Е. Л. Шварц. ТЕНЬ. Портрет Принцессы Луизы

Принцесса Луиза... В пьесе-сказке Шварца "Тень" это сложный и яркий психологический портрет человека, который сам себе беда и сам себе помеха.

Луиза хочет быть любимой. Это естественное, нормальное, здоровое, хорошее человеческое желание. Каждый человек хочет, чтобы его любили. Но не каждый человек умеет любить сам. И даже не каждый человек умеет принимать любовь, которую ему дарят, и беречь её. Это — тоже умение, и этому люди учатся...

Показательный момент: как по-разному ведут себя Луиза и Христиан-Теодор, придя на условленное место свидания. Принцесса влюблена, она с нетерпением ждёт встречи, она волнуется: а вдруг он не придёт, а вдруг что-нибудь случится, и надежда не сбудется, и что тогда? Но тем не менее, как только она успокоилась и поверила, что всё пойдёт как задумано... ей стало скучно ждать! И она захотела, чтобы кто-нибудь её развлёк, отвлёк, рассказал что-нибудь интересное, вообще ей захотелось занять мысли чем-то другим. Чтобы не так скучно было ждать любимого.

"Тот, кто исполнит мою заветную мечту" — вот кем был для Луизы Христиан-Теодор. Само по себе это нормально, но... а что сделает она для их любви, для воплощения их мечтаний?

Совсем иначе думает, чувствует и действует Учёный. Ему не скучно ждать любимую! Он не нуждается в том, чтобы его кто-то развлекал. Наоборот, его не так-то просто отвлечь! Он погрузился в письма любимой, в исследование её чувств и мыслей, с тем же энтузиазмом, с каким во время своей научной работы копался в документах городского архива. И друзья с большим трудом вытаскивают его из этого состояния, чтобы поговорить с ним о вопросах, непосредственно касающихся его жизни и благополучия... Вот это — да, сразу видно: человек влюблён!

Луиза не столько любила Христиана-Теодора, сколько любила надежду на исполнение своего желания. Ей хотелось быть любимой. А кем и как — уже дело второе. Потому она и была психологически уязвимой, потому и поддалась на соблазн.

Луиза хочет, чтобы её не обманывали. Это естественное, нормальное, здоровое, хорошее человеческое желание. Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его не вводили в заблуждение. Но для этого мало добиваться порядочности от окружающих, нужно ещё нарабатывать своё умение отличать настоящее от фальшивого...

Когда Тень обманывала Учёного, то вела себя осторожно, старалась выстроить ложь, выглядящую правдоподобно в его глазах. А обманывая Принцессу, Тень действовала куда наглее и грубее. Одним психологическим давлением на слабые места. Одним внушением бессилия и безволия в духе: "Никуда не денешься, всё равно будешь моя." Даже не беспокоясь о логике. Ведь если трезво взглянуть на всё, что Тень наплела, что получается? Бред... "Я лучший друг твоего жениха, счас я тебе буду рассказывать, как я в тебя влюблён. — Я знаю, какие плохие желания в тебе бродят порой, это и есть твоя истинная суть, нечего отпираться! — Я тебя так люблю, так люблю, такую плохую. — Мой лучший друг попросту трус и жадина, способный на предательство. — Я его подкупил, чтобы он тебя предал, вот как сильно я тебя люблю. — Ну и оставайся одна, моя любимая, всеми брошенная, раз ты меня прекрасного не ценишь. — Раз мы теперь вместе, давай благородно простим того, кто тебя по моему наущению предал. Давай пожалеем его как неудачника, раз он так неудачно сподличал и поплатился за свою подлость, давай погладим его по головке..." Где тут дружба, где тут любовь? Ни дружбой, ни любовью тут даже на горизонте не пахнет. Одна сплошная путаница в морали. Один сплошной вывих нравственных понятий.

Но у Принцессы были очень туманные и шаткие представления о том, что должны представлять из себя любовь и дружба. Привычка примиряться с цинизмом и принимать пошлость как нормальное житейское явление подставили Принцессе подножку. Она не раскусила, что в речах Тени всё, всё фальшивка, от начала до конца... И в результате поплатилась тем, что потеряла настоящее и получила фальшивку. Потеряла доверие к тому, кто её любил и был искренен с ней, и получила как раз то, чего больше всего боялась: холодные поцелуи обманщика, который её использовал.

