Сценарий к фильму часть 3

ФИЛЬМ 4
Госпитальный романс

Сцена 52
На экране текст: «Весна 1921 года. Переселение жителей Южного Ламардона. к берегу Терека».
Кадры чёрно-белые
Эпизод 1
Кадр 1. Горцы, в сбитых сапогах, в драных бурках, женщины и дети в лохмотьях, некоторые дети босые, идут вдоль буйного, скачущего по камням Терека.
Кадр 2. Ама несёт на руках  маленькую Илиту. Люди останавливаются возле реки. Звучит начало хонги.
Кадр 3. Крестьяне останавливаются в живописной долине. Метафорическая сцена. Над горцами светит солнце. Под ногами сочная трава. Красивое небо. Могучие вершины.
Камера задерживается на их счастливых лицах.
Эпизод 2
Кадр: Крим (отец Илиты) говорит детям и жене: «Неужели, жена скоро мы заживём по-человечески? И больше нами алдары править не будут. Сами будем жить! Хорошо жить!».
Эпизод 3.
Кадр 1. Ама передаёт дочку на руки отцу.
Кадр 2. Крим берёт малышку на руки.
Кадр 3. Маленькая Илита открывает глазки и смотрит в небо.
Кадр 4.  В небе парит орёл.
     Кадр 5.  Малышка говорит: «Папа!», смеётся.
    Кадр 6. Крим: «Что дочка, полетаем?».
    Кадр 7. Отец подкидывает дочь вверх.
   Кадр 8 -замирает. Смеющаяся Илита застывает в воздухе.
Сцена 52
Эпизод 1.
На экране текст: «Севастополь, 1942 год. Начало марта. Катакомбы. Госпиталь».
Кадр 1: За столом сидит молодая медсестра, что-то пишет.
Кадр 2. К ней подбегает пожилая женщина санитарка.
Санитарка (пожилая женщина): «Надюша, доктора Мамедова зови срочно! Наша лётчица в себя пришла!».
Эпизод 2.
Палата. Илита в кровати. Рядом ещё кровать. На ней матрос. Санитарка сидит на краю кровати Илиты спиной к камере.
Кадр 1. Санитарка в палате даёт пить Илите. Но видно только спину санитарке. Потом она помогает Илите приподняться.
Кадр 2. На экране бледная, с синяками под глазами, Илита. С короткими волосами.
Илита: «Где я?»
Санитарка: «В госпитале, девонька, в Севастополе. Ты долго в холодной воде пробыла. На берегу тебя нашли наши ребята из госпиталя. Ты бредила. Доктор сказал, что у тебя воспаление лёгких. Так что придётся тебе ещё тут долго с нами куковать. Вздохнула. Прости милая, но косы мы тебе отрезали. Доктор велел».

Сцена 53
Эпизод 1. На берегу.
Илита закрывает глаза, впадает в забытье.
Кадр 1. Чёрно-белый кадр. Воспоминание.
Раннее утро (звучит начало «хонги»). Илита лежит на берегу, на животе.
Кадр 2. Бегут двое моряков-санитаров. За ними комиссар медсамбата Санакоев.
Кадр 3. Илита молодая зовет отца на осетинском: «Отец, там немцы, отец, помоги мне! Отец забери меня! Отец, ты где? Помоги!» (перевод внизу экрана)
Кадр 4. Молодой санитар: «Вот он, лётчик! Не ошиблись наши подводники!  Живой, братцы! Точно живой! Кричит что-то не по-русски, кажись!»
Кадр 5. Санакоев подбегает: «Да это же женщина!».
Кадр 6. Наклоняется над ней. «Держись, лейтенант! Слышишь меня, девочка?»
Кадр 7. Илита пытается «отбиться», оттолкнуть мужчину.
Кадр 8. Санитар: «Она бредит!»
Кадр 9. Санакоев помогает санитару её приподнять. Снимает с себя бушлат, накидывает на Илиту и преподносит к её губам флягу со спиртом.
Кадр 10. Илита мечется в носилках и продолжает звать отца на своём родном языке.
Илита: «Отец! Забери меня! Отец!».
Кадр 11. Санакоев восклицает: «Так ты осетинка!» По-русски обращается к ней: «Не бойся, мы советские! Не немцы, свои! Я тоже осетин» (последнюю фразу говорит на осетинском языке).
Эпизод 2.
На экране фото Сергея Санакоева, голос за кадром: «Сергей Васильевич Санакоев. Старший политрук, герой боев за Севастополь, комиссар 475-го медсанбата. Расстрелян немцами в начале  июля 1942».

 
Сцена 54
Эпизод 1
Кадр 1. Илита лежит на кровати, сильно кашляет. Начинается рвота. Нянечка (молоденькая девчушка, лет 16)  вытирает девушке лицо. Даёт попить. Вытирает ей пот со лба.
Нянечка: «Пей, родная, это травяной отвар, дедушка мой приготовил. Доктор Мамедов разрешил тебе дать, сейчас полегчает»
Кадр 2. Илита (говорит с трудом, сквозь кашель): «Ой, Танюшка…сердце…болит…умру я…маме, маме…письмо…Харитон…умру я».
Кадр 3. Танюшка (сама всхлипывая): «Ой, да что ты такое говоришь, лейтенант, ты вон какая сильная. Я не дам тебе умереть! Что я твоей маме скажу?».

