Гренада
Мир общения формирует нас, чем меньше тех, с кем беседуешь, тем уже твой внутренний мир, увы, книгами живое общение не заменить. Век интернета подарил нам возможность видеть, слышать людей с совершенно разными точками зрения. Я не участник споров, скорее аналитик - наблюдатель. Заметил характерную тенденцию - полученные школьные знания считаем аксиомой, которая неприкосновенна. С годами что - то теряется, что - то приобретается в пирамиде знаний. Неизменной остаётся твёрдая уверенность в своей правоте, которая исключает альтернативное мнение. Тенденция логична.
Человечество живо интересуется своей историей, но информация доходит до нас лишь фрагментами, недостающие звенья мы придумываем, опираясь на логику. Однако, из имеющихся фрагментов, можно сложить совершенно разные версии, никак не сочетающиеся. Приведу некоторые примеры.
С далёких времён, люди оценивали растительность по мере интереса к её употреблению или использованию. Из подобной позиции родилось разделение на фрукты, овощи, ягоды. Кулинарное разделение. Вместе с тем, учёные начали систематизировать признаки, по которым объединяли растения. С ботанической точки зрения вишня — это косточковый фрукт, а не ягода. Инжир — это не фрукт, не ягода и не овощ, а соплодие. Ананас — это одновременно и фрукт, и сборный многоплодник. Ананас — многолетнее травянистое растение семейства Бромелиевые. Наука развивается, следовательно, периодически, необходимы корректировки.
С детства знакомый бегемот, в школе был представлен как гиппопотам, парнокопытное животное - родственник свиней и кабанов. Новые находки позволили с точностью определить, что гиппопотам дальний родственник китов, а к диким кабанам не имеет никакого отношения. Открытие генетики, днк позволили радикально пересмотреть понимание сложившегося каркаса - какой смысл отрицать очевидное. Если бы, во время моей учёбы в школе или институте, кто - то назвал животных объединённых в отряд китопарнокопытные – его бы посчитали шутником, глупцом или психически больным.
Хорошо, пусть так. А история? Наблюдаем подобное. Существует классическое изложение истории с древнейшей истории до наших дней. Одновременно с этим активно развивается археология и иные технические возможности. Была ли Куликова битва и соответствует памятник месту таковой? То, что мы считали прописной истиной - таковой не считается. Современные историки, считают достоверной два вида информации : археология и альтернативные источники. Князь Игорь и княжна Ольга упоминаются и в византийских и арабских источниках, источниках Киевской Руси, а упоминания о Рюрике - нет. Повесть временных лет - утеряна, сохранились копии. Определить - первые ли они или это копии – копий не представляется возможным.
Появился лидар, некоторое подобие радара (сонара). Аппарат сканирует местность тысячами импульсов лазера ежесекундно. Сквозь густую растительность и толщей грунта возможно обнаружить (или не обнаружить) города и поселения; скелеты древних животных. Если новая информация не вписывается в стройную утверждённую версию, то мы будем, ни взирая ни на что, настаивать на своём, отрицая очевидное?
Столь же изменчива и личность человека. Нас приучили клеймить определениями исторические личности, но это не верно. Прочтите биографию Ионы Якира советской поры и рассекреченные архивы сего времени и пред вами предстанут совершенно разные люди, но как первый вариант, так и второй - чистейшая правда! Он был, каким был, мы же, описывая его, утверждаем положительный образ в выбранной идеологической тенденции. Может ли великий Пушкин быть плохим человеком? Картёжником, разрушителем семей и дуэлянтом? Нет, конечно.
Удивительно то, что сперва создаём в воображении образ, а затем обкладываем его подобранными фактами, решительно отбрасывая то, что противоречит. Противоречащее - это «грязное бельё» в нашем понимании. Великий Чайковский был не традиционной ориентации. И что? Его творчество от этого становится хуже или лучше? Рузвельт был парализован; Блок употреблял наркотики и т.д. Выдающиеся всё таки были люди, совершенно такие же как любой из нас.
Классическое восприятие будь какой сферы человеческой деятельности подразумевает наличие некой пирамиды. Набираем в поисковике, «выдающиеся деятели» науки, русской литературы, философии или истории. Вписываем немецкие или российские, польские или китайские - получаем список. Не важно по каким принципам он составлен, главное , что он принят и считается основой основ. Мы не рассматриваем личностные качества, просто Есенин такой - то номер среди классиков русской поэзии. В списке французских энциклопедистов №2 Вольтер, а №8 Ж.Ж. Руссо.
Давайте попытаемся характеризовать конкретного человека не по значению его творчества, не по рейтингу, а по ударам судьбы и реакцией творчеством на таковые.
Если рассматривать жизнь и творчество человека с точки зрения психологии, то всё то, чему учили в школе и ВУЗе моментально превратится в миф. Большую часть своей жизни я прожил в атмосфере исторической легенды. Психологи утверждают, что сильное воздействие на личность, стресс, порождает ответную защитную реакцию, кардинально меняя предыдущий опыт. До нападения Наполеона никто и мыслить не мог об отмене крепостного права, экономических реформах. Российское воинство прошло по Европе, обогатившись знаниями, которые хотело реализовать на родных пенатах. Россия, до нападения Бонапарта и после победы - две разные страны. Итак, жил человек в каком - то идейном аквариуме, стресс переместил его в реалии другого аквариума, с иными параметрами. Чтобы выжить - индивид приспосабливается, затем новое переселение, в третий аквариум - новое преображение. Что значит для обновлённого третьим аквариумом парадигма первого? Практически -фантазии сна. В своём новом обличии он бы так не поступал, прежняя логика кажется абсурдной. Царская Россия, Революция, Гражданская война, военный коммунизм, нэп, репрессии, ВОВ, послевоенные годы, смена генеральных секретарей - и всё это вехи одной жизни моего визави.
