Туристские байки. Часть 9-14
Случай не смертельный- на улице пока еще светло, завтрак приготовить успели и туристов накормили.
А если зимой? Насосы в котельной встанут, воды не будет... И будет тот самый- "кердык"! ( это слово по- казахски, но и по- русски не сложно догадаться о его значении).
Зашёл в бухгалтерию узнать,- часто ли такое бывает?.
-"Высоковольтная линия старая и на балансе базы, поэтому рощинские электрики её не обслуживают. Ремонтирует наш электрик,- у него и допуск есть.
Да вы не беспокойтесь! Он уже ушёл туда с пилой и " когтями",- обрадовали меня.
Вот и ещё один "пунктик" в мой ,и так распухший "список срочных проблем ".
Пошёл посмотреть трассу: деревянные столбы " танцуют", на проводах полно "скруток", просека заросла кустарником и молодыми березками...
У забора лагеря " Победы" встретил электрика - он уже устранил разрыв проводов и подключил линию на их ТП ( трансформаторной подстанции). Теперь ещё надо подключить на нашей ТП.
Поприсутствовал при "операции" ( возможно пригодиться, кто знает?).
Позвонил в Техотдел Совета: "Да, все правильно. Мы знаем, что линия старая. Ремонт "забит" в план следующего года. Полная замена , включая вашу подстанцию и ВТ( высоковольтный трансформатор).
От вас требуется расчёт планируемой потребляемой мощности по кварталам и все!."
-" А как быть, если провода зимой порвет налипшим снегом или столб завалится - они гнилые и еле держаться?"
-" Как-то жили до этого, так и поживите еще немного. Раньше лета следующего года- не ждите.
Думаете , только у вас одного проблемы? Пи-пи- пи-пи..."
На том, как говорится, и договорились!
Перед обедом объявился Александр с огромным рюкзаком за плечами.
Я попросил его написать заявление и сразу написал в "Книгу приказов" два приказа: о приёме его на работу завскладом и состав "передаточной комиссии".
Заверил его, что недостача по складу - это моя проблема. Но ему принять склад надо, как в документах ( с недостачей). А чтоб ему было спокойно - могу дать ему расписку…
-"Надо старую "тётку" пожалеть- не "Дело" же заводить. Тем более, что фактически и вины то ее нет. Тут особый случай "( Я не стал его посвящать в причину).
После обеда в кабинет пришёл Юра (водитель " Москвича") и сказал, что в машине нужно срочно менять шаровую опору и тормозные колодки.
Я спросил его: почему же он это не сделал в Автобазе и приехал на неисправной машине ?
Он ответил, что запчастей в Автобаза нет вообще, а есть только в "Сельхозтехнике ", в Рощино ( так сказал ему водитель автобуса). И если он сегодня не нужен,- он попробует там запчасти достать.
Я разрешил ему поехать в Рощино «доставать» запчасти.
Въездные ворота я приказал сторожам на ночь закрывать на ключ ( с 22 до 7.00), но держать в поле зрения.
Потом присутствовал при получении продуктов со склада шеф-поваром дежурной смены на следующий день.
Я решил "добить тему" с продуктами на кухне!.
Вечером с О.И. оформили акты на списание негодного туринвентаря, и составили «Заявку» в Совет на недостающий.
Она предлагала организовать велосипедные и лыжные(зимой) походы по ближайшим окрестностям. За две недели ( срок путёвки) туристы устают от безделья ( Только три экскурсии по ленинским местам: в Выборг, Ильичево и "Разлив").
А если Совет даст лодки (наши уже не подлежат ремонту), то и на лодках успеем до зимы организовать 3-5 –дневные турпоходы по озеру.(От желающих отбою не будет!)
Её идеи мне понравились , и я пообещал узнать в Совете о возможности получении заявленного турснаряжения и туримущества в ближайшее время.
Вечерело. Вот ещё один день кончился. Это какой же по счету-то?
Неужели третий? .. Или уже четвертый?
Мне казалось, что я уже полжизни здесь " наслаждаясь природой и аурой озера"...