Эпизод 2
Кадр1. Комиссар Санакоев подходит, присаживается на край кровати, берёт за руку Илиту.
Санакоев: «Как она, Танюшка?!»
Кадр 2.
Танюшка: «Сергей Васильевич, вчера ночью опять сорок было. Бедная девочка (говорит и мотает головой, как умудрённая бабушка)».
Санакоев, улыбаясь по-отцовски: «Ты сама то, хоть поспала?»
Танюшка: «Не смогла! Забоялась я её одну оставить»
Санакоев: «Иди, Танюшка, поспи часок, а я потом тётю Машу попрошу за ней присмотреть. Иди дочка. Не спорь со мной! Со мной спорить бесполезно».
Эпизод 3
Санакоев присаживает к Илите.
Кадр 1.
Комиссар Санакоев: «Ну, кто тут у нас умирать собрался? Не рановато в небеса собрались товарищ лейтенант?».
Кадр 2
Санитарка тётя Маша (полная, пожилая женщина) приносит термометр. Обращается к Илите.
Тётя Маша: «Илиточка, с нашим Сергей Васильичем (именно так произносит имя), ты быстро поправишься, он у нас шутник ещё тот! Он у нас раненых частушками  лечит». Разворачивается и шепчет, но её все слышат: «Бесстыжие у тебя частушки, комиссар».
Кадр 3: тётя Маша уходит. Санакоев смущённо покашливает.
Илита улыбнулась (слабым голосом): «И для меня тоже частушка есть?»
Санакоев: «Хм…найдём…
«Кукурузница» то наша,
 девушка бедовая.
Всех фашистов разбомбила.
Фриц! Дела у тебя ххх …рено…
Простите, Илита Кирилловна…заработался».
Кадр 4: Илита ( в смущении) закрыла рукой лицо и замотала головой.

Эпизод 4
Кадр 1. С соседней кровати приподнимается тяжелораненый моряк с перебинтованными ногами.
Моряк: «Товарищ комиссар медсанбата, Сергей Васильевич, завидуя я вам, всё шутите. Мне бы вашего юморка, хоть немного».
Кадр 2. Комиссар Санакоев (притворяется сердитым): «Старшина Заремба! Ты мне что на прошлой неделе обещал?! Клялся тут, божился, что скоро встанешь и побежишь немца бить! А сам валяешься. Небось, нравится на коечке прохлаждаться, анекдоты травить. Да ещё поблизости к товарищу лейтенанту!  Чтобы к 8 марта выздоровел! И в пляс пустился по палате! Это политически важное мероприятие. Смотри у меня! Под трибунал отдам, если не спляшешь!».
Кадр 3. Все трое смеются.

Эпизод 5. Заремба и Илита остались одни. К ним подсела тётя Маша.
Кадр 1. Заремба, приподнявшись на локте, говорит Илите.
Заремба: «Какой человек, ведь! Глыба, а не человек…я тут случайно узнал от земляка ейного, что он  до войны при должности - прокурором был. Любой другой на его месте, мог бы и бронь себе оформить. Сам секретарь райкома его отговаривал! А он вот на фронт! «Не могу, говорит наш Васильевич, в тылу отсиживаться, когда молодые в бой рвутся!». Помнишь, тёть Маш, когда меня в госпиталь привезли, ведь Васильевич сразу нутро мою угадал, глаз-алмаз у мужика, недаром что... Сказал мне: «Держись браток, ты старшина и без рук, без ног фашисту горло перегрызёшь. Настоящий ты русский человек. Потому крепись. Нельзя тебе помирать (пауза). Нужен ты нам, старшина! Одна надежда на таких, как ты! Вот, что он мне тогда сказал».
Кадр 2. Тётя Маша поправила одеяло на кровати Илиты, помогла Зарембе поправить подушку.
Тётя Маша: «Да, Васильич для нас всех, как отец! И для малых, и для старых! Чуть шо, так все к Васильичу сразу бегут! Наш комиссар о тяжко раненых сильно печётся! И о питании он завсегда побеспокоиться, чтобы всё вовремя было, и о лекарствах. И о других, конечно, тоже не забывает. За всем смотрит. И газетку ему не зазорно солдатикам самому вслух почитать, и письмецо родным отправить, мол, жив Ваш отец, бережём вашего героя, не беспокойтися! (Пауза). А частушки у него всё равно…неприличные, вот дала б я ему хворостины, если он ни при должности то был!».
Уходит, ворчит.
Кадр 3.
Заремба лежит, смотрит в потолок.
Заремба: «Жить нам надо, сестричка. Нужны мы фронту, позарез нужны. Кто же, если не мы эту гадину бить будем».

Сцена 55
Концерт в палате
На экране текст: «8 марта, 1942 года»
Эпизод 1
Кадр 1. Медсёстры и раненые сидят на кроватях, стоят, прислонившись к стенке. Илита, полулёжа, сидит на своей постели. В её ногах – нянечка Танюшка радостно возбуждена.
Кадр 1. Комиссар Санакоев (в центре палаты): «Дорогие наши товарищи-женщины! Поздравляем Вас с праздником. Сейчас, когда наша страна нуждается в защите, особенно важен вклад каждого советского человека в дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Мы вместе куём нашу общую победу, дорогие наши сёстры, наши боевые подруги, любимые жёны, сёстры и матери!  Берегите себя! Враг будет разбит! Победа будет за нами!».
Кадр 2.
Все аплодируют, Илита улыбается. Заремба подмигивает Танюшке. Она смущённо хихикает.