Предисловие.
Наблюдая позиции блогеров и их гостей, заметил общее - они не ищут истину, оппоненты (правдами неправдами) отстаивают свою, радикальную, точку зрения. Мне предстояло выбрать - жить иллюзиями или реальностью правды. Моё повествование скорее личный анализ, чем объективное повествование, в существовании которого - не верю.
«Иногда люди не хотят слышать правду, потому что они не хотят, чтобы их иллюзии были разрушены» (Фридрих Ницше).
«Ведь через речь можно создать иллюзию правды» (Платон).
«Эффект иллюзии правды — тенденция верить, что информация правдива, когда её повторяют много раз» (Михаил Иванович Большаков).
«Здесь каждого обманывают с пелёнок, впихивая с материнским молоком иллюзию правды, честности и благополучия» (Роман Шалыгин).
ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Екатеринославская губерния нам хорошо известна по деяниям Нестора Махно ( Гуляйполе). Город основан запорожскими козаками, основное население - украинцы. Надо отметить, что пятую часть населения составляли евреи, занимая территориальный сектор. Вы бы видели ту жизнь! Рай! Все друг друга знают, правильность жизни иудея несопоставимо выше материального достатка. Еврей жил тем, как оценивают образ жизни его семьи окружающие; насколько верны заветам предков и вере - это главное. Ты можешь быть портным - и пользоваться уважением, а можешь быть купцом - и не пользоваться уважением при всём твоём богатстве. Тебя не пригласят в дом, не удастся выдать замуж дочерей, единственный выход - уехать. По сию пору бродит выражение «местечковое мышление» - да , это так. Благодаря своей замкнутости, иудеям удалось пронести через века веру и культуру, нисколько не изменённую. Вы думаете, что культурный центр евреев был в Екатеринославе? Так я скажу вам - нет, вы сильно ошиблись. Евреям, изначально, выделили земли в Александровском и Мариупольском уездах, дабы они занимались сельским хозяйством. Евреи и сельское хозяйство - вы что – то слышали о разных полюсах планеты? Почему так получилось? Хорошо, послушайте, только не перебивайте, а то я собьюсь и вместо молочного борща получится суп странного вкуса.
В 1918 году Польша получила независимость, к которой стремилась сто двадцать три года, исчезнув как государство. Однако, подобно тому, как евреи стремились к исторической родине, так и поляки мечтали о независимости. Я так думаю - копировали. Обидно, что это стремление выразилось в антисемитизме. Они нашли слабых, на которых легко было отыграться. Евреи начали считаться главным источником бед - а как изменить ситуацию иудеям? Никак! Как евреи могли реагировать на погромы? Я вам скажу - только бегством. Понимая ситуацию, спасаясь, они переселялись на выделяемые земли. Раз иного пути нет, как заниматься земледелием, будем терпеть эти лишения, всё таки не вавилонский плен! Кстати, о вавилонском плене и страшном тиране Навуходоносоре - он был бит в Заречье. Наш Иоаким решил больше не платить дань побитому, тот взбесился и трагедия начала набирать обороты. Это из истории, если вы понимаете на что я намекаю.
Такова история еврейского земледелия в Екатеринославской губернии. Если уж на чистоту, то переселенцы получали субсидии; имели налоговые льготы; их освобождали от рекрутской повинности. Главной вишенкой на торте был Указ императора Николая I «Положение о евреях» от 13 (25) апреля 1835 года . В 1851 году, многодетная семья из Польши переселилась в земледельческую колонию под Екатеринославом. Это был старт.
Глава семьи размышлял так, как думали все спасающиеся евреи.
Переезд - это почти пожар. Да, переезд обеспечивали, но дом, хозяйство? Корова, пусть старенький, но конь, птица…. С собой не забрать… Знакомый поляк купил за копейки - а что делать? Пан Шиманский дальний родственник семьи, очень гордился своей фамилией - суффикс "-ski", что означает «сын» "сын Шимона". Мы все молчали на эту глупость. А как не молчать, если он у нас покупал молочные продукты, птицу, иное… А молчать было за что.
Кто не знает историю еврейского рода, который дал жизнь человечеству? Только безграмотный, с сумбуром в голове. То, что у Ноя было три сына - говорить не надо. То, что Сим родил Авраама тоже глупо сомневаться. Авраама сын Исаак, родил Исава и Иакова, так вот, чтоб вы знали Шимон - второй сын того самого Иакова ( Якова по - вашему). Так вы мне скажите «сын Шимона» - кто по национальности? Если скажите поляк - я буду смеяться.
Как мы добрались до места - вспоминать страшно! Одно спасение - дружная многодетная еврейская семья в кругу единоверцев. Мы за детьми так не смотрели, как за купленными гусятами и цыплятами. Потихоньку работа какая - никакая нашлась, привыкать стали и тут - бац, снова удар по евреям. Этот шлимазл царь Алэксандер, шо император, запретил евреем покупать и продавать землю. Я уже тогда понял, что детей надо как – то переправлять в город. Как не вился, пристроить удалось только двоих. Лучше всех устроился старший - Борух. Он от бога - ремесленник, золотые руки, весь в покойного тестя. Как я был прав! Прошли годы, я был совсем стар, когда узнал шо император запретил нашим даже арендовать землю - только через посредника.