И ещё одна важная, ключевая фраза, которую произнесла Луиза в первую встречу с Христианом-Теодором: «Мне очень жалко себя.» Саможаление — вещь увлекательная и опасная. Начнёт человек лелеять свои обиды и печали, перебирать их, смаковать, и закопается в них. И наползает вялость, всё начинает из рук валиться, вся жизнь наперекосяк идёт. Только забота о ком-то или о чём-то спасает человека. А Луиза больше думала о своих желаниях и своих обидах. А в жизни закономерность другая: если тебе трудно и плохо, начни помогать кому-нибудь, кому тоже трудно и плохо, — и тогда твоя жизнь изменится. Так же, как у Учёного пошёл прилив сил, когда он стал защищать Аннунциату. Ведь окружающее не изменилось — зато изменился внутри он сам.

***

Принцесса Луиза — сама себе препятствие, сама себе беда... И в конце концов Христиан-Теодор разлюбил её и оставил её именно потому, что понял, что она за человек.

Психологическая картина всей истории любви Учёного и Принцессы от начала до конца В ПЬЕСЕ Шварца прописана подробно и отчётливо: видны и основания для надежд, и причины, почему эти надежды не сбылись.

Ведь Христиан-Теодор после первого же разговора с Луизой поставил ей правильный диагноз: "злокачественное малокровие от тепличного воздуха". И его потрясло, что та девушка, которая день за днём незаметно для него самого всё больше притягивала его глаза и мысли, которая показалась ему воплощением мечты, живым поэтическим образом прекрасной, но несчастливой девушки, на самом деле вот такая... Пропитавшяся цинизмом, смирившаяся с моральной грязью в окружающем обществе. Но он увидел и другое: искреннее желание более светлой и радостной жизни. Он увидел, что она хотела бы поверить в лучшее, только не решается. Принцесса Луиза, в отличие от подавляющего большинства людей из своего окружения, — не притворщица. Уж что-что, а искренность и откровенность в ней есть. И когда она сказала: «Так значит, не все люди негодяи? Хорошо, если бы это было так.» — это было не для красного словца, как бывает у иных кокеток. И именно эта искренность Принцессы зажгла в Учёном надежду, что её "психологическая болезнь" не зашла слишком далеко и вполне излечима. Он ведь не из тех, кто складывает лапки перед трудностями.

Одно дело — абстрактно мечтать о принцессе, и совсем другое дело — когда вот она, перед тобой, настоящая принцесса из настоящего дворца. И у неё от дворцового воспитания все понятия набекрень и от дворцовой жизни вся психика покалечена. И она выплакивается тебе в жилетку, жалуясь, как её все вокруг обижают. И выплёскивает на тебя такие взгляды на жизнь, что тут уж никакой возвышенной поэзией и близко не пахнет. Это совсем другое дело. А Христиан-Теодор именно в этот момент понял, что он не может просто развернуться и уйти, не может оставить её вот так. «Всё не так просто, как кажется. Мне казалось, что ваши мысли гармоничны, как вы... Но вот они передо мной... Они вовсе не похожи на те, которые я ждал... И всё-таки... всё-таки я люблю вас.» Упорный человек. Хоть он и "пришёл не по адресу" со своей любовью, но... Здесь проявился тот самый стержень в характере, который позже дал ему силы выстоять против Тени.

И когда Луиза написала ему, что согласна на его предложение, что готова уехать с ним, куда он захочет, он подумал, что в ней есть решимость покончить с прошлым, пропитанным обманами и ложью "высшего света", и начать новую жизнь: бросить дворцовый комфорт и вступить на неизведанную дорогу ради того, чтобы жить настоящей жизнью, встретить настоящую любовь и найти настоящее счастье. Она, избалованная кисейная барышня, решилась бежать с человеком, которого сама не так давно назвала "нищим", поскольку у него одна комната и небогатый заработок... Это и впрямь радикальный шаг!

Учёный ещё не видел, что этот радикальный шаг — не проявление решимости, а просто проявление послушного следования за тем, кого Принцесса сочла исполнителем её желаний.

Христиан-Теодор помог Луизе поверить в то, во что она сама хотела верить. Он взялся воплощать в жизнь её мечту. И она пошла за ним. Всё это правильно. Но беда в том, что она пошла за ним слишком... пассивно. Как человек, привыкший, что кто-то другой выполняет его желания, а ему самому не надо прилагать усилия, не надо трудиться, не надо заботиться. В наше время это называется "потребительская психология". В этом — беда Принцессы, оттого она и страдает.