Кадр 3
Комиссар Санакоев: «Ну а теперь, наши боевые товарищи: рядовой Азиев Казбек из 345 стрелковой дивизии, сержант Семен Зампаев, мой земляк, и…(пауза) наша героическая тётя Маша исполнят инсценировку под песню, всеми нами любимого, Петра Лещенко».
Кадр 4. Удивлённое и смущённое лицо тёти Маши.
Кадр 5. Зампаев (машет матросу, сидящему у граммофона, с перевязанной головой и рукой): «Хачатрян, заводи пластинку!».
Кадр 5. Матрос Хачатрян включает патефон с фокстротом.
Сцена 56
Эпизод 1
Инсценировка под песенку «Кавказ» Петра Лещенко, 1936 год
Зампаев изображает Ахмета,  тётя Маша -Тамару,  Зампаев -Карапета.
Кадр 1. Азиев закутал Тётю Машу в простыню, как в чадру.
Кадры: далее идёт инсценировка по песне.
Эпизод 2
Всеобщий танец.
Кадр 1. Две медсестрички  танцуют в паре.
Кадр 2. Сергей Санакоев приглашает в танец  тётю Машу- они танцуют фокстрот. Смеются.
Кадр 3. Заремба сидит на кровати и размахивает костылём.
Кадр 4. Танюшка хлопает в ладошки.
Кадр 5. Санакоев вежливо кланяется пожилой партнёрше, целует ей ручку и подходит к Илите. Достаёт из кармана перчатки (коричневые, «офицерские») и протягивает.
Санакоев: «Вот, держи, Илита! Не мёрзни. Поздравляю с праздником.  И, чтобы больше не плавала в ледяной воде, а то на тебя так подводных лодок не напасёшься!».
Илита (со слезами на глазах): «Спасибо, Сергей Васильевич».
Кадр 6: Илита смотрит, как народ танцует (за кадром её голос)
Илита пожилая: «Люди, окружавшие меня в госпитале в те тяжёлые дни войны, во многом повлияли на меня. Их, порой, негромкий, но убежденный патриотизм, жизнелюбие и вера в человеческие силы - всё это тоже передалось и мне. Душа моя окрепла. И болезнь, будто почувствовав, что меня ей не переломить, пошла на убыль».

Сцена 57
Диалог с Железняком
Эпизод 1.
Кадр 1. Илита в  ватнике поверх пижамы еле-еле идёт к выходу из пещеры.
Пока она бредет к выходу, за кадром звучит голос пожилой Илиты.
Илита пожилая: «Утром, когда наступало облегчение, я шла к выходу из пещеры: хотелось подышать свежим воздухом, увидеть, как на склонах севастопольских холмов оседает снег, распрямляются ростки первой зелени. Это напоминало мне родной Фарн, его горные склоны. В марте 1942 года на нашем  участке фронта наступило относительное затишье, если вообще так можно говорить во время войны. Март 42 года ознаменовался «войной снайперов». Я помню, что все в госпитале только и говорили о Ное Адамии из 7 морской бригады Жидилова.  Все жидиловцы тогда представлялись мне такими могучими и недосягаемыми, почти как герои из нашего  осетинского эпоса!».
Эпизод 2
Кадр 1. Илита вышла на улицу и прислонилась к скале.
Кадр 2  Илита подставляет лицо ветерку. Закрывает глаза, вдыхает носом воздух.
Эпизод 3 . Воспоминание
Кадр 1. В доме Илиты, в день свадьбы. Илита стоит в форме у зеркала, повернувшись к кровати, где лежит её платье, и долгим взглядом «прощается» со свадебным нарядом. Смотрит на него. Звучит тихонько начало хонги. Девушка резко поворачиваемся к зеркалу,  надевает пилотку, оправляет ремень и выходит в двери.
Кадр 2. Кадр задерживается на платье. Звучит начало «хонги».

Эпизод 4
Кадр 1. Из пещеры выходит щёголь-офицер. (Наум Железняк – комиссар артиллерийской дивизии). Поверх пижамы на нём надета добротная офицерская шинель. Собранный, аккуратный, подтянутый.
Кадр 2. Офицер с минуту, другую рассматривает девушку, пока та не обратила на него внимание
Офицер: «Хороший сегодня день. Правда?».
Илита: «Весной пахнет!».
Офицер: «А Вы девушка, значит, та самая, лётчица? Илита, если не ошибаюсь?! Меня Наум зовут»
Пауза
Голос Тотырбека за кадром: «Железняк Наум Пантелеевич, 1909 г.р. бат-й комиссар 905-го  горного корпусного артполка, ур-ц г. Мозырь Полесской обл. Пропал без вести в июле 1942 г».
Илита (с иронией в голосе): «А что значит: «Та самая, товарищ Наум?»».
Офицер: «Наш ангел-хранитель, так все в госпитале о Вас говорят»
Илита: «Обо мне? Не понимаю, что я такого особенного сделала? Почему так в госпитале говорят?»
Офицер: «Вы настоящая героиня! Такая хрупкая и такая бесстрашная. У мессеров под носом, можно сказать, такую ценную работу выполняете! Каждый день собой рискуете, чтобы наши моряки без лекарств и провизии не остались! Сколько медикаментов к нам в госпиталь доставили! Скольких людей спасли своими лекарствами!  Вот я здесь уже второй месяц, воюю с начала войны и, как говорится, бог миловал, а два месяца назад у меня под ногами разорвалась мина, царапиной отделался. Без ваших посылок многим бы здесь в госпитале туго пришлось, и мне тоже, поэтому  все вас… уважают, поверьте моему слову офицерскому».
Илита (невольно улыбнулась, смутилась; ответила, стараясь перевести разговор): «Хороша царапина, если Вам пришлось два месяца лежать в госпитале».
Офицер: «Вы ведь из Осетии? Всё верно?»
Илита – (кивает, смотрит удивлённо): «Верно, а почему Вы спрашиваете?».
Офицер (махнул рукой): «Я до войны  бывал на Кавказе, а до Осетии так и не добрался. Говорят, красиво у вас очень!».
Илита (горячо, с восторгом): «Очень красиво, товарищ Наум! Как война закончится, приезжайте к нам в гости, сами всё посмотрите»
Офицер, закуривая: «Обязательно приеду, товарищ лейтенант! А  помните, как мы вдарили - то фрицу при первых двух штурмах! Пух и перья летели во все стороны!»
Илита: «И сейчас постараемся! Обязательно выбьем их! Не отдадим наш город фашисту!».
Офицер, бросив сигарету: «Никому я об этом не говорил, а вам почему-то захотелось раскрыть свою тайну. Я недавно получил с Большой земли письмо от жены. Плутало это письмо чуть ли не три месяца, пока добралось до Севастополя. Но зато другого такого радостного письма я, в жизни своей не получал: в декабре 1941 года жена родила сына! Не знаю, как она его назвала (махнул рукой).  Не написала. Да это и неважно. Важно, чтоб хорошим, сильным человеком он вырос. Написал я сыну письмо, ну вроде бы он уже взрослый и все может понять. А в письме - напутствие. Как жить ему надо, как к хорошему привыкать и как отвыкать от плохого. Я коммунист. В бога не верю. В человека верю. В силу его, мощь. Но, если есть там что-то такое-этакое, Илита, в небе, невидимое. То это невидимое на нашей стороне, ибо мы правое дело творим, землю защищаем от нечисти. Да что там нашу землю, весь мир нам спасибо скажет потом за это. А, если и не скажет. Неважно. Дело то всё равно правое! Идет смертельная схватка с фашистами, и никто не может дать гарантии, что я останусь в живых. Так вот, я написал: если убьют меня, пусть сын сделает то, чего не сделал я. Пусть все свои силы, всего себя до последней кровинки отдаст Родине».
Илита молодая (её глаза «светятся», она разволновалась): «Если б у меня был сын…
Кадр 2:  (она представила лицо Харитона),…Лицо Харитона, чуть размытое.
Илита: «…я бы написала ему то же самое».
Офицер: «Будет у вас сын, Илита. Вы обязательно станете хорошей матерью. Берегите себя, постарайтесь выжить. Хороший Вы человек Илита! А я чувствую, что останусь здесь навсегда. Меня чутьё ни разу не подводило…
Кадр 3: Илита посмотрела на него с удивлением и тревогой. Офицер стоит, опустив голову.
Кадр 4. Офицер: «…И, всё равно, люблю я жизнь, Илита: а жить надо с верой в хорошее, любовью в сердце к самому дорогому, что есть в твоей жизни. Без этого на войне не выжить, никак».
Кадр 5: Илита и офицер беседуют между собой. Но слов их не слышно. Играет тихонько «хонга». И идёт на убыль.