Борух являл собой подобие челнока, бесконечно метающегося между роднёй на поселении и городской квартирой в полуподвале. Помогал продавать продукцию, что - то покупал в городе и вёз родителям и их друзьям. Вся жизнь промчалась в суете, единственный светлый лучик долгожданный внук - Михаэ;ль, в котором он души не чаял. С рождением этого ангелочка жизнь приобрела совершенно иной смысл! Высшая радость - заработать и что - то купить внуку, видеть его искреннюю радость, светящиеся глаза и обнимашки с дедулей (сАмэх) - чего ещё желать в старости? Сын Арон не принёс столько радости, надо было день и ночь работать, на нежности сил не хватало, другое дело внук! Уважающий себя иудей помнит родню до седьмого колена. Этому учат с раннего детства, потому как иначе нельзя. Святое - не только знать колена, но и посещать могилы, рассказывая ребёнку о том, кто покоится. Очень важный элемент воспитания. Каждое посещение кладбища сопровождается подробным рассказом об одном человеке покоящимся в этой могиле. Что он сделал хорошего для родни, кем был, каково родство с ныне здравствующим. Закончив круг, начинают всё снова, подобно заучиваемому стихотворению.
Все помнят детство, как выбирали камушек, который нужно было возложить на могилу родственника; этому обучают в каждой семье. Борух был не исключение, этому обучал и внука.
У Боруха родился долгожданный сын Арон Борухович Шейнкман. Не ясна причина, но у них очень долго не было детей, бог за что - то гневался на семью. Борух истово молился, работал, стараясь ублажить всевышнего, послав ребёнка, пусть даже девочку. Семьи у которых долго не было детей хорошо понимают о чём идёт речь. Когда Михаэлю (внуку) исполнилось шесть лет Борух почил, тяжело проболев год.
Арон Борухович.
С раннего детства проявлял прилежание и трудолюбие, во всём слушаясь отца. Видя, как отец из кожи вон лезет, чтобы обеспечить благополучие семьи, пылал душевной благодарностью, во всём стараясь помогать. Борух имел дальние планы, ему не нужен был помощник, он желал вырастить настоящего мастера, к которому стояла бы очередь из заказов.
Сыновье послушание сделало Арона отличным ремесленником - отец учил его, потом направил к родственнику, который славился своим мастерством, пройдя обучение Арон стал завидным женихом. Тогда слово родителя для сына очень много значило, теперь же вековые традиции нарушены - что делать, евреи смирились. Отец родного дяди Арончика был сосед родни Шейнкманов по Мариупольскому уезду, там же проживала родная сестра его жены, выйдя замуж за очень приличного сапожника. Так вот, у неё была дочь, славившаяся своим умом, чего не скажешь о красоте. Её мама – писанная красавица, снежно белая кожа и иссини- чёрные вьющиеся густые волосы и отточенная фигура. Дочь же унаследовала красоту другого рода – величие ума. Под очертаниями плотного тела таился ум Брурии жены раввина Меира. Талмуд - основа-основ, содержит концентрацию всего самого мудрого в истории человечества от сотворения мира. Так вот, что вы скажите, если в книге - книг только единственный раз упоминается женщина и это Брурия – кладезь ума.
Речь о Рахиле Ильевне. Нет, представьте себе типичных евреев с молдавской фамилией….Как подобное может быть? Представить не возможно несочетаемое! Картуз и кипа!
Пофантазируем, почему нет? Тщательно подготовившись, еврейская семья ждёт гостей на праздник Йом-Кипур. Приходят Ильевны и приносят большой пирог по молдавскому рецепту, включающий молочное и мясное, не кошерно - издевательски выглядит. Подумать страшно - они рыбу в молоке вымачивают! Подобным образом смотрятся фамилия Ивлевны и Шейкманы в сравнении. Но раз старшие решили и раввин одобрил - так тому и быть. Еврейка никогда не выйдет за гоя, как жить под его фамилией? Ивлевна стала Шейкман на зло наглым сватам, с которыми отношения сразу не заладились. Удивление вызывает, как в семье спесивых родителей - родилась такая способная и умная дочь, полагаю бог компенсирует глупость сватов.
В традиционной иудейской семье обязанности мужа и жены чётко прописаны. Главная задача - правильно воспитать детей - это основа основ. Муж этим занимается по - возможности, потому как он кормилец, а мама воспитатель. Нет, положа руку на сердце, вы мне скажите - можно воспитывать и работать? Потому советская власть и раскрепостила женщин, создав общественные ясли, копируя еврейские традиции - семья является мини яслями, переходящими в домашний детский сад.
Рахиль порадовала Арона сперва сыном, потом дочерью. Михаэ;ль – первенец и младшенькая Элишева, что на русском звучит как Миша и Лиза. В бедной еврейской семье, в которой деньги зарабатываются физическим трудом отца - сын является главным помощником. Сейчас трудно понять схему воспитания и получения профессии. Два раза в неделю отец берёт на работу сына, помощь которого заключается в том, что он постоянно мешает. Пусть так, но он привыкает к труду, понимает, что ему в будущем предстоит, видит, как ловко работает отец. Взрослея, его помощь начинает приобретать конкретный характер. От мелкой помощи, до самостоятельной работы - таков воспитательный процесс.
