Олигархи живут среди нас

Рассказ Ольги Рожневой "Промысел Божий не обижает никого" (опубликован на сайте Православие. ру в 2013 году) берёт за душу и поражает. Он резко отличается от других православных произведений, скроенных на скорую руку.
Собственно, в "Промысле" мало художественности. Это , скорее, очерк. Или конспект романа.
"Промысел Божий" - это рассказ в рассказе, или "рассказ со вложением". Две подруги живут в паломничьей гостиннице в Оптиной пустыни. И одна из них, Наталья, рассказывает историю жизни своей младшей сестры Алёны. Манеру повествования можно сравнить с композицией романа Гюстава Флобера "Мадам Бовари", где мы встречаем ложного протагониста, который рассказывает о своём друге детства, господине Бовари, а потом мы теряем его навсегда, будто его и не было. Но рассказ "Промысел Божий" закольцован: начинается он с беседы двух подруг на территории обители, и заканчивается тем же. А в середине мы забываем о них.
Это рассказ, конспект романа, так и просится на телеэкраны. Его могли бы растянуть и на сериал. Я знаю, что в этих сериалах молодые женщины постоянно страдают от жестокости своих любимых мужчин, сидят вместо них в тюрьмах, лишаются всех прав (сериал "Катерина" и "Всегда говори "всегда").
В рассказе "Промысел Божий" две стоставляющие: бытовая и духовная.
Паломница Наталья рассказала паломнице Ольге драму своей младшей сестры Алёны. Алёна была кроткой, и сразу после школы вышла замуж за богатого бизнесмена на десять лет старше её. Он запер её дома, поставив на хозяйство. У него был идеальный домострой. Алёна должна была ждать его возвращения при полном параде. А Алёна влюбилась в него, поскольку муж напоминал их отца (Фрейд).
Вот этот момент меня настораживает. Он не проработан. (Брак Алёны, и её жизнь, вообще вызывают много вопросов). Алёна вышла замуж сразу после школы. Школу оканчивают не позднее семнадцати лет. Ранее восемнадцати брак без справки о беременности заключить невозможно. Значит, не совсем сразу после школы, не перешив выпускное платье на свадебное. Какое-то время, полгода, год, полтора года до совершеннолетия должны были пройти.
За это время, даже полмесяца, Алёна и её мать (отца сёстры потеряли ещё будучи школьницами) почему-то совсем не думали о будущем: Алёна - о своём, мать - своей дочери. Никто почему-то не беспокоился, как Алёна будет жить дальше? На что она будет жить, как зарабатывать деньги?
Очень редкие случаи, когда "тревожная" и эгоцентричная мать не даёт дочери развития, чтобы не остаться в старости одной, чтобы приковать дочь к себе цепями. Дочь такой матери не получает достойного образования, или вообще никакого. Дочь такой матери не выходит замуж и не знакомится с молодыми людьми. Дочь такой матери остаёся в тотальной социальной изоляции, как на необитаемом острове.
Такое поведение очень глупо и нелогично с точки зрения тревожной и эгоистичной матери. Обрубив все возможности дочери, она вырыла могилу прежде всего себе. Лишив возможностей дочь, она лишила всего себя, полноценной жизни и качественного лечения. Паразитарное мышление вообще нелогично.
Но о матери в рассказе нет ни слова. Она теоретически существует, когда дочки учатся в школе и теряют отца, когда Алёна выходит замуж. Но когда Алёна в рабстве у мужа, и он не разрешает ей приглашать её гостей (да и некого ей приглашать, нет у неё никого), к ней тайком приходит только сестра Наталья. Мать тайком не приходит. Где же она? О её смерти или отъезде за рубеж нет ни слова. Нет матери сестёр, когда Алёну муж выгоняет из дома и она пьянствует до алкогольного психоза. Зато свекрови посвящено несколько абзацев. Бабка получает тяжёлую травму , и Алёна убирает за ней дерьмо.
Второй вопрос, где скромная и домашняя, замкнутая девочка Алёна могла познакомиться с таким мужем, явно не своего круга, если она не ходит вообще никуда, только готовит и вышивает? Почему при таких наклонностях не было цели закончить кулинарное или швейное ПТУ, или факультет дизайна, потому что Алёна мастерски украшает свой дом и могла бы иметь свой бизнес назло мужу.
Как правило, такие неравные браки устраивают родители. Но отец сестёр умер. На улице она не могла с ним познакомиться. В ресторане тоже. Очень похоже, что брак устроила мать. Тогда жених - знакомый отца? Возможно, Алёна сама хотела замуж, и только замуж, и ей искали подходящего мужа, с которым "как за каменной стеной".
Другой вариант, что на Алёну велась охота. Ведь олигархи на самом-то деле живут среди нас. Их дворцы стоят в частных секторах в окружении полуразвалившихся избёнок.
И такому человеку, как муж Алёны, была нужна рабыня. А он просто позволял ей пользоваться своим богатством.
Такие неравные браки протекают по одной схеме. "Золушки" (как же я ненавижу это слово!) заменяют домашний персонал, которому надо платить. Обычно до "золушек" неудачный брак или браки, кончившиеся разделом имущества и обчищением сокровищниц и хранилищ. И пусть это никогда не повторится!
Но кончается это плохо. Паралельно браку с бесплатной домашней работницей заводится роман с хищницей, близкой по духу и характеру. Истрепав жену, в дом приводится хищница, троянская лошадь.
Что было дальше с новым браком мужа Алёны, история умалчивает. Но как правило, таким девкам быстро всё надоедает, и они ищут новых острых ощущений и новых мужчин. Изменяют. Отсуживают имущество. Они начали с б***ва, и им же заканчивают.
Мне не понятно, как Сергей, бывший муж Алёны, собирался жить со своей новой женой из категории стерв. Кто будет готовить ему еду? Стерва не будет.
Пережив бракоразводный процесс, потеряв деньги, нервы, он снова будет искать простушку под видом благотворительности, чтобы пить из неё кровь.
Считаю, что в рассказе всё слишком гипертрофировано. Детей Сергей не хотел категорически. Но в среде коммерсантов аномальная тяга к размножению. Может быть, он не хотел детей от никчёмной Алёны?
Но ведь есть в таких "неравных союзах" и другие отношения, когда с простушки пылинки сдувают. Как в песне "А он мужчина с биографией".
Приговор, который он вынес надоевшей жене, мне тоже странен. Просто взял и вывез в обшарпанную квартиру. А где родительская квартира? Ах, да там сестра! А если бы и было своё жильё, Алёну заставили бы ей его продать.
Можно рассмотреть этот рассказ не с бытовой, а с духовной точки зрения, что Алёна была в лапах у дьявола, и вырвалась от него, выбросившись из окна. Но сейчас меня интересовала лишь бытовая составляющая, как странно всё и опасно в нашем мире. Но не встретив я такого персонажа по соседству, я не задумалась бы над всем этим.


Рецензии