Фильм 5
До свидания, Небо!
Сцена 58
Гибель Санакоева
На экране: «Весна 1942 года, Севастополь».
Эпизод  1
Кадр 1. Илита идёт из госпиталя. Дорога петляет, поднимается на бугры, огибает ямы и бомбовые воронки, наполненные грязной дождевой водой. Вдоль обочин валяются искореженные брички, остовы автомашин, смятые и разодранные взрывной волной орудия и пулеметы.
Илита пожилая (голос за кадром на фоне кадра). «Я шла и думала, с кем из моих новых товарищей я снова увижусь на войне и увижусь ли? Вспоминала с теплотой тётю Машу, матроса Зарембу, а ведь я -то так и не узнала его имя! И плачущее лицо Танюшки, когда мы с ней расставались, тоже всё время всплывала у меня перед глазами. Не могла никак забыть и встревоженный голос Наума Железняка, и его письмо к сыну. Но особенно сердце побаливало за Сергеем Васильевичем, за эти месяцы он стал мне настоящим другом! О  том, как  погиб комиссар Санакоев, я узнала только через много-много лет».
Эпизод 2
На экране текст: «5 июля 1942 год».  Черно-белые кадры.
Кадр 1: Фашисты с собаками окружили группу бойцов  на каменоломнях и зверски избивают их.
Кадр 2. Измученные, уставшие, обессилевшие бойцы храбро  отбиваются,  из последних сил, но ничего сделать уже не могут. Среди группы бойцов и Заремба.
Кадр 3. Бойцы еле-еле стоят на ногах, избитые, израненные,  спина к спине, окруженные фашистами с лающими собаками.  Они стоят прислонившись друг к другу, стараясь поддержать товарища, стоящего рядом. На лицах явное понимание, что они умрут. Но они держатся стойко.
Кадр 4. Заремба и Сергей посмотрели друг на друга, прощаясь, комиссар крикнул: «Товарищи! Надо выстоять! Скоро придут наши! Герои умирают стоя!».
Кадр 6. Фашисты расстреливают его в упор.
Кадр 7. Замедленный кадр: Сергей и Заремба вместе падают на землю.
Звучит приглушённым фоном голос Петра Лещенка «Фокстрот»…
Кадр 8: Смеющиеся лица: Санакоева. Зарембы, Танюши, тёти Маши.

Сцена 59
Встреча со штабными
Эпизод 1
Широкая воронка. На краю её распустившиеся подснежники!
Кадр 1. Илита сходит с дороги, приблизилась к цветам. Илита улыбнулась. Присела. Сорвала один цветок. И жадно вдохнула.
Кадр 2. Затарахтел (в кадре) автомобильный мотор. И мимо Илиты проскочила легковая трофейная машина. В ней сидят несколько военных -какое-то начальство. Один из них генерал Петров.
Кадр 3
Илита встрепенулась (сама себе вслух): «Эх, хоть бы остановились, подвезли!»
Кадр 4. Машина, отъехав метров двести, стала. На дорогу выскочил молоденький шофер в матросской форме, откинул капот, озабоченно склонился над мотором.
Эпизод 2
Кадр 1
Илита, (поравнявшись с машиной): «Что там у тебя стряслось?»
Шофер развел руками: «А хиба ж я знаю?  Трохвейная шкура! Хитрит»
Кадр 2. Военные, посмотрели на Илиту с интересом. Она поднимает руку к пилотке, приветствует старших по званию. Один из военных был в генеральской форме (Петров), второй – его адъютант, другой – легендарный майор Жидилов.
Кадр 3.
Паренек вскочил в машину. Помахал Илите пилоткой, отъехал метров на 50. Потом снова обернулся к Илите. Илита остановилась.
Шофёр: «Эй, лейтенант! Шагай сюда, командующий зовет!»
Эпизод 3.
Кадр: Илита четким шагом подошла к машине:
Илита: «Слушаю вас, товарищ командующий!»
Генерал Петров: «А ведь я вас знаю. Знаю, знаю…».
Илита: «Откуда же?» (удивилась)
Генерал Петров (довольно усмехнулся): «По газетному снимку. Садитесь, подвезем».
На экране фотография И.В. Петрова, генерала