Арон был столяром, в большей части, ремонтирующий старую мебель. Однажды, он смастерил куклу, с двигающими руками и ногами, приготовил краску цвета кожи и попросил Михаэля раскрасить подарок для его сестры. Первая ответственная работа. Мальчика нельзя было забрать из мастерской, так он старался, а на Песах вручил счастливой сестрёнке чудо - куклу. Ту радость сохранил в сердце каждый член семьи. Элешева начала учиться шить - ведь кукле нужны были наряды. Разные платья, накидки формировали вкус. Рахиль, мудрая женщина, воспитывала из дочки серьёзного профессионала, уча кроить платья для любимой куклы, сшивать лоскуты «делая красоту». Кукла должна была прилично сидеть, с достоинством ходить, уметь вести себя за столом. Не читая нотации дочери, она обучала куклу, Лиза же внимательно слушала. Со временем, Лиза сама начала объяснять кукле нормы поведения, фактически мотивируя поведенческий кодекс для себя. Рахиль не слышала о ролевых играх, да и от кого, не от сватов же, природа наделила её умом. Праздничные и домашние платья, сочетаемые и не сочетаемые цвета, что идёт, а что - нет. Так маленькая девочка увлеклась азами будущей профессии.
Годы шли, дети взрослели, расходы росли, доходы оставались прежними. Посоветовавшись с раввином, семья решилась на параллельный бизнес. Скупка осенью семечек и торговля жаренными. Да, именно так - Рахиль пошла работать. К удивлению, далеко не все хозяйки умеют жарить семечки, у неё сие получалось. «Грызть» семечки, «щёлкать» семечки - некогда весьма популярное занятие для всех возрастов и социальных групп. Если с оптовой закупкой семечек, через родню в Мариуполе, проблем не было, то с бумагой для конусных стаканчиков – проблемы были. Бумага должна была быть книжного качества и одинакового формата.
В стихе 9:11 Екклесиаст пишет: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достаётся успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их».
Случайность - это то, что нам ниспослано, нам , не находящими связи между причиной и следствием. В том возрасте, когда Арона называли Ароном Боруховичем, произошёл случай, имевший грандиозные последствия. Да, Мишин папа умел читать, но не любил, потому как чтение ему тяжело давалось, а молитвы он помнил наизусть. В те времена не столько ценились книги, как уровень их издания, как показатель состоятельности. Старые «зачитанные» книги - верный показатель нужды. Подобное старьё, прислуга несла выбросить на мусорку, но Арону пришла гениальная мысль. Это не библиотечное старьё, но тысячи одинаковых стаканчиков для семечек. Увы, не всем дана масштабность мышления. Особо не торгуясь купил то, что подлежало бесплатной утилизации.
Дома, реакция разделилась - сын и жена была в восторге, дочь - безразлично, видимо сказывались гены фамилии Ильвны. Сынок устроил грандиозный геволд, настаивая, что на стаканчики пойдут только им прочитанные книги - на том и порешили. Мальчик не радовался успешной торговле, скорость прочтения требовала большого темпа. Литература обогатила его словарный запас в разы. Дуэлянт, секундант, драгун, декабристы, статский советник - сотни слов совершенно чуждые внутреннему миру еврейской общины. Это буйство знаний порождало размах фантазий, воображая описанные события мозг интенсивно развивался.
В тринадцать лет Миша прошёл обряд бней-мицва став совершеннолетним. С этого момента он несёт ответственность за свои поступки. Не возможно найти семью, в которой в пять лет не начинали учить ребёнка слушать (позже читать) Священные Писания. Выучив текст, по нему учиться грамоте намного легче. На это отведено пять лет. В десять лет - приходит время изучать Мишну. В тринадцать - совершеннолетие и время изучать Законы.
Начиная с 1914 года евреев Екатеринослава интересовали исключительно две темы - погромы и Первая Мировая война. Война - серьёзная тема для фантазий мальчишек. Для Михаила литературная жизнь была полна приключений, эмоций, новой информации, необычных поворотов сюжета; работа же отца - однообразна и скучна. Он настолько вживался в жизнь романов, что ощущал в себе силы самому создать нечто подобное. Родные считали увлечение допустимой шалостью и не возражали. Так в городской газете «Голос солдата» , в свои четырнадцать - увидел публикацию. Весь гонорар потратил на большой каравай белого хлеба - не виданная диковинка в их семье.
Понимание справедливости противостоит вере ,- так сложилось. Вера учит как жить, к чему стремиться, при этом материальные блага даже не вторичны. Богач золотом не питается, да и бедняк не гранит грызёт. Бог даровал каждому свою судьбу, со своими испытаниями. Фактический атеист, может считать себя верующим, это не принципиально, важно то, что он стремится к равновесию чаш весов, приравняв себя к судье.
«Почему одним всё, другим — ничего?» — цитата из рассказа А. Аверченко «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина».
Обострённое чувство справедливости родила зависть. Да, именно так. Миша видел как живут его сверстники в Екатеринославе, во что одеваются, что едят. Его не устраивал ответ «На то воля Бога», несправедливость не может исходить от бога. Что примечательно, в силу отсутствия системного образования, ненависть порождала не экономическая система, а её представители, одногодки.
В восприятии семьи Шейкман Первая Мировая давала возможность соединить польские земли, а это новое переустройство, возможности гешефта. Несочетаемое - сочетается, именно так можно представить устремление семьи. Классическое иудейство, неприятие атеизма, симпатии к большевиками и желание личного обогащения.
Революция, гражданская - это виды борьбы за всеобщее равенство. Противоборствующая сторона воевала за неравенство, как определяющую силу. Не важно возврат монархии или другие формы государственного правления, важно разделение людей на изначально не равные классы. Разве имеет значение цвет кожи, рост, разрез глаз у пролетария будь - какой страны? Очевидно, - что нет. Всеобщее равенство, всеобщая справедливость в семье Шейкман не воспринималось как идея. Иудаизм - фундамент и вершина одновременно, как можно в нём усомниться и изобретать «из ума» нечто новое? Как по - новому, так все предыдущие поколения ошибались от Адама и Евы, тут появился Маркс, Энгельс , Ленин и пошло - поехало? Даже предположить смешно. Если эти новые, будут что - то делать хорошо для евреев - то кто против? Пусть делают.