Нарушили мой ночной сон сигналы автомашины. Заглянул в окно - Юра. На часах- пол-первого ночи.
"Однако !"
-"Я ,конечно, ему не жена, чтоб ...
Но машина- то "моя", хоть и временно. И я за неё ( даже неисправную!) отвечаю, если что с ней случиться...
Надо будет в путевке посмотреть вчерашний пробег по спидометру и сверить с путевым листом»,-мелькнула нехорошая мысль .
-«А квартира-то, оказывается, замечательно расположена,- из окна видна вся база: и въезд, и Администрация, и столовая, и котельная.. Только вид на туркабинет и жилые корпусА закрывает молодой сосновый лесок"...
10. Утром звонок из Совета: Шеф приказывает(!) быть у него завтра в кабинете к 11 часам. Будет решаться вопрос по ремонту котельной и сетям.
Я порылся в шкафу в поисках проектных документов на котельную и сети, паспортов на отопительные котлы.
Было много разных "синек", но все не то, что надо. Даже схему канализации столовой обнаружил.
Попросил в туркабинете рулетку и решил сам сделать план котельной и трубопроводов, чтобы хоть приблизительно рассчитать объём ремонтных работ ( чтобы завтрашний разговор у Шефа получился более предметным).
До обеда провозился со схемами и расчётами- получилось весьма не плохо. ( Пригодился опыт армейской службы, когда я будучи инженером Техотдела в\ч занимался ремонтом и стройкой сооружений).
На обеде предупредил Юру, что завтра выезжаем в 8.30 утра в Совет. Заодно спросил про запчасти.
"- Обещали !"
Зашёл на склад к Александру и не узнал ( склад!): чистота, все разложено по полочкам и стелажам, ящики с овощами накрыты простыней, хлеб на полке закрыт занавеской, весы блестят...
("Какой мололдец! Надо его как-то удержать на базе").
Поговорили о недостаче. Как её покрыть?
Я предложил делать возврат продуктов с кухни на склад по «специальной» ведомости (неофициальной).
-«Откуда возьмуться излишки продуктов на кухне?»
Есть такое решение: когда туристы едут на зкскурсию в Вывбог( 80 км. туда и столько же обратно), то они жалуются, что им дают мало свободного времени, чтобы погулять по городу, посетить магазины.
По плану они должны вернуться на базу к обеду ( к 14 час.)
Туристы с удовольствием пропустят обед, чтобы дополнительно погулять 3-4 часа по Выбору ( Если им это заранее предложить !).
Повара готовят в этот день обед на 30 человек меньше, а "сэкономленные" продукты возвращают в конце смены на склад. Все, как бы почти законно-«разумная» экономия.
Так как набор продуктов (по калькуляции )на обед стоит около рубля, то через некоторое время недостачу можно будет " погасить".
Ещё один вариант: «иногородние» туристы. Они и путёвки на турбазу покупают, чтобы Питер посмотреть. Им наша красота природы не нужна- у них своей хватает.
Те в свободные от экскурсий дни уезжают утром (после завтрака) в Питер на целый день.
Поскольку они все идут на рейсовый 10-часовой автобус мимо окон моего кабинета – обычно 8-12 человек ( можно и точнее посчитать, - вот ещё «экономия» на обеде). Иногда они и до ужина не успевают вернуться.
Старшие смен на кухне согласились с моей «схемой экономи», правда ," со скрипом".
Александр тоже не возражал. Других вариантов не было.
11. В 9 часов выехали с Юрой в Питер.
Всю дорогу он рассказывал мне о своих проблемах и "неправильных порядках" в Автобазе.
Я его практически не слушал- голова была занята своими проблемами . Ещё раз проверил свои расчёты по котельной. Практически надо менять все. И котлы и сети. Пойдёт ли Совет на это?
В 10.30 я был в кабинете Шефа.
Он сказал, что в 11 будет совещание в кабинете Зама Председателя с представителями Института "Туристпроект".
Без интереса полистал мои " бумажки" с рассчётам, а также спросил о здоровье Завхоза турбазы В.(?).
