Г. Санников. Красная площадь

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ А. А. ДИВИЛЬКОВСКОГО

Сборник публикует его составитель Ю. В. Мещаненко*

…………………………………………………………………


КРАСНАЯ НОВЬ

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

КНИГА ПЯТАЯ

МАЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Москва–Ленинград

1930

Тираж 15.000 экз.

Страниц всего: 216

Ответственный редактор: Ф. Раскольников

Редакционная коллегия:
 
Вл. Васильевский
Вс. Иванов
С. Канатчиков

 
Адрес редакции:

Москва, Ильинка, Старопанский пер., 4, тел. 5-63-12


   205


                А. ДИВИЛЬКОВСКИЙ


                КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ


                РЕЦЕНЗИИ


Г. САННИКОВ — Красная площадь,
избранные поэмы 1921—1928 гг.
Гиз, М.—Л., стр. 92, 1929 (на
обложке 1930 г.), тир. 2.000 экз.,
Ц. 1 р. 20 к.


   Самоё заглавие говорит уже об определённо пролетарском, революционном поэте.
   Красной площади как воплощению Октябрьской революции и победы и посвящены «Поэма мертвых», «Куранты» — в самом начале.

   Бой часов на Спасской башне олицетворяется здесь как голос героев-коммунаров, вставших из-под кремлевской стены для пения «Интернационала».

   — Это мертвые будят живых, — говорит поэт.

   И далее в поэме выводит на площадь, на трибуну самого Ильича из его мавзолея, рисуя огромное волнение и мертвых и живых толп от громовой речи «водителя бурь».
 
   Даже все окружающие предметы захвачены общим волнением:


            Глохли камни, даже здания
            На трибуну дали крен,
            Шевелились зубья башен
            В розоватых дёснах стен...


   Полны также боевым, революционным лиризмом и другие поэмки «гражданского» содержания, особенно «Поэма красных зорь» и «Восстание паровозов».

   Первая из них изображает лирически участие автора в событиях Февраля — Октября в Москве.
 
   Прочувствованное изображение это слито неразрывно с личным «романом»-конфликтом, где возлюбленная оказывается по ту сторону баррикады.

   Центральный узел стихотворения как раз и приходится на лично-классовую трагедию:


            К чужим в ряды, в шеренги, в шествие
            Ты отошла не бессознательно.
            Ах, Анна, это сумасшествие —
            Итти с улыбкой на предательство.


   И, жертвуя своей любовью революции, поэт с полной искренностью, а потому и сильно, передает неугасшую тоску по этой любви.
 
   Революционная «ударность» поэмы от этого чрезвычайно выигрывает.
 
   Другая поэма — «Восстание паровозов» (1922 г.) — относится к моменту сгустившихся вокруг нас фронтов и разрухи.

   Конструктивный центр здесь лежит в картине выхода из этой черной полосы, воскрешения или «восстания» тысяч паровозов, их «кладбищ» и вместе с тем возвращения домой, на фабрики сражавшихся тысяч рабочих.
 
   Эффектная широкая картина победы революции внутри и вне — в быстрых двух-трех чёрточках.

   Недостаток этих главных стихотворений книжки виден однако из самого изложения.
 
   Это — удаленность от нынешнего животрепещущего момента реконструкции, социалистической индустриализации в нашей стране.
 
   На индустриализацию, коллективизацию, борьбу с остатками капитализма, с кулаком есть лишь редкие намеки в книжке, хотя отдельные ее вещи помечены и 1928 г.
 
   Но надо сказать, что это «непоспевание» за гигантскими темпами общего роста разделяется нашим поэтом со всею почти литературой в большей или меньшей степени.
 
   Тем более надо стремиться восполнить пробел.

   Другие стихи менее значительны по содержанию.
 
   В них отражается чисто личная, интимная жизнь чувства, только отчасти примыкающие к главной теме сборника — к «Красной площади».
 
   Это не означает впрочем поэтической, эстетической или музыкальной слабости.
 