Так думала вся семья кроме Михаэля - Миши. Стремление к реализации идеи неудержимо тянула к большевикам. Но действие рождало противодействие, это влечение, одновременно, отталкивала от родной семьи, от культуры иудаизма. Позабыты могилы деда и бабушки, национальные праздники, даже кулинарные рецепты: кошерность воспринималась как предрассудок. Жизни после смерти нет, так к чему эти условности почитания тех, кого нет? Пока живёшь - ты нужен.
Подобная позиция являлась причиной разрыва в семьях как иудейских, так и христианских. Духовные маяки, из которых был соткан год - варварски уничтожили, надругавшись, взамен предложили то, что воспринимать было не возможно. Понимая необходимость переходного периода, некоторые праздники, временно оставили.
Перечень праздников.
1 Рождество ( в 1927 отменили)
2 Кровавое воскресенье (отменили в 1951 году)
3 День Красной Арми и флота.
4 Международный женский день.
5 День свержения самодержавия ( в сельской местности отменён в 1940 году)
6 День парижской коммуны. ( в сельской местности отменён в 1940 году)
7 День рождения Ленина.
8 1 мая - День Интернационала.
9 19 мая – День пионерии.
10 29 октября - День рождения комсомола.
11 Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.
Что из всего этого могла отмечать семья Арона Боруховича Шейкмана? Как они должны были реагировать на радость Миши, по поводу этих праздников и абсолютное безразличие к праздникам Веры?! Подобное тянется к подобному, портному не нужен друг сапожник или парикмахер (доллокхоне). Разве есть общие темы у революционера марксиста Миши с членами его семьи? Разные, параллельные, миры. Ему был интересен мир пролетарских перспектив, мировой революции, торжества справедливости над эксплуататорами.
Сие заметили старшие товарищи.
Революционеры, позже командиры Рабоче – Крестьянской Красной Армии, партийные и ответственные работники, набирали на руководящие должности молодых фанатов идеи, имея веские основания. Заступить на должность было возможно исключительно по рекомендации. Это мог быть коллектив ( после 1922 года) или коммунист с дореволюционным стажем. Изначально, система выстраивалась так, что рекомендуемый лично отвечал за своего протеже. Если партия сочла нового начальника виновным, то подлежал наказанию и тот, кто рекомендовал его. Таким образом, партиец с дореволюционным стажем становился заложником своей рекомендации. С другой стороны, бездеятельность - осуждаема. С Мишей велась работа, его готовили занять какой - пост.
На тот момент окончательно разорвались отношения с семьёй, роднёй, своим народом. Веками хранимая культура виделась пережитками, нормы жизни - отсталостью, иудаизм, как и любая другая религия - казался громадным грузом на якорной цепи, сдерживающим прогресс. Стоял выбор, либо оставаться на месте, либо решительно оборвать цепь и уйти в вольное плавание, на встречу светлому будущему - третьего не дано. Вместе с тем, на фронт наш герой не рвался и свои революционные порывы сдерживал. Это объяснялось тем, что в родном городе регулярно менялась власть, причём военным путём. Судите сами - в 1918 году вся губерния под властью австро – германских войск; далее - Директория; Махно; Вооружённые силы Юга России. В приснопамятном 1919 году на территории Украины воевало (каждый за себя) пять армий: РККА, белая, Антанты, польская и анархистская. Пять! Не считая банд. При этом - нетерпимость к любой другой власти, но больше всего - к большевикам. Весной 1919 года в город вошёл Деникин, назначивший губернатором Щетинина, который был убеждён в том, что все беды исходят от большевиков, потому безжалостно расправлялся с подпольем. Миша хорошо ситуацию понимал, и ждал, затаясь. За день до Нового года, в том же 1919 году в город вошли большевики навсегда. Важная деталь - в конце октября (1919) город почти два месяца удерживали махновцы.
Сформированный губком КП(б)У считал главными две задачи:
- мобилизацию;
- организацию перехода махновцев на сторону большевиков.
С этой целью издавались газеты, задачей которых было ориентировать население на политику партии. Например, газета «Звезда» занималась разоблачением махновщины, как явления. При должных рекомендациях подпольщиков, Михаил назначается заведующим отделом печати губернского комитета комсомола. Прославлять идею большевиков и решительно отсекать пережитки, в том числе религию, особенно иудейскую.
Надо знать культуру еврейской семьи. Никаких скандалов, ссор, выяснений отношений - бескрайняя грусть и молитвы. Мыли проклясть, выгнать из сердца не могла поселиться в душах, всем было очень жаль заблудшего Мишу. Данной болью можно было делиться только с самыми - самыми близкими, надеясь на то, что бог смилостивится и вразумит оступишегося. Фамилия Шейкман пережила много поколений совершенно разных людей, которых объединяла как флаг, герб, символ. Арон был убеждён, что и в будущем родятся те, кто прославит род.
Ключевой момент.
Революционер интернационалист не может быть причислен ни к какому этносу, культуре, тем более религии. До революции многое можно было понять по фамилии и одежде. Немецкая фамилия, характерная одежда, вера - живёт в немецкой колонии. Молдаван, болгарин, еврей - аналогично. Михаэль Шейнкман в дореволюционной России значило очень многое. Еврей, иудейского вероисповедания, отдельный социальный статус, отдельная культура. Как может представитель советской власти носить такое имя и иметь такую фамилию? Другое дело Велиор — Великая Октябрьская революция или Рэм — Революция, Энгельс, Маркс. И фамилия должна быть соответствующей -Ясленик — «Я с Лениным и Крупской», Ленгенмир — «Ленин гений мира».