По остальным вопросам рекомендовал обратиться к инструкторами в соседнем кабинете Зав стройотдела.
В 11 мы перешли в кабинет Зама.
Там уже находились представители Института. Один из них ( Главный инженер) сказал, что он хорошо представляет состояние котельной и технических сетей турбазы, так как сам когда- то их проектировал и строил. В архиве Института даже сохранился старый проект, поэтому с проектными документами задержки не будет.
Котлы, конечно, нужно менять все, так как они отработали уже все положенные сроки. Да и сети тоже.
Затем сказал, что новые и более производительные
котлы у "Севзапкурортремстроя" есть в наличии, и они готовы заняться ремонтом котельной сразу по открытию финансирования Советом. «Сетями» лучше заняться после капремрнта котельной.
Зам. поддержал предложение Института, но сказал, что решать будет Председатель ( Босс).
Меня ни о чем не спросили, мои "бумажки" даже не посмотрели.
-«Зря старался. Ну, и ладно!
Главное - дело сдвинулось!»
Почему-то я был уверен, что Босс решит вопрос ремонта положительно.
Зашёл к инструкторами «Отдела тур.снаряжения» насчёт заказа тур инвентаря и отдал акты на списание. Обещали помочь.
Была мысль зайти к Боссу- поблагодарить за машины, да раздумал: лишний раз "по мелочам" обращаться не стоит. Будет ещё возможность.
Я уже собрался уходить, как вспомнил о идее организации "соцсореванования".
Может быть идея и «сработает» ? Было бы не плохо!
Главный вопрос: Откуда деньги брать на поощрение «победителей»? Такого фонда в годовом «Хозфинплане» турбазы не предусмотрено. Или я что-то пропустил?
В Совете «этим» в отдельном кабинете занимался специальный "инструктор"- симпатичная девица лет 23-25. ( С окладом в 190 рубчиков, против моих 120!.)
Она ответила на все мои вопросы и сказала в конце разговора: " Ваша база самая отстающая в этом вопросе . Вы мне всю картину отчётности портите. Вот вам бланк с вопросами.
В конце каждого месяца вы должны предоставить мне развернутый ответ по каждому пункту. Если вы этого не сделаете, то вы не имеете права пользоваться вашими призовым фондом". ( Оказывается есть такой! И целых 10 процентов от общего фонда зарплаты!)
Я забрал у неё два листочка с многочисленными пунктами (а их было 78 !), пообещав" срочно и непременно заняться этим важным вопросом".
"Мой оранжевый конь" стоял на стоянке у подъезда рядом с чёрными , сверкающими новизной, "Волгами" Босса и Замов.
-" Ничего! Для меня и такой хорош. Лишь бы бегал, не спотыкался...",- подумалось мне.
На обратном пути Юра опять стал мне рассказывать о своих бедах: и бензина мало на машину дают, и оклады во Второй колонне маленькие( где легковушки и грузовики, против " автобусников"), и с командировочными обманывают...
Он мне откровенно надоел со своим нытьем!
Я делал вид, что не понимаю, куда он клонит и сказал :" Так ты живёшь на базе бесплатно, питаешься в столовой тоже практически бесплатно ( 50 копеек за день) . Я тебя не перегружаю работой. В выходные домой поедешь. Какие же тебе ещё "командировочные?"
Он, видимо, обиделся на мои слова ,и молчал всю оставшуюся дорогу.
Когда приехали на базу, он спросил : " Можно я поеду в "Сельхозтехнику" за деталями?"
Я махнул рукой в знак согласия.
Выходя из машины, я незаметно бросил взгляд на спидометр.
« Странно!»
На нем были те же цифры, что и сегодня утром ( я посмотрел при выезде. Мне было интересно узнать - сколько километров «по прямой» от базы до Совета).
Потом дошло: спидометр был отключен ( или неисправен?).
Подумал: "-Ушлый водила, однако! ( Спидометр должен быть обязательно "рабочим" - ведь по спидометру списывается ему бензин.)
-"Пусть иногда немного «подхалтурит», лишь бы машина была "на ходу". Все мы не святые!"