 
голос Тотырбека за кадром:
«Иван Ефимович Петров. Командующим войсками Приморской армии,  родился в городе Трубчевск Брянской области. 18 сентября 1896 года».
Вместе с контр-адмиралом Филиппом Октябрьским и другими военачальниками, в течении  250 дней, с 30 октября 1941 года по 2 июля 1942 год, руководили героической обороной Севастополя.
Войска фронта под командованием И. Е. Петрова участвовали в  боях при освобождении Таманского полуострова и городов Майкоп, Краснодар и Новороссийск. 
Награждён званием Героя Советского Союза.

Эпизод 4
Кадр 1. Илита уселась рядом с шофером.
Кадр 2. Генерал Петров (обращаясь к Жидилову): «Знакомься, майор!  Это та самая Дика, которая сбросила для севастопольских ребятишек на Новый год елку. Во фронтовой газете был её портрет».
Кадр 3. Жидилов: «Наслышан о вашем героическом поступке, товарищ лейтенант! Мои ребята нашли ёлочку вашу и такой праздник ребятишкам закатили в катакомбах! Спасибо от души, от всего нашего морского братства».
Кадр 4.  Машина едет по дороге (вид со стороны, издалека)
Илита пожилая: «Только теперь, в машине, я то и припомнила: что, вскоре после Нового года в эскадрилью Джапаридзе приезжал корреспондент из фронтовой газеты и, несмотря на всё моё сопротивление, сфотографировал меня. Своего портрета я так и не видела. Но, оказывается, он был напечатан и его видел даже командующий обороной Севастополя!».
Эпизод 5
В машине.
Кадр 1. Петров кивнул: «Добрая была выдумка.  Вы, случайно, не из госпиталя, товарищ Даурова?».
Илита: «Так точно»
Петров: «Куда путь держите?»
Илита: «Сначала в штаб.  А там буду думать, как попасть в свою часть… к летчикам»
Генерал Петров: «Значит, нам по пути (улыбается). В свою часть, говорите?  Насколько мне известно, вы были в эскадрилье майора Джапаридзе? Так вот, эскадрилья эта уже месяц как находится в Азербайджане. Туда сейчас не добраться».
Илита (расстроившись): «Но ведь летные части есть и в Севастополе?»
Генерал Петров: «Есть-то есть, но… 
Кадр 2: (Пауза, едут молча некоторое время). Дорога. Разбитые машины, перевёрнутая разбитая пушка. Воронка на воронке.
Кадр 3. Генерал Петров продолжает: «…потери в самолетах, конечно, у нас немалые, но летчиков более чем достаточно. А разведка поредела.  И редеет с каждым днём. И коли так, придется вам, лейтенант Даурова, повоевать на земле».
Илита воскликнула (чуть ли не со слезами): «Я - летчик, товарищ генерал!  Я хочу летать!»
Генерал Петров: «Мало ли кто из нас чего хочет, А война, обстановка свое требует». (Он положил руку на плечо Илиты.).
Илита (уже более робко): «Товарищ генерал, я самолётом на «ты», я другого не умею».
Генерал Петров: «Не беспокойся, дорогой товарищ Даурова, дело мы тебе подберем. Ты же разведкой в небе занималась, лейтенант? Вот почему бы тебе не стать снова разведчицей? Не в воздухе, а на земле. Очень нам сегодня нужны разведчики, очень!  И лучше всего будет, если мы определим лейтенанта к тебе (он повернулся к майору Жидилову).
Кадр 4:  Майор удивлённо посмотрел на генерала. 
Петров: «С адмиралом Октябрьским я переговорю.  Думаю, он будет не против». 
Жидилов (подумав): «Верно. Такую дивчину, как Илита Даурова, только переодень в гражданское - и на первый взгляд ее не отличишь от крымской татарочки. А молодца-матроса хоть в платье кутай, хоть платок ему на голову накинь - все отличат. За версту наших чувствуют, сволочи!».
Кадр 5. На лице Илиты удивление.
Кадр 6. Петров: «К сожалению (обращаясь к Илите, он кивнул в сторону майора), наши моряки-разведчики потеряли много бойцов. Враг тоже не дурак. Вокруг полно коллаборационистов из местных. Женщине и вправду, зачастую легче проникнуть в тыл врага, в оккупированные селения, и высмотреть там всё до пылинки. Верно я говорю, товарищ Жидилов?».
Майор: «Согласен, товарищ генерал».

