были недостаточно продуктивны. К середине пятидесятых в колхозах появились типовые молочно-товарные фермы с автономной механизацией внутренних работ. Стали превращаться в агропромышленные городки МТС. Один за другим покатились за Урал эшелоны с целинниками осваивать залежные земли, и, как сказал однажды Сталин в 1935 году на совещании стахановцев, «жизнь стала лучше, жить стало веселее». Воодушевленный успехами в сельском хозяйстве, Хрущев решил, что пора сделать прыжок в развитии сельхозпродукции, и таким «прыжком» должна была стать программа, названная Хрущевым «Догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения», озвученная 22 мая 1957 года на одном из совещаний. И тогда на реализацию этой программы подключилось все село. Школьники устраивали воскресники по сбору золы и куриного помета, в учебные дни занимались вывозом на поля торфа и приготовлением там компоста. Школьники у себя дома выращивали и сдавали государству кроликов, получая за это деньги. А иногда по инициативе председателя колхоза школьники на лошадке объезжали дома колхозников и собирали у них куриные яйца. Вот и мы со своим классом в один из солнечных мартовских дней вышли на болотистый луг возле речки Стрелица добывать и вывозить на поле торф. Нам надо было разгрести снег, добраться до земли, раскопать ее до торфа, а он хоть и был сверху схвачен морозцем, но в глубине уже мягкий и влажный. Командовал нашими раскопками завхоз школы, мужчина средних лет, бывший фронтовик. Тракторист был такого же возраста и тоже ветеран ВОВ. Часть одноклассников ковырялась в торфяной яме, часть подбирала и грузила в сани выброшенные комья торфа, а остальные на поле смешивали привезенный торф с золой и пометом, готовя компост. В яме двое ребят нарезали бруски торфа, а одна девушка, Лида Русалкина, подавала их наверх. Работа шла споро, и после обеда Солнце уже пригревало так, что в колее от саней образовались лужицы воды, снег таял. Но таял не только снег, оттаивала и земля над торфом. И вот, когда ребята в яме ковыряли торфяную стенку, углубляясь в нее и образуя над собой козырек торфа и земли, за спиной у них, где Лида, согнувшись подбирала нарезанные комья, часть торфоземляного козырька оттаяла и поползла вниз. Ребята быстро среагировали успели выпрыгнуть из ямы, а Лиду, не видевшую ползущий пласт, накрыло толстым слоем торфа и земли. Из-под груды торфа выглядывал только маленький кусочек Лидиного платья. Ее накрыло полностью. Все от неожиданности оцепенели, а первым отреагировал завхоз. Он схватил лопату и стал раскапывать торфяной завал. Потом ему стал помогать тракторист. Наконец пришла в себя и учительница, она закричала: «Не надо лопатой, не надо лопатой, вы ее порубите.» Мужчины отбросили лопаты и стали разгребать торф руками. Хорошо, что он был мягкий, пропитанный водой, легко отворачивался. Когда сбросили торф с головы Лиды, лицо ее было белое, как снег, она была без сознания. Ее подняли на руках, кто-то положил на бруствер фуфайку и Лиду уложили на фуфайку. Она быстро пришла в себя, хотя смотрела на всех непонимающим взглядом. Видно было, что она в шоке. Когда к ней окончательно вернулось сознание, выяснили, нет ли каких повреждений. Она ни на что не жаловалась. Завхоз побежал в школу, запряг лошадь и Лиду на лошади отвезли домой к родителям в поселок Репья. На следующий день она в школу не пришла, чем сильно напугала учителей и директора. Учитель, посланный выяснить, что с Лидой, вернулся с обнадеживающей вестью- с Лидой все в порядке, завтра будет в школе.
Свидетельство о публикации №225011200076