Следующим утром на завтраке я его спросил:" Как успехи с запчастями?"
-" Они денег просят много".
- "Сколько " много "?
-" Пятнадцать рублей за каждый комплект".
-"Что предлагаешь делать?"
- " Можно я поеду после обеда в Рощино...ну, это...немного..."
- "Этого" хватит?"
- " Я думаю ,да!."
-"Хорошо! Спроси у главбуха- не нужно ли ей сегодня утром в Банк. Если не нужно, можешь ехать хоть сейчас".
Проходя через рабочую столовую на кухню, я заметил внимательные взгляды некоторых сотрудников в мою сторону.
Подумал:" Что-то на мне не так что ли? Испачкался в котельной, когда по дороге заходил?... Так сказали бы. Странно!
День прошёл без происшествий.
Юрий до ночи не объявился. Волнуюсь. Предупредил сторожей, чтобы сообщили, когда приедет, а Юрий обязательно нашёл меня.
12. Утром следующего дня меня разбудил неприятный скрипучий звук. Подойдя к открытому окну, я услышал доносящийся из леса поросячий визг.
-"Откуда тут могут быть свиньи? Посёлок далеко. Может быть кабаны ночью забрели? "
За дорогой большой лес с несколькими озерами - вчера видел «Схему» в туркабинете с пешеходными туристскими маршрутами:" зелёным", "синим" и "красным". "Красный"- самый длинный (10 километров!).
Прислушался. Звуки затихли.
- " Ну и хорошо , что сами ушли. Не нужны мне ещё и такие " туристы",- успокоился я .
Однако, через некоторое время звуки послышались вновь, и более явственно.
Я оделся, вышел на улицу .
Взяв палку, пошёл по тропинке на звуки. Через некоторое время увидел бревенчатый сарай за невысокой изгородью.
-" Неужели свинарник?",- удивился я.
Характерный запах не оставлял сомнений.
-"Свинарник? На территории базы? Ещё один сюрприз!"
Я почему-то недолюбливал этих "умных" животных. И уж, конечно, не хотел их видеть на базе.
На завтраке в рабочей столовой спросил у Завхоза : " Чьи свиньи на территории базы?".
- " Наши !,"- был ответ.
- " Что значит "наши"? Чьи конкретно!"
-"Базовские. Это наше подсобное хозяйство".
- " А в Совете знают об этом "хозяйстве? Я что- то не видел в штатном расписании должности " свинаря". Кто тогда ухаживает за свиньями?"
-" Конечно, знают. Они у нас все время. А ухаживает одна из уборщиц жилых номеров . Она сама вызвалась".
- " Интересно! А на её месте кто работает?"
-"Сейчас туристов мало . Второй этаж «второго» корпуса не заселен. Она как бы там должна убирать."
- " А если будет заселен, за кем она будет убирать? За туристами или за свиньями?". Молчание.
- " Сколько свиней и кормит она их чем?"
-"Пять. Отходами с кухни. Просто туристов мало, вот им и не хватает- подросли. "
-" Хорошо! А СЭС как на это смотрит? Они знают?"
-" Нет, конечно. Они не видели. Свинарник то в лесу, почти за границей территории турбазы."
-" Отложим сейчас этот разговор. Подойдите в кабинет после обеда. Обсудим ситуацию."
-" Хорошо! Вообще-то , это по линии профсоюзов. Вы лучше с нашим "главным" поговорите".
Если СЭС узнает о свинарнике, то вообще могут Базу закрыть. Будет большой скандал- ведь туристов придётся куда-то выселять. И почему Совет терпит это безобразие, если знает ? Очень странно!
-" Что-то мне не понятна "тайна сия",- пришёл я к неутешительному выводу.
Зашёл к М.И. Спросил- что она думает насчёт "свинства" на турбаза.
Она сказала, что в " свинстве" не участвует, а командует там Завхоз с сестрой- хозяйкой столовой. Она и есть профсоюзный вожак.