Сцена 60
Эпизод 1
Кадр 1.Машина двигается по дороге. Вид сверху.
Илита пожилая: «В тот момент я не на шутку заволновалась. Я еду в одной машине с самим командиром той самой, седьмой бригады морпехов! Меня хотят направить разведчицей к легендарным «жидиловцам»! Чёрные бушлаты – гроза немцев! Фашисты их называют «чёрная смерть». Как примут меня опытные, «зубастые» разведчики? И неужели я своими глазами увижу командира бригады разведчиков – Дмитрия Красникова по прозвищу Бритый барс? И я Илита Даурова из разведчицы-лётчицы стану разведчицей у моряков?».
Эпизод 2
Кадр 1. Машина подъезжает к штабу. Все выходят. Илита осматривается.
На экране надпись: «Штаб 7-й бригады морской пехоты - 1 км южнее выс. 125,7»
(на специально вырубленном в скале КП»
Кадр 2. Жидилов подходит к Илите: «Так говоришь, лейтенант, что не умеешь на земле воевать? Не дрейф! Ребята Красникова тебя всему научат».
Голос Тотырбека за кадром: «Так Илита Даурова была зачислена в 3 морской полк 7 бригады морской пехоты».
Эпизод 3. На экране фото Жидилова.
Голос за кадром (Тотырбек): «7 бригада Черноморского флота, начала формироваться в Севастополе, уже на четвертый день после начала Великой Отечественной войны. Она состояла из моряков-добровольцев со всех подразделений флота, Бригаду возглавили офицеры, уже имеющие боевой опыт: комбриг Евгений Иванович Жидилов – участник гражданской войны, профессиональный командир и комиссар Николай Евдокимович Ехлаков участник боев с японцами в 1937-1938 годах и войны с Финляндией в 1939-1940 годах.
Жидилов
 
В ходе боев за Севастополь полковник Е. И. Жидилов получил три ранения. Участвовал в обороне Кавказа, освобождении Румынии, Болгарии. Евгений Иванович был награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Нахимова II степени и многими медали. О защите Севастополя в 1942 году Жидилов написал книгу «Мы отстаивали Севастополь!».
Сцена 61
Пещера.

Эпизод 1.
Кадр 1. Илита в пещере. На стенах пещеры отблеск коптилок. Слышно громкие мужские голоса. Илита останавливается, как бы, собирается с духом.  И  идёт дальше.
Кадр 2. Пещера расширилась. В глубине грубо сколоченный стол и на нем две коптилки, сделанные из медных снарядных цилиндров. Дальше - нары в три этажа, аккуратно составленные у стены автоматы, снарядные ящики, в которых противотанковые гранаты.
Эпизод 2
Кадр  1. Привалившись плечом к стене, стоит матрос – дневальный  Ваня Петруненко. Мальчишка из Киева. Молоденький, стройный, темноволосый.  Он лениво посасывает самокрутку.
Кадр  2. Иван замечает Илиту, шагает ей навстречу.
Дневальный Петруненко: «Стой, кто идёт?!»
Кадр 3. Илита протягивает ему документ. Матрос удивлённо рассматривает документы и направление из госпиталя.
Петруненко: «Так…товарищ лейтенант, вы того, ошиблись маленько. Это Вам в штаб нужно. Заблудились вы, видать, в катакомбах наших».
Илита: «Не ошиблась. Генерал Петров устным распоряжением меня к Вам направил, командир бригады в курсе».
Кадр 4
Петруненко присвистнул: «Братва, свистать всех наверх. Сам генерал Петров к нам целого лейтенанта прислал!».
Голос из темноты: «Чего орёшь Петруненко?».
Петруненко: «Пополнение, говорю, принимайте, братцы».
Голос из темноты: «Кого ещё леший принёс?»
Сцена 62
Звучит начало хонги.
Эпизод 1
Кадр 1. Из темноты выходят матросы-разведчики. Сначала немая сцена, как по Гоголю! Стоят полукругом.   Все «видавшие виды» «морские волки».
 
Реальное фото бригады Красникова («Бритого Барса»)

Кадр 2. Матрос с усами (Гобаладзе): «Ты смотри, совсем ещё пацанёнок, как мой Ливан- старшенький»
Журавлёв-водолаз: «Так это дивчина, медицина, наверное, ослеп ты что ли!».
Ибрагимов (татарин): «Небесная пташка!»
Гобаладзе: «Надо же!  Молодая совсем, а всё туда же на фронт!».
Ибрагимов: «Лейтенант целый, неужто,  командиром назначили?».
Паушкате Василий (молодой, рыжий прибалт): «Они что там, в штабе, своём оооох…р…балдели? Лётчиц в командиры в разведку назначают? Я этой девчонке подчиняться не буду, пусть, хоть к стенке!»
Журавлёв (водолаз): «Не гони волну! Разобраться нужно,  что к чему»

Эпизод 2
Кадр 1. В проеме пещеры показался САМ Красников.
Кадр 2. Матрос из темноты: «Бритый Барс!  Сам!»
На экране фото реального Красникова и текст за кадром. Голос Тотырбека.

 

Красников Дмитрий Васильевич.
Красников Дмитрий Васильевич. Полковник. Родился 7 февраля 1902 года в Севастополе. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Заслуженный мастер спорта СССР. Организатор спортивной работы в Севастополе и на Черноморском флоте. Судья международной категории. С сентября 1941 года возглавил разведывательную часть при штабе 7-й бригады морской пехоты, состоявшую из моряков-спортсменов. В 1942-43 годах командовал 83-й бригадой морской пехоты на Кавказе. С 1944 года - главный инспектор физподготовки Военно-морского флота СССР. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), медалями.
Скончался 26 октября 1955 года в Москве.
Кадр 3
Бритый Барс внимательно оглядывает разведчиков.
Красников: «Представляю: лейтенант Илита Даурова, а попросту - Дика. Летала на У-2. Доставляла севастопольцам медикаменты, боеприпасы, провиант. Занималась разведкой в небе. Теперь ее «этажерочка» покоится на дне Черного моря. Как это произошло, лейтенант Даурова при случае расскажет вам сама. Если, конечно, сочтет нужным. Была она летчицей - теперь военная судьба ее изменилась. Будет разведчицей на земле. Примите ее в свое боевое товарищество. Илита Даурова окончила еще до войны летную школу, на фронте давно. По званию она старше любого из вас. Но в нашем деле, как известно, звание - не самое главное. Нужен опыт, нужна сноровка. За этим и пришла к нам Илита Даурова. Будет она в разведке на особом положении… Ясно, старшина Никонов?».
Кадр 3. Старшина Никонов (выходит вперед, в накинутом поверх тельняшки бушлате.). Крепкий, «кряжистый». Рассматривает Илиту.
Никонов: «Ясно, товарищ Брит… то есть товарищ командир полка!  Вот только одна незадача: с жильем-то как? У нас товарищ Даурова разместиться не может: курим и, опять же, иной раз выражаемся (пауза) густовато»…
Красников рассмеялся: «Ладно, это мы решим. Устрой ее, Никонов, в той пещере, где санитарки и радистка. А за обучение Дауровой в разведке… и за все прочее отвечаешь лично. Понял? Лично».
Никонов: «Понял, товарищ командир полка!».