Вместе с тем, гражданская война была ещё в разгаре и прогнозировать окончание было не возможно. Попав в руки противника с документом на имя Ясленик (Ленгемир) Рэм Велиорович можно уверенно было ждать расстрела. Михаэль принял мудрое решение - стал Михаилом Светловым. Светлов - светлый путь к коммунизму, с другой стороны - совершенно безопасно. Смена фамилии и имени, при отчестве Аронович не имела смысла, другое дело Аркадьевич, что можно считать русским переводом имени Арон. Тут же Михаил Аркадьевич Светлов вступил в комсомол.
Мобилизация шла туго, те, кого удалось отправить на фронт воевать не хотели. В сознание жителей губернии не вмещалась идея освобождения Крыма или бои на территориях отдалённых губерний. От слова - совсем. Тем более, в частях, в которых преобладали не этнические украинцы. Большевики возлагали громадные надежды на действия печатных органов, потому все типографские работники, редакции, сотрудники контролирующих органов - мобилизации не подлежали. Два года издательской деятельности показали бесперспективность карьерного роста.
Вместе с тем, решающим показателем было движение белых на Москву, на линии Рыльск – Льгов – Курск – Тим – Касторное. На этом рубеже надежды белых рухнули, о дальнейшем наступлении не могло быть и речи, задача состояла в попытке удержать оборону.
События в Украине.
12 декабря 1919 года войска РККА вошли в Харьков, 14 декабря ими был взят Киев.
Восточная Украина почти полностью перешла под контроль большевиков к концу декабря 1919 года, центральная и правобережная Украина были заняты в начале 1920 года.
Именно в 1920 году Михаил Светлов добровольцем ушёл воевать в Красную Армию, в которой воевал два года. Однако, обратимся к документам. Гражданскую войну можно разделить на два периода.
Первый - 14 ноября 1920 года войска Врангеля изгнаны из Крыма, белой армии больше нет.
Второй - более расплывчат.
Окончательное поражение сил Нестора Ивановича Махно: лето 1921 года.
Разгром Кронштадтского выступления: март 1921 года.
Подавление Западно-Сибирского восстания: конец 1922 года.
Ликвидация «Тамбовщины» — 1922 год.
Уход японцев из Владивостока — октябрь 1922 года.
Подавление Якутского мятежа, разгром отряда военачальника А. Н. Пепеляева — 1923 год.
Нужно понимать - в какой именно гражданской войне принимал участие Светлов и с кем воевал с 1920 по 1922 год (два года). В том же 1920 году был командирован из части на Первый Съезд Пролетарских Писателей (ПСПП).
В 1922 году, по окончании службы проживал в Харькове, где и вышел его сборник «Рельсы».
Два года войны буквально преломили мировоззрение поэта. Казалось бы, обилие впечатлений должны были вылиться в стихи прославляющие победный марш РККА, но нет. В стандартном варианте, даже год повоевав в гражданскую, при подтверждающих документах, несёт это флаг до конца дней. А если вступил в партию до окончания - то беспроблемное будущее было гарантировано. Кто - кто, а Светлов этого не знать никак не мог. Михаил занял позицию - это очевидно. То, что он увидел никак не позволяло продолжить убеждённую агитацию за светлое коммунистическое будущее.
В 1923 году выходит его сборник «СТИХИ О РЕБЕ».
Осень в кучи листья собирает
И кружит, кружит по одному...
Помню, о чистилище и рае
Говорил мне выцветший Талмуд.
Старый ребе говорил о мире.
Профиль старческий до боли был знаком...
А теперь мой ребе спекулирует
На базаре прелым табаком.
Старый ребе не уйдет из храма...
На тревожном боевом посту
Мне греметь тяжелыми стихами
Под конвоем озлобленных туч.
Тихо слушает седая синагога,
Как шагают по дорогам Октябри.
Вздохами с умолкшим богом
Старая устала говорить.
Знаю я — отец усердно молится,
Замолив сыновние грехи,
Мне ж сверкающие крики комсомольца
Перелить в свинцовые стихи.
1923
Где ненависть к белым, к врагам махновцам? Да, есть стихи о Ленине, но в произведениях нет агрессивной ненависти к врагам, агитации быть непримиримым, призывам к смертельной борьбе:
КОЛЬКА
В екатеринославских степях,
Где травы,
Где просторов разбросано столько,
Мы поймали махновца Кольку,
И, чтоб город увидел
И чтоб знали поля,
Мне приказано было его
расстрелять.
Двинулись...
Он — весел и пьян,
Я чеканным шагом сзади...
Солнце, уставшее за день,
Будто убито,
сочилось огнями дымящихся ран.
Пришли...
Я прижал осторожно курок,
И Колька, без слова, без звука,
Протянул на прощанье мне руку,
Пять пальцев,
Пять рвущихся к жизни дорог...
Колька, Колька... Где моя злоба?
Я не выстрелил,
и мы ушли назад:
Этот паренек, должно быть,
При рожденье вытянул туза.
Мы ушли и долгий отдых
Провожали налегке
Возле Брянского завода
В незнакомом кабаке,
И друг друга с дружбой новой
Поздравляли на заре,
Он забыл, что он — махновец,
Я забыл, что я — еврей.