Когда режут свинью, то мясо продают членам профсоюза ( кому достанется!) за полцены, а деньги -в профсоюзную кассу. На эти деньги вроде бы покупают подарки детям работников к Праздникам.
-" В итоге -получается «полу-частная лавочка».
И завхоз тут же, у "корыта",- «ушлый» мужик, везде успевает!
Пока этих " ребят" трогать не буду. Надо с Совета начинать".
13. Придя в кабинет, вспомнил , что завхоз говорил о неисправной канализации.
Надо будет спросить у сантехника в чем её «неисправность». Ей ,наверно, столько же лет, сколько и турбазе.
Обычно, канализационная самая надежная- трубы чугунные, большого диаметра.
Там как бы и ломаться- то нечему.
(Вот хоть в Калининграде, где мне пришлось бывать, - немцы триста лет назад проложили городскую канализацию, - первые Европе! До сих пор работает!)
Достал из шкафа синьку со схемой канализации столовой. Полной схемы базы не нашел.
Все просто: с двух шпигатов по полу кухни сначала в жироотстойник, затем в по трубе в колодец.
А дальше куда?
Расспросил «с пристрастьем» сантехника.
Оказалось: из люка у столовой в люк чуть ниже на берегу озера, а дальше самотеком....в озеро!
Я его спросил: " И давно так?"
-"Давно! Я уже тут пятый год, а так было и до меня. Когда то сточные воды уходили в поля фильтрации. Но они давно забиты. Особенно вредны отходы кухни. В них много жиров и жиротстойник не справляется. Жиры и "забили" сеть."
-" И что, СЭС не знает, что мы гадим прямо в озеро? То-то запах мерзкий на берегу."
- " Так это сейчас воняет, потому что тепло. А весной, когда они приезжают "принимать" базу, запаха почти нет. Да и я перед их приездом по берегу хлоркой посыпаю."
Когда он ушел, меня опять охватили сомненья : «Хватит ли у меня сил, терпения и возможности справиться с таким «бардаком»?
-"Я обещал Боссу разобраться, но не обещал все «исправить». Вот! Разбираюсь!
Так что ни день, то «новости» одна другой "круче". У меня уже и голова "кругом идет" от этих " новостей".
"Подзапущена", называется! "Полный бардак и развал,"- это называется!
На срочно ехать в Совет, к Боссу. Завтра же!"
14. Вечером на ужине Юры не было.
Увидел водителя только на завтраке. Спросил:
" Почему не нашел меня? Сторож передал тебе мою просьбу?"
-"Я только недавно приехал. Шаровая ночью на дороге развалилась,- еле до Базы добрался."
-" И что теперь? Когда сделаешь? Мне в Совет надо сегодня ехать. За три часа сделаешь машину?"
-"Нет, не смогу. У меня шаровой опоры нет."
-" Как нет? Почему нет? Ты же вчера утром поехал в Рощино за ней".
-"Не получилось,"- отвечает с невозмутимым лицом.
-«Что значит, не получилось?»
У меня внутри закипело. Еле сдержался!
-« Спокойно! Кинстинтин, спокойно!», говорю я себе.
-" Так не работают, дорогой! Ты где-то сутки катался, халтурил . Я взял «грех на душу», разрешил, а ты меня ещё и подвёл. Я тебе подпишу только вчерашнюю путевку. Возвращайся в Автобазу. Больше мне ни ты, ни твоя машина не нужны!"
Поручил О.И. остаться на базе за меня, а сам пошел собираться, чтобы успеть на рейcовый автобус в Рощино.
В Совет я добрался только около трёх часов дня.
Зайдя сразу в приёмную Босса, поздоровался с секретарем.
-" Здравствуйте, О.А.!
А.Г. сейчас занят,- у него «товарищи» из Москвы. Присядьте. Когда он освободится, я о вас ему доложу".
-" Вы даже помните, как меня зовут? Тогда уж и Вы скажите, как вас звать, если не секрет".
-" Не секрет, конечно! Меня зовут Елена Владимировна. А Вас уже знает половина Совета. Такой вы тут "шорох" навели...