Когда Принцесса отвернулась от Учёного, не пожелала его выслушать и назвала ничтожеством, он отнёсся к этому с пониманием: ведь её обманули, и его обманули, и его подпись стояла на бумаге, — тут любая засомневается. То, что она целовалась с другим, он тоже перенёс: это можно понять, что девушка, почувствовав себя обманутой и брошенной, потеряла опору под ногами и ухватилась за первого, кто сумел произвести на неё впечатление.

И Учёный не терял надежду, что если Принцесса увидит правду, то "пелена спадёт" и всё ещё можно будет исправить. Хотя и предполагал, что это весьма рискованно для него самого, так как с вражеской стороны можно ждать нападения. Но когда он обратился к ней, словом и делом опровергая всё, что их разъединило, и напоминая ей обо всём, что их когда-то объединяло, то обнаружил, что ей уже неинтересно ни то, ни другое. Её уже не радует то, что радовало раньше, и не тревожит то, что раньше тревожило. Она не просто оттолкнула его лично, как конкретного человека, — она отбросила всё то, что свело их вместе, на чём основывалась их любовь.

И даже когда Тень улеглась на своё теневое место и вслух признала, что она — тень, и таким образом, все доказательства правоты Учёного были налицо, — только поразмысли сама, кто тут кто и что происходит, — Принцесса... не стала думать сама, не стала выстраивать свой путь сама. Она не отреклась от жениха, который, будучи повелителем, повёл себя, как тень, и даже не возмутилась его поведением. Она не усомнилась в правдивости всего того, что этот жених ей плёл прежде, не задумалась о том, что, может быть, Учёный сказал правду. Она даже не набросилась на Учёного с возмущением: мол, что это ты с моим женихом вытворяешь? Она не проявила ничего самостоятельного и сознательного. Она, растерянная, бездумно и безвольно поплелась вслед за Тенью, которую уносили на руках из зала...

Вот тут-то между Принцессой и Учёным и порвалась связующая нить... Он понял, что Принцесса не такая, какой он себе её представлял. Принцесса пойдёт за тем, кто её поведёт. Неважно куда и неважно зачем — лишь бы её вели... Такую девушку он уже не мог любить.

И когда Принцесса отреклась от Тени и снова устремилась за Учёным, она всем своим поведением подтвердила, что, стремясь к нему, она так и не поняла, чему он её учил, не усвоила того, что он успел ей дать.

«Я всё поняла!» Опять эта фраза... В их первую встречу она сказала: "Ах, я всё понимаю!", а он ответил: "Всё понимать — это тоже смерть." Что он имел в виду? Познание бесконечно. Если человеку кажется, что он понял всё и больше ничего не нужно понимать — значит, он не понял чего-то очень важного. Если человек останавливается и застывает на своём "я всё на свете понял, больше познавать нечего и незачем", то его ум гаснет. Потому Учёный и сказал так. А Принцесса и тогда, находясь в полном тупике, говорила "я всё понимаю", и теперь, увидав какой-то проблеск впереди, говорит "я всё поняла". Ничего-то она не поняла пока что...

«Останься! Или возьми меня с собой!» «Останься! Господа, попросите его!» Эх, если бы она понимала, ПОЧЕМУ он звал её уйти из дворца! Если бы она поняла, ЧТО произошло сегодня на её глазах! Если бы она поняла его, как человека, почувствовала, что для него главное в жизни... Она не сказала бы "останься!", и уж тем более — не попыталсь бы уговаривать.

«На улице идёт дождь. Темно. А во дворце тепло, уютно. Я прикажу затопить все печки. Останься.» Принцесса пока ещё не умеет заботиться о тех, кого любит. Она делает первые попытки, первые шаги в эту сторону, но у неё не получается, потому что она не умеет взглянуть на ситуацию со стороны и стать на место другого человека. Тени, которой больно глотать после возвращения головы на место, Принцесса предлагала: «Я сделаю тебе компресс на ночь.» А прикладывать-то надо не к этой, а к другой шее, чтобы сработало! Учёному, который уходит из чуждого ему мира, Принцесса предлагает натопленную печку, а ему сейчас нужна совсем не печка!

И даже порываясь уйти с ним, она обещает ему: «Я буду очень хорошо себя вести, вот увидишь!» Обещает послушание. А он уже понял и убедился, что на одном послушании далеко не уедешь, что для настоящего единства нужно совсем другое. Он со всей ясностью увидел, что послушание и единомыслие — это не одно и то же...


Рецензии