1924
Решение получить базовое литературное образование по - сути являлось бегством от реальности. Пролетарская биография позволяла сделать блестящую карьеру на будь каком поприще - но нет. Какие - то внутренние тревоги перечеркнули тот бунтарский пролетарский пыл, который, вулкану подобный, мотивировал деятельность. Московский рабфак, перевод в литературный факультет 1-го Московского госуниверситета. Профильное образование давало возможность вести литературные издания, быть критиком, писать стихи, но снова - нет. Следующая ступень Высший Литературно – Художественный институт им. Брюсова. Уж не знаю причин, но почему Светлов, ещё воюя, не вступил в партию? Горящий идеей равенства и мировой революции в партию не вступает. Почему? Заставляет задуматься. В гражданскую этот вопрос решался в течении дня.
ГРЕНАДА.
По мне, поэт Светлов расцвёл в 1922 - 1923 годах, когда воспевал человеческие чувства. 1924 год его стихотворения всё больше приобретают военный ритм марша. Апогей - «Гренада», опубликована в «Комсомольской правде» 29 августа 1926 года.
Михаил, хорошо знал как Украину, так и Россию. В Украине «хохол» считается оскорбительным. Появилось от презрительного отношения к причёски у козаков виде селёдки (хохла)«Мечтатель - хохол». В России, столь же обидным является слово кацап. Происхождение от ношения бороды (как цап, цап - козёл).
Красивое имя,
Высокая честь —
Гренадская волость
В Испании есть!
Пробитое тело
Наземь сползло,
Товарищ впервые
Оставил седло.
Я видел: над трупом
Склонилась луна,
И мертвые губы
Шепнули: «Грена…»
Отряд не заметил
Потери бойца
Воспевается воин - фанат, отдавший жизнь за общую идею, причём его товарищи даже не заметили безликой потери бойца. Существовало множество вариантов музыкального исполнения песни, но особый интерес вызывает два нюанса.
Первый.
Местоположение Гренады - Карибское море, название англоговорящего островного государства Гренада (с 1885 по 1956 год - британская колония). Речь же о испанском языке и городе Гранада в испанской Андалусии.
Второй.
Как я писал ранее Гренаду опубликовали в «Комсомольской правде» 29 августа 1926 года. Гражданская же война в Испании датирована 1936–1939 годами.
Спросите любого советского человека о чём стих Гренада и каждый , от мала до велика, скажет об освободительной войне в Испании. Более того , будет до хрипоты отстаивать свою позицию. Но стихотворение напечатано на десять лет раньше - так о чём речь? Миф сильнее правды.
В общую версию происходящего гимн естественно влился. Трудящиеся Испании восстали…. Братский пролетарский народ …
Не мыслимая государственная поддержка оружием и боеприпасами сопровождалась масштабной поставкой продовольствия. Светлов был очевидец происходящего. Интербригады сформированные из советских военных. Инженеры, военспецы, врачи, даже повара. Тысячи детей вывезены в СССР и взяты на полное гособеспечение.
Гренада, Гренада , Гренада моя… Страна гордилась тем, что активно помогает народу Испании, не допустив голод, нехватку вооружения, опытных специалистов.
А что творилось в стране, которая не считаясь ни с чем помогала братскому пролетариату Испании?
Цитирую, показывая типичную ситуацию:
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Спецсообщение УНКВД Куйбышевской обл. «О продовольственных затруднениях в некоторых районах области». 15 февраля 1937 г.
"Ряд колхозов Литвиновского, Свищевского, Телегинского, Мокшанского, Старо-Кулаткинского, Чембарского, Неверкинского, Алексеевского, Головинщинского, Галицынского, Бедно-Демьяновского, Сенгилеевского, Лунинского, Мало-Кандалинского, Ковылкинского, Каменского и Приволжского районов Куйбышевской обл. ощущает острые продовольственные затруднения. В Литвиновском, Свищевском, Неверкинском и Чембарском районах отмечено 10 случаев смерти на почве голода. Имеют место факты опухания, употребления в пищу мяса павших животных, различных суррогатов и заболевания колхозников от недоедания. В Свищевском районе отмечено 62 факта опухания колхозников от недоедания, в Старо-Кулаткинском районе — 55, Телегинском — 17, Головинщинском — 10, Литвиновском — 16, Неверкинском — 8, Чембарском — 10, Мокшанском — 8. Фактов употребления в пищу мяса павших животных и различных суррогатов отмечено в Телегинском районе — 27, Алексеевском — 15, Головищенском — 11, Галицынском — 11, Литвиновском — 11.
Гренада, Гренада, Гренада моя.
Надо заметить, что произведение для самого Светлова было судьбоносным. Заслуженно считая себя героем гражданской, признанным популярным поэтом, с большой иронией воспринял вызов в ОГПУ. Гренаду, в разных вариантах музыкального сопровождения пели по всей стране. Никому в голову не приходило узнать значение слова «гренада». Так очень часто бывает - каждый в слово вкладывает удобный для него смысл. . Если обратиться к словарю, то это — шарообразная ручная граната в XVII—XIX вв. есть и такое - Гренада — устаревшее русское название города и провинции Гранада в Испании (18 – 19 век).
1926 год. Что же всё - таки происходило в Испании?