Чтобы Вам время зря не терять, поднимитесь ,пожалуйста, в 18 кабинет на третьем этаже. Вас хотел видеть Секретарь нашей парторганизации.. Вы же член партии? Когда Анатолий Григорьевич освободиться, я вас найду".
Я поднялся в 18 кабинет
Солидный пожилой мужчина встретил меня словами: "Здравствуйте, присаживайтесь! Секретарь сообщила мне, что Вы приехали.
Я хотел вас видеть вот по какому вопросу.
На вашей базе работает два коммуниста: Ольга Ивановна и Николай Иванович, доктор. Вы - третий.
Теперь вы можете на Базе создать свою первичную партийную организацию.
Вы посоветуйтесь с товарищами- когда вы сможете провести организационное собрание и сообщила мне. Я обязательно подъеду, помогу с оформлением документов".
-"Ну, вот! Ещё одна напасть!"- чуть не вырвалось у меня.
-"Поскольку База расположена в Выборгском районе, нас будет " пасти" ещё и Выборгский райком партии,- совсем будет «весело», -окончательно опечалил меня мой многолетний опыт «состояния в рядах…».
( Так было хорошо стоять на учете в домоуправлении по месту прописки. Отдал Секретарю во- время партвзносы и "свободен" на месяц. А теперь?)
Позвонила секретарь и сказала, что Босс освободился. Я бегом в Приемную.
А.Г. встретил меня " как родного". Извинился, что заставил ждать и спросил : " Как дела ? Вживаешься в коллектив? Я подписал Договор на капремонт котельной. Наверно, на следующей неделе строители начнут работы. Твой Шеф просил выделить тебе туринвентарь и лодки. Я дал команду на Склад. Свяжись с ними о деталях по номенклатуре. Их телефон есть в нашем справочнике.
А машины пришли?"
-" Да, пришли. Только легковая уже сломалась. Пусть Автобаза её забирает. И нашу «продуктовую» тоже, так как никто её не ремонтирует, а место в гараже занимает. Водителям автобусов приходиться обслуживать машины на улице.
Грузовая работает, только водитель "ершистый". Но дело знает. За машиной следит. Молодец!"
-"Перед тобой были товарищи из Центрального Совета. Сказали, что через неделю Автопарк получит новые машины и автобусы. Я помню своё обещание.
Ну, теперь ты говори- с чем ты пожаловал? Что-то срочное? Может быть Шефа твоего позвать?
- " Я думаю, не надо. Я к нему потом зайду".
-"Сегодня в Строительном отделе никого нет. Начальник поехала в Строй.Трест по поводу твоей котельной, а Зам в Туристпроекте .
Как видишь, зашевелились!»
Я коротко рассказал о проблемах с канализацией и высоковольтной линией.
Босс сделал грустное лицо и покачал головой:
-" Я скажу Начальнику Стройотдела, чтобы срочно прислала к тебе инженера. Пусть на месте всё посмотрит, тогда и решать будем. Сам ему всё и покажи".
-"У меня ещё вопрос. Не по ремонту.
Что делать со свинарником на Турбазе? Могут быть проблемы с СЭС."
-" С каким ещё «свинарником»?
Говори понятнее! Что ты под этим подразумеваешь?"
-" Ничего не подразумеваю! На территории Базы находится свинарник со свиньями. «Профсоюзный», как мне объяснили. Животные «верещат» на всю Базу. Ну, и запах, конечно..."
-"Что ещё за «ересь»? Ликвидировать и немедленно!. Только этого там не хватало! "
-"Вот это правильно. Я тоже так думаю".
-"Вот и «основание» для…»,- порадовался я.
Мне другого и не надо!»
"Домой"( на Базу) вернулся поздно. Пока в Рощино магазин зашёл ( под ложечкой уже " сосало"), пока такси поймал...
Пришёл в квартиру, напился горячего чая с бутербродами и рухнул в кровать, успев в последний момент перед сном подумать:
"А ведь теперь уже мне придётся всю эту "кашу расхлёбывать". И для «бегства» пути уже «отрезаны»... Сам себе…
Свидетельство о публикации №225011301251