   Наоборот, как раз такая, сравнительно далекая от «‹гражданственности» сама по себе вещь, как например «Город Угля», выдается несомненной яркостью и меткостью образа-символа старой, заброшенной, медной лампы поэта, служившей ему в начале его поприща как спутница первых вдохновений.
 
   Сквозь удачный образ «керосиновой меди» чисто пробивается луч искреннего чувства.

   А стихи «Кораблекрушение» хорошо улавливают самую музыку — тревожный и стихийный ритм бурного, грозящего моря.

   Что же служит у поэта в конце концов для символа европейской революции? Мотив этот, однако, лишь как бы мельком проявляется.
 
   Словом, сборник снова подтверждает наличие истинного поэтического дарования т. Санникова, в иных местах возвышающегося до значительной силы и образности.

   Однако необходимо указать на два-три примера безвкусицы и неловких рискованных выражений,

 
   206

 
прокравшихся в его музыкально-образные строки.
 
   В «Курантах» крайне неуместно сказано о появлении Ильича «из глубины тюрьмы своей» (т. е. мавзолея).
 
   Неверно и в 1-й главе той же поэмы говорить о «бреде зарниц» в смысле неоправдавшихся надежд на немедленную революцию Европы в 1919–1920 гг.

   Революция тогда временно отступила, но наши дни сейчас достаточно говорят о том, что это далеко не «бред».

   Есть и целое стихотворение «Дни» (дата—1922 г.), где настроения разочарованности в нэпе нашли свой (замечательно!) поэтически слабый отклик.

   Как своего рода лирический «документ», пожалуй, и данные стихи имеют право на «представительство» в творчестве отзывчивого поэта.

   Было настроение, — пусть его беглый знак сохраняется как факт.

   Хотелось бы тогда и мотивов критики и преодоления тех мимолетных и в корне неправильных настроений.

   Больше того, хотелось бы от поэта новых мотивов дней «пятилетки», дней «сплошной коллективизации» и пр.

   Поэт молод, революция развертывает все более ярко вдохновляющие для поэтов свои возможности.

   Следовательно, мы вправе ждать (и требовать!) нового роста поэзии т. Санникова в сказанном направлении.

 

                А. Дивильковский**

            
                --------------------------


      Для цитирования:
 
А. Дивильковский, Г. Санников, Красная площадь, Красная новь, Книга пятая, Май, М.–Л., 1930, Стр. 205–206.
   

       Примечания


      *Материалы из семейного архива, Архива жандармского Управления в Женеве и Славянской библиотеки в Праге подготовил и составил в сборник Юрий Владимирович Мещаненко, доктор философии (Прага). Тексты приведены к нормам современной орфографии, где это необходимо для понимания смысла современным читателем. В остальном — сохраняю стилистику, пунктуацию и орфографию автора. Букву дореволюционной азбуки ять не позволяет изобразить текстовый редактор сайта проза.ру, поэтому она заменена на букву е, если используется дореформенный алфавит, по той же причине опускаю немецкие умляуты, чешские гачки, французские и другие над- и подстрочные огласовки.

   **Дивильковский Анатолий Авдеевич (1873–1932) – публицист, член РСДРП с 1898 г., член Петербургского комитета РСДРП. В эмиграции жил во Франции и Швейцарии с 1906 по 1918 г. В Женеве 18 марта 1908 года Владимир Ильич Ленин выступил от имени РСДРП с речью о значении Парижской коммуны на интернациональном митинге в Женеве, посвященном трем годовщинам: 25-летию со дня смерти К. Маркса, 60-летнему юбилею революции 1848 года в Германии и дню Парижской коммуны. На этом собрании А. А. Дивильковский познакомился с Лениным и до самой смерти Владимира Ильича работал с ним в Московском Кремле помощником Управделами СНК Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича и Николая Петровича Горбунова с 1919 по 1924 год. По поручению Ленина в согласовании со Сталиным организовывал в 1922 году Общество старых большевиков вместе с П. Н. Лепешинским и А. М. Стопани. В семейном архиве хранится членский билет № 4 члена Московского отделения ВОСБ.


Рецензии