В 1926 году произошла попытка неудачного государственного переворота, направленная на свержение диктатуры Примо де Риверы. События одной ночи. Может речь идёт о Рифской войне? Так тоже - нет. Совершенно иной сюжет. Собирательный образ? А при чём тут папаха Шевченко? «Испанская грусть» украинского хлопца - это о чём намёк? Может ли быть столь популярный поэт не членом партии и не работать со спецорганами? Никак не возможно. Предложение о сотрудничестве поэт категорически отвергнул, сказав, что тайный алкоголик не может быть тайным осведомителем, пьяные откровения не позволяют. Юмор оценили, правда не сразу, через год с хвостиком исключили из комсомола (срытый троцкист). А песня гремела! Считали своим шлягером Шульженко, да и Утёсов тоже, с пафосом читал стихотворение Маяковский.
Ещё о ОГПУ. Нет, я ни на что не намекаю, просто описываю - выводы делайте сами, зачем мне неприятности?
Начну издалека. Как интеллигентные люди, а не матросня, мы знаем за что поплатились Гумилёв и Шаламов; Мандельштам и Пастернак; Заболоцкий и Хармс. Да! За творчество. Если интересно - читайте в интернете.
Михаил Светлов, неожиданным образом, проявил творческие способности. «Сообразили на троих». Вспомнив старт своей деятельности, Михаил, прямо у себя на квартире, устроил типографию. Редакция, они же авторы (Светлов, Голодный и Уткин) начали издавать подпольную газету «Коммунист». Их поймали и …. - простили. Светлов расстался с комсомолом, Голодный с жизнью в автомобильной катастрофе , Уткин продолжал жить в московском знаменитом «Доме писательского кооператива».
Песня о Каховке; Маленький барабанщик; Живые герои - это уже не лирика, не мысли о душе, о любви, раздумья - нет, наблюдаем маршевый ритм политизированных, практически военных, маршей. Никаких сомнений - «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!». Подобный подход позволил массово тиражироваться, издавать сборники.
Но, душа бунтовала, хотелось бы свободного полёта, жизни вольного охотника, а не цепного пса. Любая замкнутая ёмкость - может выдержать только определённое давление, потом последует взрыв. Это может быть свищ, возможен полный разрыв - Михаил не исключение.
Он решил попробовать себя в драматургии. На этом поприще хотелось показать судьбы людей, их внутренний мир и своё отношение к происходящему. Ему свойственный мягкий юмор, ирония должны были помочь уйти от штампов, затронув струны души читателя. Коллективизация для СССР - масштаб цунами; вулкана карающего; стихии сносящей всё на своём пути. Пьеса «Глубокая провинция» - итог его творчества. Шуточная пьеса о коллективизации произвела эффект бомбы. Пьесу оценил Сталин, причём крайне негативно. Что это значит? Два виновника Светлов и режиссёр Алексей Дикий были наказаны. Светлов - газетной травлей, а вот режиссёр оказался главным фигурантом, раз решился поставить произведение драматурга. 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по 58-й статье УК РСФСР (58-10, 11) к пяти годам лишения свободы. 28 августа 1941 года Особое совещание приняло решение об освобождении Дикого.
От поставленной пьесы до начала войны биография поэта ничем особым не запечатлилась. Однако война всё перевернула. Это был шанс найти самого себя, проявиться на ином поприще. Военный корреспондент «Красной звезды» не тот статус, в котором Светлов мог бы раскрыться, хотелось совсем иного.
Пример. Тактика в начале войны не предполагала рытьё сплошных траншей, в этом был особый резон. По траншее, пригибаясь, можно было, сравнительно безопасно, отступая бежать. Другое дело - индивидуальная ячейка. При наступлении врага, боец в капсуле обречён, так как попытка вылезти принесёт неминуемую смерть, потому он будет биться до последнего патрона, другого варианта нет. Светлов описывает ситуацию, и пишет рапорты, что при потере бойца, скажем пулемётчика, его заменить не возможно, так как добраться к нему через плотный обстрел не реально.
Трудно представить аргументы и путь через рапорта, но Михаила перевели в разведку - самое опасное подразделение на войне. Обычно, в подобные отряды брали бывших спортсменов, разведчиков воевавших на финской войне или Халхин голе. А тут литератор, поэт…. Две Красные звезды» - есть чем гордиться. Особо отмечу факт взятия в плен четырёх немцев, с этим он справился в одиночку!
Стихотворение Итальянец блистает красотой слога, формой изложения, но идея носит локальный характер, хотя не сеет ненависти. Илья Эренбург свою статью назвал «Убей!»; статью Симонова народ назвал «Убей его!» После войны почивал на лаврах, жил в центре Москвы, читал лекции.
Итог:
Не знаю, получилось ли, но желал раскрыть этапы судьбы интересного человека, увязывая их с событиями в стране.
Кто такой Светлов? Автор Гренады - высшая аттестация.
В переводе её пели миллионы в Испании, Германии, Англии, Франции и Италии, что говорить о СССР!!!!!
Гренада, Гренада, Гренада моя.
Как воззвание к свободе её пели подпольщики во Вторую мировую даже узники концлагерей.
Прожил ли он жизнь счастливо? Я не о семье, а о душевном покое. Продразвёрстка, военный коммунизм, гражданская, голодомор, репрессии, война… Прожил шестьдесят один год и почил в 1964 году. Не думаю, что он желал бы всё повторить, он, носитель фамилии Штейкман, сын Арона и внук Боруха. Обосновавшись в Москве, погрузился в аквариум воспоминаний, помогая создавать миф о славном прошлом. Нет, в коммунизм не верил, как и не верил в братство пролетариата и крестьянства.
Леонид Летний писал:
Пролетарский поэт только тот,
Кто на фронте в блузе рабочей
За станком свои песни поет
И уйти от работы не хочет.
Пролетарский поэт - это сын
Коллектива и мускульной силы.
Эти строчки точно не о Михаиле.
Свидетельство о публикации №225011200840