О многогранности творчества А. Г. Варнека

НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ  произведения, выполненные  художником А.Г. Варнеком

1. Гравированный портрет художника П.Н.  Михайлова, участника двух кругосветных плаваний и экспедиции Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду. А еще и соученик  Варнека в Академии художеств, и его сосед. Цикл миниатюр о нем см. в начале Списка произведений на прозе.ру. 

2. Скульптура «Филоктет, извлекающий из ноги занозу». 1812.

3 «Изображение египетской скульптуры»  - графическая работа Александра Григорьевича Варнека, созданная в 1820 году. Размер произведения - 45;34 см. Работа выполнена в технике сепии и графитного карандаша на бумаге.  Местонахождение: музей Академии художеств  Дата поступления в музей – 1942 г.

Вся жизнь и творчество художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека (1782 -1843)  были исключительно многогранными, и это создает огромные трудности  в написании  достаточно  полной его биографии, охватывающей все  грани  жизни и творчества художника. 

Самой солидной в этом отношении  безусловно стала книга известного российского искусствоведа Турчина Валерия Стефановича (1941 - 2015),  рассчитанная на широкого читателя и изданная довольно большим тиражом  25000 экз. [1].   В своей книге не очень большого объема 168 стр. ее автор безусловно отразил многие стороны творчества художника, однако в ней он наверняка не ставил задачи  показать объем его наследия и раскрыть секреты многих его картин.

О сложности этой задачи говорит и то, что неизвестный  автор биографической статьи, посвященной  А.Г. Варнеку, последний вариант которой  опубликован  сравнительно недавно  в Википедии, пошел своеобразным  путем, написав довольно краткую биографию художника, насытив ее многочисленными ссылками на документы и различного рода публикации, в которых упоминается имя художника. 

Замечу, что В.С. Турчин  на многогранность творчества  художника  обратил внимание  еще в своей  первой публикации 1976 года  «Полузабытый мастер» в журнале Художник [2].

Окончив Академию художеств в 1803 году, получив перед этим Большую золотую медаль на конкурсе Императорской Академии художеств и рекомендацию для поездки в Италию,  Александр в течение года выполнял в основном портреты  своих соучеников.  Однако приехав в 1804 г. в Италию, в Рим,  он переключился во многом на выполнение итальянских пейзажей и разработкой мифологических и библейских сцен.

Создал при этом целую серию подобных произведений с названиями «Пейзаж с гробницей», «Мост над водопадом», «Римский пейзаж», «Пейзаж в окрестностях Рима», «Геракл и Омфала», «Аполон и Дафна», «Святое семейство», «Отдых на пути в Египет», «Похищение сабинянок».

Обращение к подобным сюжетам было связано во многом с влиянием среды, состоящей из художников, специализирующихся в основном в историческом жанре.
Вернувшись осенью 1809 года в Петербург,  Александр Варнек стал выполнять в основном портреты, которые более чем на пять лет стали основным источником его существования. В годовых официальных списках выполненных им в эти годы  портретов указывается до 18 наименований. Однако стремление художника к преподавательской деятельности в Академии художеств, привело к тому, что он до 1815 года преподавал, не получая  жалования. 

Правда,  в 1810, 1811 гг. он  был привлечен  к работам по украшению Казанского собора в Петербурге,  в котором выполнил образ «Святая Мария Магдалина» для иконостаса придела Рождества Богородицы. В 1810 за портрет И.О. Потоцкого был удостоен звания академика. С того же года начал преподавать в портретном классе ИАХ. В 1814  году стал советником Академии, а в 1815 году назначен на должность руководителя вновь образованного класса миниатюрной живописи, оставив у себя учеников и по портрету. 
Некоторое время он преподавал в классе пейзажной живописи, сменив в 1823 году скончавшегося Иванова.  А с 1824 года являлся хранителем рисунков и эстампов Эрмитажа.  С 1830 года Варнек стал руководителем класса портретной и исторической живописи, а в 1831 году он  был уже профессором [2]. 

После смерти Щукина в 1828 году возглавил портретный класс ИАХ, а с 1830  г. стал руководителем класса исторической и портретной живописи.  В 1831 году был удостоен звания профессора 2-й степени, годом позже — профессора 1-й степени, а в 1834 году  - заслуженного профессора. 

С 1832 - хранитель кабинета эстампов и оригинальных рисунков ИАХ. Обращался к офорту и литографии. Принимал участие в выставках ИАХ и Общества поощрения художников. Уже не помню где, но узнал однажды, что работая в Эрмитаже,  А.Г. попутно обучал рисованию царских дочерей (думаю, что не бесплатно).

Рассказав о широте интересов А.Г. Варнека и многогранности  его творчества , скажу далее, что в его наследии имеется  ряд  примеров, подтверждающих это высказывание, касающееся многогранности.  Прежде всего, об этом свидетельствует Список произведений художника, приведенный в [1], начинающийся  с перечисления  натурщиков, запечатленных художником.

Далее в нем появляются  многочисленные картинки типа «Девушка с голубем, целующим ее в уста», Борей похищает Орифию»,  «Персей, освобождающий Андромеду». Затем  идут многочисленные «Аллегорические сцены» и не появляется первая картина «Портрет Евгении Ивановны Колосовой» - (знаменитой танцовщицы)  - находящийся и поныне в собрании Государственного  Русского музея и причисляемый к главным работам художника.

За ним идет серия портретов соучеников  в ИАХ, выполненных  в начале 1800-х, в том числе, «Портрет живописца», за который художник получил 1-ю золотую медаль, отодвинув  Кипренского на второе место, о чем авторы многочисленных книг о нем умалчивают.  В дальнейшем в Списке  работ А.Г. Варнека  идут в основном портреты.  Но иногда художник выполнял  не только их, причем в Списке его трудов они, к сожалению отсутствуют. 

Так, в [3]  сообщается о том, что А.Г. Варнеком  был выполнен Гравированный портрет художника П.Н.  Михайлова, приложенный к миниатюре. 

Турчин в  своей первой публикации о творчестве А.Г. Варнека сообщил: «Чтобы представить степень дарования Варнека полностью, можно вспомнить, что он из глины вылепил  небольшую фигурку умирающего Филоктета (1812) и создал скульптурный портрет» [2]. 

Неординарным произведением  художника является и графическая работа «Изображение египетской скульптуры» из собрания  Музея Академии художеств, приложенная к миниатюре справа.

ПРИМЕЧАНИЯ 

1.  Турчин В.С Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. - М.: Искусство, 1985. - 168 с.   
2. Турчин В.С. Журнал «Художник». Полузабытый мастер. 1976. №8, С. 46.
3. Ровинский Д.А.  Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. :  с 720 фототипиями и 210 цинкографиями : [В 2-х томах]. - СПб., 1895.  (Том 1, С.144,145).


Рецензии
Миниатюра мне чем то напоминает или ассоциируется с русским авангардом началеа20-ого века, как-будто вначале 19 века был тоже всплеск художественной энергии России - целая плеяда универсальных художников-портретистов. Но со временем, хотя все они были крайне талантливы, их заслонили их потомки - русские авангардисты.

Никола Прутов   13.01.2025 20:05     Заявить о нарушении