Кадр 4.
Красников: «Ну, лейтенант Даурова, желаю успеха! Можете при необходимости обращаться непосредственно ко мне. Все!»
Кадр 5. Красников протянул Илите руку и крепко пожал её ладонь. И пошел к выходу.

Сцена 63
Эпизод.
Кадр 1.
Никонов: «Стало быть, товарищ лейтенант, вы и есть, та самая Дика, которая сбросила севастопольским детишкам елочку на Новый год?»
Илита: «Выходит, что я».
Кадр 2. Никонов, улыбаясь, протягивает руку: «От себя лично и от друзей большое вам моряцкое спасибо!  Молодец вы, Дика!»
Кадр 3.  Илита смущенно молчит. Из глубины пещеры один за другим подходят матросы-разведчики и с откровенным интересом разглядывают Илиту.
Звучит начало хонги.
Сцена  64

Эпизод 1
70—е годы. Большая детская библиотека в городе Орджоникидзе.
Илита сидит в библиотеке, в  кругу большой группы детей и педагогов. Тотырбек стоит у окна с фотоаппаратом на шее, сложил руки на груди и наблюдает за лицами детей. Дети слушают внимательно.
Кадры.
Кадр 1:  «Илита детям что-то с воодушевлением рассказывает, люди её слушают. Кадр 2: потом чаепитие. Кадр 3: Илита садится в машину, Тотырбек придерживает дверь. Кадр 4. Илита и Тотырбек едут в машине (молча смотрят в окна)
Голос за кадрами
Илита пожилая: «За те две недели после госпиталя, что я пробыла в полку, погибло немало разведчиков. Не вернулся из рейда во вражеский тыл наш известный балагур и весельчак Леша Захарченко, подорвался на «хитрой» мине грузин Нонешвили. Окруженный врагами, метнул себе под ноги последнюю гранату сибиряк Геннадий Феофилактов. Зато я снова встретилась со своим старым боевым товарищем Иваном Богомоловым, стрелком!
Кадр 5. Илита, Василий, Журавлёв и Никонов собираются на задание.
Голос за кадром. Илита пожилая: «У меня и мысли не было, что после моего первого «боевого крещения» на земле Красников назначит меня командиром разведроты. До недавнего времени ротой командовал старший лейтенант Глухов, убитый в одном из поисков. Теперь за Глухова остался старшина Никонов. Конечно, я была старше его по званию. Но во всем остальном Никонов мог дать мне сто очков вперед - он считался в полку первоклассным разведчиком. Я это понимала. И боялась, что такие «зубастые», прожжённые войной, опытные разведчики не будут воспринимать меня всерьёз. Даже, после назначения, они продолжали называть меня «сестрёнка». Но война всё расставила на свои места»…

Сцена 65
Ночной бой за роту Гуриева
Эпизод 1
Кадр 1: Ночь. Группа разведчиков-матросов ползёт по земле.  Вокруг мины.
Кадр 2. Старшина Никонов вскакивает впереди: Никонов: «Быстрее за мной!». Матросы бегут за ним.
Эпизод 2.
Кадр 1: Илита вскочила и побежала вслед за матросами, которые в темноте  почти неразличимы. Вокруг обрывки колючей проволоки, три «ежа», сдвинутых в сторону,  горка обезвреженных мин.
Кадр 2: Илита (подбадривает себя вслух): «Вперед, Дика, вперед!».
Эпизод 3.
Кадр 1. Илита остановилась на миг, чтобы перевести дыхание. Воспоминание
Кадр 2. Черно-белые кадры: Красников, уставший и озабоченный, разговаривает с Илитой.
Красников: «Пойдешь с Никоновым. А то, я слышал, тебе пороха на земле хочется понюхать.  На опасное дело вас отправляю. Не послал бы тебя (пауза). Но посылаю, потому что верю: ты не подведешь. Да, кстати, Гуриев  твой земляк, осетин».
Эпизод 4
Кадр 1. Илита осматривается в темноте.
Илита (мысли вслух): «Гуриев, Гуриев,  Знакомая фамилия. Гуриевых много, и кое-кого я знаю. Только, о каком, именно, Гуриеве идет речь? Может о сыне нашего легендарного народного певца Вано Гуриева- Теймуразе? Сёстры недавно писали, что Теймураз, сын Вано, тоже где-то, рядом со мной воюет»
Кадр 2 (чёрно-белый), воспоминания Илиты: трибуна, 1934 год. Вано Гуриев под красным стягом (отсылка к первым сценам)
Эпизод 5
Кадр 1. Матрос Федунов обернулся, испуганно взглянул на нее, затем одним рывком оказался рядом:
На экране подпись: «Матрос-сапёр Федунов Сергей»
Федунов: «Ты ранена, Дика?»
Илита (задыхаясь): «Нет, Сережа, все в порядке…  Близко рота Гуриева?»
Федунов: «Метров двести еще».
Илита: «А где старшина Никонов?»
Федунов:  «Он левее. Отвлекает немцев. Скоро услышишь, какую пальбу откроет».
Кадр 2:  Федунов дружески кивнул, подмигнул Илите.
Федунов: «Ну, снимаемся с якоря?».
 Эпизод 4
Кадр 1. Илита торопливо шагает рядом с Федуновым, то и дело она опасливо поглядывает по сторонам.
Илита шепчет: «Сколько мин понатыкали в землю, гады, фашистские!»
Кадр 2. Федунов улыбнулся (услышал ее и заметил взгляд Илиты): «Мне не впервой по этим «игрушкам» шагать».
 Эпизод 5
Кадр 1. Рядом с ними, в небольшой низине ухнули раз за разом взрывы гранат, затем застрочил станковый пулемет. Бойцы напряглись.
Кадр 2. Федунов (шепотом): «Сейчас делаем рывок, и мы должны, наконец, прорваться к роте Гуриева».
Кадр 3. Федунов (вскочил, крикнул): «За Родину!  Бей гадов!

Эпизод 6
Кадр 1. Илита снова устремилась вперед.
Кадр 2. На неё «выскочили» три немца.
Кадр 3. Она пускает очередь. Бросается вперёд. Взрывы один за другим. Автоматные очереди, выстрелы винтовок.
Кадр 4. Федунов (рявкнул): «Так их, сволочей, сестренка!»
Кадр 5. Федунов, легко, играючи бросил в ближний немецкий окоп тяжелую противотанковую гранату. Затем глянул на Илиту, улыбнулся, вытер пот с лица и побежал дальше.

Эпизод 7
Акцент на звуке. Нарастает тонкое, сверлящее жужжание.
Кадр 1. Илита: «Мина!».
Кадр 2:  Илита распласталась на земле, затем, нащупала  рукой край неглубокой воронки, скатилась в яму.

Сцена 66

Кадр. Глубокая воронка. В ней солдат Максименко. Высокий, худой,  лет 50-и, небритый, «опаленный порохом», лежит за стареньким «максимом».
Эпизод 1
Кадр 1.
Солдат: «Куда тебя несет, сумасшедшая?».
Илита: «А ты кто?»
Кадр 2: Илита испуганно отпрянула, подняла автомат.
Солдат (недовольно): «Кто, кто»!  Свой я, вот кто! Из роты Гуриева! А ты откуда взялась такая?»
Илита: «Я из полка Красникова. Мы вам на помощь пришли».
Солдат (с едва заметной улыбкой): «С неба, что ли?».
Илита: «Не с неба, а через минное поле».
Солдат: «Врешь!»
Кадр 3:  Солдат, удивлённый, оставил на мгновение свой пулемет.
Солдат: «Неужели через минное поле?»
Кадр 4: Илита пожала плечами, как бы говоря этим, что она не врёт.
Илита: «Ну, как вы тут?»
Солдат: «Как видишь.  Немцы стеной прут. К самому минному полю нас прижали! Я уж думал, амба нам. Да вот, видно, не пришел наш черед умирать»…
Илита: «Где же Гуриев?  Жив он?»
Солдат: «Не знаю. Минут двадцать как повел бойцов в атаку на прорыв. Что-то не видно его больше»…
Илита (вскипела): «Не видно»!  А чего видно из твоей воронки? Сидишь тут и звезды считаешь, а командир, может быть, в двадцати шагах от тебя кровью истекает!».
Кадр 5: Солдат хмуро уставился на нее.
Солдат (медленно говорит): «Ты на меня не кричи.  Ты кто? Лейтенант? Все равно не кричи. Мне сам Гуриев приказал: ты, Максименко, с места не сходи, дерись до последнего»…
Кадр 6
Илита  ухватилась за край воронки и в один миг оказалась наверху.
Солдат: «Куда?  Немцы там! Убьют! Вот дивчина сумасшедшая!».
Сцена 67
Теймураз
Эпизод 1
Кадр 1.
Илита осматривается. Вокруг Илиты следы недавнего жестокого и кровавого боя. У ног Илиты лежит сломанный приклад винтовки. Чуть дальше - кисет с вышивкой. Ветерок тормошит листочки писем, валяющихся на земле. Темная фигура лежит у вражеского окопа.
Кадр 2. Илита еле-еле заковыляла к ней. Около окопа, раскинув руки и уткнувшись лицом в землю, лежит человек в матросском бушлате. Руки его мертвой хваткой вцепились в автомат. Это Теймураз Гуриев.

Эпизод 2
Кадр 1: Илита с трудом перевернув человека в бушлате, пощупала пульс на кисти. Обрадовалась, что парень живой.
Кадр 2: Илита приподняла голову человека и слегка окропила щеки водой из фляжки.
Кадр 3: Веки раненого затрепетали.
Илита (тихо спросила): «Кто ты? Что с тобой?» .
Гуриев (открыл глаза): «Гу-ри-ев Гу-ри-ев!»…
Илита (взволнованно): «Гуриев!  Теймураз! Вот я и нашла тебя!»
Гуриев: «Пи-ить».
Кадр 4. Илита всунула ему горлышко фляги прямо в зубы. Она взволнована и возбуждена. Заговорила по-осетински. Перевод на экране.
Илита: «Таймураз? Вано фурт дэ? !» (Таймура;з? Сын певца Вано?)
Гуриев (удивлённо): Чызг уый дэн («Он самый)
Кадр 5. Илита (подносит фляжку к губам раненого): «Дон аназ, мефсымар!» («Выпей воды, брат»). На русском «Ты меня не узнал? Я  Илита Даурова»…
Гуриев кивнул, показывая этим, что вспомнил Илиту. Он пьёт, закрыв глаза».
Эпизод 4
Кадр 1: Илита помогает Гуриеву подняться. Оба шатаются.
Илита: «Нас Красников послал к вам на выручку. Обними меня за шею»
Кадр 2:  Она закинула руку Таймураза Гуриева себе за спину и с усилием приподняла тяжелое тело мужчины.
Гуриев: «Я - сам… сам»…
Илита: «Самому тебе не дойти. Пошли».
Звучит начало хонги.


Рецензии